Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Книжки МДП возвратились без триумфа

Почти два с половиной года совместной работы сотрудников сразу нескольких федеральных ведомств и появление специального поручения Президента РФ правительству потребовались для того, чтобы преодолеть последствия принятия всего лишь одного ведомственного документа – письма ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП», подписанного руководителем ведомства Андреем Бельяниновым.

Восстановить ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, перемещаемых в соответствии с Конвенцией МДП (1975), удалось лишь 22 января 2016 года. В этот день вступил в силу приказ ФТС России от 14.12.2015 № 2568 «О перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП». В документе и приложении к нему перечислены участки государственной границы Российской Федерации и действующие на них пункты пропуска, через которые на территорию нашей страны внешнеторговые товары теперь можно ввозить автомобильным транспортом с применением книжек МДП.

В документе указаны участки границы РФ с Абхазией, Азербайджаном, Грузией, Латвией, Литвой, Монголией, Норвегией, Польшей, Украиной, Финляндией и Эстонией. В списке пунктов пропуска, которые теперь могут оформлять книжки МДП, значатся 45 объектов. Применительно к Северо-Западу с указанной даты приказ № 2568 применяется на автомобильных пунктах пропуска Светогорск, Торфяновка, Инари, Вяртсиля, Суоперя, Лота, Салла и Люття (российско-финляндский участок границы); Борисоглебск (российско-норвежский); Ивангород, Куничина Гора, Шумилкино (российско-эстонский); Убылинка (российско-латвийский); Багратионовск, Мамоново (Гроново), Мамоново (Гжехотки), Гусев (российско-польский), также Чернышевское, Советск (российско-литовский).

Таким образом, как уточнили в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), в регионе его деятельности полномочиями по оформлению книжек МДП наделены 13 автомобильных пунктов пропуска, входящих в состав пяти таможен. Получается, что на каждом участке сухопутной государственной границы Российской Федерации со странами Евросоюза в зоне ответственности управления такими полномочиями наделен хотя бы один пункт пропуска. Больше всего таких пунктов пропуска располагается на российско-финляндском участке границы. Это связано с тем, что ее протяженность с севера на юг превышает 1300 км.

Сначала был долг

Как известно, Конвенция МДП строится на законодательстве о страховании. На практике это означает, что каждый международный перевозчик, приобретая книжки МДП, уплачивает Международному союзу автомобильного транспорта (МСАТ, в иностранной аббревиатуре – IRU) страховую премию. В случае необходимости эти средства должны использоваться на оплату страхового случая, которым, применительно к перевозкам по процедуре МДП, является недоставка товара перевозчиком до получателя. В этом случае, согласно Конвенция МДП, размер возмещения ограничен суммой в 60 тыс. евро.

Уточним, что «ТН» в свое время неоднократно достаточно подробно освещали ситуацию, складывающуюся у нас в стране вокруг применения книжек МДП. Однако кратко напомним, что основанием для ее недавнего обострения стало утверждение ФТС России, что «по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением (перевозчиками) процедуры МДП (в международной аббревиатуре – TIR), превышает 20 млрд рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами».

Оказавшаяся в положении ответчика Ассоциация автомобильных международных перевозчиков (АСМАП), естественно, данную претензию не признала ни по сути, ни по содержанию. Наряду с перевозчиками, сомнения в реальности обнародованного ФТС России долга на сумму более 20 млрд рублей выразили и многие эксперты транспортной отрасли. Следует отметить, что до этого момента спор между таможней и автоперевозчиками о задолженности по уплате таможенных платежей длился давно и носил перманентный характер. Одно из его обострений произошло в декабре 2002 года.

На этот раз служба решила отказаться от принятия книжек МДП в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместо них участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) было предложено «к каждой перевозке товаров в/через Россию применять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). К ним относится таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки».

ФТС России пояснила, что «обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества. При этом декларант волен сам выбирать способ обеспечения. Его также может предоставить иное лицо, имеющее право владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми грузами».

Как уже отмечалось, с момента выхода письма № 01-11/28474 прошло более 2,5 года. За это время вокруг него было сломано много копий. Кроме представителей таможенных органов России и автотранспортников, в лице АСМАП, в разрешении ситуации участвовали отечественные и зарубежные чиновники самого высокого ранга, включая нашего президента. Градус общественного накала в этом вопросе порой зашкаливал.

При этом на словах стороны конфликта декларировали стремление и готовность договариваться. В те дни Андрей Бельянинов заявил, что «служба готова на любые переговоры», а сам он надеется на компромисс и «уже дал указание своим подчиненным найти его, однако адекватной реакции со стороны оппонентов не наблюдает». Отметим, что большинство экспертов тогда отказались рассматривать ситуацию как спор двух российских хозяйствующих субъектов, на чем настаивала служба. Дело в том, что он, по сути, касался применения на территории РФ международного соглашения, принятого в 1975 году под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Поэтому АСМАП обоснованно привлекла к участию к нему МСАТ. Тем более что именно ему в конце 2002 года наши таможенники адресовали свои претензии по неуплате налогов и пошлин за недоставленные товары.

На круги своя

Судя по всему, спор вокруг книжек МДП преодолел некий рубеж, когда его участники сумели найти некий компромисс, устраивающий всех. За прошедшее с момента его начала время России сумела в полном объеме организовать применение на территории нашей страны при международных автоперевозках мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

При этом к весне 2015 года в соответствии с решениями службы из более чем 100 действующих по стране автомобильных пунктов пропуска книжки МДП принимались только на нескольких пунктах таможен Северо-Запада, расположенных на российско-финляндской границе. Кроме того, таможня начала требовать от перевозчиков более надежного, с ее точки зрения, финансового обеспечения. В качестве такового были названы поручительства по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые стали продавать ранее практически неизвестные на рынке данных услуг уполномоченные ФТС России страховые компании.

За время работы в этой сфере они сформировали достаточно обширный круг постоянных клиентов. Поэтому эксперты сомневаются, что в ближайшее время участники внешнеэкономической деятельности и международные автоперевозчики, особенно отечественные, начнут массово переходить на применение книжек МДП. Тем более что в памяти у многих еще живы далеко не радужные воспоминания о тех проблемах, с которыми они в последнее время сталкивались в пунктах пропуска на российской границе, когда доставляли товары по процедуре МДП.

При этом служба может отчитаться, что полностью выполнила поручение, которое Президент РФ дал правительству год назад – 25 февраля 2015 года. В нем говорилось о необходимости «обеспечить непрерывное действие на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года и Соглашения с ассоциацией международных автомобильных перевозчиков до определения национального гарантийного объединения и заключения с ним соответствующего соглашения. Принять исчерпывающие меры по определению национального гарантийного объединения в рамках Конвенции МДП. Обеспечить включение в соглашение с национальным гарантийным объединением обязательств, предусматривающих повышение уровня ответственности сторон соглашения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита». Отметим, что в качестве срока исполнения был указан июнь 2015 года.

Из документа следовало, что правительство в указанные сроки должно определить национальное гарантийное объединение в рамках конвенции МДП, – до сих пор единственной организацией, которой было делегировано право выдачи книжек МДП, являлась АСМАП, и обеспечить включение в соглашение с ней обязательств, предусматривающих повышение уровня ответственности сторон соглашения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Напомним, что весной прошлого года ФТС России заявила о намерении расторгнуть соответствующее соглашение с АСМАП. Она также намеревалась провести конкурс по определению гарантийного объединения, которое получит право в соответствии с положениями Конвенции МДП выдавать разрешения на международные автоперевозки грузов – книжки МДП. Срок его проведения переносился, а затем от этой идеи вообще отказались.

Так, своим письмом от 10 июня 2015 года ФТС России проинформировала АСМАП об отзыве уведомления о расторжении Соглашения ГТК России с АСМАП от 7 июня 2004 года об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975), а также всех своих писем, касающихся данного вопроса.

В итоге АСМАП сохранила в России свою монопольную позицию в качестве единственного гарантийного объединения при выдаче отечественным автоперевозчикам книжек МДП. При этом, по имеющейся неофициальной информации, МСАТ (Международным союзом автоперевозчиков) рассматривается возможность повышения с 1 июня 2016 года предела гарантии по книжке МДП до 100 тыс. евро, ныне он составляет 60 тыс. долларов.

Теперь для достижения договоренности о создании единой транзитной системы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Кабинету министров следует обеспечить взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Арменией.

Потери неизбежны

Как уже отмечалось, книжкам МДП будет трудно вернуть свое место в международных автомобильных перевозках по территории России. Напомним, что до недавних пор в России более 80% международных грузоперевозок автомобильным транспортом осуществлялось именно с использованием процедуры МДП. Справедливость такого прогноза подтверждают и данные представленной недавно СЗТУ статистики. Так, в результате сравнительного анализа сведений об оформлении книжек МДП на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) в регионах деятельности Выборгской таможни установлено, что по сравнению с 2014 годом по итогам прошлого года товаропоток по книжкам МДП снизился на 73%. В том числе в МАПП Брусничное, который не включен в перечень пунктов пропуска, наделенных полномочиями на оформление книжек МДП, снижение объемов оформления товаров по данной процедуре зафиксировано на уровне 69%.

При этом в 2015 году на 13% увеличилось количество книжек МДП, предъявленных к оформлению в МАПП Выборгской таможни, по которым было выявлено превышение подлежащей к уплате суммы таможенных пошлин, налогов над установленным АСМАП пределом гарантии. Больше всего таких книжек – 119 (66% от общего числа) было предъявлено к оформлению в МАПП Брусничное. Отметим, что он в приказ № 2568 не включен. В этих случаях перевозчикам пришлось применять иные меры обеспечения, например, дополнение к договору поручительства или товары направлялись в таможенный орган назначения по транзитным декларациям.

Исходя из этого, в СЗТУ считают, что перевозчики не стали более ответственно подходить к соблюдению предела гарантии по книжке МДП, который составляет 60 тыс. долларов. В целом за прошлый год количество случаев несоблюдения данной нормы выросло почти на 15%.

В МАПП Карельской таможни в 2015 году товаропоток по книжкам МДП сократился на 99%. Сопоставимое падение данного показателя отмечено и на МАПП других пограничных таможен Северо-Запада. Например, в МАПП Псковской таможни случаев закрытия книжек МДП в прошлом году не зафиксировано. В СЗТУ отметили, что в 2014–2015 годах книжки МДП также предъявлялись к оформлению на таможенных постах Турухтанный, Лесной порт и Гавань Балтийской таможни. При этом в 2015 году количество оформленных книжек МДП несколько увеличилось.

Однако теперь оно будет сведено на нет, так как ни один таможенный пост Балтийской таможни больше не имеет права оформлять книжки МДП. В управлении предпочитают не обсуждать вопросы, касающиеся того, почему в перечень пунктов пропуска, наделенных полномочиями оформлять книжки МДП, не вошел тот или иной пункт пропуска региона. Тем более что составление такого рода списка не относится к компетенции СЗТУ.

В то же время, говоря о ситуации с завершением процедуры МДП, специалисты уточняют, что «таможенным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность доставки иностранных товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора с применением книжки МДП, в принадлежащие ему помещения, на открытые площадки и иные территории, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления данных товаров в место нахождения таможенного органа назначения».

Дело в том, что в соответствии с частью 6 статьи 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита иностранных товаров, установленные частью 4 данной статьи, не применяются при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, а Конвенция МДП является международным договором, прямо указывают, что местом доставки товаров является таможенный орган.

Подводя итог разбору ситуации, следует признать положительным тот факт, что ФТС России практически полностью восстановила действие на территории нашей страны Конвенции МДП. Теперь международные автоперевозчики имеют возможность в полном объеме использовать весь арсенал инструментов, обеспечивающих доставку товаров получателю и уплату причитающихся налогов и таможенных пошлин. Однако уже ясно, что возвращение книжек МДП, вокруг которого в последнее время кипело столько страстей, скорее всего, не будет триумфальным.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 23 марта 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog