Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Кодекс получил право на жизнь

На момент выхода данного номера «ТН» из печати в Санкт-Петербурге пройдет заседание Высшего экономического совета стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из его главных итогов должно стать подписание главами пяти стран договора о Таможенном кодексе (ТК) ЕАЭС, состоящего из 500 статей.

Проект этого документа руководители правительств государств Союза одобрили в ходе переговоров, состоявшихся в Москве в ноябре. Как недавно признал Президент РФ Владимир Путин, принятие ТК ЕАЭС «является важнейшей вехой на пути формирования единого экономического пространства». Причем это первый документ, подготовленный в тесном и активном взаимодействии с бизнес-сообществами всех государств - членов Союза.

Кодекс является не только базовым документом, регламентирующим таможенные правоотношения на территории Союза, но и первым масштабным нормативно-правовым актом, затрагивающим сферу таможенного регулирования в рамках всего ЕАЭС. По мнению экспертов, его подписание станет сигналом, что Союз дееспособен, а на его территории активно идут интеграционные процессы.

Отметим, что, в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС, на единой таможенной территории должно быть обеспечено единое таможенное регулирование. ТК ЕАЭС, ставший плодом совместных усилий представителей госорганов и бизнес-сообществ евразийской «пятерки», призван решить эту задачу.

Авторы также учли передовые предложения мировых объединений, международных организаций по упрощению процедур международной торговли. По оптимистичному сценарию документ может вступить в силу в середине 2017 года.

Как пояснили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) содержит 339 отсылочных норм. Две пятых из них - это отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства. В новом Кодексе такие отсылочные нормы остались. При этом отсылочные нормы, связанные с таможенным регулированием, в действующем ТК ТС их 211, были подвергнуты кардинальному пересмотру.

По своим правилам

Среди прочего на наднациональный уровень перенесена норма относительно солидарной обязанности таможенного представителя, регулирование вопросов принятия предварительных решений о происхождении товаров, а также такие особенности таможенного декларирования, как неполное и периодическое таможенное декларирование и таможенное декларирование товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде.

В то же время количество вопросов, которые после принятия нового документа будет регулировать ЕЭК, существенно возрастет. «Таможенный кодекс ЕАЭС содержит в себе 279 норм, предусматривающих компетенцию Комиссии. Это без учета компетенции по формированию сборников, справочников, сводных реестров и информации. Из этих 279 - 96 являются действующей компетенцией, а 183 нормы предусматривают новую компетенцию Комиссии», - уточнили представители ЕЭК.

Эксперты отмечают, что изложение ряда норм Кодекса дается с излишней подробностью и большей детализацией. Авторы объясняют это тем, что они «постарались однозначно зафиксировать в ТК ЕАЭС все выявившиеся за шесть лет работы по ТК ТС правовые пробелы и различия в правоприменительной практике. В результате уровень детализации вырос, но это обоснованная мера».

При этом документ предусматривает новые возможности для законопослушного бизнеса, работающего в статусе уполномоченного экономического оператора (УЭО). Данный институт подвергся серьезному реформированию: если раньше таким статусом мог обладать только таможенный декларант, то теперь им может стать и таможенный представитель, и владелец таможенного склада, и таможенный перевозчик.

Статус УЭО будет признаваться на всей территории Союза. Это обоснованно, так как, согласно передовой мировой практике, данная категория предпринимателей является основной опорой таможенных органов и позволяет построить отношения госорганов и бизнеса на взаимовыгодном партнерстве.

За счет соответствия высоким стандартам контроля перемещаемых через границу товаров УЭО получает существенные привилегии. В Кодекс удалось заложить принципиально новую концепцию института УЭО. Она отвечает всем международным стандартам и передовой практике. Также расширен перечень специальных упрощений, приняты новые условия предоставления статуса УЭО, такие как финансовая устойчивость и требования к складам.

Как пояснили представители ЕЭК, глава 61 ТК ЕАЭС ориентирована на различные категории лиц, участвующих в международной цепи поставок, что соответствует стандартам Всемирной таможенной организации (ВТамО) и Всемирной торговой организации (ВТО). Разработчикам удалось учесть возникающие сейчас у предпринимателей проблемы по применению отдельных специальных упрощений. Это связано с отсутствием четкого регулирования технологических аспектов и логических взаимосвязей статей ТК ТС по УЭО с иными статьями.

В новом Кодексе проблема полностью урегулирована. Он позволит обеспечить необходимые условия для беспрепятственного применения специальных упрощений. Кроме того, множество проблем, с которыми сталкиваются УЭО при завершении транзита на своих складах, позволит урегулировать принятое недавно ЕЭК решение. В нем определен порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита на складах УЭО.

Кроме создания института уполномоченных экономических операторов, в ТК ЕАЭС предусмотрены электронный документооборот; возможность подачи таможенных деклараций без подтверждающих документов, а также создание предпосылки для появления в рамках Союза «единого окна».

Нет предела совершенству

Оценивая документ, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики из ЕЭК Дмитрий Некрасов признал наличие в нем недостатков. При этом он написан сложным юридическим языком, и бытовое понимание некоторых положений придет не сразу. Писавшая документ разношерстная команда разработчиков, отмечают эксперты, породила неравномерную детализацию норм в Кодексе. В итоге некоторые вещи обрываются на общих фразах и подходах, а другие описываются более чем подробно.

Дмитрий Некрасов уточнил, что перед авторами стояло несколько задач: сократить национальный сегмент регулирования, уменьшив количество отсылочных норм, закрепить приоритет электронных технологий над бумажными, учитывая современный уровень развития и положения международных конвенций и соглашений. За счет компромиссов большинство из них удалось реализовать, но не на 100%, а также получилось внедрить и новые подходы по ряду вопросов.

Однако вопросы остались. Экспертов, например, настораживает то, как в Кодексе определяются национальные полномочия. Они отмечают, что в ТК ТС содержатся отсылки к нормативным базам государств, а в новом акте есть положение со следующей формулировкой: «эти вопросы могут регулироваться законодательством стран - членов», то есть речь не идет об императивных нормах.

Руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина, сравнив по объему ТК ЕАЭС с «Войной и миром», отметила, что приятные для бизнеса новеллы касаются таможенных представителей, которые получат статус финансового гаранта за представляемое лицо и при этом не всегда будут нести за него солидарную ответственность.

Из других положительных моментов эксперт отметила то, что предварительная информация может заменить собой транзитную декларацию, а предварительные решения могут приниматься по самым разным вопросам – например, по таможенной стоимости. Есть в Кодексе и двойственные нормы. Так, наравне с «камеральной проверкой» остается «проверка документов и сведений». Сохранилось немало положений, которые не претерпели изменений.

Также есть поправки, которые положительным образом скажутся на перевозке малоценных товаров. Эксперт от Ассоциации экспресс-перевозчиков Галина Донцова отмечает, что гарантию в виде уплаты 1 млн евро заменит понятие «финансовая устойчивость компании». Такая новелла позволит фирмам с достойными экономическими показателями не платить этот миллион, да еще в валюте. В частности, будет учитываться приличный размер уставного капитала компании, достойная кредитная история, небольшой размер задолженностей.

Еще одно позитивное изменение – теперь в таможенную стоимость товара не включаются расходы на его перевозку, погрузку, разгрузку и страховые платежи в том числе. По закону лимит беспошлинного ввоза товаров для юрлиц составляет 200 евро. По действующим нормам в зависимости от расстояния доставки одна и та же посылка могла облагаться платежами или нет. Теперь такой недостаток устранен.

Бизнес надеется на лучшее

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло обозначил настороженность бизнеса относительно того, как некоторые положения документа будут имплементированы на национальную почву. Он указал на наличие у деловых кругов желания «добиться существенных изменений в российском таможенном законодательстве».

Эксперт положительно оценил, что Кодекс закрепляет совершение таможенных операций автоматически – через информационную систему, и допускает вероятность появления условия, когда выпуск товара будет осуществляться до расчета и уплаты таможенных платежей. Отметим, что окончательное решение по закреплению такого положения зависит от ЕЭК.

Виталия Сурвилло считает, что в ходе изменения национального таможенного законодательства следует принять норму, которая позволит не требовать в момент пересечения границы наличия сертификатов соответствия импортных товаров техническим регламентам ЕАЭС. Такие документы можно представлять перед выпуском в свободное обращение. Эксперт считает, что «такая мера должна упростить пересечение границы товарами и снизить вероятность коррупционных явлений».

Эксперты признают, что хотели бы увидеть в Кодексе больше прямых положений, но для достижения желаемого результата в ходе работы над текстом приходилось идти на копромиссы: включать отсылочные нормы к национальному законодательству и актам ЕЭК. Однако важной победой стало то, что бизнесу удалось заложить принцип «единого окна» – однократность представления сведений таможенникам и, как следствие, уменьшение бумажного оборота.

Однако специалисты признают, что процесс формирования таможенного законодательства в рамках Союза далеко не завершен, а принятие ТК ЕАЭС – это лишь вершина айсберга, поскольку странам предстоит в кратчайшие сроки привести свою внутреннюю нормативную базу в соответствие с новым Кодексом.

По их мнению, в национальном законодательстве некоторых стран - участников Союза должно появиться большое количество изменений. Если таможенное право России, Беларуси и Казахстана похоже, то нормативные акты Армении и Киргизии значительно отличаются. Поэтому их следует в кратчайшие сроки привести в соответствие с новым документом.

При этом особо отмечается, что в работу над изменениями в национальное таможенное законодательство должны активно включиться представителей бизнеса. Таким образом они смогут заявить о своих проблемах. При этом нужно будет сделать так, чтобы нормативные акты, принимаемые в одном государстве, не противоречили аналогичным документам партнеров по ЕАЭС. Пока нет никакой официальной информации о том, когда и под чьим руководством в России начнется данная законотворческая работа, также непонятно, кто в итоге будет отвечать за конечный результат.

Судя по всему, это не будет таможенная служба, которая с недавних пор находится в ведении Министерства финансов РФ. В положении о ведомстве четко сказано, что «Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности (функции по контролю и надзору в области таможенного дела) нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации».

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 29 декабря 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog