Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

В условиях сменяющихся словно в калейдоскопе, а зачастую и накладывающихся друг на друга различного рода «мировых кризисов» - финансовых, экономических, производственных, в том числе в высокотехнологичных отраслях, ключевой целью современной внешнеэкономической политики Российской Федерации, несомненно, должно быть обеспечение неуклонного роста ее технологического потенциала, поддержание экономической стабильности, укрепление роли на мировой арене.

Россельхознадзор с 19 мая ввел временные ограничения на поставки в Россию продукции ряда белорусских производителей сухого молока, сыра и масла. Ранее ведомство ужесточило контроль девяти белорусских предприятий.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) создала рабочую группу по вопросам развития системы маркировки товаров. Руководителем рабочей группы назначена член коллегии по торговле ЕЭК Вероника Никишина. В ее состав от ЕЭК также вошли директор департамента информационных технологий Хажак Караян, директор департамента таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования Гагик Кочарян и директор департамента промышленной политики Николай Кушнарев.

16 мая 2017 года под водительством заместителя руководителя ФТС России Татьяны Голендеевой состоялось открытие семинара-совещания "Актуальные вопросы классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и определения страны происхождения товаров".

/ Статьи

Европейский транспортный проект «Рейл Балтика»: аргументы за и против

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

Санкт-Петербургский государственный университет,

кафедра мировой экономики,

ассистент

Эстония, Латвия и Литва во времена СССР были одними из самых высокоразвитых республик. Однако этот высокий уровень во многом достигался за счет их приоритетного финансирования со стороны союзного центра. В рамках СССР балтийские республики участвовали в разделении труда, имели свою экономическую нишу. В этих государствах были развиты машиностроение, энергетика, текстильная и пищевая промышленность, транспортная и строительная индустрия, сфера услуг. Курорты побережья Балтийского моря и столицы прибалтийских союзных республик ежегодно привлекали тысячи туристов. К началу 1990-х годов страны Балтии обладали современной промышленной и транспортной инфраструктурой. В Литве был построен Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и Ингалинская АЭС, в Эстонии - Новоталлинский порт и ТЭС в Нарве, в Латвии - Вентспилский порт и ГЭС на Даугаве, Рижский вагоностроительный завод, электротехнический завод ВЭФ, автомобильный завод RAF [7]. Прибалтийские товары легкой промышленности пользовались большим спросом в СССР. Уровень жизни стран Балтии был одним из самых высоких среди республик СССР.

С обретением независимости на территории этих государств осталось много промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Разрыв технологических цепочек и потеря общесоюзного рынка сбыта привели к кризису при переходе к рыночной экономике. часть предприятий перестали работать или были разделены на более мелкие фирмы в ходе приватизации. в первой половине 1990-х годов произошел глубокий экономический спад: за первые 5 лет реформ ВВП в Латвии сократился на 51%, в Литве — на 44%, в Эстонии — на 35% [4].

Наибольший подъем экономики происходил с 1994 по 1997 год. Этому способствовали проводимая руководством грамотная макроэкономическая политика, совершенствование рыночных институтов, низкий уровень коррупции и квалифицированная рабочая сила. Эти страны смогли быстрее других преодолеть последствия распада советского Союза. В 1993-2013 гг. среднегодовые темпы роста в Эстонии составили 4,6% (лучший результат среди стран Балтии), в латвии — 4,4%, а в Литве — 3,7%. После вступления в ЕС существенно расширилось их взаимное сотрудничество [3].

 

реальный рост ввп

Условием вступления стран Балтии в ЕС было приведение состояния транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями интеграционной группировки. «Основная задача при расширении ЕС — включение новых государств-членов в трансъевропейскую сеть. Это является предпосылкой для их экономического развития, основанной на ожидаемом росте в сфере транспорта», — говорится в Белой книге по транспорту 2001 года. В начале 1990-х годов, чтобы интегрировать страны Балтии в общее европейское пространство была разработана транспортная стратегия для региона Балтийского моря. Идея создания транспортного коридора «Рейл Балтика» впервые появилась в 1994 году в документе «Видение и стратегия в отношении Балтийского моря-2010». Проект был инициирован правительством Литвы, имеющей общую границу с Польшей.

Концепцией транспортного коридора является комбинация фиксированной железнодорожной магистрали Таллин-Варшава с колеей 1435 мм и паромной переправы Таллин-Хельсинки с возможными ответвлениями на Санкт-Петербург. В 2006 году была представлена презентация Заключительного отчета о потенциале железнодорожного проекта «Рейл Балтика». Этот транспортный коридор является одним из приоритетных проектов TEN-T. Несмотря на свою важную политическую роль, он до сих пор не завершен. Это связано с тем, что до недавнего времени не был утвержден план строительства коридора. Разногласия между странами — участницами коридора «Рейл Балтика» касались детальных маршрутов транспортировки, финансового участия стран, разделения ответственности национальных правительств за реализацию проекта. Еще в 2008 году было проведено исследование грузовой базы региона (табл. 1).

поток основных грузов в странах балтии

В 2011 году министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс заявил, что успешность проекта зависит от объемов привлеченных грузов и количества перевезенных пассажиров. Он полагал, что при 12 млн тонн грузов в год во всех балтийских государствах и 4 тысячах пассажиров в день «Рейл Балтика» будет прибыльным транспортным коридором [8]. Согласно данным, приведенным в таблице 1, в 2008 году такой грузовой базы у стран Балтии не было. Таким образом, остро стоит вопрос об обеспечении грузами транспортного коридора и о его окупаемости. В условиях общего снижения национальных объемов производства в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом ситуация к 2015 году не улучшилась.

В соответствии с требованиями законодательства ЕС первоначально предполагалось, что стоимость реализации проекта составит 5 млрд евро, а ЕС выделит 60% от стоимости строительства [8]. Однако позднее цифры были скорректированы. Строительство «Рейл Балтика» обойдется примерно в 3,5 млрд евро, причем Еврокомиссия покроет 85% расходов [5]. Для стран, вступавших в ЕС (страны Центральной и Восточной Европы), в связи с тем, что ресурсов их государственных бюджетов явно не хватало, было запланировано 91 млрд евро расходов для создания в них соответствующей европейским стандартам транспортной инфраструктуры до 2015 года [2]. Такие затраты могут быть оправданны только стратегической значимостью проекта.

Идея транспортного проекта «Рейл Балтика» состоит в соединении западной Европы (прежде всего Г ермании) с Финляндией и, возможно, Россией, через Эстонию, Латвию и Литву по железной дороге. Расстояние от Хельсинки до Берлина превышает 1000 километров, а когда длина маршрута превышает 200 км, выгоднее использовать железнодорожный транспорт. в 2011 году был открыт первый отрезок европейской колеи трансбалтийской железнодорожной магистрали. семь километров дороги шириной 1435 мм (традиционная российская железнодорожная колея имеет ширину 1520 мм) соединили между собой отрезок Моцкава-Шяштокай. Всего планируется проложить в Литве 335 км путей. Стоимость литовского отрезка Рейл Балтика — почти 2 млрд литов (примерно 580 млн евро) [9].

Согласно европейским программным документам, более тесная интеграция транспортной инфраструктуры стран Балтии в дорожную сеть ЕС должна способствовать укреплению торговых связей в рамках единого европейского пространства. Еврокомиссия предполагает, что реализация проекта «Рейл Балтика» позволит увеличить грузопоток в регионе. Согласно прогнозам, грузооборот составит 9,8 млн тонн в 2020 году, 12,9 — в 2030 году и 15,8 млн тонн в 2040 году. Потенциальная грузовая база есть в Финляндии и Германии. Согласно расчетам Е. Махлина и В. Яцкова, реализация проекта «Рейл Балтика» по первому варианту маршрута создаст возможности для увеличения пассажиропотока на нескольких направлениях. К 2034 году общее количество перевезенных пассажиров на маршруте Белосток-Элк может составить 1,9 млн человек. Значительный пассажиропоток будет также на участках Лось — польско-литовская граница (1,2 млн человек) и Каунас-Радвилишкис (1,5 млн человек) [6].

Указанные мощности могут быть освоены только с участием российских компаний, которые традиционно используют Эстонию, Латвию и Литву в качестве транзитных мостов для доставки товаров на европейский рынок. Объемы взаимного экспорта и импорта довольно высоки. Проиллюстрировать это утверждение может таблица 2.

Доля эстонско-латвийской торговли в общем объеме региональной торговли составляет 2,96%, доля эстонско-литовской торговли — 2,99%, а латвийско-литовской — 4,87%. При этом российско-эстонская торговля в общем экспорте региона составляет 6,41%, российско-латвийская торговля — 10,44%, а российско-литовская — 14,78%. Это свидетельствует о том, что страны Балтии не только и столько торгуют друг с другом, сколько во многом ориентированы на торговлю с Россией.

Для того чтобы привлечь значительный объем грузов и пассажиров по данному коридору, необходимо провести SWOT-анализ, который позволит определить сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы. Что следует развивать, опираясь на внутренние характеристики коридора, а какие внешние условия способствуют перспективам роста грузооборота и пассажирооборота. В то же время недостатки транспортного коридора и внешние угрозы могут препятствовать успешному развитию проекта, особенно если не учитывать возможность участия России в проекте «Рейл Балтика».

Как видно из таблицы 3, привлекательные стороны коридора в большей степени связаны с железнодорожными технологиями и скоростью движения составов. Очевидно также желание стран Балтии дистанцироваться от России и больше интегрироваться в ЕС. Однако существенные угрозы и недостатки могут свести на нет преимущества данного проекта.

swot-анализ транспортного коридора рейл балтика

Балтийский регион остается основой для интенсивных торговых и железнодорожных грузопотоков с шириной колеи 1520 мм. Большая часть грузов перевозится в российском направлении. При реализации проекта с вариантом европейской шириной колеи встанет вопрос об эффективности транзитного грузопотока из России в третьи страны. Это может привести к переключению российских грузов на финские транспортные маршруты, которые приведут к экономическим потерям в странах Балтии. наличие на территории этих государств железных дорог с разными ширинами колеи (1520 и 1435 мм) может привести к значительным затратам на их эксплуатацию и снижению окупаемости коридора. В данном случае необходимо решить, какой вариант приоритетнее и сконцентрироваться на нем.

В том случае, если будет выбран европейский стандарт колеи, вопрос о целесообразности российского транзита станет вновь актуальным. Без участия России в той или иной степени коридор «Рейл Балтика» не будет успешно функционирующим транспортным маршрутом.

Библиографический список

1. «Rail Baltica» Gala ziHojums 2011 URL: http:// www.sam.gov.lv/images/modules/items/ PDF/item_3187_Rail_Baltica_Final_Report_ Executive_Summary_31_05_11_FINAL_v2_ LV.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

2. White paper «European transport policy for 2010: time to decide». 2001.

3. Воробьева И.В. Внешнеэкономические связи Латвии в условиях глобального экономического кризиса // Материалы международной научной конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления». — 2009. — С. 44.

4. Брук Е.О. Экономические преобразования в странах Балтии периода независимости: Автореф. дисс.; www.mgimo.ru/ files/36916/avtoref_bryk.doc (дата обращения: 05.02.2015).

5. Межевич Н.М. внешняя политика государств Прибалтики и крупные инфраструктурные проекты 2010-2014 годов // Балтийский регион. — 2014. — № 1 (19). — С. 19.

6. Махлин Е.М., Яцков В.С. Проект Rail Baltica — концепция реализации // Экономика железных дорог. — 2010. — № 5; http://www.mcfr. ru/journals/203/1156/20331/20345/index. php (дата обращения: 12.02.2015).

7. Цедилина Е. Государства Балтии — двадцать лет без СССР; http://www.imemo.ru/ files/File/magazines/rossia_i_novay/2012_01 / Cedilina.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

8. Для окупаемости Rail Baltic нужны тысячи пассажиров в день; http://rus.delfi. ee/daily/business/dlya-okupaemosti-rail-baltic-nuzhny-tysyachi-passazhirov-v-den?id = 60184224 (дата обращения: 29.01.2015).

9. Литва переходит на европейскую железнодорожную колею; http://rus.postimees. ee/529574/litva-perehodit-na-evropejskuju-zheleznodorozhnuju-koleju (дата обращения: 12.02.2015).

10. http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statistics-export-country-product/ (дата обращения: 29.01.2015).

11. http://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 15.02.2015). 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 14 января 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика

Кодекс Союза получил право на жизнь

После подписания Президентом Беларуси Александром Лукашенко 11 апреля Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) страны Союза начали внутригосударственные процедуры, предшествующие его ратификации. ТК ЕАЭС сможет вступить в силу с момента получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации от пяти стран Союза.

 18 мая 2017 / Таможня

ТК ЕАЭС как стимул модернизации

В условиях сменяющихся словно в калейдоскопе, а зачастую и накладывающихся друг на друга различного рода В«мировых кризисовВ» - финансовых, экономических, производственных, в том числе в высокотехнологичных отраслях, ключевой целью современной внешнеэкономической политики Российской Федерации, несомненно, должно быть обеспечение неуклонного роста ее технологического потенциала, поддержание экономической стабильности, укрепление роли на мировой арене.

 17 мая 2017 / Таможня

Еще не работают, но проблемы создают

Пока еще лишь формирующийся у нас институт уполномоченных экономических операторов (УЭО), которому многие пророчат светлое будущее, на деле уже начал создавать проблемы, в том числе и для бюджета.

 16 мая 2017 / Таможня

Союз обзавелся «Белой книгой»

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликовала доклад В«Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭСВ», который эксперты сразу окрестили В«Белой книгойВ». В нем приведены сведения об имеющихся на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) препятствиях, а также изложены планы по их устранению.

 15 мая 2017 / Таможня

Спрос малого бизнеса на стрит-ритейл за год вырос на 18%

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. Классическое для сегмента распределение спроса в пользу инвесторов, а не владельцев бизнеса изменилось в пользу последних: доля покупок для собственного бизнеса выросла с 10 до 20% от общего числа сделок, а на инвестиции приходится теперь не 90%, а 80%. При этом покупательские предпочтения в стрит-ритейле сместились в сторону спальных районов с новой застройкой.

 22 мая 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Андрей Майоров: «В2С – это серьезная история роста»

– Андрей Валерьевич, расскажите, как компании удается быстро улавливать тенденции рынка и на протяжении последних лет показывать впечатляющие результаты?

 24 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Николай Воинов: «Мы искали и находили новые возможности»

– Николай, вы возглавляли компанию DPD в период ее уверенного поступательного развития. Тогда бренд компании стал узнаваемым, и она уверенно вошла в число ведущих логистических операторов России…

 20 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сергей Круглов: «Основа успеха компании - надежность и качество»

Международный бренд DPD, под которым работает компания АО В«Армадилло Бизнес ПосылкаВ», знаком многим. Начав свою деятельность на рынке транспортно-экспедиционных услуг 25 лет назад, компания стала одним из признанных лидеров российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов.

 19 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Ставки аренды на склады будут восстанавливаться в 2017 г.

24 ноября в отеле В«Four SeasonsВ» в Москве международная консалтинговая компания Colliers International совместно с ИД В«КоммерсантъВ» провели IV ежегодный круглый стол В«Складской переворот. Кто у власти?В», на котором подвели предварительные итоги и обозначили перспективы складского рынка России в 2017 г.

 18 апреля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog