Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Европейский транспортный проект «Рейл Балтика»: аргументы за и против

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

ЕЛЕНА ЧЕРНЯВСКАЯ

Санкт-Петербургский государственный университет,

кафедра мировой экономики,

ассистент

Эстония, Латвия и Литва во времена СССР были одними из самых высокоразвитых республик. Однако этот высокий уровень во многом достигался за счет их приоритетного финансирования со стороны союзного центра. В рамках СССР балтийские республики участвовали в разделении труда, имели свою экономическую нишу. В этих государствах были развиты машиностроение, энергетика, текстильная и пищевая промышленность, транспортная и строительная индустрия, сфера услуг. Курорты побережья Балтийского моря и столицы прибалтийских союзных республик ежегодно привлекали тысячи туристов. К началу 1990-х годов страны Балтии обладали современной промышленной и транспортной инфраструктурой. В Литве был построен Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и Ингалинская АЭС, в Эстонии - Новоталлинский порт и ТЭС в Нарве, в Латвии - Вентспилский порт и ГЭС на Даугаве, Рижский вагоностроительный завод, электротехнический завод ВЭФ, автомобильный завод RAF [7]. Прибалтийские товары легкой промышленности пользовались большим спросом в СССР. Уровень жизни стран Балтии был одним из самых высоких среди республик СССР.

С обретением независимости на территории этих государств осталось много промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. Разрыв технологических цепочек и потеря общесоюзного рынка сбыта привели к кризису при переходе к рыночной экономике. часть предприятий перестали работать или были разделены на более мелкие фирмы в ходе приватизации. в первой половине 1990-х годов произошел глубокий экономический спад: за первые 5 лет реформ ВВП в Латвии сократился на 51%, в Литве — на 44%, в Эстонии — на 35% [4].

Наибольший подъем экономики происходил с 1994 по 1997 год. Этому способствовали проводимая руководством грамотная макроэкономическая политика, совершенствование рыночных институтов, низкий уровень коррупции и квалифицированная рабочая сила. Эти страны смогли быстрее других преодолеть последствия распада советского Союза. В 1993-2013 гг. среднегодовые темпы роста в Эстонии составили 4,6% (лучший результат среди стран Балтии), в латвии — 4,4%, а в Литве — 3,7%. После вступления в ЕС существенно расширилось их взаимное сотрудничество [3].

 

реальный рост ввп

Условием вступления стран Балтии в ЕС было приведение состояния транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями интеграционной группировки. «Основная задача при расширении ЕС — включение новых государств-членов в трансъевропейскую сеть. Это является предпосылкой для их экономического развития, основанной на ожидаемом росте в сфере транспорта», — говорится в Белой книге по транспорту 2001 года. В начале 1990-х годов, чтобы интегрировать страны Балтии в общее европейское пространство была разработана транспортная стратегия для региона Балтийского моря. Идея создания транспортного коридора «Рейл Балтика» впервые появилась в 1994 году в документе «Видение и стратегия в отношении Балтийского моря-2010». Проект был инициирован правительством Литвы, имеющей общую границу с Польшей.

Концепцией транспортного коридора является комбинация фиксированной железнодорожной магистрали Таллин-Варшава с колеей 1435 мм и паромной переправы Таллин-Хельсинки с возможными ответвлениями на Санкт-Петербург. В 2006 году была представлена презентация Заключительного отчета о потенциале железнодорожного проекта «Рейл Балтика». Этот транспортный коридор является одним из приоритетных проектов TEN-T. Несмотря на свою важную политическую роль, он до сих пор не завершен. Это связано с тем, что до недавнего времени не был утвержден план строительства коридора. Разногласия между странами — участницами коридора «Рейл Балтика» касались детальных маршрутов транспортировки, финансового участия стран, разделения ответственности национальных правительств за реализацию проекта. Еще в 2008 году было проведено исследование грузовой базы региона (табл. 1).

поток основных грузов в странах балтии

В 2011 году министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс заявил, что успешность проекта зависит от объемов привлеченных грузов и количества перевезенных пассажиров. Он полагал, что при 12 млн тонн грузов в год во всех балтийских государствах и 4 тысячах пассажиров в день «Рейл Балтика» будет прибыльным транспортным коридором [8]. Согласно данным, приведенным в таблице 1, в 2008 году такой грузовой базы у стран Балтии не было. Таким образом, остро стоит вопрос об обеспечении грузами транспортного коридора и о его окупаемости. В условиях общего снижения национальных объемов производства в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом ситуация к 2015 году не улучшилась.

В соответствии с требованиями законодательства ЕС первоначально предполагалось, что стоимость реализации проекта составит 5 млрд евро, а ЕС выделит 60% от стоимости строительства [8]. Однако позднее цифры были скорректированы. Строительство «Рейл Балтика» обойдется примерно в 3,5 млрд евро, причем Еврокомиссия покроет 85% расходов [5]. Для стран, вступавших в ЕС (страны Центральной и Восточной Европы), в связи с тем, что ресурсов их государственных бюджетов явно не хватало, было запланировано 91 млрд евро расходов для создания в них соответствующей европейским стандартам транспортной инфраструктуры до 2015 года [2]. Такие затраты могут быть оправданны только стратегической значимостью проекта.

Идея транспортного проекта «Рейл Балтика» состоит в соединении западной Европы (прежде всего Г ермании) с Финляндией и, возможно, Россией, через Эстонию, Латвию и Литву по железной дороге. Расстояние от Хельсинки до Берлина превышает 1000 километров, а когда длина маршрута превышает 200 км, выгоднее использовать железнодорожный транспорт. в 2011 году был открыт первый отрезок европейской колеи трансбалтийской железнодорожной магистрали. семь километров дороги шириной 1435 мм (традиционная российская железнодорожная колея имеет ширину 1520 мм) соединили между собой отрезок Моцкава-Шяштокай. Всего планируется проложить в Литве 335 км путей. Стоимость литовского отрезка Рейл Балтика — почти 2 млрд литов (примерно 580 млн евро) [9].

Согласно европейским программным документам, более тесная интеграция транспортной инфраструктуры стран Балтии в дорожную сеть ЕС должна способствовать укреплению торговых связей в рамках единого европейского пространства. Еврокомиссия предполагает, что реализация проекта «Рейл Балтика» позволит увеличить грузопоток в регионе. Согласно прогнозам, грузооборот составит 9,8 млн тонн в 2020 году, 12,9 — в 2030 году и 15,8 млн тонн в 2040 году. Потенциальная грузовая база есть в Финляндии и Германии. Согласно расчетам Е. Махлина и В. Яцкова, реализация проекта «Рейл Балтика» по первому варианту маршрута создаст возможности для увеличения пассажиропотока на нескольких направлениях. К 2034 году общее количество перевезенных пассажиров на маршруте Белосток-Элк может составить 1,9 млн человек. Значительный пассажиропоток будет также на участках Лось — польско-литовская граница (1,2 млн человек) и Каунас-Радвилишкис (1,5 млн человек) [6].

Указанные мощности могут быть освоены только с участием российских компаний, которые традиционно используют Эстонию, Латвию и Литву в качестве транзитных мостов для доставки товаров на европейский рынок. Объемы взаимного экспорта и импорта довольно высоки. Проиллюстрировать это утверждение может таблица 2.

Доля эстонско-латвийской торговли в общем объеме региональной торговли составляет 2,96%, доля эстонско-литовской торговли — 2,99%, а латвийско-литовской — 4,87%. При этом российско-эстонская торговля в общем экспорте региона составляет 6,41%, российско-латвийская торговля — 10,44%, а российско-литовская — 14,78%. Это свидетельствует о том, что страны Балтии не только и столько торгуют друг с другом, сколько во многом ориентированы на торговлю с Россией.

Для того чтобы привлечь значительный объем грузов и пассажиров по данному коридору, необходимо провести SWOT-анализ, который позволит определить сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы. Что следует развивать, опираясь на внутренние характеристики коридора, а какие внешние условия способствуют перспективам роста грузооборота и пассажирооборота. В то же время недостатки транспортного коридора и внешние угрозы могут препятствовать успешному развитию проекта, особенно если не учитывать возможность участия России в проекте «Рейл Балтика».

Как видно из таблицы 3, привлекательные стороны коридора в большей степени связаны с железнодорожными технологиями и скоростью движения составов. Очевидно также желание стран Балтии дистанцироваться от России и больше интегрироваться в ЕС. Однако существенные угрозы и недостатки могут свести на нет преимущества данного проекта.

swot-анализ транспортного коридора рейл балтика

Балтийский регион остается основой для интенсивных торговых и железнодорожных грузопотоков с шириной колеи 1520 мм. Большая часть грузов перевозится в российском направлении. При реализации проекта с вариантом европейской шириной колеи встанет вопрос об эффективности транзитного грузопотока из России в третьи страны. Это может привести к переключению российских грузов на финские транспортные маршруты, которые приведут к экономическим потерям в странах Балтии. наличие на территории этих государств железных дорог с разными ширинами колеи (1520 и 1435 мм) может привести к значительным затратам на их эксплуатацию и снижению окупаемости коридора. В данном случае необходимо решить, какой вариант приоритетнее и сконцентрироваться на нем.

В том случае, если будет выбран европейский стандарт колеи, вопрос о целесообразности российского транзита станет вновь актуальным. Без участия России в той или иной степени коридор «Рейл Балтика» не будет успешно функционирующим транспортным маршрутом.

Библиографический список

1. «Rail Baltica» Gala ziHojums 2011 URL: http:// www.sam.gov.lv/images/modules/items/ PDF/item_3187_Rail_Baltica_Final_Report_ Executive_Summary_31_05_11_FINAL_v2_ LV.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

2. White paper «European transport policy for 2010: time to decide». 2001.

3. Воробьева И.В. Внешнеэкономические связи Латвии в условиях глобального экономического кризиса // Материалы международной научной конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления». — 2009. — С. 44.

4. Брук Е.О. Экономические преобразования в странах Балтии периода независимости: Автореф. дисс.; www.mgimo.ru/ files/36916/avtoref_bryk.doc (дата обращения: 05.02.2015).

5. Межевич Н.М. внешняя политика государств Прибалтики и крупные инфраструктурные проекты 2010-2014 годов // Балтийский регион. — 2014. — № 1 (19). — С. 19.

6. Махлин Е.М., Яцков В.С. Проект Rail Baltica — концепция реализации // Экономика железных дорог. — 2010. — № 5; http://www.mcfr. ru/journals/203/1156/20331/20345/index. php (дата обращения: 12.02.2015).

7. Цедилина Е. Государства Балтии — двадцать лет без СССР; http://www.imemo.ru/ files/File/magazines/rossia_i_novay/2012_01 / Cedilina.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

8. Для окупаемости Rail Baltic нужны тысячи пассажиров в день; http://rus.delfi. ee/daily/business/dlya-okupaemosti-rail-baltic-nuzhny-tysyachi-passazhirov-v-den?id = 60184224 (дата обращения: 29.01.2015).

9. Литва переходит на европейскую железнодорожную колею; http://rus.postimees. ee/529574/litva-perehodit-na-evropejskuju-zheleznodorozhnuju-koleju (дата обращения: 12.02.2015).

10. http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/statistics-export-country-product/ (дата обращения: 29.01.2015).

11. http://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 15.02.2015). 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 14 января 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog