Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Институт УЭО ждут большие перемены

МайоровВ контексте совершенствования таможенного администрирования на единой таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в число наиболее актуальных тем входит развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Это новое для государств - членов Союза направление в сфере таможенного регулирования. Оно соответствует европейским стандартам и свидетельствует о росте доверия контролирующих органов, в первую очередь таможенных, к бизнесу. Как отметил на проведенной редакцией «Таможенных новостей» в Санкт-Петербурге конференции по проекту Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вадим Козаев, «в отличие от других направлений, которые имеют различную степень актуальности для конкретных стран, институт УЭО актуален вне зависимости от географического положения страны, уровня социально-экономического развития и других факторов.

Все развитые и развивающиеся страны заявляют о внедрении данного международного стандарта (или его аналога), активно стимулируя и поощряя его развитие. Поэтому можно констатировать, что развитие института УЭО обусловлено интенсивным ростом товарооборота и необходимостью обеспечения выполнения в этих условиях триединой функции таможенных органов: содействие торговле, обеспечение безопасности и фискальной составляющей».

В государствах - членах ЕАЭС также проходит развитие института УЭО. Формально старт процессу был дан в 2010 году, когда в силу вступил Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). С его появлением началось законодательное внедрение института УЭО. В соответствии со статьей 38 ТК ТС уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в Россию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности или вывоз товаров из нее, и включенное в Реестр УЭО.

Сейчас в России порядка 150 таких операторов, а в Беларуси в Реестр УЭО включено 337 компаний. Сравнение развития данного института в России и в Европейском союзе (ЕС) показывает примерно ту же картину. Доля УЭО в ЕС к числу компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), - в пределах 0,4%. Всего их 13 069. У нас этот показатель не превышает 0,2%. По количеству УЭО мы уступаем всем развитым странам: в Китае их почти 3000, в Голландии – около 1400, в США – более 10 тыс. участников программы С-ТРAT (аналог УЭО).

В данном случае важно не количество УЭО, а объемы перемещаемых ими товаров. В ЕС на них приходится до 50%, в Китае – более 27%. Однако сравнивать развитие института УЭО в России и ЕС некорректно. Во-первых, в ЕС ему много больше лет. Во-вторых, есть глубокие различия в содержании института УЭО у них и у нас.

Условия получения отечественными компаниями данного статуса, доступные упрощения, порядок их применения и т. д. в РФ и в странах ЕАЭС не похожи на то, что дает институт УЭО, например, в Евросоюзе. Отмечу, что вскоре в деятельности УЭО и в ЕАЭС, и в России произойдут глубокие изменения, которые приблизят содержание данного института к европейским нормам и стандартам.

Это следует из норм, которые в отношении УЭО заложены в проект ТК ЕАЭС, который проходит процедуру внутригосударственных согласований в странах - участниках Союза. Он должен вступить в силу в 2016 году. Напомню, что в ТК Таможенного союза вопросу УЭО посвящены лишь 4 статьи: 38-41. В них перечислены базовые упрощения для УЭО и условия для предоставления статуса. Преимущества для УЭО заложены в статье 217 ТК ТС.

В ТК ТС есть и ограничения в возможности использования данного статуса. Это территориальное ограничение (одним государством – членом ТС), ограничение перечня лиц, которые вправе пользоваться специальными упрощениями (декларанты), и наличие перечня товаров, в отношении которых не могут использоваться специальные упрощения (невозможность применения упрощений в отношении подакцизных и иных товаров, подлежащих маркировке).

Как уточнил Вадим Козаев, «различные условия деятельности УЭО являются барьером для полноценной деятельности УЭО в ЕАЭС и препятствием возможности взаимного их признания в государствах – членах Союза и с другими странами и (или) их объединениями». В проекте ТК ЕАЭС концепция по УЭО претерпела существенные изменения по сравнению с ТК ТС. В новом документе есть отдельная глава 60 «Уполномоченный экономический оператор», в ней 15 статей. На уровень законодательства государств - членов Союза отнесены только технические вопросы, такие как порядок ведения реестра УЭО. В целом проект ТК ЕАЭС затрагивает практически все основные аспекты таможенного регулирования и деятельности УЭО, что минимизирует возможности возникновения различной правоприменительной практики деятельности УЭО в ЕАЭС.

Главой охвачены как важные вопросы (понятия, перечень специальных упрощений, включение в реестр УЭО, исключение из него, основания для приостановления действия свидетельства УЭО и исключения из реестра УЭО, обеспечение деятельности УЭО и т. д.), так и процедурные. Они определяют форму реестра УЭО, свидетельства УЭО, заявления о включении в реестр, порядок включения в него, вступления свидетельства УЭО в силу, приостановления и возобновления его действия, исключения из реестра, предоставления специальных упрощений, а также связаны с особенностями таможенного декларирования, завершения таможенной процедуры таможенного транзита, временного хранения, проведения таможенного контроля и т. д.

Статьями 435 и 442 проекта ТК ЕАЭС определено совершение таможенных операций в первоочередном порядке по организации предоставления УЭО специальных упрощений, начиная от выделенной полосы в пунктах пропуска и заканчивая определением должностных лиц, ответственных за взаимодействие с УЭО. Особенностями выпуска до подачи таможенной декларации (статья 439) предусмотрено представление электронного заявления установленной формы о выпуске до подачи декларации без подачи сопроводительных документов.

В главах ТК ЕАЭС 46 «Общие положения о таможенных органах» (статья 361) и 48 «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов» (статьи 367, 369 и 370) описан порядок взаимодействия таможенных органов с УЭО и консультирования, а также взаимодействия таможенных органов государств - членов Союза при включении лиц в реестр УЭО и их администрировании. В кодексе предусмотрено появление восьми новых решения ЕЭК. Шесть из них должны вступить в силу одновременно с ТК ЕАЭС, еще одно (седьмое) будет переиздано или отменено, восьмое может быть издано по готовности рамочных правил.

Форму заявления, его структуру и формат, формы свидетельства и реестра будет определять ЕЭК. В ее компетенции утверждение перечня статей уголовного и административного законодательства государств – членов ЕАЭС, привлечение к ответственности за которые является основанием для отказа во включении в реестр УЭО. Перечень будет формироваться на базе уголовного и административного законодательств сторон. Предлагается приблизить требования к ведению системы учета товаров за счет определения типовых требований к ней.

Положительным моментом является существенное расширение в кодексе списка упрощений, которыми смогут воспользоваться УЭО. Они будут иметь две группы, а УЭО разделят на три типа. Те, кого отнесут к первому типу, получат доступ только к упрощениям, связанным с таможенным оформлением, например к выпуску до подачи декларации. При этом они не смогут воспользоваться упрощениями, предусматривающими использование площадки на территории УЭО для временного хранения товаров и совершения с временно хранящимися товарами таможенных операций.

Упрощения, связанные с площадкой, будут доступны УЭО второго типа, но у них не будет упрощений в части таможенного оформления. УЭО третьего типа получат весь спектр упрощений. При этом для операторов разных типов будут серьезные различия в условиях получения статуса УЭО. Изменятся и правила предоставления обеспечения при получении статуса УЭО. Ниже дана сводная таблица упрощений, которые будут доступны операторам.

Упрощения УЭО для первого типа Упрощения для УЭО второго типа
Упрощения для УЭО третьего типа

- совершение таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;

- непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, в отношении которых декларантом выступает УЭО, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

- непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проведения проверки таможенных, иных документов и сведений, а также при выпуске товаров при назначении таможенной экспертизы, в отношении которых декларантом выступает УЭО;

- непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров, в отношении которых декларантом выступает УЭО, под таможенную процедуру таможенного склада в случае, когда такие товары из-за своих больших габаритов не могут быть фактически размещены на таможенном складе;

- выпуск товаров до подачи декларации на товары;

- проведение таможенного контроля в первоочередном порядке;

- приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций

- временное хранение товаров в сооружениях, помещениях или на открытых площадках УЭО;

- доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях или на открытых площадках УЭО;

- совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров, находящихся в сооружениях, помещениях или на открытых площадках УЭО;

- совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, которому осуществляется их таможенное декларирование, если такие таможенные органы находятся на территории одного государства;

- проведение таможенного контроля с учетом отнесения УЭО второго типа к низкому уровню риска;

- применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами

Все перечисленные новеллы появятся после вступления в силу ТК ЕАЭС. Столь радикальные изменения потребуют полного обновления всех ныне действующих документов и решений касательно УЭО. Среди них те, что изданы на наднациональном уровне и наполняют отсылочные нормы кодекса реальным содержанием. Также нужна корректировка российского законодательства, которую следует привести согласно нормам, заложенным в проект ТК ЕАЭС.

Сейчас идет работа по формированию пакета решений ЕЭК. В них будут закреплены форма, формат и структура заявления о включении в реестр УЭО; форма свидетельства о включении в реестр УЭО и порядок его заполнения; перечень статей уголовного и административного законодательства, которые станут препятствием для включения в реестр УЭО.

Также предстоит установить четкие критерии финансовой устойчивости для включения в него; выработать требования к помещениям, открытым площадкам, транспортным средствам и работникам УЭО; форму ведения реестра УЭО, случаи и (или) категории товаров, в отношении которых упрощения для УЭО не применяются, типовые требования к системе учета товаров для УЭО.

Разработку проектов решений ЕЭК ведет специально созданная на постоянной основе рабочая группа по развитию института УЭО в государствах - членах Союза. Она функционирует при Консультативном комитете по таможенному регулированию ЕЭК. Важно, что работа ведется с привлечением не только специалистов таможенных администраций стран - участниц Союза, но и представителей компаний, в том числе уже имеющих статус УЭО.

Это позволяет при подготовке проектов документов учитывать как требования таможенной администрации, так и опыт компаний, которые уже являются УЭО. Представители бизнеса надеются, что качество разрабатываемых документов будет высоким, а их принятие и вступление в силу, наряду с ТК ЕАЭС, обеспечит активное развитие института УЭО и в России, и в Союзе в целом.

Однако, к сожалению, в рабочей группе в качестве независимых экспертов от России участвуют представители лишь нескольких действующих УЭО. Их усилий явно недостаточно для того, чтобы донести до идеологов развития института УЭО то многообразие проблем, с которыми обладатели данного статуса сталкиваются в повседневной деятельности.

Кроме того, знания представителей действующих у нас УЭО базируются только на опыте их собственных компаний. В силу специфики работы у нас различных отраслей бизнеса он не всегда может быть использован в качестве универсального источника актуальной и объективной информации о реальных условиях деятельности УЭО, о проблемах, с которыми такие компании сталкиваются в своей работе.

В сборе, обобщении и доведении такой информации до разработчиков законодательной базы Союза заинтересованы все. ЕЭК она необходима для повышения качества создаваемых наднациональных актов. ФТС России - для корректировки национального таможенного законодательства, которое, как уже отмечал, нужно привести в соответствие с ТК ЕАЭС. Ну и, безусловно, сами операторы заинтересованы в том, чтобы правила, которые будут регламентировать их деятельность, максимально учитывали реалии и отраслевые особенности бизнеса.

Следует признать, что казахские коллеги раньше нас осознали необходимость объединения УЭО. В начале 2014 года они создали Ассоциацию независимых уполномоченных операторов Казахстана. Считаю, что сейчас самое время заняться созданием подобного объединения и у нас. На мой взгляд, одними из его главных целей и задач могли бы стать построение механизма эффективно действующей обратной связи для доведения до ЕЭК и ФТС России позиции действующих УЭО по неоднозначным вопросам правоприменения; участие ее уполномоченных представителей в работе по подготовке проектов нормативных документов, причем как на наднациональном, так и на национальном уровнях.

Дмитрий МАЙОРОВ,

генеральный директор ООО «Лакор»,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 июля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog