Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Изучаем европейский опыт

Межгосударственные интеграционные процессы, которые в последнее время активно происходят на постсоветском пространстве, предполагают устранение барьеров, существующих между странами в той или иной сфере. Практика показала, что добиться этого зачастую бывает очень не просто.

Как известно, 1 января 2015 года государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП), первоначально объединявшие Республику Беларусь, Российскую Федерацию и Республику Казахстан, вышли на новый уровень интеграции. Они создали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), к которому уже присоединилась Республика Армения, а в течение 2015 года в его состав должна войти еще и Республика Кыргызстан.

При этом одним из наиболее сложных вопросов на данном этапе интеграции является наличие так называемых изъятий, на минимизации которых государствам предстоит сконцентрировать свое внимание в ближайшей перспективе. Одним из своего рода камней преткновения на пути развития межгосударственной интеграции в рамках ЕАЭС остается наличие до сих пор так называемого принципа резидентства. Применительно к таможенной сфере он предполагает отсутствие у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), зарегистрированных на территории одного из государств - членов ТС и ЕЭП, возможности подавать декларации на товар (ДТ) в таможенные органы другого союзного государства.

Однако положительные подвижки в этом вопросе наметились. Так, в ноябре 2014 года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) дал поручение Коллегии ЕЭК совместно с правительствами государств - членов ТС и ЕЭП до 1 июля 2015 года подготовить и внести на рассмотрение Совета ЕЭК проект плана мероприятий, выполнение которого позволит создать условия для отмены принципа резидентства.

В настоящее время, как считают эксперты, сохранение указанного принципа фактически остается одним из основных проблемных вопросов, включенных в Список изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, препятствующих или ограничивающих взаимный доступ субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств - членов ТС и ЕЭП. При поиске наиболее эффективных путей выхода из сложившейся ситуации в ЕЭК активно изучают зарубежный опыт, который может быть использован в ходе разработки законодательной базы ЕАЭС.

Например, в таможенном праве Европейского союза (ЕС) предусмотрены новации, которые после отмены принципа резидентства могут быть полезны и в Евразийском экономическом союзе. Здесь следует отметить, что в Таможенном кодексе Союза (ТКС), основная часть положений которого вступит в силу 1 мая 2016 года, содержится концепция «централизованного оформления». Она была одной из ключевых новаций и в Модернизированном таможенном кодексе Сообщества, который был принят в 2008 году, но не вступил в силу. Именно ТКС пришел ему на смену.

Суть данной концепции состоит в том, что после ее реализации определенная категория лиц получит возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения, вне зависимости от того, через какое государство - член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве - члене ЕС они были использованы. Необходимо пояснить, что согласно ТКС к подобной категории лиц относится один из типов уполномоченных экономических операторов (УЭО), а именно обладающий преимуществами в сфере таможенных упрощений.

Понятие УЭО в таможенном законодательстве ЕС в определенном смысле близко аналогичному в Таможенном кодексе Таможенного союза, поскольку в их общей основе лежат рекомендации Всемирной таможенной организации. На сегодняшний день экономический оператор, созданный на таможенной территории ЕС и соответствующий условиям, установленным Таможенным кодексом Сообщества, может запросить статус УЭО, который бывает двух видов: уполномоченный экономический оператор - «таможенное упрощение» и «защита и безопасность».

Первый вид дает экономическим операторам возможность получать преимущества от определенных упрощений таможенного законодательства. В соответствии со вторым видом держатель такового должен иметь возможность использовать упрощения в сфере безопасности.

Критериями присвоения статуса УЭО в соответствии с Таможенным кодексом Сообщества являются: подтверждение соответствия требованиям таможенного и налогового законодательства; удовлетворительная система регистрации коммерческих и, при необходимости, транспортных операций, которая позволяет осуществлять таможенный контроль; подтверждение платежеспособности.

Кроме того, в случаях, когда УЭО желает использовать преимущества, предоставляемые таможенным законодательством в части упрощения таможенных операций, ему необходимо соответствовать стандартам уровня знаний или профессиональной квалификации, непосредственно связанным с осуществляемой деятельностью. Если он желает использовать преимущества в отношении таможенного контроля, связанные с безопасностью, то следует соответствовать установленным стандартам безопасности.

Итак, продолжая анализ концепции централизованного оформления, можно отметить, что таможенный орган, в который подается таможенная декларация в рамках данной концепции, должен выполнить ряд действий. Они предполагают осуществление надзора за помещением товаров под соответствующую таможенную процедуру и необходимых проверочных мероприятий в отношении таможенной декларации.

Кроме того, при необходимости у таможенного органа, в который фактически представлены товары, будут запрашивать проведение проверочных операций в отношении таможенной декларации. Также в рамках любой таможенной задолженности будут осуществляться таможенные формальности для возврата сумм импортной или экспортной пошлины.

В ходе централизованного оформления таможенный орган, в который подана таможенная декларация, и таможенный орган, в который фактически представлены товары, должны обмениваться информацией, необходимой для проверки таможенной декларации и выпуска товаров. Она осуществляется таможенным органом, в который представлена таможенная декларация, на основании операций контроля, проведенных непосредственно им самим и таможенным органом, в который представлены товары.

При этом непосредственно в ТКС закреплено, что Европейская комиссия должна принять имплементационные положения о процедурных правилах осуществления централизованного оформления. В проекте имплементационного акта, представленного Европейской комиссией для широкого обсуждения в декабре 2014 года, важными особенностями централизованного оформления является его разделение на два вида.

Первый – когда таможенный орган, в которые подана декларация и в который представлены товары, находятся в одной стране; второй – когда они располагаются в разных государствах - членах Европейского союза. Во втором случае, если товары облагаются акцизами или налогом на добавленную стоимость в рамках соответствующих таможенных процедур, полная информация о таможенной декларации, содержащихся в ней сведениях должна быть представлена в государство - член ЕС, в котором эти таможенные платежи подлежат уплате.

Кроме того, ТКС содержит норму о том, что условия предоставления статуса уполномоченного экономического оператора соответствующего типа, необходимого для использования централизованного оформления (предоставления так называемой «авторизации» для доступа к данной возможности), будут содержаться в делегированном акте, который должен быть принят в развитие ТК ЕС.

Однако уже сейчас в ЕС в отношении порядка авторизации (допуска) к упрощениям в таможенной сфере нарабатывается существенный опыт. Например, существует понятие «единой авторизации» к упрощенным процедурам. Она позволяет экономическим операторам (то есть коммерческим организациям) использовать упрощенные декларации в том государстве - члене ЕС, в котором они учреждены, вне зависимости от того, где эти операции осуществляются. В качестве такой упрощенной декларации может использоваться и периодическая таможенная декларация.

Отметим, что в ЕС разработка понятия «единой авторизации» началась еще в 2005 году, и уже в 2008 году в дискуссиях добавилось обсуждение концепции «централизованного оформления». Тогда же были сделаны ключевые выводы о том, что для внедрения данной концепции необходимо осуществить максимальную информатизацию таможенных операций, провести внедрение единых подходов к порядку взимания косвенных налогов во всех государствах - членах ЕС, организовать обмен данными между всеми заинтересованными государственными органами и экономическими операторами в режиме реального времени и принять ряд других мер.

В заключение следует отметить, что возможность централизованного оформления в Европейском союзе будет предоставлена только отдельной категории уполномоченных экономических операторов, которые по своей сути являются лицами, наделенными определенным уровнем доверия со стороны таможенных органов Сообщества. Такой подход говорит о сложности реализации данного механизма и невозможности, по меньшей мере на начальном этапе такой реализации, обеспечить вовлечение в него всех участников внешнеэкономической деятельности. Изучение подобного опыта Европейского союза может быть использовано и в ходе евразийской интеграции.

Марина РОМАНОВА,

советник члена Коллегии (Министра)

по таможенному сотрудничеству ЕЭК

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 марта 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog