Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На сайтах производителей весов ежемесячно публикуются новые материалы об автомобильных весах. К сожалению, в них мало ответов на вопросы, которые действительно возникают у потенциальных покупателей.

Город федерального значения Севастополь три года назад воссоединился с Российской Федерацией, и ему пришлось столкнуться одновременно с санкциями, блокадой со стороны Украины и устаревшей инфраструктурой, препятствующей динамичному развитию. В интервью журналу «ЛОГИСТИКА» Губернатор Севастополя Дмитрий Владимирович Овсянников рассказывает о том, как сегодня в регионе решаются проблемы логистики, какие существуют ключевые инфраструктурные проекты.

Инициатива Китая «Один пояс – один путь» все чаще звучит в контексте политической ситуации. Постараемся разобраться в сущности проекта с точки зрения его логистической составляющей.

С 1 июля магазины должны будут отдельно размещать натуральную молочную продукцию и продукцию с содержанием растительных жиров. Причем, первую категорию пометят надписью "Продукты без заменителя молочного жира".

C 1 марта по 30 ноября 2019 года Минпромторг РФ предлагает провести пилотные проекты по маркировке средствами идентификации товаров легкой промышленности, шин и пневматических покрышек.

Во Владимире построят логистический центр для экспорта узбекских товаров. Об этом посол Узбекистана Бортижон Асадов договорился во время своего визита во Владимирскую область и после встречи с ее губернатором.

/ Статьи

Экспортный контроль: реалии и заблуждения

Многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) знакомы термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля.

Во второй половине ХХ века был подписан ряд международных договоренностей в области контроля за оружием массового поражения, которые со временем преобразовались в контрольные международные режимы его нераспространения.

Отмечу, что в Российской Федерации фактически с 1992 года сформирована целая система экспортного контроля. Ее основу заложил указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388. На его основании были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.

Исторической предпосылкой для создания данной системы стала необходимость соблюдения Россией международных обязательств, начало конверсии оборонной промышленности, самостоятельный выход на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля.

В начале XXI века на фоне новых глобальных вызовов резко увеличилась угроза терроризма, в том числе с применением в той или иной форме ОМП. С 27 августа 2018 года вступил в силу новый пакет американских санкций против Российской Федерации, связанный с запретом на продажу в Россию продукции двойного назначения. В этих условиях многократно выросла актуальность экспортного контроля.

Одним из внешних рубежей в его обеспечении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.

По решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» в Беларуси, Казахстане и России применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В России официально приняты и действуют шесть такого рода списков. Они составлены по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с аналогичными списками международных контрольных режимов.

В нашей стране экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Как определено статьей 24, обязанностью каждого российского участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий».

Подлежит ли конкретный товар или технология экспортному контролю, устанавливается путем определения соответствия технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Отмечу, что приведенные в нем коды ТН ВЭД носят справочный характер.

Российский участник ВЭД вправе поручить на основании соответствующего договора проведение идентификации контролируемых товаров и технологий специальной экспертной организации, которая в установленном Правительством РФ порядке получила специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. Полученные результаты отражаются в идентификационном заключении, которое составляется по установленной форме и удостоверяется надлежащим образом. Этот документ определяет для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции.

Здесь стоит обратить внимание на постановление Правительства РФ от 21.06.2016 № 565, которым утверждены Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения. Согласно документу, на первом этапе идентификации устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки (КС).

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества. Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачу соответствующих заключений осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конечно, в большей степени контроль касается определенных категорий товаров: высокотехнологического оборудования (включая его части) и материалов, измерительных приборов, химических веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т. п. Однако среди контролируемых встречаются и безобидные на первый взгляд товары: защитное и спасательное оборудование, пиротехнические изделия, в том числе бытового назначения, иные изделия, имеющие широкий спектр применения.

Как известно, согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение мер экспортного контроля подтверждается в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Если перемещаемые через границу товары соответствуют описаниям тех, что включены в КС, то их выпуск осуществляется с предъявлением таможенным органам лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

При этом отмечу, что участники ВЭД чаще сталкиваются с необходимостью подтверждения несоответствия ввозимых/вывозимых товаров контролируемым объектам. В этом году в регионе деятельности СЗТУ при таможенном декларировании в целях подтверждения соблюдения мер экспортного контроля было больше всего представлено именно идентификационных заключений.

Здесь следует отметить, что относительно «экспортного контроля» у участников ВЭД сложилось несколько заблуждений. Основное связано с неверным толкованием самого понятия «экспортный контроль». Почему-то считается, что меры экспортного контроля применяются только в отношении вывозимых товаров. Однако в пяти из шести действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ, включены товары, в отношении которых ограничения применяются как при вывозе, так и при ввозе.

Так, лицензированию подлежат все виды внешнеэкономических операций, связанных с ввозом в Россию (за исключением перемещения в режиме транзита) ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товары, включенные в 1-3 разделы «Списка контролируемых химикатов...».

Фактически для каждого контрольного списка Правительством РФ утверждены Положения, определяющие порядок осуществления контроля за ВЭД в отношении товаров, включенных в данные списки. В Положениях определены особенности, касающиеся интерпретации списка, требования к документам и сведениям для получения лицензий, случаи исключения обязанности получения лицензии и т. п.

Участник ВЭД может не только получать заключения аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включать продукцию в подготовленный ФСТЭК России так называемый «белый список», что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих компаний этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.

Второе заблуждение выражено в позиции – «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Однако эти две сферы четко разграничены законодательством, их основы закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Поэтому здесь скорее будет верным иное утверждение – «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже при наличии заключения ФСВТС России о неотнесении товара к продукции военного назначения - обязанность его идентификации с КС сохраняется.

Третье заблуждение – «товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС не попадает в контрольный список, значит – не является контролируемым». Вместе с тем в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к КС в области экспортного контроля применяется правило - «коды носят справочный характер». Это ориентирует участника ВЭД на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», а также анализе возможных областей использования товаров. Так, при ввозе/вывозе клапана необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в КС.

Четвертое заблуждение - как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в КС (это касается и случаев, когда получено заключение аккредитованной организации, содержащее выводы, что лицензия не требуется), участник ВЭД считает, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены, что не всегда соответствует действительности.

Следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», которые являются наиболее сложными для понимания. Здесь речь идет о «всеобъемлющем контроле».

Вполне понятен сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Трудности возникают в понимании сути наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и, как следствие, осознании факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований. Во-первых, здесь речь идет об оценке внешнеэкономической сделки с неконтролируемыми товарами, и только теми, которые предполагаются к вывозу. Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в случае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц, либо если были проинформированы ФСТЭК России.

Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В нем указаны 17 оснований, касающихся в том числе проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД не знает о необходимости такой проверки либо игнорирует эту обязанность, в то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность. Еще одно из серьезных заблуждений – это мнение, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Беларусью, Казахстаном и Россией, освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле».

Так, решением Межгосударственного совета ЕЭАС от 05.07.2010 № 52 установлено, что до введения в действие ряда документов, определяющих Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, Единые правила, - в этих странах применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Соответственно, у участника ВЭД сохраняется обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров, а их перемещение через границу РФ без требуемых документов влечет ответственность, в том числе уголовную.

На мой взгляд, наличие у участников ВЭД приведенных выше заблуждений свидетельствует о сложности законодательства в области экспортного контроля. При этом последствия его несоблюдения могут повлечь за собой не только ответственность для допустившего нарушение участника ВЭД, а в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении Российской Федерации, поскольку это может быть воспринято как несоблюдение принятых международных обязательств.

Ольга ПЕЛЛЕ, заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Службы федеральных таможенных доходов СЗТУ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 11 сентября 2018 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Автомобильные весы сегодня и завтра

На сайтах производителей весов ежемесячно публикуются новые материалы об автомобильных весах. К сожалению, в них мало ответов на вопросы, которые действительно возникают у потенциальных покупателей.

 14 февраля 2019 / Логистика

Севастополь: логистика региона выходит на новый уровень

Город федерального значения Севастополь три года назад воссоединился с Российской Федерацией, и ему пришлось столкнуться одновременно с санкциями, блокадой со стороны Украины и устаревшей инфраструктурой, препятствующей динамичному развитию. В интервью журналу В«ЛОГИСТИКАВ» Губернатор Севастополя Дмитрий Владимирович Овсянников рассказывает о том, как сегодня в регионе решаются проблемы логистики, какие существуют ключевые инфраструктурные проекты.

 13 февраля 2019 / Логистика

Логистические аспекты проекта «Один пояс – один путь»

Инициатива Китая В«Один пояс – один путьВ» все чаще звучит в контексте политической ситуации. Постараемся разобраться в сущности проекта с точки зрения его логистической составляющей.

 6 февраля 2019 / Логистика

PNK Group возвела индустриальное здание для DOCKLAND за 3,5 месяца

Презентация промышленного объекта площадью 21 тыс. м2 прошла в Туле 22 сентября 2017 г.

 4 февраля 2019 / Логистика

Спрос на крупные складские площади стимулирует девелоперов к новому строительству

CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги III квартала 2017 г. на рынке складской недвижимости Москвы.

 31 января 2019 / Логистика

Определяться с товаром лучше предварительно

Практика принятия в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) предварительных решений (ПР) о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) постоянно расширяется.

 24 января 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Везем товары по железной дороге

В этой статье речь пойдет о некоторых особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) железнодорожным транспортом.

 23 января 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Фрукты и овощи подвели под стандарт

Торгово-промышленная палата РФ утвердила и рекомендовала для использования при проведении экспертиз количества ввозимой из-за рубежа плодоовощной продукции стандарт СТО ТПП 21-15-17 В«Порядок определения массы нетто свежих фруктов и овощейВ». Он разработан специалистами Союза В«Ленинградская областная торгово-промышленная палатаВ» (ЛОТПП).

 22 января 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

От категорирования бизнесу не уйти

Один из наиболее актуальных вопросов, особенно интересующих бизнес, касается категорирования участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которое с недавних пор проводит ФТС России. Эта тема вызвала живую дискуссию на прошедшем в Москве 24-25 октября Международном таможенном форуме.

 21 января 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Ирина КАПИТАНОВА: время одиночек уже прошло

В преддверии нового года компании и бизнес-объединения активно подводят предварительные итоги уходящего периода. Обсуждение достигнутых результатов стало главной темой разговора с президентом Ассоциации импортеров плодоовощной продукции (АИПП) Ириной КАПИТАНОВОЙ, в ходе состоявшейся беседы она также в целом представила объемную картину того, что в последнее время происходило на отечественном плодоовощном рынке.

 17 января 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog