Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Контейнерная логистика на Северо-Западе: прошлое и будущее глазами экспедитора и брокера

Первые морские контейнеры появились в середине 1950-х годов в США. Они фактически преобразили рынок мультимодальных перевозок. Очевидные преимущества контейнерной логистики – это надежная сохранность груза, высокая скорость грузооборота, независимость от перевалки, отсутствие привязки к судозаходам. Поэтому в последние десятилетия контейнерные перевозки стали бурно развиваться по всему миру.

Сейчас объем контейнеризации грузов в развитых странах составляет 75%, в России данные показатель не превышает 38%, поскольку большую долю в грузопотоке составляют нефть, уголь, лес и автомобили. В 2000 году в нашей стране был только один крупный портовый контейнерный терминал (ПКТ). Сегодня их одиннадцать. За перовое полугодие 2013 года они обработали 2257 тыс. TEU (Санкт-Петербург – 1270 тыс. TEU, Новороссийск – 389 тыс. TEU, Владивосток и Восточный – 717 тыс. TEU). Для сравнения: оборот ведущих портов Европы в 2012 году: Роттердам – 11,9 млн TEU, Антверпен – 8,6 млн TEU, Гамбург – 8 млн TEU.

При этом около 50% контейнерных грузов идет через Большой порт Санкт-Петербург, а именно через четыре терминала: Первый контейнерный терминал (ПКТ), Петролеспорт (ПЛП), Контейнерный терминал Санкт-Петербург (КТСП) и «Моби Дик». Их совокупный объем за полгода составил порядка 42% от всего оборота Порта Санкт-Петербург (с вычетом перевалки нефти – 53%). В 2011 году начал работать контейнерный терминал в Усть-Луге. В настоящее время строится новый терминал в Бронке.

По оценке экспертов, совокупная пропускная способность терминалов в Санкт-Петербурге сейчас составляет 3,62 млн TEU в год. Причем для каждого терминала объявлены планы по расширению. В соответствии с ними через 12 лет общая пропускная способность комплексов составит 10,5 млн TEU. В таблице на основе систематизации данных терминалов дается прогноз проектной пропускной способности терминалов в 2013-м году и 2025 годах (тыс. TEU).

        Контейнерные терминал                          2013 г.                              2025 г.               
УЛКТ 440 2850
ПЛП 1000 2300
Бронка 0 1900
ПКТ 1350 1600
КТСП 430 1440
Моби Дик 400 500
Итого 3620 10590

Согласно статистике, последние 10 лет ежегодно контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург в среднем увеличивался на 20%, исключение с падением на 32% составил 2009 год. Посмотрим, сохранятся ли такие темпы роста в перспективе? К сведению: в 2012 году прибалтийские порты по темпам роста нас опередили (Рига выросла на 20%, Таллин – на 15%, Клайпеда – на 10%, а Санкт-Петербург прибавил лишь 7%).

Отмечу, что приведенные выше сведения взяты из открытых источников, таких как ИАА SeaNews, InfraNews, обзоры администраций портов Санкт-Петербурга, Риги, Таллина, Клайпеды, Ассоциации морских торговых портов России, Ассоциации финских портов, ФТС России.

Если еще десяток лет назад сервис через Санкт-Петербург оказывали не более 15 морских линий, то сегодня их насчитывается 45. Следует отметить, что в целом сервис в порту стал лучше, клиенты в этом наглядно убедились. Поэтому многие стали направлять контейнерные грузы на берега Невы. Для сравнения: в 2000 году Котка и Санкт-Петербург переваливали одинаковый объем контейнеров – около 290 тыс. TEU, в 2012 году через морскую столицу России прошло уже в 4 раза больше, чем через Котку: 2525 тыс. TEU и 631 тыс. TEU соответственно.

Что изменилось для клиента? Еще совсем недавно на прохождение контейнера через порт требовалось в среднем 15 дней. Сегодня этот срок сократился до 3–5 дней. Разумеется, такие сроки реально могут обеспечить только крупные технологически развитые экспедиторы и брокеры. Этого результата им удается добиться благодаря интеграции информационных систем стивидоров, ФТС России и крупнейших экспедиторов.

При этом сейчас ведется активная работа, направленная на дальнейшее снижение сроков нахождения грузов в порту. Здесь есть на кого равняться, например, в той же Котке контейнер находится в порту не более 2 дней. Многие помнят, что в начале 2000-х экспедитор, как правило, требовал предоплату своих услуг. Сегодня это скорее редкость. Крупные экспедиторы без проблем предоставляют грузовладельцам отсрочку платежей до 45 дней.

В настоящее время ФТС России в лице Балтийской таможни, стивидоры и Гильдия профессиональных участников ВЭД вместе работают над оптимизацией документооборота в порту. Одним из результатов совместных усилий стал приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688. Если прежде экспедитор получал отметку о выпуске груза у таможенного инспектора и передавал документы на терминал, то теперь при выпуске декларации таможенный пост напрямую дает указание терминалу выпустить контейнер.

Разумеется, как при любых нововведениях, пока здесь больше сложностей, поскольку у каждого стивидора собственная система документооборота и обмен данными с таможней находится в стадии отладки. Если в данный процесс попадает еще и морская линия, отправляющая по своим EDI электронные разрешения на вывоз или блокирующие инструкции, то схема усложняется еще больше и вероятность сбоев существенно повышается. Убежден, что настройка бесперебойного электронного обмена данными в порту – дело времени. Также планируется активно вести работу с Россельхознадзором и Роспотребнадзором по прохождению грузов, подлежа-щих фитосанитарному и ветеринарному контролю (фрукты, овощи, мясо, рыба).

Напомню, что 10 лет назад экспедитор обязан был получить лицензию на свои услуги. С недавних пор лицензирование экспедиторской деятельности отменено. Теперь каждый может выйти на рынок и назвать себя профессионалом с многолетним опытом. В результате в настоящее время общее количество работающих на рынке экспедиторов не может назвать никто. По экспертным оценкам, только на Северо-Западе их насчитывается несколько тысяч.

Разумеется, среди этих фирм далеко не все профессионально и добросовестно подходят к перевозке грузов. Можно долго говорить о здоровой конкуренции, но такое огромное количество предлагающих свои услуги экспедиторов реально вредит, прежде всего грузовладельцам.

При возникновении проблем мелкая фирма-«однодневка» легко исчезает, а клиент остается один на один со своим грузом и дополнительными расходами, не понимая, что сделал не так. При этом он несет убытки из-за простоя своего контейнера на терминале, получает штрафные санкции от морских линий, из-за нарушений при подаче декларации таможенная служба возбуждает в отношении его административное дело и т. д. Как избежать такой ситуации?

Сегодня даже опытный грузовладелец обязательно обращает внимание на величину активов логистического оператора, проверяет наличие у него таможенной лицензии и страховки, изучает его историю на рынке. Как уже отмечал, сейчас тысячи компаний предлагают услуги по таможенному оформлению. При этом уточню, что, по данным реестра ФТС России, по всей стране насчитывается не более 600 профессиональных таможенных представителей (брокеров).

Эти компании всегда на виду. Каждая из них за свою лицензию заплатила в среднем 50 млн рублей. Она может ее потерять даже за малейшее нарушение таможенного законодательства. Поэтому реально работающие организации ведут себя на рынке корректно. Если посмотреть практику арбитражных судов, то грузовладельцы, как правило, судятся именно с мелкими экспедиторами.

Причем большинство из них не имеют ни активов, ни лицензий, а иногда даже постоянного офиса. Аналогичная ситуация со страхованием ответственности экспедитора. Только крупные логистические операторы имеют возможность состоять в международных страховых клубах, например TT Club. Остальные экспедиторы предпочитают замалчивать этот вопрос.

Грузовладельцу должно быть не безразлично, в каких ассоциациях состоит экспедитор. Ведь это еще один из достаточно объективных критериев его надежности. Отмечу, что в России есть несколько профессиональных объединений. Среди них Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ), Гильдия профессиональных участников ВЭД, Торговый союз Северо-Запада, торгово-промышленные палаты и т. д. В последнее время крупнейшие экспедиторы постоянно приглашаются к обсуждению новых законопроектов на уровне Министерства транспорта и Государственной думы. К мнению профессиональных сообществ прислушиваются, поскольку именно они составляют ядро экспедиторского рынка и в первую очередь заинтересованы в его процветании.

Современные клиенты стали обращать на это особое внимание и поэтому идут к серьезным игрокам. Опытные клиенты, как правило, отмечают и на то, в каких конференциях участвуют их логистические операторы, как часто размещают статьи в СМИ, какое обучение организуют для своих сотрудников, как работают со своими партнерами. Клиент прекрасно понимает, что эти дополнительные, но необходимые расходы в конечном счете отразятся в ставке оказываемых услуг. Однако при этом может рассчитывать на получение более качественного сервиса.

В работе с экспедитором не бывает мелочей. Например, очень важно знать, как часто он соглашается на интеграцию своих информационных систем с клиентом, как быстро готов раз-бираться в возникающих страховой ситуации, в состоянии ли предложить клиенту качественные услуги раньше, чем тот сам попросит об этом. Именно совокупность приведенных выше факторов может помочь не ошибиться в выборе логистического оператора.

Дмитрий КРАСИЛЬНИКОВ, президент Группы компаний «Балтика-Транс», специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 сентября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog