Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Очередным знаковым шагом в этом направлении станет вступление в законную силу в установленные сроки Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС, который концентрирует в себе практически все грядущие изменения на единой таможенной территории законодательства в сфере внешней торговли. Предполагается, что Таможенный кодекс ЕАЭС начнет действовать с 1 июля 2017 года.

В связи с этим эксперты озадачились вопросом: возможно ли в нынешней обстановке остановить наметившуюся в последнее время и ставшую обретать все более четкие контуры ползучую монополизацию внешней торговли в Российской Федерации, а вместе с ней и дальнейшее ужесточение таможенного контроля?

Под монополизацией мы понимаем следующий процесс. Заявленная авторами ТК ЕАЭС в качестве одной из основных - идея категорирования предполагает разделение всех участников ВЭД на законопослушных и прочих. В отношении законопослушных предполагается либерализация контроля, а в отношении прочих его усиление. Мы не ставим под сомнение саму идею категорирования и усиления контроля в отношении участников, отнесенных таможней к категории прочих.

Однако мы опасаемся, что механизм такого разделения будет непрозрачным и несправедливым. Что неизбежно приведет к неоправданно большому числу компаний, оказавшихся за пределами белых списков. Эти компании будут испытывать дискриминационное воздействие со стороны таможни, по этой причине их издержки существенно возрастут.

Решить эту проблему в тексте Кодекса в процессе его создания фактически не удалось из-за того, что мнение экспертного сообщества не было услышано авторами Кодекса. Поскольку они сочли, что хрупкий компромисс между делегациями стран – участниц ЕАЭС в ожесточенных дебатах может быть нарушен, если на повестку дня поднять и эту значимую для многих проблему.

Это означает, что в ближайшей перспективе участники ВЭД столкнутся с изменениями в таможенном законодательстве, которые носят принципиальный характер. Анализ текста принятого Кодекса показал, что его составители в процессе поиска баланса между введением перспективных технологий и упрощений на фоне существенного ужесточения контрольных функций заложили основу для глубокой дифференциации участников ВЭД.

На сегодня последней возможностью для недопущения нормативного закрепления дискриминационных правил для мелких и средних игроков рынка внешней торговли и сопровождаемых ее услуг, неоправданного ужесточения регулирующих процедур при спорности критериев, определяющих дифференцированный подход, остается активное участие представителей бизнеса в процессе формирования национального законодательства.

При этом бизнесу не нужно ограничивать свое участие в законотворчестве только решением проблемы монополизации внешнеэкономической деятельности. Практики, как никто другой, понимают, что именно нужно изменить в действующих правилах для устранения имеющихся барьеров и повышения эффективности. И круг вопросов, которые могут и должны быть решены на нынешнем этапе, должен включать все наиболее острые проблемы.

Имею в виду необходимость оперативного поиска реальных путей и возможностей для вхождения представителей экспертного сообщества в процесс создания новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» если не в качестве основного разработчика, то хотя бы в качестве участника дискуссии, имеющего право голоса. Также и при обсуждении готовящихся к изданию нормативно-правовых решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которые должны будут вступить в силу в связи с принятием ТК ЕАЭС, экспертное сообщество должно иметь возможность высказывать свою позицию как полноценный участник процесса.

Уже сейчас известно, что 26 решений ЕЭК должны быть приняты в приоритетном порядке. В ЕЭК признают, что без их принятия Кодекс не сможет заработать. Проекты первых принятых решений, предназначенных для широкого обсуждения, уже начали публиковаться на официальном сайте ЕЭК.

При этом ЕЭК подчеркивает, что «сам период обсуждения документов будет сокращен, поскольку их подготовка ведется с учетом ранее заявленного срока вступления в силу нового Кодекса – 1 июля». Следует уточнить, что в целом договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс Таможенного союза. Это порядка 330 норм. По расчетам специалистов ЕЭК, для их реализации понадобится разработать порядка 100 решений.

Убежден, что эту работу мы сможем провести только сообща, консолидировав все здоровые силы, не заинтересованные в монополизации внешнеторговой деятельности в Российской Федерации и дальнейшем ужесточении контрольных функций государства в отношении неопределенно широкого круга лиц, прежде всего специализирующихся на ВЭД. Только в этом случае голос малого бизнеса может быть услышан и учтен при подготовке проекта закона и его прохождении в Государственной думе.

Предварительные опросы показывают, что профессиональное сообщество участников ВЭД напрямую заинтересовано в том, чтобы разрабатываемый федеральный закон и иные нормативные документы в процессе их утверждения прошли глубокую общественную экспертизу и стали удобными инструментами при их использовании всеми категориями участников внешней торговли.

Исходя из многообразия и широты рассматриваемых тем, Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес» намерена провести в самое ближайшее время минимум три круглых стола по основным направлениям организации таможенного контроля, таможенной стоимости и таможенным платежам, порядку и правилам применения системы управления рисками (СУР) и специальных упрощений.

По итогам дискуссий планируется протоколирование результатов слушаний и направление их в Евразийскую экономическую комиссию, профильный комитет Государственной думы и в иные заинтересованные ведомства Российской Федерации.

Предлагаемая форма проведения открытых общественных слушаний в виде тематических круглых столов, на наш взгляд, позволит увеличить число участвующих в обсуждении специалистов и подвергнуть законопроект более глубокому и объективному осмыслению, исходя из исключительной общественной, экономической и социальной значимости сферы внешней торговли.

При этом открытое обсуждение должно стать более эффективной и глубокой формой по сравнению со стандартной процедурой общественного обсуждения. К диалогу приглашаются самые широкие круги заинтересованных лиц, которые готовы не на словах, а на деле отстаивать свое право на честный бизнес как во внешней торговле, так и в околотаможенной сфере.

Алексей ШВЕЦ,

эксперт Гильдии

профессиональных участников

ВЭД «Гермес»,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 марта 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog