Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

Большинство экспертов в сфере таможенного дела и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почему-то оставили практически без внимания серьезную, в каких-то моментах даже фундаментальную, теоретическую работу - доклад «Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедуры».

Минтранс предлагает контроль за движением тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам федерального значения отдать Ространснадзору.

В РоссииВ  вступают в силу дополнительные требования к месту расположения магазинов duty free.

В России начала действовать обязательная цифровая маркировка табачных изделий.

/ Статьи

Коридор, способный объединить страны

В последнее время много говорится о необходимости реализации проектов по созданию разного рода международных транспортных коридоров (МТК), которые должны пройти по территории нашей страны. Один из них - МТК «Север-Юг». Он начинается в иранском порту Чехбехар и свяжет Индию с Россией через территорию Ирана и Азербайджана.

Напомню, что впервые идею о его создании озвучили в 1993 году. Однако только 12 сентября 2000 года Россия, Иран и Индия подписали соответствующее соглашение, которое было ратифицировано в 2002 году. Сейчас проект входит в число приоритетных направлений транспортной политики нашей страны. Он будет реализован в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года и Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)».

Правовой основой для него является Межправительственное соглашение, подписанное в Санкт-Петербурге Россией, Индией и Ираном. Позднее к трио присоединился Азербайджан, ставший полноправным и активным участником проекта. МТК «Север-Юг» практически сразу вызвал большой интерес у стран – потенциальных участников нового транспортного маршрута.

Со временем к нему присоединились Беларусь, Казахстан, Оман, Таджикистан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция. В целом МТК «Север-Юг» охватывает страны Скандинавии, Центрально-Восточной Европы, европейской части России, Прикаспийского региона, а также Южной Азии. Ожидается, что он составит серьезную конкуренцию морскому пути через Суэцкий канал, так как существенно ускорит доставку товаров из Европы в Индию (с 40 до 14 дней) и удешевит ее на 30-40%.

Протяженность нового мультимодального маршрута транспортировки грузов - 7200 км. На первом этапе по нему планируется транспортировать 5 млн тонн грузов в год с дальнейшим удвоением объемов. Коридор ориентирован на доставку транзитных грузов в контейнерах из Индии, Ирана и других стран Персидского залива через российскую территорию (через Каспийское море) в Северную и Западную Европу. Страной-депозитарием соглашения выбран Иран.

Руководящим органом МТК «Север-Юг» является Координационный совет. В нем работают две экспертные группы. Первая решает коммерческие и оперативные вопросы. Вторая отвечает за документацию, таможенные процедуры и сопутствующие вопросы. Одной из целей соглашения является упрощение и унификация административной документации и процедур, в том числе таможенных, касающихся транзитных перевозок через территории стран-участниц в соответствии с принятыми международными правовыми актами и стандартами. Создание транспортного коридора предполагает расширение и модернизацию транспортной сети, логистику и безопасные перевозки.

Даешь информатизацию!

Анализ применения таможенных технологий при таможенном контроле товаров, перемещаемых по МТК, показал, что ускорению товарооборота способствует развитие информационных технологий и таможенного законодательства. Поэтому Консультативному совету МТК «Север-Юг» следует как можно быстрее разработать комплексную программу развития прогрессивных транспортно-технологических систем, которая обеспечит единообразие ставок, тарифов, сборов, пошлин и технологий на территории стран - участниц Соглашения о МТК «Север-Юг».

Расчеты показывают, что основные преимущества данного маршрута перед другими, например через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раз плеча перевозок. При этом стоимость доставки контейнеров из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем при транспортировке по традиционным морским путям. Значительная часть МТК пройдет по железным дорогам России. В зависимости от маршрута на них приходится 33-53% от общей протяженности сухопутной части коридора. Сейчас он в основном задействован для перевозки товаров с юга на север - из Индии в Россию.

Для максимальной реализации потенциала МТК нашей стране нужно модернизировать астраханский транспортный узел. Развитие его портовых мощностей возможно за счет реконструкции порта Оля, способного с выходом на проектную мощность обрабатывать до 8 млн тонн сухих грузов в год. С геополитической точки зрения для России реальное наполнение коридора грузопотоками будет способствовать укреплению транзитного потенциала в Прикаспийском регионе.

При этом реализацию проекта сильно тормозит слабое развитие железнодорожного транспорта в Иране, где большинство грузов перевозится автомобилями. При этом у Тегерана не хватает средств и технологий для развития своих железных дорог. Подчеркну, поскольку ключевые и наиболее проблемные участки маршрута пролегают именно по территории Ирана, то проект будет завершен лишь после того, как по ней проложат новые стальные магистрали.

На решение этой проблемы сейчас направлены основные усилия Тегерана, Москвы и Баку, которые с недавних пор заметно активизировались. Ведь реализация проекта выгодна всем, поскольку сильно повышается транзитный потенциал трех стран. Основным недостающим звеном МТК является отсутствие железных дорог на участке Решт - Астара (внутренний Иран). Без него в рамках коридора «Север-Юг» сложно будет говорить о соединении стальных магистралей Ирана и Азербайджана.

Поэтому Баку готов вложить 60 млн евро в развитие железнодорожных объектов в иранской Астаре. Кроме того, он обязался покрыть все инвестиционные риски. Параллельно обе страны совместно с партнерами занимаются налаживанием прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря.

Для этого строится новый участок железной дороги Казвин – Астара (иранская) – Астара (азербайджанская). Под него уже подписано соглашение о создании консорциума. Ориентировочная годовая пропускная способность данной железной дороги на первом этапе составит до 10 млн тонн с последующим увеличением до 15 млн тонн.

Без таможни не обойтись

Практика показывает, что одно из главных направлений работы МТК - повышение эффективности функционирования таможенной инфраструктуры на основе совершенствования ее информационного и организационного факторов. При этом нужно обеспечить модернизацию и безопасность информационных систем таможенных органов стран-участниц; материально-техническое обустройство таможенных постов и пограничных пунктов пропуска; сформировать единую информационную систему таможенных органов участников МТК.

Также следует внедрить новейшие информационные технологии таможенного оформления и таможенного контроля, включая электронное декларирование и безбумажный документооборот; развивать сотрудничество таможенных органов сопредельных стран на двухсторонней и многосторонней основе.

Важное место в решении этих задач отводится взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Особенно касательно достоверности декларирования, контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, а также при вывозе с таможенной территории РФ. Нельзя забывать и о товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Наличие и использование полученной от бизнеса информации позволит существенно уменьшить субъективизм при принятии решений, ускорить таможенное оформление товаров и транспортных средств. Перечисленное поможет реализовать применяемые в мировой практике таможенного регулирования принципы «одного окна» и «одной остановки», то есть однократного представления информации о перемещаемых через границу товарах.

Речь также идет о совмещении и проведении в одном месте всех видов контроля: пограничного, таможенного, транспортного, санитарного и других. Отмечу, что серьезной проблемой по-прежнему остается сверхнормативный простой на автомобильных, железнодорожных, речных и морских терминалах осматриваемых и подлежащих таможенному досмотру транспортных средств.

Так, в Астраханском порту международные контейнеры порой простаивают по несколько суток, что ведет к увеличению транспортных издержек, росту себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, замедлению денежного оборота. При этом на железнодорожных станциях вагонами с грузами, подлежащими таможенному досмотру, приходится занимать запасные и маневренные пути.

Полигон для новаций

В этих условиях таможенным органам РФ нужно активнее внедрять современные технологии оформления и контроля. По мнению экспертов, следует определить оптимальное количество мест расположения таможенных органов за счет укрупнения и более рационального размещения таможенных постов. При этом необходимо учесть объем товаропотоков, проходящих через МТК, возможности перевозчиков, экспортеров, импортеров и других участников ВЭД.

По оценкам экспертов, плотность международных пунктов пропуска на российских границах одна из самых низких в мире. Самая густая сеть погранпереходов у нас в Калининградской области: в среднем 1 пункт на 27 км границы. Этот показатель наиболее близок к европейскому уровню. Для сравнения: в среднем по России он составляет 1 пункт на 112 км сухопутной границы.

Считаю, что МТК следует рассматривать как приоритетные и опытные полигоны для обкатки прогрессивных логистических и транспортно-технологических систем (ТТС), базирующихся на новых информационных технологиях, передовом организационном, таможенном и коммерческо-правовом опыте.

Развитие современного перевозочного процесса на основе внедрения передовых принципов транспортной логистики, принятия унифицированных международных норм, перехода на смешанные, прямые смешанные и комбинированные перевозки обеспечит:

- более полный учет свойств товаров на внешнем и внутреннем рынках, что повысит конкурентоспособность отечественной продукции;

- органичную интеграцию России в международную систему перевозок;

- создание условий, при которых на приоритетных направлениях часть отечественных внешнеторговых товаров переключится на систему МТК, что увеличит загрузку их российских участков.

Современная международная торговля предполагает перевозку грузов с использованием и оформлением сквозного перевозочного документа – прямого железнодорожного, прямого автомобильного или прямого смешанного. Наличие фиксированного сквозного тарифа позволяет продавцу и покупателю точно знать транспортные расходы и корректно совершать сделки купли-продажи товара в пути. Введение сквозных тарифов при доставках по МТК – актуальное направление совершенствования транспортно-логистического процесса и повышения эффективности перевозок.

Без Оли не обойтись

Важное значение имеет развитие сквозных перевозок по МТК грузов в крупнотоннажных контейнерах. Как известно, на транспортном рынке сегмент контейнерных перевозок признан одним из наиболее перспективных. При этом ни в одном из портов российской части Каспия нет специализированных контейнерных терминалов. Контейнеры обрабатывают на обычных причалах, предназначенных для генеральных грузов.

Так, практически все порты и терминалы Астрахани имеют очень небольшую территорию, причем ограниченную жилой застройкой. Из-за недостатка площадей и терминальной техники накопление крупной партии контейнеров технически затруднено. Кроме того, нет специализированных контейнерных перегружателей. Чтобы Каспийский регион России соответствовал мировому уровню, в него нужно вложить большие усилия и средства, оптимизировать имеющиеся транспортные коммуникации, развить все компоненты контейнерной системы.

В этой связи важное значение играет развитие и реконструкция морского торгового порта Оля, находящегося в 100 км от Астрахани ниже по течению. Общая протяженность его причалов составляет 4694 м, из них 3674 м - грузовые. Недавно здесь начато строительство специализированного контейнерного терминала.

К порту подходят автомобильная и железная дороги, что уже сегодня позволяет обеспечить беспрепятственный завоз/вывоз 8 млн тонн грузов всех типов. При этом он расположен вне крупных населенных пунктов, фактически в степи. Следовательно, не имеет искусственных ограничений для развития.

Такое расположение позволяет минимизировать экологические и техногенные риски. Кроме того, у порта Оля достаточно площадей для хранения контейнеров, имеются специально оборудованные места для подключения рефконтейнеров.

Поскольку крупнотоннажные контейнеры здесь перегружают ограниченно, влияние порта Оля на Каспии пока не отвечает масштабу поставленных задач. На его базе необходимо создать логистический центр с площадками для накопления резерва порожних контейнеров и их текущего обслуживания.

Меняем принципы

По мнению экспертов, сейчас целесообразно развивать пакетную транспортно-технологическую систему (ТТС) перевозки грузов в пломбируемых единицах: в пакетах, блок-пакетах, мягких контейнерах. К сожалению, структура грузопотока на МТК «Север-Юг» такова, что в ней много плохо контейнеризируемых грузов, таких как лес, бумага, сталь, минудобрения.

Однако зарубежная практика показывает, что и в этом случае достижим значительный прогресс, если обеспечить пломбирование сформированных единиц одобренным таможней способом. Это позволит передавать грузы на границах, даже между различными видами транспорта, по счету. Делать это можно без проверки содержимого, с сохранностью обвязки пакета и самих пломб.

В последние годы в западноевропейской практике в этой области наметился настоящий прорыв. Сегодня удается обеспечить пономерное слежение за каждым следующим по МТК пакетом, каждой сформированной укрупненной единицей. Делается это при помощи штрих-кодовых или радиочастотных меток (с нанесением информации о точной массе груза в каждой единице, об отправителе, получателе и прочее). Оснащение промежуточных пунктов перевалки ЭВМ и соответствующим считывающим оборудованием позволяет автоматизировать отслеживание перемещения грузов.

Считаю, что для роста привлекательности перевозок по МТК «Север-Юг» нужно совершенствовать их коммерческо-правовую, информационную и таможенную составляющие. Для создания равноправных условий работы перевозчикам всех видов транспорта и другим участникам транспортного процесса на территориях стран Соглашения о МТК «Север-Юг» следует обеспечить введение единообразных ставок, тарифов, сборов, пошлин и других платежей.

Кроме того, требуется развивать прямые смешанные (интермодальные) международные перевозки по сквозным перевозочным документам. Это возможно за счет усиления деятельности Координационного совета МТК по организации и повышению эффективности грузовых перевозок по этому транспортному коридору.

Уже понятно, что проект сулит массу возможностей. Как минимум он приведет к резкому росту товарооборота между Россией и такими богатыми странами, как Иран и Индия. Если взглянуть шире, то МТК способен объединить Россию и Центральную Азию в единый экономический блок, как Евразийский экономический союз или Транстихоокеанское партнерство.

Единая инфраструктура создаст между странами более прочные связи, чем простая территориальная близость. Нечто подобное сейчас осуществляет Китай через свой инфраструктурный проект «Новый шелковый путь». Убежден, что реализация в полном объеме МТК «Север-Юг» позволит значительно увеличить экономическое и политическое влияние России во всей Азии.

Когда номер готовился к печати, стало известно, что Азербайджан, Россия и Иран договорились о создании рабочей группы для дальнейшего развития грузоперевозок по МТК «Север-Юг, а также соответствующей системы мониторинга. При этом Россия может открыть кредитную линию на сумму в 3 млрд евро на развитие железнодорожной инфраструктуры Ирана.

Клавдий КОРНЯКОВ,

доцент Института права

и национальной безопасности

РАНХГС при Президенте РФ,

кандидат экономических наук,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 19 декабря 2018 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

По силам ли нам сберечь свой лес?

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

 20 марта 2019 / Таможня

Таможенный аудит важен, но его нет

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

 18 марта 2019 / Таможня

Пора перестать играть в молчанку

Большинство экспертов в сфере таможенного дела и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почему-то оставили практически без внимания серьезную, в каких-то моментах даже фундаментальную, теоретическую работу - доклад В«Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедурыВ».

 14 марта 2019 / Таможня

Сообщество плюс цифровизация

Весь документооборот в порту Гамбург, начиная с 2020 года, будет осуществляться исключительно в электронном виде. Информация об этом была доведена до участников прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции В«Цифровизация в порту на примере порта ГамбургВ».

 13 марта 2019 / Таможня

Представители расскажут о себе всё

Приказ ФТС России от 23.11.2018 № 1902 В«Об утверждении форм заявления о включении в реестр таможенных представителей и заявления о внесении изменений в реестр таможенных представителейВ» 23 февраля 2019 года вступил в силу.

 12 марта 2019 / Таможня

По силам ли нам сберечь свой лес?

Объемы бесконтрольной вырубки леса в Сибири, в том числе реликтового, и его незаконный вывоз в Китай давно приобрели размах, угрожающий экономической безопасности страны.

 20 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенный аудит важен, но его нет

Всемирная таможенная организация (ВТамО) в качестве ключевого элемента повышения качества, упрощения и гармонизации таможенного администрирования уже почти 20 лет рекомендует национальным таможенным органам применять принцип переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров и использовать при его проведении общепринятые стандарты аудита.

 18 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пора перестать играть в молчанку

Большинство экспертов в сфере таможенного дела и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почему-то оставили практически без внимания серьезную, в каких-то моментах даже фундаментальную, теоретическую работу - доклад В«Таможенное администрирование в России. Какими должны быть современные процедурыВ».

 14 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Сообщество плюс цифровизация

Весь документооборот в порту Гамбург, начиная с 2020 года, будет осуществляться исключительно в электронном виде. Информация об этом была доведена до участников прошедшей в Санкт-Петербурге международной конференции В«Цифровизация в порту на примере порта ГамбургВ».

 13 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Представители расскажут о себе всё

Приказ ФТС России от 23.11.2018 № 1902 В«Об утверждении форм заявления о включении в реестр таможенных представителей и заявления о внесении изменений в реестр таможенных представителейВ» 23 февраля 2019 года вступил в силу.

 12 марта 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog