Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Технология блокчейн появилась в виде платформы для биткоина - первой криптовалюты в мире. Но сейчас она доказывает свою эффективность как самостоятельная единица. Одна из самых перспективных отраслей для применения блокчейна - это логистика. Крупные корпорации уже активно тестируют технологию.

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, союз) – это новое событие в мировом экономическом пространстве. В составе Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии он объединил региональные экономики с целью улучшения жизненного уровня населения союза, численность которого составляет 182 млн чел.

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - «таможенный мониторинг».

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

Система управления рисками (СУР) в таможенных органах РФ призвана ускорить и упростить пропуск товаров через границу, однако, реализация действующей системы не позволяет достичь этих целей. Это следует из отчета Счетной палаты по итогам проверки.

/ Статьи

Дмитрий НЕКРАСОВ: в будущее смотрим с оптимизмом

дмитрий некрасовПрошло немногим более трех лет с момента появления постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Она создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеет статус наднационального органа управления, подчиненного в своей деятельности Высшему Евразийскому экономическому совету.

О том, что собой представляет ЕЭК, рассказал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Дмитрий НЕКРАСОВ.

- Дмитрий Викторович, какие сферы деятельности и полномочия находятся в компетенции ЕЭК?

- Евразийской экономической комиссии, полномочия которой как наднационального органа закреплены в статье 3 Договора «О Евразийской экономической комиссии», в свое время были переданы права и обязанности Комиссии Таможенного союза, которая была упразднена в связи с подписанием 18 ноября 2011 года Договора «О Евразийской экономической комиссии». Однако на ЕЭК возложен и ряд дополнительных функций.

Сегодня она осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных упомянутым документом, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в следующих сферах: таможенное администрирование; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая политика.

ЕЭК также обладает полномочиями в сфере конкурентной и энергетической политики; промышленных и сельскохозяйственных субсидий, естественных монополий; государственных и (или) муниципальных закупок; взаимной торговли услугами и инвестиций; транспорта и перевозок; валютной политики; охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовой миграции; финансовых рынков (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг) и других вопросов.

Кроме перечисленного, ЕЭК обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, выполняет функции депозитария договоров и решений Высшего Евразийского экономического совета. В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Бюджет ЕЭК формируется за счет долевых взносов сторон и утверждается главами государств – участников Союза.

- Как сегодня строится система администрирования в рамках Союза, какое место в ней отведено ЕЭК?

- Чтобы определить важнейшие направления развития интеграционных процессов на территории трех стран, президенты государств – членов Союза два-три раза в год собираются на заседание в составе Высшего Евразийского экономического совета. Наша Комиссия является основным органом, обеспечивающим и координирующим выполнение поручений президентов. Она имеет в своем составе два органа управления – Совет и Коллегию. Основная функция Совета - общее руководство деятельностью ЕЭК. Он составлен из трех представителей - по одному от каждой стороны-участника. В своих национальных правительствах эти лица занимают должность вице-премьера.

Коллегия Комиссии в соответствии со своими полномочиями принимает решения, исполнение которых обязательно для сторон, и состоит из 9 членов (по 3 от каждой стороны), один из которых является ее председателем. Сегодня этот пост занимает Виктор Борисович Христенко.

- С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в 2010 году заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран. Что еще явилось результатом интеграционных процессов, происходящих на евразийском пространстве?

- Напомню, что в связи с созданием Таможенного союза в 2010 году на российско-белорусской границе был снят таможенный контроль, а с 1 июля 2011 года это произошло на российско-казахстанской границе. С данного времени товары между территориями трех стран перемещаются свободно. Однако на российско-казахстанской границе еще сохраняется пограничный контроль, и его не планируется отменять в ближайшее время.

В результате осуществления в последние несколько лет интеграционных процессов между Россией, Беларусью и Казахстаном сегодня мы имеем: единую таможенную территорию; единый таможенный тариф; единый торговый режим с третьими странами; порядок распределения между членами Союза пошлин, собираемых их таможенными органами. На данный момент действует единое таможенное союзное законодательство, которое определяет унифицированный порядок таможенного регулирования.

- Однако еще остаются несогласованные вопросы, в каких именно сферах?

- Например, сторонам пока не удалось договориться об унификации составов уголовных и административных правонарушений, совершаемых при ввозе и вывозе товаров через границу, а также ответственности за них. Эти различия особенно резко ощущались в начале работы Таможенного союза. Так, в России контрабанда считалась уголовным преступлением, а в Беларуси и Казахстане – нет. По ряду административных правонарушений в Беларуси размеры штрафов были намного больше, чем в Казахстане и России.

Кроме того, административное и уголовное законодательство государств-членов еще долгое время не было приведено к терминологии единого Таможенного кодекса. В результате некоторые недобросовестные импортеры и экспортеры решили воспользоваться имеющимися пробелами в законодательстве и начали строить схемы по незаконному ввозу товаров.

Понимая эти проблемы, государства-члены все-таки начали работу по сближению административного и уголовного законодательства. В результате, хотя на сегодня у нас нет единого Уголовного или Административного кодекса, составы и санкции за таможенные правонарушения стали похожими, а сохраняющиеся до сих пор особенности уже не столь принципиальны.

- Следующей стадией интеграции стало преобразование Таможенного союза в Евразийский экономический союз, который должен начать функционировать с 1 января 2015 года. Как идет работа в этом направлении?

- Свой отсчет новое образование ведет с мая 2014 года, когда президенты трех стран подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу в январе 2015 года. В рамках ЕАЭС существенно расширятся сферы, где проводится согласованная, гармонизированная и единая политика. В частности, наши страны будут проводить согласованную промышленную, сельскохозяйственную политику, единую политику в сфере технического регулирования и применения санитарно-ветеринарных мер. Также мы откроем друг для друга рынки услуг и труда.

Произойдут и численные изменения состава участников. Так, практически одновремeнно с созданием нового Союза к нему присоединится Армения. Еще одна страна, выразившая желание войти в состав Союза, – Киргизия, для которой разработана специальная «Дорожная карта», где содержится перечень мер. Их выполнение создаст условия для ее полноценного вхождения в Евразийский экономический союз. Мы надеемся, что в следующем году Киргизия сможет присоединиться к нам.

- По территориям государств – членов ЕАЭС исторически пролегали торговые пути между Европой и Азией. Какая роль в программе развития Союза отводится им, а также новым технологиям?

- В наше время эти торговые коридоры рассматриваются как наиболее быстрый и безопасный вариант перевозки товаров из Азии в Европу и обратно. К 2020 году, по прогнозным оценкам, совокупный транзитный потенциал Евразийского экономического союза должен превысить 430-450 млн тонн. Также ожидается существенное увеличение и объемов внешней торговли и в самих государствах – членах ЕАЭС.

Мы уже сегодня готовим почву для обработки этих грузов в ближайшем будущем. Наша Комиссия и государства - члены Союза приняли ряд решений, направленных на увеличение пропускной способности пунктов пропуска на внешней таможенной границе ЕАЭС. К таким решениям относятся: внедрение технологий предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах; развитие механизма «единого окна» и таможенной транзитной системы; реконструкция и модернизация пунктов пропуска, а также развитие информационных технологий при осуществлении контрольных операций.

Например, в Союзе уже внедрено обязательное предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном транспорте. В течение ближайших лет мы планируем внедрить данную технологию на воздушном и морском транспорте. Кроме того, мы готовим нормативные акты, а также необходимые информационно-технические решения, чтобы предварительная информация могла использоваться не только таможенными органами, но и иными государственными органами, осуществляющими контроль на границе. Это также значительно ускорит выдачу разрешения на пропуск через нее товаров и транспорта.

Следующим важным направлением является развитие механизма «единого окна». Как известно, оно уже создано во многих странах мира, однако в каждой из них есть свои особенности, обусловливающие уникальность построенной модели. Наши государства также идут этим путем. В странах Союза уже сформированы и функционируют элементы «единого окна». Однако законченную модель не построил пока никто.

Создание Таможенного союза расширило перечень стоящих на данном направлении задач. Сейчас нам уже недостаточно просто запустить «единое окно» в каждой из стран, нужно обеспечить их взаимодействие между собой, чтобы участники внешнеэкономической деятельности могли общаться в электронном виде с государственными органами всех трех стран. Отмечу, что в мае 2014 года Высший экономический совет Союза утвердил специальный документ «Основные направления развития «Единого окна» в Таможенном союзе». В нем четко выражена политическая воля, сформулированы основные цели и задачи, которые мы хотим достичь.

За прошедшие полгода эксперты нашей комиссии и представители основных государственных органов государств-членов разработали подробный план. Исполнение заложенных в нем мероприятий позволит как придать импульс для дальнейшего развития национальных «единых окон», так и создать надежную платформу для их интеграции на наднациональном уровне. Мы намерены построить такую модель «единого окна», которая будет по максимуму охватывать все процессы, связанные с перемещением товаров через границу, обеспечивать взаимодействие не только бизнеса с государством, но и бизнеса между собой. Важнейшим звеном этого механизма будет взаимодействие на наднациональном уровне.

- Какие еще направления выделены ЕАЭС в качестве приоритетных?

- Важнейшим направлением, на котором сфокусированы усилия ЕАЭС и таможенных служб трех государств, является развитие единой таможенной транзитной системы. Слабое звено любого транзита – разные транзитные процедуры в соседних странах или союзах, а также отсутствие сквозных финансовых гарантий от места отправления до места назначения. В результате транспортные средства с товарами вынуждены затрачивать в пунктах пропуска время на переоформление транзита.

В ходе всестороннего анализа ситуации мы пришли к выводу, что по различным причинам присоединение к действующим европейским конвенциям в данной сфере не отвечает нашим интересам. Последние политические события только подтвердили правильность наших выводов. Вместе с тем мы планируем доработать нашу транзитную систему таким образом, чтобы она была максимально близкой к действующим в Европе правилам.

После этого можно будет вести речь о стыковке транзитных систем двух союзов. Однако стоит подчеркнуть, что такие переговоры возможны только в том случае, если в этом будут заинтересованы не только Евразия, но и Европа. Только при взаимном интересе такого рода транзитная система будет развиваться и приносить выгоду всем участникам транспортного коридора от Лиссабона до Владивостока.

Еще одно направление, на котором бы хотел остановиться, – это развитие инфраструктуры пунктов пропуска через таможенную границу. С одной стороны, оно является самым прозрачным, а с другой – наиболее ресурсоемким. От оснащения и благоустройства пунктов пропуска, их технической готовности и пропускной способности во многом зависит и эффективность реализации мероприятий по всем предыдущим направлениям.

Немного цифр, которые помогут понять, насколько сложна и затратна программа по развитию пограничной инфраструктуры. Так, общая протяженность внешней таможенной границы ЕАЭС превышает 62 тыс. км. На ней расположены 445 различного рода пунктов пропуска: автомобильных, морских, воздушных и иных. После присоединения Армении и Кыргыстана оба показателя существенно увеличатся.

Сейчас действуют Единые типовые требования к оборудованию и оснащению помещений, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Евразийского экономического союза. Все новые пункты пропуска строятся и оборудуются в соответствии с ними. Кроме того, на основе названных типовых требований государства-члены проводят ремонт и реконструкцию своих действующих пунктов пропуска.

- Как в рамках ЕЭК строится работа по обсуждению первоочередных задач в сфере таможенного регулирования и координации усилий по их решению?

- Такой переговорной площадкой для конструктивного диалога ЕЭК с представителями уполномоченных органов государств – членов Таможенного и бизнес-сообщества для нас является прежде всего Консультативный комитет по таможенному регулированию. Его основная задача – выработка предложений по вопросам таможенного регулирования (в том числе применения таможенных процедур, проведения таможенного контроля, развития и использования таможенной инфраструктуры, информационных технологий), по которым ЕЭК в пределах полномочий принимает решения.

Вопросами совершенствования взаимодействия государственных органов государств–членов, выполняющих контрольные функции на таможенной границе Союза; консультациями по единообразному применению контролирующими органами методов контроля, а также информационными технологиями; совершенствованием обустройства и технического оснащения пунктов пропуска; мониторингом пропускной способности и времени государственного контроля в пунктах пропуска предметно занимается Консультативный комитет по взаимодействию контролирующих государственных органов на таможенной границе Евразийского экономического союза. В его состав входят представители 18 уполномоченных органов исполнительной власти государств–членов, которые проводят пограничный, таможенный, транспортный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный контроль.

Отмечу, что в наших странах значительная часть контрольных функций уже передана таможенным органам. Так, в пунктах пропуска они в полном объеме осуществляют транспортный контроль. Кроме того, таможенные органы самостоятельно проводят документальную проверку в рамках ветеринарного, фитосанитарного контроля.

Концентрация такого рода функций в одних руках направлена на уменьшение времени перемещения товаров через границу. Так, ООН считает, что сокращение срока совершения экспортно-импортных операций на один день приводит к росту международной торговли на 4%, а увеличение срока таких операций на один день приводит к снижению объема международной торговли от 1%, а для сельхозтоваров до 7%.

Евразийская экономическая комиссия рассчитывает, что в будущем наши совместные с государствами-членами усилия будут способствовать развитию торговли и перемещению товаров через границы. Первые результаты в данном вопросе позволяют нам с определенным оптимизмом смотреть вперед.

Александр АЛЕКСЕЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 21 января 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Блокчейн в логистике: движение вперед

Технология блокчейн появилась в виде платформы для биткоина - первой криптовалюты в мире. Но сейчас она доказывает свою эффективность как самостоятельная единица. Одна из самых перспективных отраслей для применения блокчейна - это логистика. Крупные корпорации уже активно тестируют технологию.

 9 июля 2020 / Логистика

Развитие логистических возможностей ЕАЭС – основа экономического роста союза

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, союз) – это новое событие в мировом экономическом пространстве. В составе Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии он объединил региональные экономики с целью улучшения жизненного уровня населения союза, численность которого составляет 182 млн чел.

 30 июня 2020 / Логистика

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня

Модернизация модели Видемана для управления транспортными потоками

В России в 2016 году в 1100 городах сосредоточено более 108 млн человек, что соответствует 74,2% населения РФ. Насчитывается от 25 до 50 крупных городских агломераций. В них проживают 66,6 млн человек, или 65,5% городского населения, что составляет 45,1% от общей численности населения страны.

 11 июня 2020 / Логистика

«Магнит» будет контролировать доставку свежих продуктов онлайн

В преддверии летнего сезона компания В«МагнитВ» оснастила все 38 распределительных центров системой удаленного мониторинга температурного режима и внедрила датчики сканирования продукции по пути в магазины.

 9 июня 2020 / Логистика

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Проследят по документам и штрих-коду

Создание Единой системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров сейчас рассматривается в нашей стране как одно из приоритетных направлений.

 16 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog