В Минпромторге определили товары, которые будут маркировать. Ведомство представило перечень, где значатся лекарства, обувь, постельное и столовое белье, пальто, полупальто, накидки, плащи и куртки для мальчиков и девочек, блузки, предметы одежды из натуральной и композиционной кожи, шины и покрышки, духи и туалетная вода, фотокамеры.
Как отметили в министерстве, в будущем перед выпуском в свободное обращение эти товары начнут маркировать специальными знаками, которые станут неким знаком качества. Сейчас дорабатывается проект Концепции по созданию в России системы маркировки товаров до 2024 года. В нем обоснуют принципы и критерии отбора, определят приоритетные группы товаров для маркировки.
Сначала, как пояснили в Минпромторге, сформируют некую «карту потребностей», в которую включат товары, подпадающие под маркировку. При их отборе будут учитывать такие показатели, как средние стоимость и срок годности, объем рынка в денежном и натуральном выражении, и другие показатели. Также определят степень их угрозы для жизни и здоровья граждан, долю незаконного оборота на рынке.
В министерстве считают, что маркировать следует наиболее чувствительные к незаконному обороту товары. Это позволит проследить весь их «жизненный цикл»: начиная с производства или ввоза из-за рубежа и заканчивая реализацией. Расширить перечень маркируемых товаров чиновники решили после подведения итогов эксперимента по нанесению специальных контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ) на меховые изделия.
Напомним, что пилотный проект по маркировке шуб стартовал в апреле 2016 года, а с августа 2017 года она стала обязательной для всех участников мехового рынка стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В итоге по сравнению с 2016-м за 2017 год рост таможенных платежей по этой категории товаров в России вырос более чем в 1,8 раза. Число задекларированных изделий увеличилось в 1,5 раза, до 417 тыс. штук, а зафиксированная по декларациям стоимость выросла в 1,8 раза, до 232 млн долларов.
Всего в 2017 году было маркировано около 2,3 млн импортных и российских изделий, продано 1,2 млн штук на сумму 68,5 млрд рублей. К системе маркировки подключилось более 9400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 23% из них были зарегистрированы впервые. Суммарно за 2017 год реализовано 1,2 млн изделий на общую сумму 68,5 млрд рублей. В ходе эксперимента, уверяет заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, рынок удалось «обелить» на 500%.
В итоге страны ЕАЭС подписали протокол о продлении этого проекта до 31 декабря 2018 года, а вице-премьер Игорь Шувалов поручил распространить его и на другие товары. Поэтому с 2020 года начнется обязательная маркировка лекарств, а эксперимент по добровольному чипированию обуви стартует 1 июня 2018 года. На очереди другая одежда, детские игрушки и прочие товары.
Для мониторинга легального оборота табачной продукции с 15 января решением правительства в России запущен эксперимент по ее маркировке, который продлится до конца 2018 года. Его участниками стали производители сигарет, оптовики и предприятия розничной торговли, с 1 июля к ним присоединятся импортеры табачной продукции. Ее маркировка оправданна, так как в последнее время, по оценкам экспертов, доля нелегальных изделий на этом рынке превысила 4%, что в четыре раза выше показателя за 2016 год.
Как и с мехом, на первом этапе участие в эксперименте для табачных компаний, дистрибьюторов и магазинов будет добровольным. Координировать и мониторить ситуацию будет Минпромторг. При этом его глава Денис Мантуров заявил, что маркировка не приведет к удорожанию табачных изделий. Хотя это звучит сомнительно. Как известно, стоимость вшивного и клеевого КиЗ для меха с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) составляет 15 рублей, навесного (накладного) - 22 рубля. Это сопоставимо с оптовой ценой пачки самых дешевых сигарет.
В Кабинете министров считают, что в ходе эксперимента удастся определить целесообразность перехода на обязательную маркировку табака средствами идентификации в случае отказа от специальных или акцизных марок. Электронная маркировка сигарет позволит подтверждать их подлинность, противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту. Сейчас также проходит эксперимент по добровольной маркировке отдельных видов лекарственных препаратов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев уже поручил создать в России до 2024 года систему полной прослеживаемости оборота товаров. Для этого разработан закон, который наделяет правительство «полномочиями по определению подлежащих обязательной маркировке контрольными средствами идентификации товаров для охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали, правопорядка, культурных ценностей». Отсутствие маркировки, если она предписана, будет предусматривать ответственность.
Документ уже согласован в Государственной думе и Совете Федерации. После его принятия правительство сможет утверждать правила обязательной маркировки товаров и ее порядок, устанавливать перечень групп хозяйствующих субъектов в этой сфере, вводить дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара» или код товарной номенклатуры. По мнению экспертов, закон будет способствовать противодействию незаконному обороту контрафактных, фальсифицированных и некачественных товаров.
Из документа, который хотят ввести в силу с 1 января 2019 года, следует, что «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории РФ не допускается, если иное не предусмотрено законодательством». Хозяйствующие субъекты, не маркирующие товары, если это обязательно делать, будут нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При этом Минсельхоз против маркировки продуктов на полезные и неполезные по системе «светофор». Такую идентификацию предложил Роспотребнадзор. Идею не поддержали и производители. По их мнению, это может дезориентировать потребителя. Например, творог с высокой жирностью могут отнести к вредным продуктам. Еще в мае 2017 года Роспотребнадзор направил в Евразийскую комиссию (ЕЭК) поправки в техрегламент «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Ведомство предложило сделать обязательным нанесение в странах ЕАЭС на продукты питания цветовой «метки» по типу «светофор». Она будет сигнализировать о концентрации в них сахара, соли и жиров, которые могут стать причиной развития серьезных неинфекционных заболеваний. Речь идет о горизонтальных полосах красного, желтого или зеленого цвета. Первая укажет на высокую концентрацию соли, сахара или жира, вторая - на среднюю, третья - на низкую.
В Минсельхозе идею не поддержали, уточнив, что Роспотребнадзор ее ни с кем не согласовал. «Мы не включили предложение в план работы ЕЭК на 2018 год. Это означает, что в этом году мы не будем готовить изменения в технический регламент о введении обязательной цветовой маркировки», - уточнил глава Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Евгений Ахпашев.
Он пояснил, что техрегулирование направлено на достижение двух целей: невведение в заблуждение потребителей, обеспечение безопасности продукции. Полезность или не полезность - другой вопрос. Он не попадает под регулирование техрегламентов. Эксперты также считают, что появление на еде цветовых обозначений может дезориентировать потребителя.
Однако чиновники не намерены отказываться от данной маркировки пищевых продуктов и рассматривают различные подходы к ней. Своя схема, например, есть у Минздрава. Там хотят разделить еду на «здоровую» и нет. Эту концепцию министерство уже направило в правительство на согласование.
Иннокентий ГРЯЗЕВ
Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением
"Таможенные новости" | 1 марта 2018 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|
Прошел год с последней нашей встречи с Алексеем Тимашовым, генеральным директором компании AXELOT. Несмотря на трудности в стране, нестабильность в экономике, компания очень грамотно выстраивает стратегию своего развития на рынке, благодаря чему с каждым годом только укрепляет свои позиции в сфере автоматизации складской и транспортной логистики.
Результаты исследования эффективности внедренных WMS в России, проведенного Координационным советом по логистике в 2017 г., показали: функциональные возможности систем более чем на 90% используют только 12% складов, свыше 80% складов – в пределах 15%.
За минувшие месяцы многие отрасли во всем мире подверглись влиянию кризиса, включая конгрессно-выставочную деятельность. Подготовка к весенней выставке TransRussia 2021 проходит в нестандартных условиях.
В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием.
Известно, что одними из форм взаимодействия субъектов отраслевых рынков являются информационная и финансовая.