Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

Правительство РФ одобрило компенсацию налога, уплаченного гражданами иностранных государств в составе цены товара, вывезенного за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

/ Статьи

Импорт попал в немилость

Пока иностранцы стращают Россию экономическими санкциями, которые могут предусматривать запрет на поставку некоторых товаров из Европейского союза, Правительство Беларуси по собственной инициативе хочет на полгода ограничить импорт потребительских товаров, аналоги которых не производятся в республике. Это делается для повышения интереса к отечественной продукции. Соответствующий проект указа «Об обеспечении Республики Беларусь некоторыми импортными товарами» разработан в Министерстве промышленности.

Согласно документу, который должен вступить в силу с 1 июля сего года, исключительное право от государства на ввоз в страну автомобилей, бытовой и телерадиотехники, шин, двигателей и других товаров может получить «могучая» дюжина государственных предприятий Минпрома. В перечне потенциальных специмпортеров значатся двенадцать предприятий, среди них МАЗ, Минский моторный завод, «Белшина», «Горизонт», «Могилевлифтмаш», Минский подшипниковый завод, «Гомсельмаш», «Атлант». Планируется, что исключительным правом на ввоз товаров они будут наделены до конца текущего года.

Любопытно, но в указе нет никаких исключений. В том числе для России и Казахстана. По мнению его авторов, ввозить импортные шины сможет только «Белшина», лифты – «Могилевлифтмаш», тракторы – МТЗ, холодильники – «Атлант», телевизоры – «Горизонт» и т. д. Причем МАЗ также будет поставлять и легковушки, а вот недавно открывшемуся заводу по сборке китайских автомобилей Geely этого права не дали. Из пояснения к документу следует, что государство намерено избавиться от посредников при поставке комплектующих для белорусских заводов.

В правительстве утверждают, что сейчас многие предприятия завозят в Беларусь импортные комплектующие, собирают из них изделия и продают, называя такую продукцию белорусской. Поэтому, как объясняют чиновники, «в целях удовлетворения потребности на внутреннем рынке Беларуси некоторыми импортными товарами в широком ассортименте, соблюдения баланса в использовании отечественных и импортных комплектующих, для борьбы с недобросовестными поставщиками, защиты экономических интересов государства предлагается с 1 июля 2014 года до 1 января 2015 года закрепить за государством исключительное право на осуществление импорта».

В Минпроме подчеркнули, что документ должен обратить внимание торговых сетей на отечественные потребительские товары, которые, считают в ведомстве, по качеству не хуже зарубежных аналогов. При этом ряд экспертов склонны считать, что так власти Беларуси, скорее всего, «стараются покрыть выросшие потребительские возможности населения, а заработная плата, которую президент назвал «зряплатой», не утекала за рубеж в виде покупки иностранных товаров». На некоторых предприятиях из списка утверждают, что при разработке указа с ними «никто не консультировался, и они пока не могут ничего пояснить».

На пороге дефицита?

В проекте не написано, как все должно происходить. Однако аналитики не исключают, что введение института специмпортера приведет к дефициту импортных товаров в белорусских магазинах. Он может возникнуть через один-два месяца, когда будут распроданы нынешние запасы бытовой техники на складах. Не исключено, что данная ситуация спровоцирует ажиотажный спрос на импортные товары и они будут сметены в первые дни июля. Такое в Беларуси уже было, когда сильно рос курс доллара.

Тем временем проект указа вызвал возмущение и неприятие в бизнес-среде. Эксперты дают пессимистичные прогнозы относительно его возможных последствий и надеются, что документ не примут. По их мнению, ставится задача хотя бы временно остановить импорт товаров, аналоги которых производят местные предприятия. Правительство преследует две цели – улучшить внешнеторговое сальдо, которое уверенно идет в минус, и нарастить продажи на внутреннем рынке своей продукции, устранив импортных конкурентов.

Эти предположения подтверждает обнародованный «Белстатом» анализ данных об итогах промышленного производства. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые пять месяцев 2014 года выпуск машин и оборудования упал почти на 20%, транспортных средств и оборудования – на 25%, грузовых автомобилей - на 40%, шин – на 36%, двигателей – на 22%, деревообрабатывающих станков – на 50%, а телевизоров и холодильников – на 60%. Примерно такая же картина и по другим промышленным товарам.

При этом во внешнеторговом сальдо Беларуси по итогам января–апреля зафиксирован убыток в 400 млн долларов. Дефицит платежного баланса страны в целом, по данным Нацбанка, составил почти 3 млрд долларов, или 15,2% ВВП. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, государство решило ввести полный запрет на импорт. Даже несмотря на то, что у этого шага негативных последствий значительно больше, чем позитива.

К тому же, по словам экспертов, документ противоречит не только логике и здравому смыслу, но и «всем договоренностям в рамках недавно подписанного Евразийского экономического союза (ЕЭС), который начнет действовать с 1 января 2015 года. Они убеждены, что указ не соответствует принципам Таможенного союза и Единого экономического пространства, и надеются, что правительство осознает пагубность такого шага и не подпишет документ.

Самоограничение

Пример белорусов оказался заразительным, и Минпромторг России решил предпринять меры по ограничению госзакупок импортных товаров. К 1 октября правительство должно определить перечень товаров, которые будут закупаться для этих целей «исключительно или преимущественно» у российских производителей и компаний из стран Таможенного союза (ТС). Министерство предложит универсальный межотраслевой подход: появится один правительственный акт, куда постараются включить как можно больше товарных позиций.

Ведомства и госкомпании до конца года должны разработать графики перехода на закупки отечественных товаров. В гражданских отраслях к 2017 году они должны достичь 80%. Речь идет о внушительных суммах. В 2013 году госзаказчики разместили на портале госзакупок извещения о закупках на 6,4 трлн рублей, госкомпании — почти на 14 трлн. При этом в Минэкономразвития признают, до сих пор поддержка российского производителя осуществлялась в основном за счет преференций, а иногда цена некоторых видов продукции из стран ТС на 15% превышала стоимость иностранных аналогов (лекарств, мяса, одежды). Сейчас примерно треть рынка лекарств составляют госзакупки.

Отмечается, что полного запрета импортных закупок не случится. Детали механизма пока прорабатываются. Так, чтобы была конкуренция, должно быть не менее 2-3 производителей российского аналога адекватного качества. Эксперты же считают, что запреты могут лишить потребителей качественных товаров, а заместить импорт без потерь не удастся. Например, многие российские товары, от канцелярии до компьютеров, отстают по качеству от зарубежных аналогов. Ограничения целесообразны в областях, связанных с безопасностью. В остальных случаях нужны преференции, иначе возникает риск ограничения конкуренции и картелей. Чтобы не возник дефицит, необходимо проверить, смогут ли российские производители покрыть все потребности заказчиков.

В министерстве утверждают, что его не будет, ограничения введут не одномоментно, а по графикам и только в объеме, который потянет отечественный производитель. Монополий тоже не стоит опасаться: в большинстве секторов производителей больше одного. Эксперты предлагают перед введением запретов проанализировать, кто из российских производителей готов реализовывать проекты по импортозамещению, а потом провести переговоры с зарубежными производителями о локализации. Иначе сборка будет российской, но 90% добавленной стоимости продукции создадут иностранцы.

Алексей ШИТИКОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 17 июля 2014 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Модель трансформации транспортно-логистической системы при управлении активами железнодорожного транспорта

Становление цифровой экономики в сфере транспорта и логистики в настоящее время являются частью современных бизнес-процессов и связано с повышением производительности систем.

 16 сентября 2020 / Логистика

О практике применения метода анализа иерархий в логистике

В процессе ведения бизнеса, как правило, приходится учитывать множество факторов, от которых зависит принятие правильного решения, что становится весьма трудной задачей без применения специальных методов.

 8 сентября 2020 / Логистика

Как выбрать логистического оператора?

Топ-менеджеры по логистике компаний-производителей и ритейлеров рано или поздно сталкиваются с необходимостью подбора или замены логистического оператора.

 7 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть II)

Сейчас все больше обсуждается идея создания если не единого, то крупного цифрового пространства, которое будет управлять отраслями народного хозяйства, малым, средним и крупным бизнесом, а также помогать им функционировать и развиваться.

 3 сентября 2020 / Логистика

К толкованию «цифровых» логистических понятий (Часть I)

Известно, что логистика – это управление какими-либо объектами или процессами с наименьшими затратами. Также логистика подразумевает использование современных информационных и компьютерных технологий при экономических мониторинге, прогнозировании и анализе различных вариантов развития тех или иных процессов.

 1 сентября 2020 / Логистика

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog