Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Прошел год с последней нашей встречи с Алексеем Тимашовым, генеральным директором компании AXELOT. Несмотря на трудности в стране, нестабильность в экономике, компания очень грамотно выстраивает стратегию своего развития на рынке, благодаря чему с каждым годом только укрепляет свои позиции в сфере автоматизации складской и транспортной логистики.

Результаты исследования эффективности внедренных WMS в России, проведенного Координационным советом по логистике в 2017 г., показали: функциональные возможности систем более чем на 90% используют только 12% складов, свыше 80% складов – в пределах 15%.

За минувшие месяцы многие отрасли во всем мире подверглись влиянию кризиса, включая конгрессно-выставочную деятельность. Подготовка к весенней выставке TransRussia 2021 проходит в нестандартных условиях.

С 15 декабря 2020 года Омский таможенный пост утрачивает компетенцию по осуществлению электронного декларирования товаров.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) и Каспийского кластера в Астраханской области.

3 ноября на заседании сенаторы одобрили закон, направленный на создание в России национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), ввезенных из-за рубежа.

/ Статьи

КПС «Портал Морской порт»: от слов к делу

Сентенцию, что время все расставит по местам, в полной мере можно применить к ситуации, которая в последние три года складывается вокруг Комплекса программных средств (КПС) «Портал Морской порт». Если все начиналось с резкого, порой агрессивного его неприятия, то на сегодня процесс носит вполне цивилизованные формы. Таможне и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стали видны реальные перспективы практического применения КПС.

Известно, что с недавних пор данный продукт внедряют во всех таможенных органах Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), в регионе деятельности которых есть морские пункты пропуска. Как пояснили в управлении, комплекс, опытную эксплуатацию которого ФТС России начала с ноября 2015 года, основан на принципе «единого окна».

Как пояснили в СЗТУ, «система, которая должна обеспечить электронное взаимодействие всех участников процесса оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска, нацелена на создание благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сокращение времени при совершении таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля.

Программные средства позволяют организовать совместную работу в портах России участников ВЭД, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и других субъектов морских перевозок на основе принципов и механизмов «единого окна», электронного документооборота, призванных обеспечить возможность полного перехода на безбумажный документооборот при осуществлении таможенных и иных операций в морских пунктах пропуска».

Для реализации обозначенной задачи ФТС России сейчас активно развивает системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов по товарам, перемещаемым морским транспортом. КСП является коммуникационной платформой, обеспечивающей информационный обмен участников международных морских перевозок, взаимодействие государственных контрольных органов (ГКО) и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска. С помощью КПС участники ВЭД до прибытия судна в порт представляют в таможенный орган по установленной форме предварительную информацию о товарах, а перевозчики - о морских судах. Эти сведения другие ГКО могут использовать для определения форм ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного, пограничного контроля.

Работать на опережение

В СЗТУ уточнили, что КПС позволяет принимать решения о выгрузке товаров с борта судна еще до его прихода в порт, указывать участникам процесса на необходимость заблаговременного представления тех или иных разрешительных документов, что в итоге позволяет сократить время оформления морских судов в порту. Доступ к системе размещен на сайте ФТС России: http://sea.customs.ru.

В регионе деятельности СЗТУ портал используют более 250 участников ВЭД: 26 операторов морского терминала, 184 перевозчика, 22 агентирующие компании, 10 получателей/отправителей. За 9 месяцев этого года в регионе деятельности СЗТУ из 15 тыс. судозаходов через систему оформлено 3878 электронных судовых дел, включая прибытие и убытие судов. Почти 30% пакетов документов на судно и грузы в таможенные органы подаются через портал.

Лидером по его применению является Балтийская таможня, где с 1 июля 2016 года КПС функционирует на всех таможенных постах. Единая информационная платформа объединяет работающих в Большом порту Санкт-Петербурга стивидоров, морских перевозчиков и ГКО. Ее версия интегрирована с информационными системами пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором.

В таможне пояснили, что технология предусматривает поэтапное представление на разных стадиях технологического процесса декларантами и перевозчиками сведений о грузе и судне по мере получения ими информации и подготовки документов. Объектом автоматизации является информационное взаимодействие участников морских перевозок, а также межведомственный информационный обмен таможенных органов с иными ГКО и администрацией порта в ходе совершения операций по таможенному и иным видам госконтроля при прибытии и убытии судов и перевозимых ими товаров в порт.

Теперь любой из участников процесса может передавать или получать информацию, одновременно быть ее источником и получателем на различных стадиях и процедурах. Портал позволяет представлять предварительную информацию о товарах, а также пакеты электронных документов и сведений о планируемом прибытии на территорию ЕАЭС морских и речных судов. Аналогичные возможности имеются и при их убытии. С помощью КПС даются поручения на погрузку/выгрузку товаров, принимаются решения на погрузки, оформляются результаты госконтроля.

Портал позволяет формировать предварительную информацию о товарах (ПИТ) на основе предварительной декларации на товары (ПТД). Декларант может формировать ПИТ через загрузку информации из ПТД, используя специальные программы, либо путем выгрузки ПТД в файл XML и направления его в КПС через сервис «Личный кабинет» на портале ФТС России. Для этого необходимо иметь лишь электронную подпись.

Экономим время

Сейчас в Балтийскую таможню предварительную информацию представляют 32 судоходные линии и агентские компании. Применение КПС позволило сократить сроки совершения таможенных операций в отношении судов и перемещаемых ими товаров. Важным шагом в развитии системы станет представление информации в объеме, сопоставимом с данными, содержащимися в ПДТ. Это позволит таможне эффективно и своевременно оценивать уровень риска на этапе прибытия судна и груза, а портал станет неким механизмом объективной оценки уровня рисков в отношении поступающих товаров.

Отметим, что совместно с рядом агентов морских линий, стивидорных компаний и участников ВЭД Балтийская таможня с октября 2016 года успешно проводит несколько экспериментов. В том числе по формированию судового дела в электронном виде, осуществлению однократной проверки всеми ГКО в одном месте, выпуску товаров до окончания выгрузки с борта судна, цель последнего - добиться реализации права участника ВЭД выпускать товары до выгрузки, как это предусмотрено пунктом 19.14 распоряжения правительства 1125-р «Дорожная карта».

«Целью любого участника ВЭД является быстрое получение поступающего в его адрес товара, причем желательно на собственный склад и с минимальными затратами, - отметил директор работающего в порту филиала «Легион» ООО «Таможенный представитель» Юрий Молокин. - Важным фактором в этом деле является скорость проведения проверочных мероприятий различными ГКО, включая таможню, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, а также непосредственно сам выпуск товаров для внутреннего потребления в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Наша компания осуществляет таможенную очистку товаров, перемещаемых морским транспортом, и для нас очень важно наличие принципа однократного ввода необходимой информации в одно место и возможности скорейшего получения разрешения на ввоз и выпуск груза. Поэтому мы начали использовать в своей работе КПС. С его помощью мы оформляем большинство товаров, прибывающих в наш адрес в Большой порт Санкт-Петербурга. Весть документооборот происходит в электронном виде».

На основе ПТД специалисты компании формируют и направляют в КПС предварительную информацию о товаре, к которой перевозчик в автоматическом режиме «подвязывает» пакет документов на судно (ПДС). В этом случае таможенный орган еще до прихода транспортного средства в порт располагает предварительной информацией, необходимой для принятия решения о проведении комиссии, выдаче разрешения на выгрузку. Он также направляет уведомления в иные ГКО для проведения ими контроля и принятия решения по товару.

В результате на момент прибытия груза декларант обладает информацией не только собственно о предстоящем фактическом или документальном контроле, но и о времени и месте его проведения. Это позволяет заранее спланировать все операции в порту и за его пределами.

Повышаем эффективность

«В этом году совместно с должностными лицами таможенного поста Гавань Балтийской таможни нами выработан новый алгоритм взаимодействия, - продолжает Юрий Молокин. - Он предусматривает, что во всех случаях фактический контроль товара осуществляется через КПС по принципу «единая проверка в одном месте», причем как должностными лицами таможни, так и иными ГКО. Это означает, что теперь при подаче ПИТ и обеспечении фактического контроля товаров в случае выявления необходимости проведения досмотра все контролирующие действия происходят одновременно. При этом отпала необходимость в повторном выставлении контейнера на досмотровую площадку. Такое стало возможно в рамках взаимодействия через КПС».

В результате участники ВЭД получили приличную экономию, ведь перемещение рефрижераторного контейнера в зону досмотра стоит от 140 до 230 долларов, день хранения в порту - 50-60 долларов, а сверхнормативное использование - от 100 до 450 долларов в сутки. Как уточнили специалисты, применение единого досмотра позволило сократить затраты грузополучателей минимум на 290 долларов.

В Администрации морских портов Балтийского моря (АМПБМ) отметили, что применение Балтийской таможней во взаимодействии с морским портом «Большой порт Санкт-Петербург» КПС положительно повлияло на сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении торговых судов, а также позволяет повысить оперативность информационного обмена в рамках утвержденной схемы организации пропуска через госграницу России. В АМПБМ надеются, что со временем доведенный до ума портал поможет повысить конкурентоспособность и эффективность работы морских портов России.

Отметим, что применение КПС уже позволило администрации порта представлять таможне и иным ГКО информацию о предстоящих судозаходах в форме суточного графика. Сведения об изменениях в нем также оперативно представляются всем ГКО. Стоит пояснить, что в системе реализована функция прямого обмена с информационной системой государственного портового контроля.

«КПС обеспечивает непрерывность логистического процесса и оптимизирует совершение операций, что позволяет сократить сроки нахождения товаров в морском порту. Это важный проект, который способствует повышению конкурентоспособности наших морских портов, оптимизации всех процессов оформления, - отметили в АМПБМ. - Сейчас через КПС предварительную информацию представляют порядка 11 судоходных линий и агентских компаний, работающих в регионе деятельности Балтийской таможни».

На все так радужно

Отметим, что КПС, разработанный с учетом более широкого спектра задач, призван существенно облегчить документооборот, причем для всех участников логистической цепочки: отправителя, брокера, перевозчика, стивидора и ГКО. Его основной задачей является документальное оформление судов и перемещаемых ими товаров на основе электронного документооборота.

Поскольку КПС позволяет еще до прихода судна в порт собрать данные, необходимые для принятия решения о выпуске товара, уже на момент начала грузовых операций часть контейнеров может иметь статус «выпущенных в свободное обращение» в соответствии с ранее заявленной таможенной процедурой и прямо с борта доставляться получателям.

При этом работающие на Северо-Западе морские перевозчики просят доработать таможенные онлайн-технологии. Без этого, по их мнению, не удастся упростить оформление судов, как это задумывалось при создании КПС. Пока, как признают предприниматели, работа с порталом является для них обременением, требующим дополнительных трудозатрат. При этом ФТС России обещала иное, что внедрение КПС позволит сократить время совершения операций с товарами в морском пункте пропуска, снизить финансовые затраты участников рынка и конечных потребителей импортируемых товаров. Однако сегодня уже все признают, что КПС нужно доводить до ума.

Особенно обременительно работать с системой контейнерным линиям, работающим в Калининграде. Им приходится вручную вносить сведения о сотнях, а иногда и тысяче контейнеров. Дело в том, что переход в Калининград из портов Гданьска и Клайпеды занимает 4-6 часов. Этого времени недостаточно, чтобы внести в таможенную систему все необходимые данные о товаре.

Для сравнения: контейнеры из Роттердама в Санкт-Петербург идут до двух суток, но даже такого срока, как отмечают эксперты, мало, чтобы экспедиторы, морские агенты и другие участники процесса успели обменяться сведениями и сверить информацию. При этом с перевозчиков не сняли обязанность представлять сведения на бумажных носителях.

Эксперты пояснили, что при оформлении прибытия часто используются сопроводительные документы, которые нужны не только таможне, но и службам, занимающимся ветеринарным надзором, санитарно-карантинным и карантинным фитосанитарным контролем. По действующему законодательству их необходимо обязательно представлять в бумажном виде, иногда с таможенными отметками.

Кроме того, морские перевозчики, работающие в определенных языковых сегментах электронного обмена, отмечают, что электронный язык, с помощью которого общаются линии и судовладельцы, отличается от формата, заложенного в КПС. Морские агенты также вынуждены вручную заносить сведения в информационные системы иных ГКО.

Участники ВЭД опасаются: если подача предварительной информации с помощью КПС в ее нынешнем виде станет для всех обязательной, то время пересечения границы существенно увеличится. В итоге вырастет стоимость морских перевозок, от чего пострадают и грузовладельцы, и конечные потребители. В связи с этим не исключен отток контейнерных грузов из российских портов в Прибалтику и Финляндию.

При этом участники морских перевозок признают в целом привлекательной идею внедрения данного программного средства, позволяющего упростить процедуру оформления судов и грузов. Однако, как уже отмечалось, систему нужно доработать с учетом замечаний бизнеса.

«Есть ощущение, что предлагаемая модель электронного взаимодействия - это некая промежуточная стадия, которая должна в итоге во что-то вылиться, - рассуждает руководитель федерального Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина. - Вопрос в том, где та оптимальная модель, которая оправдывает текущие дополнительные затраты участников ВЭД? Мне кажется, было бы правильно, если бы в ФТС России уточнили участникам ВЭД, что, к примеру, через 3-4 года их работа трансформируется в систему, которая позволит получить те или иные плюсы».

Эксперты также отметили, что процесс оформления электронного судового дела пока ограничен лишь импортом. То есть пока в КПС фактически оформляется только приход судна, а отход - по-прежнему в бумажном виде. Так, линия Containerships уже неоднократно высказывала желание и готовность работать и по экспорту. В Балтийской таможне пока только проявляют интерес к этому направлению.

По мнению специалистов линии, проведение эксперимента по формированию электронного судового дела на убытие в электронном виде сопряжено с существующими недоработками КПС, а именно - длительной обработкой поручений на погрузку экспортных товаров, особенно при их большом количестве и широкой номенклатуре.

Напомним, что в конце сентября этого года Балтийская таможня и Containerships подписали соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого сейчас проходит обмен данными. Документ предусматривает, что линия до подхода судна представляет карго-план на выгрузку, на основании которого таможня оценивает риски. В результате процедура значительно ускорена. Стоит отметить, что таможня смогла настроить работу и стала принимать сообщения в международном формате EDIFACT. В Containerships считают, что представление карго-планов приносит больше позитивных моментов, чем предполагавшихся ранее негативных.

Экспериментируем

Напомним, что с 1 августа на Усть-Лужском таможенном посту Кингисеппской таможни с использованием КПС проходит эксперимент по оформлению судового дела на убытие судна в электронном виде. В нем участвуют терминалы: АО «Ростерминалуголь, ООО «Европейский Серный Терминал», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», компании морских перевозчиков: ООО «Нева – Дельта Усть-Луга», ООО «Руснаутик Шиппинг Эйдженси Усть-Луга», ООО «Инфлот Ворлдвайд Ферри Сервисес Рус».

В рамках эксперимента экспедиторы на коммуникационной платформе КПС формируют в электронном виде поручения на отгрузку экспортных товаров. Представители морских перевозчиков после окончания их погрузки на судно, составления коносаментов и подписи документов капитаном судна формируют пакет документов на убытие и направляют его на портал в форме электронного пакета.

Также организована подача в электронном виде поручений на отгрузку основными бункеровочными компаниями, осуществляющими деятельность в морском порту Усть-Луга, бункерного топлива, вывозимого в качестве припасов. С августа по ноябрь в электронном виде с использованием КПС пост оформил 122 судовых дела на убытие, из них 23 - в рамках эксперимента.

Экспедиторы отмечают, что новый программный продукт существенно облегчил работу. Оформление документов с использованием портала позволяет видеть в режиме реального времени обратную связь с таможней, что ускоряет процесс. Признавая необходимость некоторой доработки программы, экспедиторы отмечают, что благодаря КПС логистическая работа становится быстрее.

Капитан морского торгового порта Усть-Луга Сергей Желдыбин сообщил пресс-секретарю Кингисеппской таможни Ольге Дятко, что новый программный продукт нужен для эффективной работы в порту всех ГКО. Его применение позволит сократить время нахождения судов в порту, будет способствовать увеличению количества судозаходов. КПС должен стать практической основой для введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС морским транспортом.

Специалисты признают, что КПС дает ряд преимуществ, таких как совершение операций и иных видов контроля в одном программном средстве; возможность отказа от бумажных носителей; автоматическое ведение журналов; взаимодействие с ГКО и заинтересованными лицами в режиме реального времени, онлайн-мониторинг процессов оформления, разгрузки/погрузки морских судов в порту при интеграции таможенных органов с ЕАИС; сокращение простоя судна в порту за счет обработки предварительной информации; ведение единой базы данных.

Эксперты считают, что работа в данном направлении должна стать практической основой для введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС морским транспортом.

Применительно к КПС «Морской порт» и относительно его дальнейшего развития таможенники и участники ВЭД возлагают большие надежды на Таможенный кодекс ЕАЭС, который вступит в силу в следующем году. Все надеются, что он создаст более четкие и понятные правовые основы для полного перехода на электронный вид взаимодействия таможни с участниками ВЭД и другими контролирующими органами.

Евгений КАЛИНИН

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 29 ноября 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

AXELOT: грамотные решения для эффективного бизнеса

Прошел год с последней нашей встречи с Алексеем Тимашовым, генеральным директором компании AXELOT. Несмотря на трудности в стране, нестабильность в экономике, компания очень грамотно выстраивает стратегию своего развития на рынке, благодаря чему с каждым годом только укрепляет свои позиции в сфере автоматизации складской и транспортной логистики.

 17 февраля 2021 / Логистика

Как безошибочно внедрить систему управления складом (WMS)?

Результаты исследования эффективности внедренных WMS в России, проведенного Координационным советом по логистике в 2017 г., показали: функциональные возможности систем более чем на 90% используют только 12% складов, свыше 80% складов – в пределах 15%.

 15 февраля 2021 / Логистика

TransRussia 2021 приглашает встретиться офлайн

За минувшие месяцы многие отрасли во всем мире подверглись влиянию кризиса, включая конгрессно-выставочную деятельность. Подготовка к весенней выставке TransRussia 2021 проходит в нестандартных условиях.

 11 февраля 2021 / Логистика

Бизнес-образование в таможенной сфере

В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием.

 8 февраля 2021 / Таможня

К понятию информации в логистике и о границах применимости блокчейн-технологий

Известно, что одними из форм взаимодействия субъектов отраслевых рынков являются информационная и финансовая.

 3 февраля 2021 / Логистика

Бизнес-образование в таможенной сфере

В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием.

 8 февраля 2021 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog