Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Если таможня не права

Николай Зарубин, юрист таможенного холдинга «Группа Тарго», привлеченный эксперт ТПП России, рассматривает случаи неправомерных решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров.

Участники ВЭД обеспокоены массовыми проверками достоверности таможенной стоимости в порядке постконтроля и многочисленными корректировками в связи с этим таможенной стоимости. Сегодня таможенные платежи достигли уже более 50% госбюджета страны. Стараясь «держать планку», таможенные органы планомерно усиливают давление на участников ВЭД. Одним из инструментов такого давления стало принятие решений, напрямую влияющих на размер таможенных платежей. Наиболее типичный пример – решения о корректировке таможенной стоимости, которая производится как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товара.

В практике профессионалов таможенной сферы есть много примеров того, как таможенные органы, стремясь собрать максимальные платежи, нарушают нормы действующего законодательства. Такие нарушения начинаются еще на этапе принятия решения о проведении дополнительной проверки. Как правило, основания для проведения дополнительной проверки указываются очень расплывчато, например, «использование СУР (система управления рисками) выявило риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров».

Получив такое решение, декларант остается в неведении о том, что именно в представленном им при декларировании пакете документов вызвало у таможенного органа сомнения и, следовательно, не может предоставить документы и сведения, способные эти сомнения устранить. Список документов, запрашиваемых таможенным органом в решении о проведении дополнительной проверки, также не вносит никакой ясности. Зачастую этот перечень включает в себя самые общие формулировки, например, «договоры с третьими лицами, имеющими отношение к сделке». Иногда перечисляются документы, которыми декларант по определению не располагает и не имеет возможности их получить. Например, это может быть запрос прайс-листа производителя товара или данных об его же издержках в ситуации, когда производитель не является поставщиком товара. Очень часто таможенный орган запрашивает документы и сведения, которых просто не существует, например, ведомость банковского контроля по сделке, на которую паспорт сделки не оформлялся. Или сведения о поставке аналогичных товаров по представленному при декларировании внешнеторговому контракту, и это при условии, что объем товара, заявленный в корректируемой декларации, равен общему объему поставки по контракту и, следовательно, других поставок по данному контракту не производилось.

Получив такое «обоснование» решения о проведении дополнительной проверки, декларант так и не понимает, в чем, собственно, сомневается таможенный орган и что он, декларант, должен сделать. В итоге нет также возможности воспользоваться даже п. 3 ст. 69 ТК ТС, в соответствии с которым декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов и сведений. Декларант может удовлетворить запрос таможни лишь частично, предоставив только те документы, которыми он располагает в действительности или которые ему удалось получить дополнительно. После этого и наступает время корректировки таможенной стоимости. Именно так, поскольку в большинстве случаев за дополнительной проверкой следует корректировка таможенной стоимости.

С решениями о корректировке таможенной стоимости тоже бывает по-разному. Таможенный орган, как правило, почему-то указывает обоснования для корректировки, абсолютно не согласующиеся с его же решением о проведении самой дополнительной проверки. Например, корректировка может быть обоснована тем, что декларант не представил прайс-лист производителя товара (но при этом сам прайс вовсе и не запрашивался при проведении дополнительной проверки).

Большинство решений о корректировке таможенной стоимости принимается обычно по основаниям, прямо противоречащим законодательству. Например, таможенный орган зачастую указывает, что основанием для принятия решения о корректировке явилось отсутствие у него, таможенного органа, тех или иных сведений. Во-первых, это не вина декларанта, во-вторых, это – прямое нарушение п. 1 ст. 68 ТК ТС, в соответствии с которым решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом, если таможенным органом или декларантом конкретно обнаружено, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров недостоверны. Ч. 1 ст. 68 ТК ТС также предусматривает, что принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование. То есть для корректировки таможенной стоимости необходимо найти доказательства предоставления недостоверных сведений, а не указывать на то, что у таможенного органа нет каких-то сведений.

Зачастую таможенный орган принимает решения о корректировке, исходя из отсутствия сведений о расходах. И это при том, что в соответствии с Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 г. эти сведения не могут быть включены в таможенную стоимость, (речь идет об информации о хранении товаров на территории иностранных государств, штрафных санкциях, наложенных перевозчиком на декларанта за простой транспортных средств или несвоевременную оплату). Принятое таким образом решение таможенного органа абсолютно необоснованно, но оно принимается, и многие импортеры, чтобы не ссориться с таможней, платят.

Между тем законодательство предоставляет декларанту все возможности для обжалования подобных решений и во внесудебном (путем направления жалобы в вышестоящий таможенный орган), и в судебном порядке. Но несмотря на массовый характер подобных действий таможенных органов, а также на их незаконность лишь небольшой процент участников внешнеэкономической деятельности ведет серьезную и планомерную работу по обжалованию незаконных действий таможенных органов. Данную практику нельзя назвать эффективной. Во-первых, это ведет к существенным финансовым потерям. Во-вторых, провоцирует на продолжение противозаконной практики. В-третьих, следует помнить еще одно: на основании факта корректировки таможенной стоимости можно возбудить в отношении декларанта дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Максимальное наказание по этой статье – штраф в двукратном размере сумм таможенных платежей, подлежащих уплате, с конфискацией товаров. Иными словами, незаконные решения таможенного органа не только можно, но и нужно обжаловать. Да, у нас это бывает очень непросто. Но если вы работаете честно, то профессиональное отстаивание своих законных интересов и активное оспаривание незаконных действий, как показывает практика, будут вам полезны. Во-первых, обжалование имеет шанс на успех уже хотя бы в связи с незаконностью и абсурдностью большинства принимаемых таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости. Во-вторых, как правило, в отношении компетентных участников таможенных правоотношений попытки необоснованных корректировок таможенной стоимости больше не возобновляются. 

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 6 ноября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog