Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Дождались политического решения

Юридический представитель немецкого автомобильного концерна Daimler AG в России адвокатское бюро "Шевырев и партнеры" в начале марта обратился с иском в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Юристы, как сообщил "Деловой Петербург", потребовали от ООО "Драйв" прекратить несанкционированный ввоз товаров, маркированных фирменным логотипом и названием Mercedes–Benz.

По мнению юристов адвокатского бюро, импортер нарушает исключительные права производителя на товарный знак. Кроме того, представители концерна потребовали от петербургской компании, которая занимается импортом и оптовой продажей автомобильных комплектующих, 100 тыс. рублей компенсации.

Отдельно юристы ходатайствовали об аресте товаров, уже ввезенных ООО "Драйв" и находящихся на территории зоны таможенного контроля в Большом порту Санкт–Петербург. Однако это ходатайство было подано с нарушениями, поэтому суд оставил его без движения. Ожидается, что дальнейшее развитие ситуация получит в апреле.

Поскольку по сути речь идет о так называемом параллельном импорте, это дело представляет большой интерес и результаты его рассмотрения могут иметь определенный резонанс. Отметим, что в апреле-мае правительство должно принять окончательное решение, нужно ли снимать запрет на параллельный импорт.

Пока эксперты склоняются к тому, что запрет, скорее всего, сохранится. Чтобы его снять, считает сторонник такого развития ситуации руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, нужно политическое решение на уровне первых лиц государства. Как известно, ФАС уже несколько лет добивается отмены запрета на параллельный импорт. По мнению ведомства, это усилит конкуренцию и приведет к снижению цен.

Как известно, сейчас параллельный импорт в России запрещен. Вне закона он оказался в 2008 году, когда вступила в силу статья 1487 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней товар может ввозиться только самим правообладателем или с его письменного разрешения, иначе будет нарушено исключительное право на товарный знак. Правообладатели раньше требовали арестовывать такой товар на таможне, но Высший арбитражный суд (ВАС) в 2009 году защитил параллельных импортеров. Согласно его решению правообладатели в каждом случае должны предъявлять гражданские иски.

Противники параллельного импорта, в том числе и из Минпромторга, убеждены, что его либерализация не отвечает долгосрочным интересам страны, поскольку такие импортеры часто используют различные «серые» схемы, занижая таможенную стоимость товара, а это сокращает доходы бюджета и препятствует локализации иностранных производств. Снятие запрета, по их мнению, возможно лишь при четкой регламентации параллельного импорта. Например, если производитель сам не налагает никаких ограничений или если товар ввозит крупная сеть.

Проблема одна – мнений много

Как отмечают эксперты, по этому вопросу у Минэкономразвития окончательной позиции пока нет. Из недавно опубликованного ответа ведомства следует, что возможны как положительные последствия, например снижение цен, так и отрицательные — увеличение объемов контрафакта. В Минпромторге официально проблему не комментируют.

У министров Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас также разные позиции. Дело в том, что в настоящее время параллельный импорт запрещен на территории всего Единого экономического пространства, включающего Россию, Беларусь и Казахстан. Его снятие, поясняет министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, возможно только одновременно во всех странах. Его полное разрешение характерно лишь для наименее развитых стран.

Министр по конкуренции ЕЭК Нурлана Алдабергенова считает, что легализация параллельного импорта приведет к снижению цен в ЕЭП. По ее оценке, например, на парфюмерию и автозапчасти оно может достичь 50-60%. В противовес министру исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев считает, что это завышенные оценки, а легальные товары и завезенные параллельно сейчас в большинстве случаев стоят одинаково, только в первом случае бизнес вкладывается в их продвижение и развивает рынок, а во втором - паразитирует на чужих инвестициях.

При этом пока никто не берется сказать, каким будет окончательное решение руководства по параллельному импорту. В этих условиях остается лишь ждать его вердикт. Тогда можно будет предсказать и судьбу иска автомобильного концерна Daimler AG к ООО "Драйв".

Лед тронулся…

Когда готовилась данная статья, «Коммерсантъ» сообщил, что на прошедшем 12 апреля совещании по проблеме параллельного импорта у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено пойти навстречу инициативе ФАС по легализации ввоза в нашу страну брендовых товаров без разрешения правообладателей этих товарных знаков. О поддержке разрешения параллельного импорта заявил и сам первый вице-премьер, пообещав отстаивать свою позицию публично.

Как считают эксперты, окончательно этот вопрос может быть закрыт уже в мае — на запланированном после праздников совещании у премьера Дмитрия Медведева, но исход его уже фактически предрешен. Если и он выступит за, то, как говорят сторонники ФАС, можно будет рассчитывать на то, что со временем ввоз коммерческих партий защищенных товарными знаками товаров у нас выйдет из «серой» зоны. На практике это поможет снизить цены и увеличить спрос. Официальные импортеры, со своей стороны, прогнозируют существенное ухудшение качества поставляемых в страну импортных товаров.

В материалах совещания по вопросу «параллельного импорта» у первого вице-премьера Игоря Шувалова, уточнил «Коммерсантъ», сама проблема описана как «конфликт права собственности на законно купленный у правообладателя товар — охраняется во всем мире единообразно — и права на товарный знак, которое охраняется в порядке так называемого национального режима охраны».

Отметим, что в настоящее время существуют два основных принципа исчерпания права на товарный знак — национальный и международный. Первый предполагает импорт брендового товара только при наличии соответствующей санкции правообладателя, второй не накладывает никаких ограничений. В России, как известно, действует национальный режим исчерпания прав, поэтому владелец, законно купивший за рубежом и завезший брендовый товар на территорию РФ, не может полностью распоряжаться им. Дело в том, что права на интеллектуальную собственность, в данном случае — товарный знак, защищены правообладателем. Импортировать указанный товар имеют право только официальные дилеры. Поставщики, не имеющие такого статуса, считаются параллельными импортерами.

На совещании у Игоря Шувалова позицию ФАС поддержали Минобрнауки, фонд «Сколково», заместитель председателя комитета Государственной думы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков и бизнес-омбудсмен Борис Титов. При этом сторонники свободы торговли ссылались на широкий спектр случаев, когда поставка товара официальным дилером обходится в разы дороже альтернативы.

За запрет параллельного импорта выступили руководитель Роспатента Борис Симонов, заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев и два заместителя министра промышленности и торговли — Глеб Никитин и Алексей Рахманов. Основными их тезисами были упоминания о требованиях к локализации производства для иностранных автопроизводителей, с которыми конфликтует неконтролируемый ввоз комплектующих.

На совещании было сообщено, что буквально накануне Минэкономики за подписью министра Андрея Белоусова направило свои возражения против параллельного импорта в Кремль. Причем письмо наверх ушло мимо курирующего вопрос Игоря Шувалова, который был этим неприятно удивлен и высказал авторам свое замечание.

ФАС нашла сторонников

Данный шаг некоторые эксперты объяснили тем, что ставки в этой игре весьма высоки. Они также отметили, что главный итог совещания — поддержка Игорем Шуваловым «позиции омбудсменов» и защита потребителей в РФ «от диктата транснациональных корпораций». Обоснованием позиции Минэкономики и Минпромторга также послужил подготовленный специалистами Высшей школы экономики (ВШЭ) доклад, в котором говорилось об отсутствии влияния параллельного импорта на цены на внутреннем российском рынке.

В итоге, как уже сообщалось, приняли решение поддержать идею ФАС о легализации параллельного импорта в РФ. Как пояснили в секретариате Игоря Шувалова «Коммерсанту», первый вице-премьер так и не услышал на совещании аргументов в пользу запрета параллельного импорта. Выслушав доклады участников, он не принял ни одного аргумента против его разрешения. Теперь Игорь Шувалов намеревается ориентировать федеральные органы исполнительной власти на подготовку доклада председателю правительства, а также намерен отстаивать высказанную позицию публично.

Эксперты убеждены, что уже в ближайшее время правительство инициирует подготовку и принятие поправок в Гражданский кодекс РФ о том, что в России станет действовать международный принцип исчерпания прав на товарный знак. Соответствующий законопроект по этому вопросу может поступить в Госдуму еще в весеннюю сессию. Необходимые поправки также внесут и в соответствующее соглашение Единого экономического пространства (ЕЭП). Отметим, что такой принцип поддерживает и Казахстан.

Комментируя итоги совещания, представители бизнеса, напрямую заинтересованные в сохранении нынешнего статус-кво, выразили удивление, что эта тема обсуждается без их участия. При этом они допускают, что гарантии производителей не будут распространяться на не адаптированную для РФ продукцию. Ее будут принимать на обслуживание, но без гарантии. Многие компании выражают сомнение в безопасности ввезенных в Россию запчастей и машин, которые предназначались их производителем для других рынков. Ожидается, что компании будут обращаться в ФТС России и ФАС с требованием об обеспечении для официальных и параллельных импортеров одинаковой таможенной стоимости ввозимых автомобилей. Это позволит официальным дистрибьюторам в равных условиях предлагать потребителю более качественные услуги.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 мая 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog