Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия «Промышленная сборка транспортных средств» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

Очередь из более 900 грузовых автомобилей стоит на границе Белоруссии с Литвой из-за работ по наладке программного обеспечения в литовских пунктах пропуска. Об этом сообщает Государственный пограничный комитет Белоруссии.

1 октября министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина подписали совместное заявление об официальном завершении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Церемония подписания соглашения состоялась в китайском городе Ханчжоу.

С 27 сентября Россельхознадзор ввел режим усиленного контроля продукции в отношении пяти белорусских предприятий в связи с выявлением нарушений требований РФ и ЕАЭС.

/ Статьи

Интеллектуальная собственность будет в любом союзе

Формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, который должен начать свое полноценное функционирование с 1 января 2015 года, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор). Его текст размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Приоритетным направлением развития данного Союза является формирование его нормативной правовой базы, регулирующей широкий спектр общественных отношений, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. Основные механизмы ее правового регулирования в рамках ЕАЭС изложены в разделе XXIII указанного выше Договора. Однако после ознакомления с приведенными в нем положениями у многих экспертов возникают обоснованные сомнения в целесообразности и правомерности его изложения в таком виде.

Общеизвестно, что экономический смысл практически любой международной интеграции в виде создания того или иного союза сводится к объединению потенциалов национальных экономик включившихся в процесс стран в один воспроизводственный комплекс. Применительно к ЕАЭС это предполагает не только устранение межгосударственных барьеров в сфере интеллектуальной собственности, но и, согласно пункту 2 статьи 5 Договора, осуществление скоординированной или согласованной политики в пределах и объемах, установленных международными договорами в рамках Союза.

Для реализации этого положения в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться всевозможные вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов сторон, различного рода рабочие группы, специальные комиссии). Кроме того, для координации взаимодействия в различных сферах Евразийская экономическая комиссия будет давать поручения по соответствующим направлениям.

Однако, несмотря на стремление к осуществлению скоординированной или согласованной политики в рамках Евразийского экономического союза, согласно пункту 1 статьи 89 Договора применительно к охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности государства – члены Союза осуществляют в данной сфере только сотрудничество и обеспечивают на своей территории охрану и защиту указанных прав в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством входящих в него государств–членов.

Вместе с этим хотелось бы обратить внимание, что в таких вопросах, как правоприменение, Договор ограничивается лишь декларациями общего характера и отсылками к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, который в настоящее время находится в стадии разработки, либо к регулирующим таможенные правоотношения международным договорам и актам, составляющим право Союза. В качестве примера можно привести пункт 2 статьи 91 Договора, согласно которому «государства–члены осуществляют действия по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, а также с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза».

Также необходимо отметить, что, помимо отсылочных норм, определения общих принципов (так, согласно пункту 1 статьи 90 Договора обозначен принцип национального режима охраны) и процедурных вопросов, Договор содержит материальные нормы, определяющие объекты правовой охраны и устанавливающие определенный уровень их стандартов. В этой связи представляется целесообразным сделать так, чтобы указанные нормы радикально не расходились с положениями национального законодательства государств–членов и не вступали в противоречие с положениями иных многосторонних международных договоров, в которых данные государства одновременно участвуют.

Приходится констатировать, что в Договоре этот критерий соблюдается далеко не во всем. К примеру, положения документа в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не носят комплексного характера, а имеют фрагментарный и избирательный характер. Действие Договора при этом не распространяется на такие объекты интеллектуальной собственности, как фирменные наименования, коммерческие обозначения. В то же время, как представляется, неоправданно заурегулированы объекты промышленной собственности. Имеются в виду товарные знаки и знаки обслуживания Евразийского экономического союза и т. д.

Вместе с этим в Договоре не прописаны принципы регулирования в отношении товарных знаков, признаваемых общеизвестными в соответствии с национальным законодательством государств – членов Союза. Необходимо отметить, что в ряде случаев включенные в Договор материальные нормы имеют неоправданно конкретное администрирование. При этом в области авторских прав и смежных прав положения Договора повторяют отдельные положения уже действующих международных договоров.

Они, в частности, приведены в Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года; Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (в редакции 1971 года); Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS).

Следует обратить внимание на раздел IX приложения № 26 к Договору (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности). Он также предусматривает правовое регулирование отношений и в сфере патентного права. Договор предполагает обязанность государств – членов Союза охранять изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В соответствии с пунктом 24 раздела IX приложения 26 к Договору право на изобретение, полезную модель и промышленный образец охраняется в порядке, установленном законодательством государств – членов Союза, и подтверждается патентом, который удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

Пункт 25 данного приложения устанавливает, что автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежит исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также право авторства. Здесь необходимо обратить внимание, что данная норма противоречит положениям национального законодательства государств – членов Союза, которые признают исключительное право не за автором, а за патентообладателем. К примеру, пункт 1 статьи 1358 Гражданского кодекса РФ определяет, что патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Вместе с тем в разделе Договора «Интеллектуальная собственность» содержатся и другие спорные нормы регулирования правоотношений в указанной сфере. В этой связи представляется, что данный раздел недостаточно основательно проработан. Однако при этом он будет являться основой для подготовки различного уровня международных документов в Евразийском экономическом союзе.

Михаил ТЮНИН,

кандидат юридических наук,

Москва

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 16 октября 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня

Валютное регулирование подправят

Министерство финансов России предложило распространить нормы законодательства, касающиеся невозврата валюты, к операциям, которые не предусматривают ввоза товаров на территорию РФ. Соответствующий проект поправок в закон В«О валютном регулировании и валютном контролеВ» опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

 9 октября 2017 / Таможня

Лесу пропишут квоты

Минпромторг предлагает с декабря 2017 года установить тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород и снизить в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25% до 6,5%), а в дальнейшем поэтапно повысить ставки пошлин вне квот (до 40% в 2019 году, 60% в 2020-м и 80% в 2021-м).

 5 октября 2017 / Таможня

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Валютное регулирование подправят

Министерство финансов России предложило распространить нормы законодательства, касающиеся невозврата валюты, к операциям, которые не предусматривают ввоза товаров на территорию РФ. Соответствующий проект поправок в закон В«О валютном регулировании и валютном контролеВ» опубликован на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов.

 9 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Лесу пропишут квоты

Минпромторг предлагает с декабря 2017 года установить тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород и снизить в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25% до 6,5%), а в дальнейшем поэтапно повысить ставки пошлин вне квот (до 40% в 2019 году, 60% в 2020-м и 80% в 2021-м).

 5 октября 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog