Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство выступает за введение базового уровня качества для продукции в странах ЕАЭС и работает, чтобы сделать её наднациональной.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сербией.

Правительство РФ приняло решение подписать конвенцию ООН об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа.

/ Статьи

Мобильные группы работают эффективно

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров, подпадающих под действие продовольственного эмбарго, в последнее время стало одним из наиболее приоритетных направлений служебной деятельности должностных лиц Псковской таможни.

Напомним, что в зоне ее ответственности находится российско-белорусский участок границы, где с некоторых пор нет таможенного контроля. Он был снят после создания Таможенного союза России и Беларуси, а в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сформировалось единое таможенное пространство. Это позволило фактически упразднить внутренние границы между странами – членами Союза.

Этим не преминули воспользоваться недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), наладившие поставки «санкционки», которая пошла к нам в том числе транзитом через Беларусь. Сегодня основные маршруты ее ввоза пролегают по проселочным дорогам, проходящим от соседей через Великолукский, Куньинский, Невельский районы Псковской области.

Как пояснили в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), для реализации положений указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» в ряде таможенных органов страны сформировали мобильные группы.

Их главная задача - борьба с незаконным ввозом санкционных товаров и иной продукции, в отношении которой установлены запреты и ограничения. ФТС России, начиная с 2015 года, организовала работу 35 мобильных групп в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы России. Сейчас такие группы действуют в 25 регионах страны.

На Северо-Западе они появились в составе Псковской таможни. С первых дней работы они в усиленном круглосуточном режиме занимаются контролем, выявлением и пресечением попыток незаконного перемещения с территории Беларуси грузов (товаров) отдельной категории. С 2018 года должностные лица таможенных органов имеют право самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, останавливать грузовые автотранспортные средства на территории ряда субъектов Российской Федерации для проведения таможенного контроля.

Кроме того, в составе Службы таможенного контроля после выпуска товаров Псковской таможни 26 декабря 2017 года создали отдел по контролю за ввозом и оборотом товаров (ОКВОТ). В зоне его особого внимания три пограничных с Беларусью района Псковской области: Усвятский, Невельский и Себежский. Протяженность государственной границы Псковской области с Беларусью – 364 км. Здесь имеется более 30 автодорог, в том числе 6 асфальтированных, 2 грунтовые и 22 проселочные. О результатах работы отдела расскажем ниже.

Отметим, что ФТС России осуществляет постоянный контроль за деятельностью указанных групп, проводит различного рода проверочные мероприятия. Одно из них состоялось в начале сентября. В ходе него мобильные группы Псковской таможни выезжали в ночной и дневной рейды на федеральную автомобильную трассу М-9 «Балтия» и на проселочные дороги, пролегающие по участку, приближенному к российско-белорусской границе. Цель рейда – пресечение незаконного ввоза санкционных товаров, перемещаемых в первую очередь на автомобилях.

Сейчас в распоряжении отделов находятся мобильные комплексы на базе автотранспортных средств, которые оснащены всеми необходимыми современными техническими средствами таможенного контроля, которые позволяют проводить контроль товаров, перемещаемых в транспортных средствах, в местах их остановки. При необходимости они могут во взаимодействии с Росгвардией использовать беспилотные летательные аппараты (БЛА), имеющие дальность полета, которая позволяет обследовать территорию радиусом 60 км.

С помощью БЛА таможенники получают оперативную информацию о перемещении в приграничной зоне автотранспортных средств, которые могут использоваться для незаконного ввоза в Россию объездными путями «санкционки». Для решения поставленных задач и облета приграничной территории также задействуют таможенный вертолет. В случае обнаружения автомобиля-нарушителя данные с его борта незамедлительно передаются дежурной смене мобильного комплекса, и дальнейшую работу по пресечению незаконного ввоза запрещенных товаров проводит наземная группа. При нештатной ситуации на помощь ей приходит СОБР таможни.

В СЗТУ уточнили, что в регионе деятельности Псковской таможни контроль за перемещением грузов осуществляется на всем протяжении российско-белорусской границы, причем он ведется круглосуточно. Такой подход приносит свои плоды. Так, за истекший период 2019 года в результате контроля, осуществляемого ОКВОТ Псковской таможни, в Беларусь возвращено 369 товарных партий общим весом свыше 2367 тонн; уничтожено более 1039 тонн товаров, перемещавшихся на 105 транспортных средствах. Всего за время существования ОКВОТ соседям возвращено 775 товарных партий общим весом более 6 тыс. тонн товара.

В целом по стране за семь месяцев 2019 года мобильные группы ФТС России выявили более 62 тыс. тонн запрещенной к ввозу продукции – как попавших под эмбарго продуктов, так и продукции из санкционного перечня без подтверждения страны происхождения. Из них свыше 54 тыс. тонн было возвращено в сопредельные государства, уничтожено 5,2 тыс. тонн. По фактам обнаружения мобильными группами запрещенной продукции возбуждено более 800 дел об административных правонарушениях (АП) и 30 уголовных дел.

Всего с начала действия режима продуктового эмбарго (с 27 ноября 2015 года по 1 августа 2019 года) мобильные группы ФТС России остановили и проверили около 390 тыс. грузовых автотранспортных средств. Выявлено около 190 тыс. тонн товаров с нарушениями (в том числе санкционные товары, а также «товары изъятия»: без необходимых документов, испорченные продукты, контрафактные товары и т. д.), из них 160 тыс. тонн возвращены в сопредельные государства. Свыше 21 тыс. тонн «санкционки» уничтожено. При этом средняя результативность одной проверки мобильной группой ФТС России выросла почти в девять раз: с 1,1% в 2015 году до 9,5% по состоянию на 1 августа 2019 года.

С декабря 2018 года ОКВОТ Псковской таможни возглавляет Дмитрий ТАСКАЕВ. Он имеет большой опыт в таможенном деле, в том числе полученный во время службы в Представительстве ФТС России при таможенной службе Республики Беларусь. Начальник отдела ответил на ряд вопросов пресс-секретаря Псковской таможни Натальи Князевой, касающихся деятельности его подразделения.

- Дмитрий Николаевич, какие товары чаще всего пытаются незаконно ввезти в Россию, по какой причине их обычно возвращают в Беларусь?

- Если вы имеете в виду товары, в отношении которых применяются специальные экономические меры, то это главным образом овощи и фрукты, реже мясная и рыбная продукция. Мы пресекали попытки несанкционированного перемещения через границу яблок, груш, черешни, томатов, шампиньонов, огурцов, персиков, ягод шиповника, клубники, свежего салата, пекинской капусты и других продуктов.

Основными причинами, послужившими основаниями для их уничтожения, являются: включение в «санкционный» перечень, нарушение фитосанитарных и ветеринарных требований, отсутствие каких-либо сопроводительных документов на перевозимый товар.

Если говорить о цифрах, то количество возвращенных автотранспортных средств превышает три с половиной сотни, а вес перевозимых товаров превышает 2000 тонн. Всего в первой половине этого года при контроле перемещения товаров из Беларуси в Россию псковскими таможенниками выявлено 474 нарушения законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации. При этом уничтожено более 1000 тонн незаконно ввезенных товаров.

- Где было произведено все перечисленное выше?

- Поскольку Псковская таможня находится на пути следования трансъевропейских транспортных коридоров, то и странами происхождения являются Польша, Украина, Испания, Греция, Италия, Бельгия, Нидерланды и другие. По хорошо известным причинам в отношении определенных видов их продовольственной продукции с 2014 года действуют специальные экономические меры.

Отмечу, что по указанным выше фактам незаконного ввоза возбуждено 18 дел об АП по статье 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации («Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации»).

Санкции по этой статье предусматривают наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от 5 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

- Как вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию на границе с Беларусью, хотя в таможенно-пограничном отношении она на сегодня носит условный характер?

- Цифры говорят сами за себя, к сожалению, сейчас наблюдается устойчивая практика ввоза от соседей продукции, поименованной в перечне товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Обычно везут ее в основном по проселочным и лесным дорогам области. После задержания лица, занимающиеся незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, как правило, пытаются всячески оправдаться и приводят самые различные причины случившемуся.

Так, в апреле после остановки на территории России транспортных средств с партиями греческой и польской клубники водители предъявили грузовые накладные на перемещение товара из Минска в Витебск, а свое нахождение в Псковской области объяснили ошибкой автомобильного навигатора. Еще на одну товарную партию были представлены документы, в которых вместо 18 тонн яблок неустановленного происхождения был указан «уголь для мангалов и барбекю».

Под видом иглопробивного полотна везли 1,6 тонны яблок; за коробками с печеньем разместили 4 тонны яблок; под сетками со свежим белорусским картофелем спрятали 41 тонну польских яблок; на другую партию были представлены поддельные документы, в которых значились косметические средства. Это далеко не полный перечень попыток ввоза к нам фруктов и овощей под видом другого товара.

В документах, предъявляемых контролирующим органам, значатся трикотажные и кондитерские изделия, косметика, картофель, а на поверку оказываются товары, в отношении которых в РФ применяют специальные экономические меры. Кроме того, нарушители не ленятся переоборудовать свои транспортные средства, создавая у них фальшивые стенки. В таких «тайниках» помещается до 1,5-2 тонн товара.

Как правило, грузовики въезжают на нашу территорию не только без каких-либо документов, но и в объезд дорог общего пользования. При проведении осмотра таких транспортных средств в их грузовых отсеках обычно выявляются свежие яблоки. Двумя другими «популярными» товарами являются свежий салат и груши.

Например, в мае на лесных тропах юга области мобильные группы задержали сразу 9 транспортных средств с польскими яблоками и фруктами, страну происхождения которых установить не представлялось возможным. Всего однократно из Беларуси в автомобилях без товаросопроводительных документов пытались перевезти более 100 тонн яблок.

Зачастую, помимо самого незаконного ввоза товаров, водители допускают противоправное поведение: пытаются не подчиняться законным требованиям должностных лиц таможенного органа, скрыться на автомобиле или, бросив его, просто убежать. Таким противоправным действиям успешно противодействует СОБР Псковской таможни. Нередко задержание транспортных средств и уничтожение товара осуществляется при силовой поддержке этого подразделения.

- Какими техническими средствами контроля располагают ваши сотрудники?

- В наше распоряжение для обеспечения работы мобильных групп, работающих на территории всей Псковской области, в том числе и вблизи российско-белорусской границы, в прошлом году поступили специальные автомобили, оборудованные современными техническими средствами контроля: автоматизированными рабочими местами, средствами защиты информации, связью, бесперебойным электропитанием.

В состав специального оборудования комплекса входит управляемая ip-видеокамера наружного наблюдения. С ее помощью обеспечивается не только видеонаблюдение, но и осуществляются проверочные мероприятия, а также фиксируются правонарушения. Важно то, что мобильный комплекс, размещенный на базе полноприводного автомобиля, способен работать не только на обычных дорогах с асфальтовым покрытием, но также может проехать по проселочным и лесным дорогам.

Как уже говорил, зачастую именно по ним и пытаются «прорваться» транспортные средства с товарами, запрещенными к ввозу на территорию России. Осенью и весной, когда по таким дорогам крупнотоннажному транспортному средству не проехать, нарушители пересаживаются на малотоннажные грузовички. Как правило, в этот период на лесных тропах появляются «караваны» «газелей». Пока дороги не просохнут, «санкционку» перевозят на них.

- Насколько мне известно, таможенные органы не в одиночку противодействуют данному правонарушению. С кем вы взаимодействуете в своей работе?

- Как уже отмечал, попытки ввоза на территорию Российской Федерации недобросовестными организациями и отдельными перевозчиками запрещенных товаров не прекращаются. В реализации указов Президента РФ и постановлений Кабинета министров задействованы четыре ведомства, которые в последние годы наладили слаженную работу. Мы работаем в тесном контакте с сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Псковской области, Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области.

Для обеспечения взаимодействия таможни с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по исполнению требований указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 28.11.2015 № 583 в Псковской области создана межведомственная рабочая группа. Ее главная задача – организовать и осуществить на практике противодействие попыткам незаконного ввоза, хранения и реализации продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации.

Члены рабочей группы на плановой основе проводят мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению фактов реализации запрещенных к ввозу товаров на территории точек оптовой и розничной торговли, на складах, в магазинах и прочих объектах внутреннего рынка. Мы организуем совместные проверочные мероприятия по выявлению в Псковской области мест складирования и хранения запрещенных к ввозу товаров. Взаимодействие у нас налажено не только с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Псковской области, но и с коллегами из соседних регионов, а также из Беларуси.

- Какие результаты принесло такое сотрудничество?

- В ходе постоянного обмена информацией мы получаем сведения о лицах и транспортных средствах, участвующих в незаконном ввозе продукции, в отношении которой в России применяют специальные экономические меры. За счет общих усилий удается выявлять и пресекать организованные схемы незаконного ввоза товаров.

Кроме того, мы научились выявлять не только таможенные, но и правонарушения, находящиеся в компетенции других государственных контролирующих органов. Например, в области карантина растений или ветеринарного законодательства Российской Федерации, а белорусские таможенники теперь получают сведения о возможном неисполнении законодательства Республики Беларусь.

- На каких вопросах планируется сосредоточить внимание должностных лиц отдела в ближайшее время?

- Отмечу, что с недавних пор наметилась общая тенденция, предусматривающая смещение проведения таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Перспективы развития отдела также определяют интеграционные процессы, происходящие в рамках ЕАЭС.

С одной стороны, имеет место снижение административной нагрузки на этапе декларирования и выпуска товаров, что существенно облегчает ведение бизнеса для добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, таможенные органы не ослабляют борьбу с правонарушениями в таможенной сфере. С удовлетворением отмечу, что уже на сегодня в своей деятельности отдел превысил результаты, которые были достигнуты по итогам всего 2018 года.

По материалам СЗТУ,

Фото Наталья Князева,

оперативная фотосъемка

сотрудников Псковской таможни

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 октября 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня

Работать нельзя отдыхать?!

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

 15 октября 2019 / Таможня

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Работать нельзя отдыхать?!

В июле 2019 года Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающих санкции за нарушение режима труда и отдыха водителей и выпуск транспорта на линию без тахографа. Предполагается, что данные изменения вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

 15 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog