Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем «ПрофХолод», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

«Магнит» объявил о запуске собственного сервиса доставки из «Магнит Косметик». В тестовом режиме к услуге подключены магазины «Магнит Косметик» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

В России хотят ввести регламент, согласно которому производители фастфуда будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья.

Россельхознадзор получил возможность отслеживать по России транзит продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго.

Впервые обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии обеспечили СберКорус и белорусский EDI-провайдер "Современные технологии торговли".

/ Статьи

Doing Business: старались, но не получилось…

Нынешний октябрь знаменателен для редакции информационно-аналитического обозрения «Таможенные новости» - ровно 15 лет назад, 31 октября 2003 года, оно было зарегистрировано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Подтверждением тому свидетельство ПИ №77-16647.

В целом по итогам года России не удалось достичь той цели, которую шесть лет назад поставил Президент РФ Владимир Путин. В рейтинге Doing Business – 2019, который составляется группой Всемирного банка, мы поднялись лишь на четыре ступени – на 31-е место среди 190 стран. Задача же стояла войти в первую двадцатку.

Правда, и при таком результате можно говорить о неком прогрессе. Например, уже существенно изменилось наше окружение - категория стран, с которыми мы теперь, судя по данным Doing Business, себя можем соотносить. Если в 2011 году Россия находилась между Никарагуа и Коста-Рикой, то теперь наши непосредственные соседи по рейтингу — Испания и Франция. При этом позади остались такие европейские государства, как Швейцария, Португалия и Нидерланды.

Отметим, что поднаторевшие в различного рода оценочных вывертах российские чиновники и на этот раз постарались представить фактический провал задания главы государства как триумфальную победу. Так, министр экономического развития Максим Орешкин заявил «Ведомостям», что «если анализировать в целом ситуацию, во многом задача решена – 31-е место не так далеко от 20-го, особенно если учитывать, что мы стартовали со 124-го».

Он даже немного пожурил Всемирный банк, пояснив, что тот почему-то еще не признал многие из проведенных у нас в 2017–2018 годах реформ. Вот ведь какой нехороший! «Если их учитывать, - считает министр. - Россия оказалась бы даже выше цели – на 18-м месте. Это оценка потенциала, где Россия может оказаться в ближайшие несколько лет, если Всемирный банк признает наши реформы и страна не будет отставать по проведению реформ от конкурентов».

Напомним, что, по правилам Всемирного банка, если реформа полностью не реализована к 1 мая отчетного года, то она не учитывается в текущем исследовании. Следует отметить, что министр не стал развивать эту тему и не уточнил, какие именно реформы он имел в виду, сколько и какие из них еще не доведены до финала. Имеются веские подозрения, что список несделанного был бы внушительным.

Еще дальше, чем министр, в восторженных оценках пошел помощник президента Андрей Белоусов, назвавший «выдающимся» полученный результат. При этом он уточнил: «Мы стремились и будем стремиться расти в рейтинге Doing Business, но самоцель – улучшение инвестиционного климата. И результаты налицо, улучшение по всем позициям, по некоторым – абсолютно революционное».

Нечто подобное при оценке достигнутых результатов часто звучит из уст некоторых отечественных спортивных журналистов. Когда сообщаются результаты соревнований, от них можно услышать сентенции такого рода: наши ребята старались, сделали все от них зависящее, поэтому их нынешнее (обычно не призовое) место, безусловно, с бронзовым отливом. Радует, что не с золотым. Так и с местом в Doing Business: выполнить поручение президента не получилось, но все же старались… Уже молодцы!

Вперед и вверх…

Ради справедливости уточним, что положительная динамика в данном вопросе все же действительно имеется. Так, по показателю «доступ к строительству (оценивается качество и скорость получения разрешения на строительство)», по которому у нас традиционно была слабая позиция, удалось сразу шагнуть через 64 ступени и подняться до 48-го места.

Однако мы фактически пробуксовали по самому интересному и важному для нас показателю «Международная торговля». Сделать вперед удалось всего один шажок – на 99-е место, то есть разменяли сотню. Напомним, что в 2017 году в этой сфере прогресс был более впечатляющим – махнули сразу на 40 позиций.

Как следует из пояснений, авторы рейтинга посчитали, что за год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел – с 665 до 580 долларов, а вот для импортеров он по-прежнему обходится в 587,5 доллара. По их мнению, не изменились и сроки проверок товаров на границе – для экспортеров они превышают одни сутки, а импортеров – двое суток. Правда, Всемирный банк отметил, что сама процедура стала проще.

Следует признать, что у российской стороны, особенно у представителей руководства ФТС России и некоторой части внешнеэкономического бизнеса, полученная оценка достигнутых результатов, мягко говоря, вызвала определенное удивление и несогласие. Именно так, например, можно охарактеризовать реакцию на выставленные оценки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова.

Учитесь считать, господа

Напомним, выступая на прошедшем в Санкт-Петербурге в июне расширенном заседании Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ), он высказывал мнение, что «по итогам 2018 года Россия может серьезно улучшить свои позиции в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля». Как теперь видим, не случилось!

Еще летом, говоря о сотой позиции, на которой мы на тот момент находились, Руслан Давыдов заявил, что считает это место «абсолютно не соответствующим реальному положению дел в России. Надеемся, что в этом году нам удастся серьезно продвинуться вперед, поскольку, по нашим данным, таможенные процедуры стали совершаться быстрее».

По его словам, «в России средние показатели по импорту автозапчастей и экспорту, которые сопоставляют специалисты Всемирного банка при подготовке рейтинга, стали очень неплохие. Так, среднее время проведения таможенных процедур по автозапчастям составляет три часа, а выпуска декларации на экспорт занимает пределах 10-20 минут.

Кроме этого, у нас активно внедряется процедура автовыпуска, когда система сама, без участия инспектора, выпускает декларацию, проверяя риски. Так, например, на Магнитогорском комбинате, который является одним из основных экспортеров стали, декларации выпускаются в среднем за 6-7 минут. Это стало возможным потому, что 40% деклараций выпускается в автоматическом режиме».

Руслан Давыдов тогда высказал мнение, что при составлении рейтинга Всемирный банк должен учитывать «реформы в виде конкретных нормативных законодательных документов. В частности, в этом году вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который предусматривает время на выпуск декларации не более 4 часов, за исключением случаев, когда проводятся дополнительные проверки.

Помимо этого, в 2018 году был отменен приказ Минтранса России, который предусматривал доставку контейнера в порт за 48 часов до отхода судна. Считаю, что нынешние 72 часа на совершение контрольных операций, которые засчитывают эксперты Всемирного банка, только за счет этой меры сократятся сразу на 48 часов.

Здесь следует учитывать и тот факт, что в рейтинге на равных условиях конкурируют те, у кого есть таможенные границы, и у кого их нет. Поэтому закономерно, что первые 17 мест занимают страны Европейского союза, торгующие между собой и не имеющие таможенных границ и тратящие на подготовку документов один час.

С нашими основными торговыми партнерами по импорту запчастей - Германией, а по экспорту стали - Италией - у нас есть таможенная граница, то есть мы априори не можем конкурировать в этом вопросе со странами Евросоюза. Поэтому логично сравнивать Россию со странами ЕАЭС, например с Беларусью, которая в рейтинге занимает 30-е место».

Хуже быть не должно

Руслан Давыдов также пояснил, что в этом году «Всемирный банк зачел таможне восемь реформ, а обычно даже одна дает серьезное продвижение в рейтинге. Так, у нас произошло ускорение таможенных операций при экспорте на 6 часов - до 6 часов, и на 2 часа при импорте - до 12 часов. По нашим оценкам, все таможенные процедуры при экспорте безрисковой поставки (учитываются при составлении рейтинга) занимают полчаса, а при импорте – 1,5 часа».

Из сказанного следует, что составители рейтинга, к которым у экспертов имеется много вопросов, в очередной раз дали повод усомниться в объективности и обоснованности выставленных России оценок. Ведь они реально не учитывают сложившуюся в стране ситуацию. Отметим, что аналогичный подход со стороны Всемирного банка наблюдается и при рассмотрении состояния дел в нашей налоговой сфере, где за последние два года, безусловно, достигнут серьезный прогресс и произошел реальный прорыв. В том числе и с технологической точки зрения.

В нынешней ситуации остается лишь ждать и надеяться, что все положительные изменения, которые в последнее время происходят в стране в таможенной сфере, Всемирный банк все-таки в полном объеме учтет при составлении рейтинга по итогам 2019 года и Россия наконец-то ворвется в число мировых лидеров, в том числе и по показателю «Международная торговля».

Правда, не факт. Судя по тому, как нынче развиваются международные события, в том числе и отношения России со странами Запада, зная, кто на самом деле рулит во Всемирном банке, оптимизм сразу куда-то улетучивается. Если же теперь в пресловутом рейтинге нас будут поднимать в год лишь на одно место, то не трудно подсчитать, сколько времени уйдет, пока удастся добраться до заветной двадцатки.

Вот только стоит ли об этом переживать? Как много лет назад говорила моя бабушка, «все переживем, главное, чтобы не было войны». Ее уже давно нет на этом свете, мы многое за эти годы пережили и еще переживем, да и война, к счастью, не случилась. Хочется верить, что на нашем веку ее не будет.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 декабря 2018 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика

Альтернативная защита для складского пола: российские технологии со знаком качества

Промышленные наливные полы выступают надежным решением, когда речь идет о строительстве или ремонте коммерческих зданий. Такой вид покрытий отличают привлекательный внешний вид, прочность и высокие эксплуатационные характеристики.

 31 марта 2021 / Логистика

 Что нас ждет в 2021 году: прогнозы и планы SCM Академии

Шок, который испытал бизнес в 2020 г., постепенно отступает. Начинается пора принятия новой реальности и адаптации.

 25 марта 2021 / Логистика

Бизнес-образование в таможенной сфере

В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием.

 8 февраля 2021 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog