Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В преддверии девятой Международной выставки складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада СеМАТ, которая пройдет 19-21 сентября 2018 года в МВЦ «Крокус Экспо» в Москве, на вопросы журнала «ЛОГИСТИКА» отвечает ее директор Татьяна Нагаслаева.

Внешнеэкономический бизнес в своей работе постоянно сталкивается с ситуацией, когда приходится решать проблему возврата излишне взысканных по требованию таможенного органа сумм таможенных пошлин, налогов, а также определения их статуса. Сюда следует добавить и начисление процентов в связи с несвоевременностью возврата таможней перечисленных платежей.

Перечень сортов плодоовощной продукции, импорт которой запрещен из-за введенного нашей страной эмбарго на поставки товаров из стран, которые с 2014 года применяют санкции по отношению к России, на сегодня насчитывает десятки позиций.

Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Попова и министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев подписали соглашение об информационном сотрудничестве между ведомствами.

В декабре в Москву прибудет делегация высокого уровня из Чили для участия в заседании Евразийской экономической комиссии.

Участники сессии "Территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток: настоящее и будущее" на Восточном экономическом форуме обозначили существенный рост количества резидентов этих зон и повышение интереса бизнеса к развитию проектов на Дальнем Востоке за прошедший год.

/ Статьи

Экспортный контроль: реалии и заблуждения

Многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) знакомы термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля.

Во второй половине ХХ века был подписан ряд международных договоренностей в области контроля за оружием массового поражения, которые со временем преобразовались в контрольные международные режимы его нераспространения.

Отмечу, что в Российской Федерации фактически с 1992 года сформирована целая система экспортного контроля. Ее основу заложил указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388. На его основании были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.

Исторической предпосылкой для создания данной системы стала необходимость соблюдения Россией международных обязательств, начало конверсии оборонной промышленности, самостоятельный выход на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля.

В начале XXI века на фоне новых глобальных вызовов резко увеличилась угроза терроризма, в том числе с применением в той или иной форме ОМП. С 27 августа 2018 года вступил в силу новый пакет американских санкций против Российской Федерации, связанный с запретом на продажу в Россию продукции двойного назначения. В этих условиях многократно выросла актуальность экспортного контроля.

Одним из внешних рубежей в его обеспечении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.

По решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» в Беларуси, Казахстане и России применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В России официально приняты и действуют шесть такого рода списков. Они составлены по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с аналогичными списками международных контрольных режимов.

В нашей стране экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Как определено статьей 24, обязанностью каждого российского участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий».

Подлежит ли конкретный товар или технология экспортному контролю, устанавливается путем определения соответствия технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Отмечу, что приведенные в нем коды ТН ВЭД носят справочный характер.

Российский участник ВЭД вправе поручить на основании соответствующего договора проведение идентификации контролируемых товаров и технологий специальной экспертной организации, которая в установленном Правительством РФ порядке получила специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. Полученные результаты отражаются в идентификационном заключении, которое составляется по установленной форме и удостоверяется надлежащим образом. Этот документ определяет для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции.

Здесь стоит обратить внимание на постановление Правительства РФ от 21.06.2016 № 565, которым утверждены Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения. Согласно документу, на первом этапе идентификации устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки (КС).

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества. Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачу соответствующих заключений осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конечно, в большей степени контроль касается определенных категорий товаров: высокотехнологического оборудования (включая его части) и материалов, измерительных приборов, химических веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т. п. Однако среди контролируемых встречаются и безобидные на первый взгляд товары: защитное и спасательное оборудование, пиротехнические изделия, в том числе бытового назначения, иные изделия, имеющие широкий спектр применения.

Как известно, согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение мер экспортного контроля подтверждается в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Если перемещаемые через границу товары соответствуют описаниям тех, что включены в КС, то их выпуск осуществляется с предъявлением таможенным органам лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

При этом отмечу, что участники ВЭД чаще сталкиваются с необходимостью подтверждения несоответствия ввозимых/вывозимых товаров контролируемым объектам. В этом году в регионе деятельности СЗТУ при таможенном декларировании в целях подтверждения соблюдения мер экспортного контроля было больше всего представлено именно идентификационных заключений.

Здесь следует отметить, что относительно «экспортного контроля» у участников ВЭД сложилось несколько заблуждений. Основное связано с неверным толкованием самого понятия «экспортный контроль». Почему-то считается, что меры экспортного контроля применяются только в отношении вывозимых товаров. Однако в пяти из шести действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ, включены товары, в отношении которых ограничения применяются как при вывозе, так и при ввозе.

Так, лицензированию подлежат все виды внешнеэкономических операций, связанных с ввозом в Россию (за исключением перемещения в режиме транзита) ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товары, включенные в 1-3 разделы «Списка контролируемых химикатов...».

Фактически для каждого контрольного списка Правительством РФ утверждены Положения, определяющие порядок осуществления контроля за ВЭД в отношении товаров, включенных в данные списки. В Положениях определены особенности, касающиеся интерпретации списка, требования к документам и сведениям для получения лицензий, случаи исключения обязанности получения лицензии и т. п.

Участник ВЭД может не только получать заключения аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включать продукцию в подготовленный ФСТЭК России так называемый «белый список», что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих компаний этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.

Второе заблуждение выражено в позиции – «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Однако эти две сферы четко разграничены законодательством, их основы закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Поэтому здесь скорее будет верным иное утверждение – «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже при наличии заключения ФСВТС России о неотнесении товара к продукции военного назначения - обязанность его идентификации с КС сохраняется.

Третье заблуждение – «товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС не попадает в контрольный список, значит – не является контролируемым». Вместе с тем в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к КС в области экспортного контроля применяется правило - «коды носят справочный характер». Это ориентирует участника ВЭД на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», а также анализе возможных областей использования товаров. Так, при ввозе/вывозе клапана необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в КС.

Четвертое заблуждение - как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в КС (это касается и случаев, когда получено заключение аккредитованной организации, содержащее выводы, что лицензия не требуется), участник ВЭД считает, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены, что не всегда соответствует действительности.

Следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», которые являются наиболее сложными для понимания. Здесь речь идет о «всеобъемлющем контроле».

Вполне понятен сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Трудности возникают в понимании сути наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и, как следствие, осознании факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований. Во-первых, здесь речь идет об оценке внешнеэкономической сделки с неконтролируемыми товарами, и только теми, которые предполагаются к вывозу. Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в случае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц, либо если были проинформированы ФСТЭК России.

Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В нем указаны 17 оснований, касающихся в том числе проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД не знает о необходимости такой проверки либо игнорирует эту обязанность, в то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность. Еще одно из серьезных заблуждений – это мнение, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Беларусью, Казахстаном и Россией, освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле».

Так, решением Межгосударственного совета ЕЭАС от 05.07.2010 № 52 установлено, что до введения в действие ряда документов, определяющих Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, Единые правила, - в этих странах применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Соответственно, у участника ВЭД сохраняется обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров, а их перемещение через границу РФ без требуемых документов влечет ответственность, в том числе уголовную.

На мой взгляд, наличие у участников ВЭД приведенных выше заблуждений свидетельствует о сложности законодательства в области экспортного контроля. При этом последствия его несоблюдения могут повлечь за собой не только ответственность для допустившего нарушение участника ВЭД, а в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении Российской Федерации, поскольку это может быть воспринято как несоблюдение принятых международных обязательств.

Ольга ПЕЛЛЕ, заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Службы федеральных таможенных доходов СЗТУ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 сентября 2018 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

До встречи на CеMAT Russia 2018!

В преддверии девятой Международной выставки складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада СеМАТ, которая пройдет 19-21 сентября 2018 года в МВЦ В«Крокус ЭкспоВ» в Москве, на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает ее директор Татьяна Нагаслаева.

 20 сентября 2018 / Логистика

Таможня старается не платить проценты

Внешнеэкономический бизнес в своей работе постоянно сталкивается с ситуацией, когда приходится решать проблему возврата излишне взысканных по требованию таможенного органа сумм таможенных пошлин, налогов, а также определения их статуса. Сюда следует добавить и начисление процентов в связи с несвоевременностью возврата таможней перечисленных платежей.

 19 сентября 2018 / Таможня

Бизнес и контролеры начали договариваться

Перечень сортов плодоовощной продукции, импорт которой запрещен из-за введенного нашей страной эмбарго на поставки товаров из стран, которые с 2014 года применяют санкции по отношению к России, на сегодня насчитывает десятки позиций.

 18 сентября 2018 / Таможня

Галина БАЛАНДИНА: опять на пути к совершенству

На нашей территории таможенная процедура таможенного склада до сих пор не ориентирована и не работает на содействие развитию внешнеторговых потоков так, как это осуществляется в других странах – Германии, Финляндии, государствах Прибалтики. Это происходит из-за наличия некоторых технических препятствий, связанных с применением данной процедуры.

 17 сентября 2018 / Таможня

Такие новации пугают перевозчиков

При осуществлении транзитных международных грузоперевозок по территории России транспортникам вскоре придется использовать специальные электронные навигационные пломбы.

 13 сентября 2018 / Таможня

Таможня старается не платить проценты

Внешнеэкономический бизнес в своей работе постоянно сталкивается с ситуацией, когда приходится решать проблему возврата излишне взысканных по требованию таможенного органа сумм таможенных пошлин, налогов, а также определения их статуса. Сюда следует добавить и начисление процентов в связи с несвоевременностью возврата таможней перечисленных платежей.

 19 сентября 2018 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес и контролеры начали договариваться

Перечень сортов плодоовощной продукции, импорт которой запрещен из-за введенного нашей страной эмбарго на поставки товаров из стран, которые с 2014 года применяют санкции по отношению к России, на сегодня насчитывает десятки позиций.

 18 сентября 2018 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Галина БАЛАНДИНА: опять на пути к совершенству

На нашей территории таможенная процедура таможенного склада до сих пор не ориентирована и не работает на содействие развитию внешнеторговых потоков так, как это осуществляется в других странах – Германии, Финляндии, государствах Прибалтики. Это происходит из-за наличия некоторых технических препятствий, связанных с применением данной процедуры.

 17 сентября 2018 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Такие новации пугают перевозчиков

При осуществлении транзитных международных грузоперевозок по территории России транспортникам вскоре придется использовать специальные электронные навигационные пломбы.

 13 сентября 2018 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Местом эксперимента стали порты

Положения утвержденного руководством страны плана мероприятий (В«Дорожная картаВ») В«Совершенствование таможенного администрированияВ» ответственные за его исполнение ведомства в той или иной мере выполняют.

 12 сентября 2018 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog