Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

ЭЦП РАДИ ЭЦП

С 2002 года в России появилось понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП). С тех пор мы существенно продвинулись в области электронного документооборота. ФНС РФ уже давно принимает отчетность в электронном виде, проходят электронные торги по госсзакупкам, оформляются электронные таможенные декларации. Сейчас, когда уже встает вопрос об унификации ЭЦП, используемой в различных системах документооборота, интересно обратиться к опыту наших близжайших соседей - Латвии. Мы попросили высказать свое мнение об электронной подписи одного из латвийских экспертов.

31 октября 2011 года исполняется 9 лет с момента принятия закона об электронных документах в Латвии. Этот закон приравнял электронную подпись к собственноручной и началась одиссея, полная интриг и приключений. За это время много людей занималась ЭЦП в Латвии, очень много денег истрачено. Было даже создано министерство (секретариат) с министром , но “народной” ЭЦП так и не стала.

А всё делалось по науке. Удостоверяющий центр создан и сертифицирован на соответствие требованиям самых строгих международных стандартов. Да и электронные устройства работают исправно, устойчиво и надёжно. Другими словами, для всех желающих создана возможность на бытовом уровне использовать юридически значимую ЭЦП (пользователь всегда является физическим лицом).

Почему же ЭЦП так и не получила пока широкого распостранения в Латвии?

Ответ на контекстный вопрос, как всегда находится на самом видном месте. Всё дело в том, что цель проекта: “...обеспечить возможность использовать ЭЦП в соответствии с требованиями закона...” - достигнута в полной мере. Но оказалось, что такая цель является абстрактной и поэтому явно не подразумевает практическое применение. Абстрактность цели привела к действию ради действия! Такое положение вещей стало возможным в условиях чрезмерного фрагментирования процесса управления процессом разработки и внедрения проекта. Как говорил Райкин: “У вас претензии к пуговицам есть? - К пуговицам нет – пришиты...”. К ЭЦП, самой по себе, претензий нет, как говорится "Ты прекрасна, спору нет”.

За 10 лет удалось и нормативную базу сделать, и инфраструктуру создать и опыт наработать, но этого не достаточно, так как ЭЦП не является самоцелью, если её таковой представлять, то получается гибрид почтальона и нотариуса. Причём, гибрид не совсем пригодный для защиты прав отправителя, т.к. отправив документ с юридически значимой ЭЦП по почте или через портал, отправитель не получает юридически значимого подтверждения принятия к рассмотрению именно этого документа. Такой мелкий нюанс, который существенно меняет правовое содержание дел в целом.

Следующим значимым фактором является формат самого документа с юридически значимой ЭЦП. Мало того, что он обычно не может быть однозначно прочтен в автоматическом режиме (т.е. прочитать его может только человек), но и существенным оказывается вопрос однозначного представления документа самому человеку. Например, при некоторых обстоятельствах, одни и те же документы могут быть представлены различными версиями офисного программного обеспечения по-разному. ЭЦП при этом сохраняет свою достоверность, т.к. различность представления возникает непосредственно в представляющей и интерпретирующей документ пользовательской программе. Возникает ситуация в которой автор и получатель одного документа, видят его по разному, а это уже серьёзный аргумент при судебном разбирательстве.

Кто виноват и что делать? Хорошо заданный вопрос - содержит больше половины ответа! В начале проекта не получилось задать очень важный и решающий вопрос “И что из этого?”.. Иллюзия того, что требования законодательства, большие деньги и зарплаты сделают всю работу и преодолеют все препятствия, развеялись естественным образом. И нет больше министерства, и люди сменились неоднократно, и политика поменялась, но воз и поныне там.

Это наглядный пример того как бизнес отношения не работают при реализации государственных проектов. Коммерческие механизмы могут существовать только при наличии явной и честной альтернативы в технологиях и исполнителях. В условиях монопольного состояния такая активная жизненная позиция привлекает людей ориентированных использовать для достижения максимальной прибыли все возможные средства, только забывается тот факт, что работа проводится для людей и на деньги людей.

И всё же, если делать всё заново, то как? Как уже подчёркивалось, главным является явное и понятное обозначение цели внедрения ЭЦП. Расчёт на то, что сделаем, а потом люди начнут пользоваться - не оправдался, значит, этот путь не наш. Наш путь - путь при котором создаётся решение на уровне самих организаций. Постарайтесь преодолеть антипатию к разговору о самих себе!

Хорошей платформой для практического внедрения ЭЦП является документооборот между организациями. Такая платформа заменяет принцип общения через электронную почту, при котором текстовые файлы подписываются и отправляются по электронной почте. При таком раскладе получается уже упомянутый гибрид почтальона и нотариуса. Но, создав систему веб сервисов, которые представляют электронные двери в каждую организацию, можно осуществлять приём и передачу формализованных документов через эти стандартизированные “двери”. Причём с обеспечением правовых норм приёма-передачи документов, проверки подлинности ЭЦП и предоставления заверенного ответа отправителю.

Вышеуказанные веб сервисы локально принимают и регистрируют входящие документы с других веб-сервисов, а в дальнейшем и от пользовательских интерфейсов третьих разработчиков, при соблюдении установленной спецификации обмена XML файлами.

Следующим шагом является обмен документами с находящимися в эксплуатации программами документооборота. Очень важно сохранить кроссплатформенность и независимость от конечного программного обеспечения, дабы защитить всю мощь и возможности использования веб сервисов, как таковых.

Для успешной реализации такой платформы придётся проделать огромную административную, техническую и нормативную работу. Надо будет дать ответ на вопрос “Кто имеет право и несёт ответственность?”, причём за каждый этап электронного документа оборота. Надо будет определиться с форматом самих документов и ответить на вопрос, сколько и какой информации квалифицируется для автоматического использования и снижения необходимости ручного переноса и копирования информации из одной системы в другую, из одной организации в третью. Да так, чтобы не на авось, а точно и ответственно.

Воистину: ответственность - цена величия! Трудно взять её на себя и взять весь риск в полной мере. Именно страх перед ответственностью и возможностью оказаться в глупом положении, держит всю систему в глупом положении! Но сказать другому легко, а сделать приходится самому. Нельзя упрекать в неудаче никого. Много талантливых людей работали и искали ответы на сложные, очень сложные вопросы! Нет и не может быть хорошего или плохого опыта. Каждый опыт - это шаг по пути эволюции!

Жарков Ю.В., директор проекта “Э-нотариус”, Рига, Латвия

Материал предоставлен информационно-аналитическим журналом "ВЭД консалтинг"


 20 сентября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog