Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Торгово-сервисная сеть ЕвроАвто существует с 1994 г. Приоритетными направлениями являются продажа запчастей для иномарок, станций технического обслуживания и предоставление услуг по обслуживанию частных автомобилей и корпоративных автопарков. В ассортименте магазинов представлены все группы запасных частей, включая бывшие вупотреблении, что позволяет предложить решение под любой бюджет.

Общеизвестно, что у нас таможенная стоимость (ТС) экспортно-импортного товара фактически является налоговой базой. Ведь именно она лежит в основе исчисления размеров и сумм таможенных платежей (пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС), которые поступают в государственную казну от внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 10 октября на границе Казахстана с Киргизией усилен ветеринарный контроль. Усиление контроля введено в рамках борьбы с "серым" импортом.

Очередь из более 900 грузовых автомобилей стоит на границе Белоруссии с Литвой из-за работ по наладке программного обеспечения в литовских пунктах пропуска. Об этом сообщает Государственный пограничный комитет Белоруссии.

1 октября министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина подписали совместное заявление об официальном завершении переговоров по торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Евразийским экономическим союзом. Церемония подписания соглашения состоялась в китайском городе Ханчжоу.

/ Статьи

Фармалогистика по-украински

фармалогистика

Олег Каленский, Управляющий партнер компании 3e consultants

Технологически сложная, подчиненная концепции управления цепями поставок, фармацевтическая логистика - относительно новое понятие для украинского рынка. Это направление выделилось в отдельную отрасль несколько лет назад. Поговорить о становлении рынка логистики в сфере медицинских препаратов ТиЛ решил с Олегом КАЛЕНСКИМ, Управляющим партнером компании 3е consultants.

Олег, расскажите, как фармлогистика зарождалась в Украине, какие тренды актуальны для рынка сегодня?

Логистика в фармацевтике была всегда, просто она была не на столько полноценной - с точки зрения подхода и отношения к ней со стороны акционеров и топ-менеджеров, какой она есть на сегодня. До 2008 года 90 процентов компаний, даже крупных, работали через представительства, пополняя только представительские ресурсы, при этом не заводя на себя контракты по импортным поставкам; этим полностью занимались дистрибюторы. Что же изменилось в 2008 году? Пришел кризис и принес падение курса гривны относительно доллара, что очень сильно повлияло на внешнеэкономические договора. Дистрибьюторы начали оказывать давление на фармацевтические компании, «слегка манипулируя» тем, что могут приостановить поставки медикаментов, если фармкомпании не пересчитают цены по контрактам, учитывая новый курс. Такое поведение не устраивало фармацевтов, и с конца 2008 года начался тот тренд, который мы наблюдаем и сегодня- тренд на построение фармкомпаниями своих логистических направлений (то есть, когда компании открывают в Украине хозяйствующие субъекты с правом оформления импортных контрактов на себя). С этого момента у фармацевтов и начала формироваться более полноценная система поставок, которая заключается в операциях по международным перевозкам (а это фрахт транспорта, контроль документов), очистка, операции на коммерческих складах в Украине и конечная доставка в ритейл или дистрибьюторам. У двадцатки наибольших компаний, как правило, коммерческие склады есть в прямом управлении, в то время как меньшие операторы аутсорсят эти услуги у дистрибьюторов. Специализированные помещения в этом случае арендуются на территории складов дистрибьюторов, так как они изначально соответствуют требованиям действующих в Украине Лицензионных условий (а некоторые - стандартам GDP и ISO), где компания-грузовладелец уже своими силами или, арендуя еще и персонал (аутстафинг), обрабатывает входящие импортные потоки и поступающие заказы.

Заинтересованы ли украинские фармацевтические компании в привлечении сторонних компаний для осуществления логистических функций?

Решающий момент здесь имеет ментальный характер, он мало зависит от рынка. Кто-то просто считает, что сможет осуществлять такую деятельность лучше аутсорсинговых компаний, при себестоимости операций, которые соответствуют или даже ниже тарифов 3PL операторов; другие хотят управлять как можно большим количеством процессов, собирая вокруг себя и руководя специалистами разных сфер, что создает таким топ-менеджерам некий «вес» внутри компании. К сожалению, ни один, ни другой подходы часто не дают положительных результатов. Также не стоит забывать (и это ни для кого не секрет), что в сфере логистики процветает та же коррупция, которая имеет место и в других сферах нашей жизни и бизнеса, что делает таких менеджеров менее заинтересованными в прозрачной передаче логистических функций на аутсорсинг. С другой стороны, бизнес 3PL провайдеров очень сложен по своей операционной специфике. Кроме этого, как любой бизнес, такие компании должны зарабатывать деньги, а значит формировать конкурентоспособные тарифы на рынке. Тем не менее, в этой сфере есть примеры действительно успешно работающих компаний.

Однозначно говорить о том, нужен ли аутсорсинг фармацевтическим компаниям в Украине, нельзя. В этом вопросе нужно исходить из желания акционеров компании и того, чем хочет, а чем не хочет заниматься топ-менеджмент. Если управленцы хотят управлять логистикой самостоятельно, то даже такие большие компании, как DHL или FedEx, никогда не смогут продать им свои услуги. Если же руководители - фанаты аутсорсинга и передают все непрофильные направления в руки специалистов, то они в любом случае найдут оператора, который удовлетворит их требования. Ввиду наличия определенных технических, операционных и юридических особенностей фармлогистики, в Украине существуют так называемые Лицензионные условия — целый список правил и требований, которым должна отвечать компания, чтобы получить лицензию на оптово-розничную торговлю медпрепаратами и сертифицировать объект, где совершаются складские операции для фармпрепаратов. Эту нишу еще с начала 90-х годов заняли дистрибьюторы. На сегодня 5 ведущих украинских дистрибьторских компаний консолидируют у себя 80-85 процентов рынка. Так сложилось исторически, и от этого никуда не уйдешь. Сектор 3PL уже очень неплохо развит в нашей стране. Он предоставляет качественный сервис, число операторов в Украине уже достаточно большое, и компании управляют достаточно большими площадями.

Но выходить «классическому» 3PL-провайдеру на рынок фармацевтической логистики сейчас довольно рискованно, так как с дистрибьюторами у поставщиков давние отношения, в рамках которых международные компании «завязаны» не только по логистике, но и по торговым функциям. Тем не менее, есть логистические операторы, которые обслуживают фармотрасль по определенным направлениям: это или товары медицинского назначения, не требующие специальных условий обработки, или же рекламная продукция больших фармацевтических компаний. Но все же процент таких операций на рынке незначителен, и «балом правят» дистрибьюторы, которые в себе объединяют как торговую, так и логистическую функции. Как только товар переходит в гривну, компания, которая занимается импортом товара, продает его дистрибьютору, и с этого момента начинает отсчитываться срок товарного кредита. Как только препараты поступают на склад — дистрибутор становится собственником товара и далее уже реализовывает его с торговой наценкой и обеспечивает логистику продаж через свою систему складов и доставки, через отношения с аптеками, которые присылают заявки, управляет дебиторской задолженностью и т.п.

Насколько ситуация с доминированием дистрибьюторов актуальна для других стран?

Ситуация с доминированием дистрибьюторов в фармлогистике актуальна не только для Украины. Даже в Европе дистрибьюторы занимают большую часть рынка, но уровень консолидации там ниже. Если у нас пятерка наибольших компаний занимает 80 процентов рынка, то на западе эта цифра значительно меньше, так как там, кроме дистрибьюторов, фармлогистикой занимаются также чисто логистические операторы, которые предоставляют сервис без перехода прав собственности на товар, и в некоторых странах это достаточно большие компании, занимающиеся исключительно фармлогистикой. Процесс продажи осуществляет уже или сам производитель, или поставщик, или же есть договора с дистрибьюторами на определенные товарные позиции или категории. В некоторых постсоветских странах, дистрибьюторы занимают еще большую долю ранка, чем у нас: в той же России эта цифра составляет 95 процентов.

Соблюдаются ли украинскими компаниями нормы транспортировки и хранения медпрепаратов?

Приведу два примера из реальной жизни. Безусловно, все большие склады, в которых хранятся медпрепараты, соответствуют общепринятым нормам, лицензионным условиям, базовым требованиям GPD, стандартам ISO, уникальным стандартам, которые выставляет поставщик или производитель, но это касается только центральных распредцентров. Если мы посмотри на регионы, то увидим, что там «на лицо» дефицит даже «обычных» качественных помещений для FMCG. Что же касается больших качественных буферных складов, ориентированных на фарму, то в регионах их просто нет.

Не все гладко и в процессе доставки препаратов. Специфика работы дистрибьюторов с ритейлом следующая: если взять небольшие аптеки или аптечные пункты, то их торговая площадь может составлять 15-20 квадратных метров. Соответственно, в них не может быть предусмотрено серьезное складское помещение, способное хранить сток на несколько дней вперед. Именно поэтому аптеки заказывают товара -мало, но часто (1-2 раза в день). Что из себя представляет грузовое место, доставляемое в аптеку? Обычно, это сборный ящичек самых ходовых препаратов разных производителей. Учитывая тот факт, что в Украине не так много специализированных малотоннажных автомобилей, способных держать температурный режим и контролировать влажность, а использование их для транспортировки малых объемов несколько раз в день просто нерентабельно, то нередко для таких доставок используют обычные легковые машины, которые совершенно не приспособлены для перевозки фармпрепаратов.

Какие перспективы у фармлогистики в Украине?

Если говорить о структуре рынка, поведении основных его участников, то, я думаю, что в ближайшее время в корне ничего не поменяется. Позиции существующих дистрибьюторов действительно прочны, а появление новых игроков в обозримой перспективе маловероятно, более того, рынок укрупняется, и есть сведенья даже о банкротстве одной большой дистрибьюторской компании.

У остальных крупных компаний все в порядке, они продолжают вкладывать сотни тысяч долларов в оптимизацию логистических операций, строят огромные высокотехнологичные склады. Но главная проблема в отрасли заключается в другом. Один из моментов, по которому рынок дистрибюции медицинских препаратов отличается от рынка дистрибюции продуктов питания, заключается в том, что на последнем уже давно дистрибьютор имеет эксклюзив у вендора. Он может быть либо продуктовым, либо территориальным. В фарме такой системы нет, и это тормозит естественное развитие рынка. Приведу пример: аптеке нужен анальгин, чтобы его заказать, она обращается к специальному ресурсу, который выдает 10 дистрибуторов анальгина от одного и того же производителя, из которых аптека выбирают ту компанию, которая предложит наименьшую цену. Такой период рынок FMCG уже давно пережил.

Территориальная или же продуктовая эксклюзивность помогают дистрибьютору планировать свою деятельность, инвестиции в развитие торговых команд, автоматизацию и прочее, а если на рынке есть 5-10 конкурентов, и эксклюзива ни у кого нет, то единственный способ не утратить свои позиции — демпинг, но это путь в никуда. Каждая компания должна зарабатывать, тогда будет интересно инвестировать в этот бизнес, и появится возможность предоставлять, кроме основной услуги, еще и дополнительные (added value), что стратегически заинтересовывает клиента.

фармлогистикаДругой важной проблемой фармлогистики есть тот факт, что производители Фарминдустрии не видят остатков ни в ритейле, ни, часто, на складах дистрибьюторов. Такая ситуация выливается в сложности для планирования и управления товарными запасами. Не зная остатков, производители предпочитают оверсток возможному аутофстоку. Это приводит к увеличению стоимости медпрепаратов, в которую закладывают затраты на хранение дополнительного (safety) стока. В FMCG это решается путем покупки компанией-производителем данных об остатках продукции у больших ритейлеров. Это позволяет планировать производство и поставки в Украину.

В фарме такой путь мало реален сейчас, поскольку в этой отрасли нет такой консолидации ритейла, которая есть в FMCG, где 5 больших сетей супермаркетов имеют около 10 процентов от рынка розничной торговли. В фарме наибольшая сеть, а это порядка 200 аптек, имеет долю меньше сотой процента, а значит ровняться на показатели даже лидера отрасли нельзя.

Чтобы эта ситуация сдвинулась с мертвой точки, поставщики должны захотеть получать такую информацию, а дистрибьюторы - суметь ее предоставить. Механизмы решения таких задач существуют, но на сегодняшний день всех участников рынка устраивает сложившаяся ситуация. Поставщики заинтересованы в получении подобной информации, но на данном этапе основными направлениями для них остаются сейлз и маркетинг. Такая же ситуация и с дистрибьюторами, ведь мало кто из них задумывается над тем, что применение передовых технологий, которое приносит довольно незначительную прибыль на маленьких объемах, умноженное на огромные обороты передовых компаний, даст возможность ощутимо экономить. Вместо этого, все растут «в ширину» - продолжают строить или покупать склады, приобретают транспорт. Но такая ситуация не может длиться долго. Придет момент, когда приобретенных активов уже будет достаточно, тогда начнется ценовая конкуренция, которая в том числе повлияет и на пересмотр структуры затрат.

С точки зрения макроэкономических показателей, кошелек среднестатистического украинца не утолщается, бюджетное финансирование социальной сферы тоже не увеличивается, а значит потенциал рынка фармацевтики сокращается. Такой рост однажды достигнет некого условного «потолка», который называется объем рынка. Вот тогда вопрос сохранения рентабельности бизнеса приведет к принятию различных оптимизационных решений для тех, кто, с целью остаться конкурентоспособным, не захочет уменьшать свою торговую маржу, и, следовательно, прибыль.

Денис ПАЛАДИЙ

Материал предоставлен журналом "Транспорт i Логiстика"



 29 февраля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Компания ЕвроАвто выбирает для своей работы терминал сбора данных Datalogic Skorpio ХЗ

Торгово-сервисная сеть ЕвроАвто существует с 1994 г. Приоритетными направлениями являются продажа запчастей для иномарок, станций технического обслуживания и предоставление услуг по обслуживанию частных автомобилей и корпоративных автопарков. В ассортименте магазинов представлены все группы запасных частей, включая бывшие вупотреблении, что позволяет предложить решение под любой бюджет.

 18 октября 2017 / Логистика

Вместо корректировки - отказные письма

Общеизвестно, что у насВ таможенная стоимость (ТС)В экспортно-импортного товара фактически является налоговой базой. Ведь именно она лежит в основе исчисления размеров и суммВ таможенных платежейВ (пошлины, таможенные сборы, акцизы, НДС), которые поступают в государственную казну отВ внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 17 октября 2017 / Таможня

Решат после обсуждения

В последнее время на публичное обсуждение и оценку регулирующего воздействия вынесен ряд проектов решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сферах таможенного регулирования и таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

 12 октября 2017 / Таможня

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия В«Промышленная сборка транспортных средствВ» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

 11 октября 2017 / Таможня

Разрешайте споры до суда и вне его

У недовольных решениями или действиями таможенных органов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) всегда есть шанс добиться справедливости. Причем сделать это можно, не обращаясь в суды, а просто подав правильно составленную жалобу в таможенные органы.

 10 октября 2017 / Таможня

Компания ЕвроАвто выбирает для своей работы терминал сбора данных Datalogic Skorpio ХЗ

Торгово-сервисная сеть ЕвроАвто существует с 1994 г. Приоритетными направлениями являются продажа запчастей для иномарок, станций технического обслуживания и предоставление услуг по обслуживанию частных автомобилей и корпоративных автопарков. В ассортименте магазинов представлены все группы запасных частей, включая бывшие вупотреблении, что позволяет предложить решение под любой бюджет.

 18 октября 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Carrefour делает ставку на литий-ионную технологию STILL

Сеть магазинов Carrefour в Италии сделала выбор в пользу нового парка низкоподъемных тележек STILLВ серии EXU с литий-ионной технологией: новые аккумуляторы, установленные на 66 машинах, можно заряжать в любом месте и в любое время, они экологичны и не требуют технического обслуживания.

 21 сентября 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Институт логистики и цепей поставок (или логистики и систем поставок) (специалитет- 5,5 лет, бакалавриат - 4 года, магистратура - 2 года, аспирантура - 3 года)

Подготовка профиля логиста по направлению В«Логистика ицепи поставокВ»

 23 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Анализ динамики и структуры пассажирских перевозок Московского транспортного узла: статистика пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом

Москва - не только крупный деловой и культурный центр России, но и крупнейший транспортный хаб, через который перемещаются миллионы людей, путешествующих с различными целями.

 21 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Методика расчета емкости товарных сегментов рынка транспортно-логистических услуг по усредненным плечам в разрезе звеньев доставки (Первая миля, Межтерминал, Последняя миля) на примере фармацевтической продукции

Рынок транспортно-логистических услуг в России по итогам 2014 года оценивается в 8,1 трлн руб., при этом на долю контрактной логистики приходится не более 32%. Эти цифры говорят о том, что доля аутсорсинга в общей структуре логистического рынка России к 2020 году, по самым оптимистичным прогнозам, составит не более 40-45%.

 17 августа 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog