Вадим Украинцев, д.э.н., профессор, зав. кафедрой государственного, муниципального управления и экономической безопасности Ростовского государственного экономического университета, директор Представительства Внешэкономбанка в ЮФО
Асланби Ахохов, аспирант кафедры коммерции и логистики Ростовского государственного экономического университета, специалист контрольноревизионного отдела в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы Управления Федерального казначейства по г. Москве
Положение логистики в сфере здравоохранения
Логистика лекарственных препаратов актуальна для всех организаций, деятельность которых связана с медициной, поскольку перевозка лекарств сложнее, чем перевозка габаритных или скоропортящихся грузов. И дело здесь не только в условиях перевозки, но и в законодательной базе.
В России транспортировка лекарственных средств относится к фармацевтической деятельности, которая подлежит лицензированию согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Иными словами, согласно постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», на территории Российской Федерации перевозчик обязан иметь лицензию на перевозку лекарственных средств и препаратов для медицинского применения. То же касается и препаратов для ветеринарии.
Существуют правила надлежащего хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 646н., которые устанавливают требования к условиям хранения и перевозке лекарственных препаратов, что необходимо для обеспечения качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов, а также минимизации риска проникновения фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных препаратов в гражданский оборот.
Согласно указанным правилам информация о перевозке лекарственных препаратов должна фиксироваться субъектом обращения лекарственных препаратов таким образом, чтобы обеспечить контроль их перемещения. Независимо от способа перевозки лекарственных препаратов, их качество, подлинность и целостность должны быть гарантированы.
Медикаменты перевозятся в специальной транспортной таре, чтобы защитить их от негативного влияния внешних факторов. Все случаи нарушения температурного режима хранения или повреждения упаковки лекарственных препаратов должны фиксироваться, а информация – доводиться до отправителя.
Современные транспортные компании, осуществляющие перевозку лекарственных препаратов на территории Российской Федерации, не имеют возможности передачи информации в режиме реального времени о состоянии транспортируемых лекарств из-за неразвитости современных технологий, таких как блокчейн. Это, в свою очередь, тормозит развитие реализации системы смарт-контрактов в области государственных закупок.
Далее остановимся подробнее на анализе атласа государственных закупок в области медицины и сравним затраты на логистику.
Атлас государственных закупок
Современный атлас государственных закупок показывает: независимо от территориального расположения заказчика львиная доля поставок лекарственных препаратов приходится на Москву.
Например, соотношение поставок между местными и московскими поставщиками в республике Калерия составляет 31,54 и 61,25% (рис. 1), в Краснодарском крае – 23,51 и 68,44%.

Иначе обстоят дела в Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Республике Ингушетия, а также ряде других мест, где на местных поставщиков приходится не менее 80%, это свидетельствует об отдаленности в исполнении государственных контрактов между соседствующими регионами.
Определим процент, приходящийся на затраты, связанные с логистикой, на примере поставок лекарственных препаратов из Москвы медицинским заказчикам в разные регионы России (рис. 2).

Согласно данным, представленным на диаграмме, стоимость лекарственного препарата «Митомицин» при поставке в Башкортостан составляет 12 663,55 руб., включая логистические затраты в размере 1 744,52 руб. Поскольку соотношение поставок в Башкортостан между местными и московскими поставщиками составляет 73,47 и 10,97%, то логистические затраты выше при поставках лекарственных средств от столичных поставщиков.
Иначе складывается ситуация в Ростовской области, где стоимость лекарственного препарата «Митомицин» при поставке в Ростов-на-Дону составляет 10 483,65 руб., включая логистические затраты в размере 1 572,55 руб., и соотношение поставок в Ростовскую область между местными и московскими поставщиками составляет 66,64 и 22,29%.
Очень часто в контрактах на поставку лекарственных препаратов указывается срок поставки «в течение 3 дней с момента отправки заявки от заказчика поставщику», т.е. поставка по одному контракту может осуществляться несколько раз.
Поставка лекарственных препаратов – сложный процесс, и логистические затраты складываются из многих составляющих:
– транспортные затраты, связанные с соблюдением всех необходимых температурных режимов в процессе транспортировки;
– расходы на содержание складских помещений и оборудования;
– хранение;
– административно-управленческие затраты;
– контроль;
– материалы, топливо, энергия;
– оплата труда;
– денежные выплаты в виде налогов и платежей;
– форс-мажорные затраты.
Далее мы рассчитаем процент, приходящийся на затраты, связанные с логистикой, на примере поставок дорогостоящих лекарственных препаратов из Москвы медицинским заказчикам из разных регионов России.
Из данных, представленных на рис. 3, мы видим, что стоимость лекарственного препарата «Доксорубицин» при поставке в Ярославль составляет 101 871,66 руб., включая логистические затраты в размере 15 280,749 руб.

Иная ситуация складывается в Твери, где стоимость лекарственного препарата «Доксорубицин» при поставке составляет 93 449,18 руб., включая логистические затраты в размере 14 017,38 руб.
Исходя из вышеизложенного, соседствующим регионам необходимо чаще контактировать друг с другом в части государственных закупок для быстрого осуществления поставок и снижения логистических затрат.
Проблемы внедрения смарт-контрактов в систему государственных закупок
Для начала выясним, что собой представляет система смарт-контрактов.
Смарт - контракт (англ. Smart contract – «умный контракт»). Этот компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания самоисполняемых контрактов, выполняемых в блокчейн-среде, избавляет пользователей от лишних посреднических действий на всех этапах заключения контракта.
Смарт-контракты дают возможность без участия третьих лиц осуществлять высоконадежные транзакции, которые обладают прозрачностью, не подлежат изменению, содержат информацию об обязательствах сторон и санкциях за их нарушение, что гарантирует выполнение условий контракта.
Особенность смарт-контрактов – конкретные условия исполнения контракта, подтверждаемые электронной подписью сторон.
Выделяют несколько видов смарт-контрактов:
– полностью автоматизированные;
– с копией на бумажном носителе;
– исключительно на бумажном носителе.
Последний вид подразумевает лишь частичную автоматизацию, например, по оплате контракта.
Помимо логистики применение смарт-контрактов популярно в таких областях, как бухгалтерский учет и аудит, регистрация прав собственности, «умный» транспорт и другие.
Преимуществами смарт-контрактов являются:
– отсутствие посредников;
– безопасность, включающая невозможность изменения данных;
– экономия времени за счет скорости автоматизированной работы;
– минимизация ошибок в процессе работы за счет автоматизации работы.
Чтобы начать использовать систему смарт-контрактов нам необходимо осуществить анализ и выяснить срок поставки лекарственных препаратов на примере лекарственного препарата «Митомицин».
Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в данный момент срок оплаты заказчиком поставленного товара должен быть не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
На рис. 4 отмечены три показателя с единицей измерения «календарный день»:
– фактический срок поставки лекарственного препарата согласно товарной накладной;
– срок оплаты поставленного товара согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– фактический срок оплаты поставленного товара согласно платежному поручению.

На рис. 4 отображено затраченное время на оплату исполненных государственных контрактов без системы смарт-контрактов. Наибольшее время, затраченное на оплату поставленного товара по государственному контракту по итогам поставки из Москвы в Кострому, составило 98 календарных дней. На втором месте по длительности оплаты выступил Смоленск – 36 календарных дней. Наименьшее время заняла оплата поставленных лекарственных препаратов в Ростов-наДону – 6 календарных дней.
Применение системы смарт - контрактов позволяет существенно снизить данный срок с 98 календарных дней до минимума, что положительно скажется на системе государственных закупок в целом.
Учитывая, что система государственных закупок – это «долгие деньги», когда до момента оплаты поставленного товара может пройти немалое время, необходимо постепенное внедрение системы смарт-контрактов. Это благоприятно отразится на экономике и расширит круг участников закупочной деятельности.
Сегодня система смарт-контрактов находится на ранней стадии развития и подвержена постоянному тестированию и доработкам, в связи с чем на практике не используется. Также в настоящее время не осуществляется законодательное регулирование смарт-контрактов, отсутствуют программы-оракулы, которые призваны связывать цифровой мир с реальностью. Все эти факторы создают барьеры на пути интеграции смарт-контрактов в повседневную деятельность организаций, которые стремятся к дальнейшему развитию.
В некоторых случаях смартконтракты являются менее гибкими, если сравнивать их с обычными контрактами, так как сведения, занесенные в систему, в будущем невозможно изменить, поэтому необходимо придерживаться точности и достоверности при вводе исходной информации. Для устранения этой проблемы важно использовать функцию «наслоения» информации, которая позволяет сохранять предыдущие версии документов в случае совершения ошибки при вводе данных.
Над этими задачами работает большое количество разработчиков, что позволяет найти к ним различные решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 года № 646н.
5. Центр стратегических разработок (2018). Госзакупки. Какой должна быть контрактная система? Электронный ресурс: URL: http:// csr.ru/wp-content/uploads/2017/07/ Government-procurement-v2- web-2.pdf
6. Информация о контракте № 2540412116917000404 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2540412116917000404
7. Информация о контракте № 2434600191117000090 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2434600191117000090
8. Информация о контракте № 2027600899117000437 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2027600899117000437
9. Информация о контракте № 2183503379117000354 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2183503379117000354
10. Информация о контракте № 2745301234217000552 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2745301234217000552
11. Информация о контракте № 2673102041217000216 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2673102041217000216
12. Информация о контракте № 2444302644617000380 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=2444302644617000380
13. Информация о контракте № 1616703414217000460 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/common-info.html?ree strNumber=1616703414217000460
14. Информация о контракте № 2760602879017000371 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/payment-info-andtarget-of-order.html?reestrNumb er=2760602879017000371
15. Информация о контракте № 2690300574817000338 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/payment-info-andtarget-of-order.html?reestrNumb er=2690300574817000338
16. Информация о контракте № 2462901772917000414 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/payment-info-andtarget-of-order.html?reestrNumb er=2462901772917000414
17. Информация о контракте № 2710501529318000004 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/payment-info-andtarget-of-order.html?reestrNumb er=2710501529318000004
18. Информация о контракте № 2444302644617000364 (2018). Электронный ресурс: URL: http:// www.zakupki.gov.ru/epz/contract/ contractCard/payment-info-andtarget-of-order.html?reestrNumb er=2444302644617000364
Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"
 | 13 мая 2020 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|