Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

При этом обозначенная ранее дата начала действия Кодекса, работа над которым шла три года, 1 июля 2017 года может быть перенесен на 1 января 2018 года. Об этом сообщил директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов. Он пояснил, что ратификация идет медленнее, чем планировалось, а ключевые решения по завершению ратификационного процесса и гармонизации законодательства будут приняты во время встреч глав государств ЕАЭС, которые состоятся в мае текущего года.

Как подчеркнули в ЕЭК, Таможенный кодекс ЕАЭС – один из основных документов нормативно-правовой базы Союза. В Договоре о Евразийском экономическом союзе зафиксировано, что в соответствии с ним на единой территории ЕАЭС должно осуществляться таможенное регулирование. Он заменит действующий на данный момент Таможенный кодекс Таможенного союза и международные соглашения по вопросам таможенного регулирования, которые были заключены при формировании договорно-правовой базы на ранних этапах экономической интеграции Таможенного союза и Единого экономического пространства. Новый Кодекс повысит уровень унификации и согласованности таможенного регулирования в Союзе.

«Теперь многие процессы будут автоматизированы, – считает председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. – Общение предпринимателей и таможенников сведется к минимуму. После вступления в силу документа, появление которого с нетерпением ждали представители нашего бизнеса, мы ожидаем значительного улучшения бизнес-климата в ЕАЭС».

Документ законодательно закрепляет перевод системы таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности в Союзе с «бумажных» на электронные технологии. Такой подход значительно сэкономит ресурсы бизнеса, ускорит процессы прохождения таможенных формальностей, а также фактически нивелирует «человеческий фактор» при принятии решений на всех этапах – от регистрации декларации до выпуска товаров.

Первый среди равных

Стоит отметить, что Таможенный кодекс ЕАЭС стал первым договором в нормативно-правовой базе Союза, который на всех этапах разрабатывался совместно Комиссией, госорганами и бизнес-сообществами всех пяти стран-участниц. Ранее бизнес привлекался к документам такого уровня уже на этапе внутригосударственного согласования.

Как уже сообщалось, последним из руководителей стран Союза Договор о ТК ЕАЭС подписал Александр Лукашенко. Лидеры России, Киргизии, Армении и Казахстана сделали это на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 26 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге. Глава Беларуси, сославшись на плотный рабочий график и занятость, на него не приехал. Многие тогда посчитали, что демарш белорусского президента является неким ответом на не устраивающую его позицию российского руководства по вопросу урегулирования затянувшегося нефтегазового конфликта с Беларусью.

В целом они оказались правы. Как известно, первый квартал этого года Россия и Беларусь провели в неком экономическом противостоянии, которое сопровождалось не только словесной перепалкой с обеих сторон, но и реальными действиями, в том числе в виде введения запрета на поставки в нашу страну белорусских продуктов. Генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк по этому поводу заявил, что руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт лично наносил ущерб белорусским интересам, и сообщил о продолжении доследственной проверки по «делу Данкверта».

В лучшую сторону ситуация начала меняться после состоявшейся 3 апреля в Москве встречи президентов двух стран, на которой они обсудили экономическое сотрудничество двух стран. По ее итогам Владимир Путин сообщил, что спорные вопросы в нефтегазовой сфере стороны урегулируют в течение десяти дней. Практически сразу появились комментарии, из которых следовало, что вскоре ситуацию по ТК ЕАЭС удастся сдвинуть с мертвой точки. В итоге так и произошло - глава Беларуси документ подписал.

Важным шагом в деле дальнейшей интеграции в рамках Союза, по мнении экспертов, стало заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), прошедшее 14 апреля в Бишкеке (Кыргызская Республика) с участием уже всех без исключения глав государств - членов ЕАЭС. На нем в качестве наблюдателя даже присутствовал Президент Республики Молдова Игорь Додон.

Среди прочих на заседании ВЕЭС обсуждались вопросы повышения эффективности таможенного регулирования на единой таможенной территории ЕАЭС, развития внешнеэкономических связей с наиболее значимыми партнерами, макроэкономические ориентиры стран Союза на 2017 и 2018 годы, также были приняты кадровые решения. Главы государств Союза указали на необходимость снятия препятствий во взаимной торговле и подтвердили значимость скорейшего вступления в силу ТК ЕАЭС.

Все в одном

Оценивая Кодекс, эксперты отмечают, что в него включены 16 международных соглашений, регулирующих таможенные правоотношения. В итоге получился объемный, непростой для восприятия, кодифицированный акт, в котором информация структурирована иначе, чем в действующем Кодексе. Изучившие документ специалисты убеждены, что для его адаптации к жизни потребуется не только какое-то время, но и выработка серьезного массива нормативных законодательных актив, причем как на уровне ЕЭК, так и на национальном.

Так, вскоре должен появиться проект новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который призван гармонизировать наше таможенное законодательство с союзным. Предварительный вариант текста законопроекта (имеется в распоряжении редакции «ТН») уже сверстан и проходит первое обсуждение. Правда, до широких кругов, в том числе деловых, он еще не дошел. Все ожидают, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Разбирая текст ТК ЕАЭС, эксперты отмечают его сложность и наличие множества отсылочных норм. При этом в документе сохранились все виды таможенных процедур и основные институты таможенного права, а значительная часть норм тщательнее регулирует отдельные вопросы, касающиеся понятийного аппарата, таможенных процедур, таможенных платежей и антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин и других положений. Как уже неоднократно отмечалось, ТК ЕАЭС полностью ориентирован на электронные технологии. Бумажные документы оставили только там, где это попросту нерентабельно, например, при декларировании товаров, перемещаемых гражданами для личного пользования.

Как следует из текста Кодекса, решения о регистрации декларации на товары, ее регистрация, решения о выпуске товаров будут выдаваться в автоматическом режиме информационными системами фактически без участия инспектора. Решения о дополнительных проверках, форме их проведения также будет принимать компьютер, а не человек. Тем самым фактически нивелируется риск так называемого человеческого фактора. По оценке экспертов, новые технологии позволят сократить время выпуска товаров минимум в 6 раз. Так, в Кодексе уже зафиксировано, что товар должен быть выпущен в течение 4 часов с момента регистрации декларации.

Что-то новенькое

Также введен ряд новых терминов (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а некоторые старые упрощены или уточнены. Существенно изменилось регулирование статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), расширен перечень специальных упрощений и изменились условия включения в реестр. Так, институт УЭО получил трехуровневую градацию: чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий.

Среди прочего в проекте Кодекса изменен перечень лиц, которые имеют право выступать в качестве декларанта, появился раздел, посвященный статусу таможенных органов, скорректированы формы таможенного контроля. В документ включены правовые нормы, являющиеся основой для «автоматического выпуска», сокращено время принятия решения о выпуске, установлен общий срок временного хранения в четыре месяца, вместо нынешних двух с возможностью продления до четырех месяцев.

В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары (ДТ), добавлены пункты относительно сведений о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарном знаке. Появилось новое понятие «предварительная величина таможенной стоимости». В ряде случаев можно будет отложить определение точной величины таможенной стоимости, определив ее на основе имеющихся у декларанта документов и данных, и уплатить необходимые таможенные платежи исходя из предварительно определенных величин.

Есть и новелла, регулирующая отказ таможенного органа в регистрации или выпуске деклараций. Теперь он должен быть мотивирован, а таможенный орган будет обязан расписать, что сделать, чтобы следующий шаг был правильным. В Кодекс также заложен принцип «единого окна». Он предполагает, что подтверждающие документы, которые должны быть у декларанта на момент подачи ДТ, подлежат представлению только по запросу и в случае их отсутствия в информационной базе таможенного органа.

Однако самое главное, как отмечают эксперты, с вступлением Кодекса Союза в силу все нормы, напрямую связанные с таможенным регулированием и перемещением товаров, теперь будут работать одинаково во всех странах ЕАЭС.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 18 мая 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog