Доля государства в экономике России в 2018 году оказалась на высшем за последние 20 лет уровне — 60-70% (в 1998 году было 25%). В четырех важнейших секторах (энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых и финансы) в общей выручке 100 крупнейших компаний страны по каждому сектору на госструктуры приходится почти или более 50%.
Такие данные приведены в докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции за 2018 год. Говорится, что госкорпорации имеют до тысячи дочерних и зависимых обществ, а на их совокупную долю в экономике страны приходится 7-10% ВВП. Поэтому можно официально говорить о том, что государство слишком часто участвует в российской экономике не в качестве разработчика правил и гаранта их исполнения, а как игрок, способный оказывать существенное искажающее воздействие на конкуренцию.
Как пояснили эксперты, высочайшая доля государства тормозит развитие экономики. При этом создаются барьеры для развития малого и среднего предпринимательства, снижается общая производительность и инновационная активность. Этим объясняется, почему, несмотря на все меры поддержки, у нас не растет число малых и инновационных предприятий.
Государство самим своим избыточным присутствием в экономике подавляет предпринимательскую инициативу. В условиях, когда на всех рынках главенствует государство, не стоит рассчитывать на национальные проекты, бесполезно выделять средства на поддержку инноваций, никаких положительных подвижек не будет. При этом государственная экономика обходится все дороже.
Так, доля государственных банков в активах отечественного банковского сектора возросла с 59,2% в начале 2017 года до 66,2% после перехода в 2018 году под контроль Фонда консолидации банковского сектора «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка. Как отметила ФАС, на конкуренцию давят не только сами госбанки, но и сохраняющиеся административные барьеры. Сегодня лишь избранные получают доступ к оказанию отдельных видов банковских услуг и участию в программах льготного финансирования.
Деньги распределяются между игроками крайне неравномерно. Следовательно, многие компании испытывают финансовый голод, а заемные средства используются все меньше. Как результат, в 2018 году отмечен максимальный за последние 20 лет объем инвестиций, осуществляемых организациями за счет собственных средств. Он достиг 54,3% общего объема инвестиций в основной капитал.
В сложившейся ситуации крупные банки с госучастием могут существенно снижать процентные ставки по вкладам при сохранении относительно высоких ставок по кредитам. Кроме того, отметили в ФАС, госбанки в своей рекламе нередко «акцентируют внимание не на условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а именно на наличие в их уставном капитале госучастия, тем самым создавая ложное впечатление об их исключительной надежности по сравнению с другими банками».
В службе убеждены, что такая кривая банковская система не выполняет главную свою функцию — перераспределение капитала. При этом она сама постоянно требует денежной подпитки государственными деньгами. Как результат, в 2018 году Банк России получил убыток почти в 435 млрд рублей. Одна из причин — поддержка через Фонд консолидации банковского сектора санируемых банков. Расходы на увеличение резервов по кредитам и депозитам банков-резидентов составили 320 млрд рублей (годом ранее было 313 млрд рублей).
Виталий НИКИФОРОВ
Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением
"Таможенные новости" | 11 июня 2019 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|
Компания внедрит единую автоматизированную систему прогнозирования и пополнения для всех форматов магазинов, товарных категорий и распределительных центров с помощью решения Relex Solutions.
Уходящий 2020-й г. отметился нестабильной обстановкой и новыми вызовами. Это заставило всех нас изменить свою картину мира и взглянуть на привычные вещи по-другому.
В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из гипермаркетов. Компания расширяет тестирование собственного сервиса доставки новой географией и форматами магазинов. Теперь к услуге подключены гипермаркеты в Краснодаре.
Грузовые авиаперевозки всегда в тренде. Это самый быстрый, а иногда единственный способ доставки. Об этом не понаслышке знают члены Альянса АСЕХ, изо дня в день организуя доставку грузов на фрейтерах и пассажирских судах в различные точки мира.
Несмотря на непростую эпидемическую обстановку, организаторам юбилейного форума удалось сохранить ставший визитной карточкой мероприятия широкий спектр дискуссионной повестки и привлечь к обсуждению вопросов развития российской Арктики представительное экспертное сообщество.