Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Новая эпоха таможенного декларирования

«Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его».

Что было...

2010 год Решением Коллегии Федеральной таможенной службы был объявлен годом Интернет-технологий. Дополнительный импульс работа в этом направлении получила и в августовском поручении Президента Российской Федерации - о переходе с 1 января 2011 года на оформление товаров в электронном виде по безбумажным технологиям.

Внедрение технологий электронного предоставления сведений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2011 году также остается приоритетной задачей, что было в очередной раз подтверждено руководством ФТС России на итоговой Коллегии.

Что же было сделано и что ещё предстоит сделать в Южном таможенном управлении для решения поставленных задач?

Что есть ...

Интернет-декларирование стало внедряться в Южном регионе сравнительно недавно - с октября 2009 года. В конце 2009 года её применяли только несколько таможенных постов ЮТУ - доля Интернет-деклараций от общего объема декларирования не превысила и 2%. В 1 полугодии 2010 года доля Интернет-деклараций от общего объема декларирования составляла уже около 10% (более 10,5 тыс. шт.).

В целях создания условий для применения технологий электронного    предоставления сведений, Южным таможенным     управлением, таможнями региона были организованы и проведены широкомасштабные    мероприятия технического и методологического   характера, как в таможенных органах, так и с участниками внешнеэкономической деятельности.

Так, уже к октябрю 2010 года все таможенные органы ЮТУ, уполномоченные принимать таможенные рации (62 подразделения), могли это делать через Интернет, и в 4 квартале прошлого года доля электронных деклараций возросла почти до 50%. а в 1 полугодии текущего - уже 77% (свыше 70,8 тыс.), почти 7-кратный рост.

Таким образом, Интернет-декларирование в ЮТУ развивается, но это было бы невозможно без роста интереса со стороны бизнес-сообщества нашего региона к применению электронного представления документов и сведений - так, к концу 2010 года декларирование через сети Интернет использовали почти 30% всех участников ВЭД СевероКавказского и Южного федеральных округов.

Полагаю, в данном случае немаловажную роль сыграли следующие факторы, свидетельствующие о постоянном совершенствовании технологии.

Во-первых, в систему электронного предоставления сведений через сети Интернет добавлялись таможенные процедуры, в отношении которых технологию можно было применять. Напомню, если сначала были только «выпуск для внутреннего потребления» и «экспорт», то в настоящее время в систему включены фактически все таможенные процедуры. При этом технологию можно использовать не в рамках таможенных процедур, например, при совершении таможенных операций в отношении припасов.

Во-вторых, расширяется перечень формализованных документов, используемых при электронном предоставлении сведений. При этом предусмотрено, что в отдельных случаях, когда формализация документа невозможна, допускается их предоставление в так называемом свободном формате. Ну и, наверное, самое главное - скорость оформления.

Давайте обратимся к статистике. ЮТУ ведет базы данных электронных деклараций на предмет соблюдения сроков выпу-а товаров, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 196).

Так вот, более 48% электронных деклараций были оформлены в течение 3 часов (!), около 24% - в течение 1 часа и только 23% - свыше 1 дня.

Говоря об электронном предоставлении    сведений через сети Интернет, нельзя не упомянуть о надежном функционировании электронных каналов связи, предназначенных для организации взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами при электронном декларировании. Для этих целей в региональном управлении создано подразделение технической поддержки электронного декларирования. В перспективе, его работа предусматривается в круглосуточном режиме.

Данное подразделение собирает информацию о возникновении сбоев в работе электронного декларирования для принятия мер по их устранению и предотвращению анало гичных проблем в будущем.

И здесь выявилась интересная ситуация. Анализ работоспособности электронных каналов связи показал, что не всегда сбои в работе электронного предоставления сведений происходят на стороне информационных систем таможенных органов. Немаловажную роль играет и то, каким образом, точнее, с помощью каких информационных систем и программных средств, декларант, который применяет технологию электронного предоставления сведений, организовал взаимодействие с таможенными органами.

Внедрение технологии декларирования товаров через сети Интернет - это только первая ступенька, электронное предоставление сведений стало фундаментом для внедрения в 2011 году в таможенных органах Южного региона технологии удаленного выпуска товаров.

При применении данной технологии таможенный контроль разделен на операции, непосредственно (физически) связанные с товаром, и операции, не связанные с товаром.

При этом все действия с товарами производятся в приграничных регионах, а проверка декларации, документов и сведений, принятие решения о выпуске товаров, осуществляется на внутренних таможенных постах.

интернет-декларирование в ЮТУ

После того, как решение о выпуске принято и доведено до приграничного таможенного поста, товары следуют к получателям уже без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.

Такая технология реализована с 1 февраля текущего года в Краснодарской и Ростовской таможнях. В качестве «внутренних» таможенных органов выступают Краснодарский и Ростовский таможенные посты (центры электронного декларирования).

Примечание: В Южном таможенном управлении с 12 января 2011 года функционируют два центра электронного декларирования: Краснодарский (на базе Краснодарской таможни) и Ростовский (соответственно - на базе Ростовской таможни).

Регионы деятельности данных постов - Северо-Кавказское и Южное таможенные управления.

В качестве приграничного таможенного органа выбран Не-светайский таможенный пост Ростовской таможни. Пост размещен на таможенно-логистическом терминале (ТЛТ) «Новошахтинский», вблизи от многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) Новошахтинск на российско-украинском участке государственной границы, на базе склада временного хранения (СВХ) ООО «Южные транспортные линии».

С использованием данной технологии оформлено уже свыше 700 Интернет-деклараций.

Что будет ...

Нужно отметить - мы ждали (и ждем) от ФТС дальнейшего развития технологии, в первую очередь - в части расширения перечня таможенных органов, которые можно будет «интегрировать» в удаленный выпуск.

Были надежды на приказ ФТС России №845, новеллы которого, в рамках использования технологии удаленного выпуска, заключаются в следующем:

- возможность размещения ввезенных товаров не только на складе временного хранения, но и на прилегающей к нему зоне таможенного контроля;

- применение предварительного таможенного декларирования;

- использование технологии для совершения таможенных операций в отношении вывозимых товаров;

- при ввозе товаров железнодорожным и морским (речным) видами транспорта их размещение возможно в иных местах временного хранения.

Вместе с тем, Федеральной таможенной службой предприняты некоторые шаги по расширению возможностей использования технологии. Так, в настоящее время все действующие таможенно-логистические терминалы на территории Российской Федерации, на которых располагаются приграничные таможенные органы, связаны со всеми таможенными постами - центрами электронного декларирования.

график интернет-деклараций

С 30 мая по 3 июня 2011 года в г. Тверь проходило общероссийское совещание таможенных органов, посвященное вопросам разработки и внедрения перспективных таможенных технологий. И одним из вопросов рассматривалась организация выборочного контроля товаров, с использованием так называемого автоматического выпуска таможенных деклараций.

В чем суть данной технологии?

Если коротко, то речь идет о том, чтобы обеспечить принятие решения о выпуске товаров, декларируемых в электронной форме с использованием сети Интернет, с помощью автоматизированных информационных систем таможенного оформления и таможенного контроля таможенных органов (АИС «АИСТ-М») в автоматическом режиме, без участия инспектора таможни в осуществлении таможенных операций по принятию, регистрации и проверке таможенной декларации.

Для чего это нужно? Это нужно для дальнейшего сближения таможенной службы России с мировыми стандартами, повышения конкурентоспособности таможенных органов Российской Федерации, в том числе:

- путем ускорения совершения таможенных операций, а также смещения акцента проведения таможенного контроля на этап контроля после выпуска товаров;

- за счёт улучшения качества предоставляемых услуг, снижения коррупционной составляющей при декларировании товаров.

В настоящее время из представителей Южного таможенного управления и компании-разработчика программных средств создана рабочая группа, в задачи которой входит разработка для ФТС России предложений для внедрения данной технологии. На первом этапе в качестве пилотной зоны будут предложены таможенные посты в регионе деятельности ЮТУ.

И еще несколько слов ...

Теперь о факторах, непосредственно связанных с развитием перспективных таможенных технологий и влияющих на активизацию внешнеэкономического сотрудничества, в том числе его инновационной составляющей.

В этом году в Ростове-на-Дону в ходе круглого стола по проблемам внешнеэкономической деятельности разгорелись страсти. Основным лейтмотивом выступлений некоторых участников круглого стола было предположение, что имея электронно-цифровую подпись для оформления деклараций через сети Интернет, все равно надо ездить в таможню ставить печати, и что отдельные документы, необходимые экспортерам, в электронном виде не предусмотрены.

Давайте последовательно во всем разберемся.

Начну с последнего утверждения, и здесь я повторюсь - в настоящее время все виды документов, на основании которых заполняется таможенная декларация, формализованы, то есть могут быть представлены в таможню в электронном виде (около 200).

О необходимости внедрения безбумажных технологий во внешнеэкономическую деятельность неоднократно говорилось на уровне высшего руководства страны. Таможенная служба с задачей справилась. С 25 октября прошлого года все таможенные органы работают с электронными декларациями через сети Интернет.

Но говоря о безбумажных технологиях, нельзя не остановиться на одном узком месте. Мы активно используем перспективные информационные технологии, это уже норма в работе современной таможни, но таможенная служба не является координатором их внедрения.

Так, в ходе таможенного контроля инспектор осуществляет проверку значительного количества разрешительных документов.

Эти документы выдаются государственными контролирующими органами и Российской Федерации и, в ряде случаев, зарубежных стран (сертификаты происхождения, соответствия (безопасности), пожарной безопасности и пр.).

Документы надлежит проверить по форме, реквизитам, наличию печатей и подписей на предмет их соответствия доведённым образцам, а также на предмет отсутствия признаков подделки (к сожалению, бывает и такое). Это можно сделать только при работе с оригиналами, т.е. с бумажными носителями.

Однако для тех целей, которые стоят перед таможенными   органами,   достаточно официальной информации, содержащейся в указанных документах и доведённой в электронном виде (т.е. без бумаги). Дело в том, что   регистрация   электронной декларации и выпуск товаров, оформленных  в   электронном виде, по таможенному законодательству - юридически значимый факт. Поэтому особенно важно, чтобы госструктуры,   выдающие   разрешительные документы, не только вели соответствующие электронные базы данных, но и давали возможность в on-line режиме представлять их таможенным органам.

В целом же, целесообразна разработка единой базы данных всех разрешений, которая позволит ликвидировать необходимость предоставления бумажных документов в принципе.

И здесь можно говорить об очередном новационном шаге, который сделала Федеральная таможенная служба.

В августе должна быть внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов (АС «БД РД») в подразделениях ФТС России и на объектах пилотной зоны. В регионе деятельности нашего управления в качестве таких объектов выбраны Центр электронного декларирования Краснодарский таможни, а также таможенные посты МАПП Новошахтинск и Аэропорт Ростов-на-Дону Ростовской таможни.

Отсутствие безбумажных технологий в контроле и сопровождении внешнеторговой деятельности, между прочим, касается не только государственных органов. Это затрагивает и другие структуры, например банковские, и, что очень важно - перевозчиков (в первую очередь - железную дорогу).

Так, применение электронного декларирования при экспорте имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловлены фактически отсутствием взаимодействия между таможней и структурами, осуществляющими организацию и контроль вывоза экспортных грузов.

Для нас выпуск экспортных деклараций возможен полностью в электронном виде. Однако, чтобы сдать груз перевозчику, например - железной дороге, необходимо для него проштамповать на таможенном посту бумажные экземпляры железнодорожных накладных (значительное количество!).

Для налоговых органов - распечатать экспортную декларацию на бумаге, проставить на ней соответствующие «живые» отметки.

И в том, и в другом случае участнику ВЭД надо являться в таможню.

При этом экспортных деклараций в прошлом году было оформ-в регионе деятельности ЮТУ почти 70 тысяч - сколько бумаги ушло, сколько времени и не­рвов было потрачено.

Полагаю, данные приме­ры наглядно демонстрируют сдерживающий фактор  в развитии безбумажного   документооборота, соответственно, нивелируют достижения таможенной / службы в области инфор­мационных технологий. Решение   этих   задач . снимет, по сути, последнее  препятствие для внедрения   100%-ного электронного де­кларирования. Таким образом, необходимо на различных (и разного уровня) встре­чах и совещаниях поднимать вопросы перехода всех государственных структур и организаций к применению информационных тех­нологий для контроля и обслуживания внешней торговли, и выстраивания единой информационной цепи.

А участникам ВЭД немаловажно также развивать соб­ственные, внутрифирменные системы электронного доку­ментооборота, внедрять и у себя безбумажные технологии, в том числе, во взаимодействии со своими иностранными партнерами.

И когда отдельные звенья (отправитель - получатель - та­можня - перевозчик - иные учреждения и государственные контролирующие органы) соединятся в единую электрон­ную цепь, оформление и контроль внешнеэкономических сделок станут по-настоящему безбумажными.

Все преимущества Интернет-декларирования будут бес­спорными и очевидными, что однозначно повлияет на рост внешней торговли, потому что таможенное оформление превратится в действительно формальную процедуру, а общение с таможней будет минимальным и, самое главное -максимально комфортным для участника ВЭД.

И в заключение хочу привести слова «отца» кибернети­ки Норберта Винера: «Мы изменили своё окружение так ра­дикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

Пусть эти слова станут той отправной точкой, с которой начнется новая эпоха в создании идеологии таможенного оформления товаров, декларирование которых осуществля­ется путём электронного предоставления сведений.

Начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий ЮТУ В. А. Сеничев

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 8 ноября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog