Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILL серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

Таможенные операции и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением Карнетов АТА, наконец-то перейдут в электронное пространство. В связи с этим движение товаров через границу станет более прозрачным.

В России не будут в будущем году повышать акцизы на крепкий алкоголь. Их индексация на уровень инфляции предусмотрена лишь в 2020. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он также сообщил, что министерство не поддерживает предложение отменить транспортный налог в пользу повышенного акциза на бензин.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о введении в России системы tax free, внесенный правительством РФ. Его принятие позволит гражданам иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз, возмещать суммы НДС, уплаченные при приобретении товара в организациях розничной торговли в России, при вывозе этих товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Работа по борьбе с распространением контрафактной продукции среди стран Евразийского экономического союза нуждается в единых правилах, заявил заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов.

Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Соответствующий документ опубликован в понедельник 11 сентября в электронной базе нижней палаты парламента.

/ Статьи

Логистика прогнозирования пассажиропотока на воздушном транспорте

Светлана Бородулина, Вадим Соколов, Анна Окунева

В текущих условиях развития экономики полноценная интеграция России в международную транспортную систему невозможна без развития отечественных авиаперевозок. Аэропорт представляет собой место стыковки, концентрации и координации действий основных поставщиков авиатранспортных услуг. Аэропортом предоставляются разнообразные услуги для авиакомпаний-перевозчиков (техническое обслуживание, заправка, стоянка, метеорологические услуги), пассажиров (залы ожидания, магазины, рестораны, камеры хранения) и аэронавигационных служб. Кроме того, оказываются услуги, отвечающие интересам государства в целом (таможенный контроль, обеспечение безопасности полетов, анализ пассажиропотока и пр.). Согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года [1], в России запланировано формирование нескольких аэропортов-хабов.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России до 2020 года» [2] предусмотрены целевые индикаторы развития инфраструктуры аэропортов, что позволит рассчитывать на рост объемов авиаперевозок и увеличение пассажиропотока. В соответствии с динамикой роста аэропортовой инфраструктуры составляются и прогнозы развития авиаперевозок (рис. 1).

прогнозы показателей авиаперевозок

Выполнение перевозок через аэропорты России происходит крайне неравномерно из-за концентрации пассажиропотока в крупных авиационных узлах. Большая часть пассажирских перевозок выполняется на линиях, соединяющих 25 пар городов. Московский авиационный узел (МАУ) принимает 75,4% пассажиров внутренних воздушных линий, и наращивание концентрации вокруг крупных административных центров продолжается [5].

Наиболее крупные аэропортовые предприятия — Домодедово, Шереметьво и Внуково — расположены в МАУ. В 2014 году объем пассажиров, обслуженный на указанных площадках, составил 77,3 млн человек. Данный показатель имеет положительную динамику: в сравнении с 2013 г. пассажиропоток вырос на 9%. Рост в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 11%. об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис. 2.

При текущем уровне финансирования существующих аэропортов в дальнейшей перспективе может происходить постепенное выбытие неконкурентоспособных региональных и местных аэропортов (рис. 3, пессимистический сценарий), что в целом будет ослаблять национальную аэропортовую сеть и социальные показатели транспортной доступности. В связи с этим рост финансирования в виде частных инвестиций будет способствовать стабилизации числа действующих аэропортов с постепенным восстановлением выбывших. Однако для привлечения инвестиций необходима оценка инвестиционной привлекательности объектов аэропортовой инфраструктуры, которая в значительной мере определяется величиной пассажиропотока.

сценарии развития авиаперевозок

Реальная практика разделения объединенного авиапредприятия и замена его на двух собственников («Аэропорт» и «Авиакомпания») показала, что с 1991 года почти в 6 раз сократилась сеть аэродромов, обслуживающих местные воздушные линии. В субъектах РФ закрылся ряд аэродромов и авиационных линий, связывавших их с центром страны. Сокращение маршрутной сети и объемов перевозок приводит к существенному снижению трудовой мобильности, транспортной доступности в отдельных регионах страны, сокращению занятости летного состава авиапредприятий.

Основа эффективного управления авиаперевозками заключается в возможности адекватных прогнозов пассажиропотока, имеющего специфические черты и факторы влияния на воздушном транспорте. Традиционно при формировании логистического прогноза используют экономико-математические методы и модели. однако набор факторов влияния на величину пассажиропотока на воздушных линиях существенно отличается от аналогичных показателей по другим видам транспорта в пределах регионального уровня координации.

Как известно, на формирование показателя пассажиропотока оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. к внутренним факторам, определяющим величину пассажиропотока, следует отнести уровень тарифов на авиаперевозки, которые в свою очередь определяются величиной материальных затрат авиаперевозчика, величиной и структурой аэропортовых сборов и пр. При этом внутренние факторы, в целом влияющие на привлекательность аэропортового бизнеса, во многом отражают степень макроэкономических процессов(на уровне регионов, страны, мировой экономики).

Анализ деятельности аэропортовых предприятий, выполненный нами в работе [3], показал, что есть ряд факторов, существенно определяющих объемные показатели результативности деятельности, в частности объем пассажиропотока, авиационную подвижность и количество маршрутов. одним из основных факторов, определяющих жизнеспособность аэропортов, в первую очередь региональных, является деловая активность региона, которая, на наш взгляд, складывается из таких параметров, как инвестиционный рейтинг региона, инвестиционная привлекательность отрасли, инновационный потенциал региона, характеристики прилегающего к аэропорту района (численность и авиационная подвижность населения, средняя заработная плата в регионе, потенциал развития экономики и промышленности). Факторы внешней среды представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Факторы внешней среды, влияющие на аэропортовый бизнес

 

Пассажиропоток аэропортового предприятия оказывает существенное влияние на собственные доходы аэропортов, деловую активность предприятий неавиационной сферы, расположенных на их территории.

Анализ особенностей функционирования аэропортовых предприятий в России позволил выделить несколько факторов и специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на пассажиропоток на воздушном транспорте:

1. Авиационная подвижность населения, сказывающаяся на возможности организации смежных услуг (гостиниц, кафе, ресторанов) в крупных авиаузлах. однако влияние данного фактора будет выражено слабее в региональных аэропортах с невысоким пассажиропотоком. в небольших городах, как отмечено авторами [3, 4], пассажиры, приезжающие в аэропорт незадолго до посадки, морально не готовы воспользоваться платными услугами парковки, предприятий общественного питания и пр.

2. Масштаб экономики региона (МЭР), который предполагает деловую активность предприятий, учитывает долю прибыльных предприятий в экономике (ДПП), уровень инновационного развития региона (ИРР), рейтинг инвестиционной привлекательности региона (РИП), характеристику валового регионального продукта (ВРП), инвестиции в основной капитал (иок), площадь региона (ПР), объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), интегральный рейтинг социально-экономического положения региона (ИРСЭП).

3. Социально-экономические и демографические характеристики региона (численность населения (Ч), удаленность от Москвы (УМ), ВРП на душу населения (ВРП1), рейтинг качества жизни (РКЖ), медианная заработная плата (МЗП), средняя в регионе заработная плата одного работающего (СЗП), отношение МЗП к потребительской корзине (ЗППК)).

4. Характеристика потенциального пассажиропотока, оценка района, тяготеющего к аэропорту(численность и авиационная подвижность населения, проживающего на удалении до 150, до 300 и до 500 км).

5. Финансово-экономическая устойчивость аэропортового предприятия, определяющая его будущие доходы, прибыльность хозяйственной деятельности, а также деловую активность и способность отвечать по обязательствам.

Нами подробно изучено влияние вышеуказанных факторов в 10 наиболее загруженных аэропортах России, а также в 6 аэропортах дальневосточного региона. данные об объеме пассажиропотока и длине взлетно-посадочной полосы (ВПП) приведены на рис. 5.

пассажиропоток

Приведенные показатели подтверждают приведенные ранее данные о том, что наибольший объем пассажиропотока приходится на аэропортовые предприятия столичного региона при сходных инфраструктурных возможностях: длина ВПП исследованных аэропортов находится в пределах 2500-4000 м при медианных значениях 3,3-3,5 км.

Нами также исследованы характеристики районов тяготения к аэропорту и, соответственно, потенциального пассажиропотока. В частности изучена численность населения, рассматриваемого в качестве потенциальных потребителей авиаперевозок и прочих видов услуг, на разных расстояниях от аэропортового предприятия: до 150 км, от 151 до 300 км, от 301 до 500 км. Анализ свидетельствует об изрядном превышении значений потенциального пассажиропотока в первой десятке аэропортов.

По численности населения наибольшие показатели наблюдаются в регионах действия десяти самых загруженных аэропортов. А по показателю площади регионов наибольшие значения характерны для региональных аэропортов, что связано с географией размещения населения на территории отдельных регионов России при разной плотности. Кроме того, для региональных аэропортов характерны большие расстояния до МАУ, что оказывает существенное влияние на пассажиропоток. Анализ социально-экономических показателей, включающий сопоставление СЗП, МЗП и ЗППК, показал, что более низкие показатели отмечаются в районе функционирования региональных аэропортов Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов, в то время как в регионах Дальнего востока, в районе действия МАУ и на северо-западе показатели средней заработной платы идентичны.

Данные о масштабе экономики основаны на вышеописанных показателях и включают такой параметр, как РИП (рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России), определенный по данным Национального рейтингового агентства [6], в котором все регионы поделены на 3 категории и 9 групп. Ранг потенциального развития российских регионов (РПР) выявлен по данным Агентства стратегических инициатив [7], согласно которым все регионы РФ имеют определенный рейтинг по показателям эффективности экономики, потенциалу бизнеса, условиям жизни и уровню развития инфраструктуры.

Инновационный рейтинг регионов определен на основе инновационной карты России, разработанной Ассоциацией инновационных регионов России [8]. Рейтинг качества жизни, а также характеристики интегрального рейтинга социально-экономического положения региона (ИРСЭП), рейтинг масштабов экономики (МЭР) определены на основании данных Агентства «РИА Рейтинг» [9]. Вышеуказанные факторы влияют на пассажиропоток аэропортов, стимулируя частных потребителей, предприятия и организации регионов к инициированию поездок. Оценить степень влияния всех вышеназванных параметров можно через соответствующие показатели парного и многофакторного регрессионного анализа. Уровень связи устанавливается по шкале Чеддака.

К показателям, демонстрирующим умеренную связь с результатом, по данным исследования, нами отнесены длина ВПП (коэффициент корреляции 0,342), средняя и медианная заработная плата работающих в регионе (соответственно 0,485 и 0,447), рейтинг потенциального развития (РПР, 0,484). В ходе анализа выявлена группа предприятий, имеющих заметный, но недостаточно высокий уровень связи с пассажиропотоком аэропорта: отношение медианной заработной платы к потребительской корзине (ЗППК, коэффициент корреляции — 0,539), доля ВРП на душу населения, свидетельствующая об эффективности ведения бизнеса в регионе (ВРП1, 0,509), обобщенный рейтинг инвестиционной привлекательности региона (РИП, 0,571), рейтинг качества жизни (РКЖ, 0,575), показатель удаленности от МАУ, уровень его влияния на пассажиропотоки составляет 37,3% (УМ, 0,611), показатель потенциального пассажиропотока (численность населения, проживающего на расстоянии от 150 до 300 км до аэропорта) (ПП300, 0,584).

Показатели, имеющие высокий уровень связи с пассажиропотоком, представлены ниже. к ним относятся объем инвестиций в основной капитал предприятий, функционирующих на территории региона (ИОК, 0,809), инновационный рейтинг регионов (ИРР, 0.882., интегральный рейтинг социально-экономического развития, включающий оценку параметров масштаба экономики региона, эффективность экономики, показатели бюджетной сферы, показатели социальной сферы (ИРСЭР, 0,820), показатель потенциального пассажиропотока (численность населения, проживающего на расстоянии до 150 км до аэропорта) (ПП150, 0,885).

Очень высокую связь с результатом показывает масштаб экономики региона (0,908), который определяет общий объем производства продукции в регионе. Функции зависимости пассажиропотока аэропортового предприятия от факторов, имеющих уровень связи от заметного к весьма высокому, представлены в таблице.

функции влияния региональных факторов на пассажиропоток

*ИМК — индекс множественной корреляции; F — критерий Фишера; СКД — скорректированный коэффициент детерминации.

Представленные коэффициенты свидетельствуют о высокой степени связи изучаемых показателей, что говорит о жизнеспособности модели и возможности ее применения для прогнозирования пассажиропотока.

Библиографический список

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22.11.2008).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 319 «об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие транспортной системы”».

3. Зайцева Н. Как оценить инвестиционную привлекательность? // БДМ. Банки и деловой мир. — 2007. — № 12; http://www.ar-management.ru/pressroom/news.

4. Меркулова Е.И. Некоторые аспекты повышения инвестиционной привлекательности региональных аэропортов//Транспорт РФ. — 2010. — № 1 (26); http://www.rostransport. com/transportrf/pdf/26/20-22.pdf.

5. Окунева А.А. Современное состояние и развитие аэропортов РФ // Проблемы транспорта дальнего востока. Материалы международной научно-практической конференции. 2-4 октября 2013 г. — Владивосток: ДВо Российской Академии транспорта, 2013. — С. 106-107.

6. Интернет-сайт http://www.ra-national.ru/ uploads/rus/files/analytic/file_review/16.pdf

7. Интернет-сайт http://www.investinregions. ru/map/

8. Интернет-сайт http://innovation.gov.ru/map

9. Интернет-сайт http://riarating.ru/infografika/ 20140523/610617608.html

10. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Пономарева Н.А., Фалтинский Р.А. корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний. — М.: АНо «ИПЭФ», 2008.

11.Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. — киев: Эльга-н.; ника-центр, 2005.

12. Боди Зви, Кейн Алекс, Маркус Алан. Принципы инвестиций. — М.: Издательский дом «вильямс», 2002.

13. Бородулина С.А. Методология процессного управления автотранспортного предприятия в условиях нестационарности развития: Дисс. ... д-ра экон. наук. — СПб., 2012.

14. Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта. — М.: МГТУ-ГА, 2011.

15. Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации. — M.: Издательский дом «кноРус», 2010.

16. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Дело и сервис, 2006. — 304 с.

17. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия — М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Окунева А.А. Методика оценки финансовой устойчивости аэропортового предприятия на основе интегральных показателей // Экономика и управление. Российский научный журнал. — 2013. — № 11 (97). — С. 100-104.

19. Пахомов В.А. Факторы инвестиционной привлекательности предприятий. — 2009.

20. Райзман И.И., Шахназаров А.Г., Гришина И.В. оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в России. — 2007. — №10.

21. Синицкий А., Борисов Ф., крамаренко А. Пределы роста авиаперевозок в России 24/03/2014; http://www.ato.ru/content/ predely-rosta-aviaperevozok-v-rossii.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 3 февраля 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Carrefour делает ставку на литий-ионную технологию STILL

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILLВ серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

 21 сентября 2017 / Логистика

Процедуры станут прозрачнее

Таможенные операции и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых с применением Карнетов АТА, наконец-то перейдут в электронное пространство. В связи с этим движение товаров через границу станет более прозрачным.

 20 сентября 2017 / Таможня

Акциз как катализатор контрабанды

В России не будут в будущем году повышать акцизы на крепкий алкоголь. Их индексация на уровень инфляции предусмотрена лишь в 2020. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он также сообщил, что министерство не поддерживает предложение отменить транспортный налог в пользу повышенного акциза на бензин.

 19 сентября 2017 / Таможня

Курсом на «зеленый сектор»

Автопроизводители, промышленные предприятия, уполномоченные экономические операторы и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отвечающие критериям низкого уровня риска, включены ФТС России в В«зеленый секторВ». Он формируется в рамках создания условий для развития ВЭД и благоприятного инвестиционного климата.

 18 сентября 2017 / Таможня

Судебная практика – подспорье для бизнеса

Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) проанализировало практику по привлечению участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к административной ответственности за нарушения таможенных правил и валютного законодательства и рассмотрело оценку этой деятельности судебными инстанциями различных уровней.

 14 сентября 2017 / Таможня

Carrefour делает ставку на литий-ионную технологию STILL

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILLВ серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

 21 сентября 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Институт логистики и цепей поставок (или логистики и систем поставок) (специалитет- 5,5 лет, бакалавриат - 4 года, магистратура - 2 года, аспирантура - 3 года)

Подготовка профиля логиста по направлению В«Логистика ицепи поставокВ»

 23 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Анализ динамики и структуры пассажирских перевозок Московского транспортного узла: статистика пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом

Москва - не только крупный деловой и культурный центр России, но и крупнейший транспортный хаб, через который перемещаются миллионы людей, путешествующих с различными целями.

 21 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Методика расчета емкости товарных сегментов рынка транспортно-логистических услуг по усредненным плечам в разрезе звеньев доставки (Первая миля, Межтерминал, Последняя миля) на примере фармацевтической продукции

Рынок транспортно-логистических услуг в России по итогам 2014 года оценивается в 8,1 трлн руб., при этом на долю контрактной логистики приходится не более 32%. Эти цифры говорят о том, что доля аутсорсинга в общей структуре логистического рынка России к 2020 году, по самым оптимистичным прогнозам, составит не более 40-45%.

 17 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Интегрированные системы освещения в складской логистике

Современного человека давно не удивляют скорость развития технологий и повсеместное внедрение интеллектуальных систем: даже в быту мы используем все больше умных приборов, не говоря уже о профессиональных областях.

 16 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog