Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Дмитрий НЕКРАСОВ: в будущее смотрим с оптимизмом

дмитрий некрасовПрошло немногим более трех лет с момента появления постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Она создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеет статус наднационального органа управления, подчиненного в своей деятельности Высшему Евразийскому экономическому совету.

О том, что собой представляет ЕЭК, рассказал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Дмитрий НЕКРАСОВ.

- Дмитрий Викторович, какие сферы деятельности и полномочия находятся в компетенции ЕЭК?

- Евразийской экономической комиссии, полномочия которой как наднационального органа закреплены в статье 3 Договора «О Евразийской экономической комиссии», в свое время были переданы права и обязанности Комиссии Таможенного союза, которая была упразднена в связи с подписанием 18 ноября 2011 года Договора «О Евразийской экономической комиссии». Однако на ЕЭК возложен и ряд дополнительных функций.

Сегодня она осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных упомянутым документом, международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в следующих сферах: таможенное администрирование; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая политика.

ЕЭК также обладает полномочиями в сфере конкурентной и энергетической политики; промышленных и сельскохозяйственных субсидий, естественных монополий; государственных и (или) муниципальных закупок; взаимной торговли услугами и инвестиций; транспорта и перевозок; валютной политики; охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовой миграции; финансовых рынков (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг) и других вопросов.

Кроме перечисленного, ЕЭК обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, выполняет функции депозитария договоров и решений Высшего Евразийского экономического совета. В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Бюджет ЕЭК формируется за счет долевых взносов сторон и утверждается главами государств – участников Союза.

- Как сегодня строится система администрирования в рамках Союза, какое место в ней отведено ЕЭК?

- Чтобы определить важнейшие направления развития интеграционных процессов на территории трех стран, президенты государств – членов Союза два-три раза в год собираются на заседание в составе Высшего Евразийского экономического совета. Наша Комиссия является основным органом, обеспечивающим и координирующим выполнение поручений президентов. Она имеет в своем составе два органа управления – Совет и Коллегию. Основная функция Совета - общее руководство деятельностью ЕЭК. Он составлен из трех представителей - по одному от каждой стороны-участника. В своих национальных правительствах эти лица занимают должность вице-премьера.

Коллегия Комиссии в соответствии со своими полномочиями принимает решения, исполнение которых обязательно для сторон, и состоит из 9 членов (по 3 от каждой стороны), один из которых является ее председателем. Сегодня этот пост занимает Виктор Борисович Христенко.

- С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в 2010 году заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран. Что еще явилось результатом интеграционных процессов, происходящих на евразийском пространстве?

- Напомню, что в связи с созданием Таможенного союза в 2010 году на российско-белорусской границе был снят таможенный контроль, а с 1 июля 2011 года это произошло на российско-казахстанской границе. С данного времени товары между территориями трех стран перемещаются свободно. Однако на российско-казахстанской границе еще сохраняется пограничный контроль, и его не планируется отменять в ближайшее время.

В результате осуществления в последние несколько лет интеграционных процессов между Россией, Беларусью и Казахстаном сегодня мы имеем: единую таможенную территорию; единый таможенный тариф; единый торговый режим с третьими странами; порядок распределения между членами Союза пошлин, собираемых их таможенными органами. На данный момент действует единое таможенное союзное законодательство, которое определяет унифицированный порядок таможенного регулирования.

- Однако еще остаются несогласованные вопросы, в каких именно сферах?

- Например, сторонам пока не удалось договориться об унификации составов уголовных и административных правонарушений, совершаемых при ввозе и вывозе товаров через границу, а также ответственности за них. Эти различия особенно резко ощущались в начале работы Таможенного союза. Так, в России контрабанда считалась уголовным преступлением, а в Беларуси и Казахстане – нет. По ряду административных правонарушений в Беларуси размеры штрафов были намного больше, чем в Казахстане и России.

Кроме того, административное и уголовное законодательство государств-членов еще долгое время не было приведено к терминологии единого Таможенного кодекса. В результате некоторые недобросовестные импортеры и экспортеры решили воспользоваться имеющимися пробелами в законодательстве и начали строить схемы по незаконному ввозу товаров.

Понимая эти проблемы, государства-члены все-таки начали работу по сближению административного и уголовного законодательства. В результате, хотя на сегодня у нас нет единого Уголовного или Административного кодекса, составы и санкции за таможенные правонарушения стали похожими, а сохраняющиеся до сих пор особенности уже не столь принципиальны.

- Следующей стадией интеграции стало преобразование Таможенного союза в Евразийский экономический союз, который должен начать функционировать с 1 января 2015 года. Как идет работа в этом направлении?

- Свой отсчет новое образование ведет с мая 2014 года, когда президенты трех стран подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу в январе 2015 года. В рамках ЕАЭС существенно расширятся сферы, где проводится согласованная, гармонизированная и единая политика. В частности, наши страны будут проводить согласованную промышленную, сельскохозяйственную политику, единую политику в сфере технического регулирования и применения санитарно-ветеринарных мер. Также мы откроем друг для друга рынки услуг и труда.

Произойдут и численные изменения состава участников. Так, практически одновремeнно с созданием нового Союза к нему присоединится Армения. Еще одна страна, выразившая желание войти в состав Союза, – Киргизия, для которой разработана специальная «Дорожная карта», где содержится перечень мер. Их выполнение создаст условия для ее полноценного вхождения в Евразийский экономический союз. Мы надеемся, что в следующем году Киргизия сможет присоединиться к нам.

- По территориям государств – членов ЕАЭС исторически пролегали торговые пути между Европой и Азией. Какая роль в программе развития Союза отводится им, а также новым технологиям?

- В наше время эти торговые коридоры рассматриваются как наиболее быстрый и безопасный вариант перевозки товаров из Азии в Европу и обратно. К 2020 году, по прогнозным оценкам, совокупный транзитный потенциал Евразийского экономического союза должен превысить 430-450 млн тонн. Также ожидается существенное увеличение и объемов внешней торговли и в самих государствах – членах ЕАЭС.

Мы уже сегодня готовим почву для обработки этих грузов в ближайшем будущем. Наша Комиссия и государства - члены Союза приняли ряд решений, направленных на увеличение пропускной способности пунктов пропуска на внешней таможенной границе ЕАЭС. К таким решениям относятся: внедрение технологий предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах; развитие механизма «единого окна» и таможенной транзитной системы; реконструкция и модернизация пунктов пропуска, а также развитие информационных технологий при осуществлении контрольных операций.

Например, в Союзе уже внедрено обязательное предварительное информирование на автомобильном и железнодорожном транспорте. В течение ближайших лет мы планируем внедрить данную технологию на воздушном и морском транспорте. Кроме того, мы готовим нормативные акты, а также необходимые информационно-технические решения, чтобы предварительная информация могла использоваться не только таможенными органами, но и иными государственными органами, осуществляющими контроль на границе. Это также значительно ускорит выдачу разрешения на пропуск через нее товаров и транспорта.

Следующим важным направлением является развитие механизма «единого окна». Как известно, оно уже создано во многих странах мира, однако в каждой из них есть свои особенности, обусловливающие уникальность построенной модели. Наши государства также идут этим путем. В странах Союза уже сформированы и функционируют элементы «единого окна». Однако законченную модель не построил пока никто.

Создание Таможенного союза расширило перечень стоящих на данном направлении задач. Сейчас нам уже недостаточно просто запустить «единое окно» в каждой из стран, нужно обеспечить их взаимодействие между собой, чтобы участники внешнеэкономической деятельности могли общаться в электронном виде с государственными органами всех трех стран. Отмечу, что в мае 2014 года Высший экономический совет Союза утвердил специальный документ «Основные направления развития «Единого окна» в Таможенном союзе». В нем четко выражена политическая воля, сформулированы основные цели и задачи, которые мы хотим достичь.

За прошедшие полгода эксперты нашей комиссии и представители основных государственных органов государств-членов разработали подробный план. Исполнение заложенных в нем мероприятий позволит как придать импульс для дальнейшего развития национальных «единых окон», так и создать надежную платформу для их интеграции на наднациональном уровне. Мы намерены построить такую модель «единого окна», которая будет по максимуму охватывать все процессы, связанные с перемещением товаров через границу, обеспечивать взаимодействие не только бизнеса с государством, но и бизнеса между собой. Важнейшим звеном этого механизма будет взаимодействие на наднациональном уровне.

- Какие еще направления выделены ЕАЭС в качестве приоритетных?

- Важнейшим направлением, на котором сфокусированы усилия ЕАЭС и таможенных служб трех государств, является развитие единой таможенной транзитной системы. Слабое звено любого транзита – разные транзитные процедуры в соседних странах или союзах, а также отсутствие сквозных финансовых гарантий от места отправления до места назначения. В результате транспортные средства с товарами вынуждены затрачивать в пунктах пропуска время на переоформление транзита.

В ходе всестороннего анализа ситуации мы пришли к выводу, что по различным причинам присоединение к действующим европейским конвенциям в данной сфере не отвечает нашим интересам. Последние политические события только подтвердили правильность наших выводов. Вместе с тем мы планируем доработать нашу транзитную систему таким образом, чтобы она была максимально близкой к действующим в Европе правилам.

После этого можно будет вести речь о стыковке транзитных систем двух союзов. Однако стоит подчеркнуть, что такие переговоры возможны только в том случае, если в этом будут заинтересованы не только Евразия, но и Европа. Только при взаимном интересе такого рода транзитная система будет развиваться и приносить выгоду всем участникам транспортного коридора от Лиссабона до Владивостока.

Еще одно направление, на котором бы хотел остановиться, – это развитие инфраструктуры пунктов пропуска через таможенную границу. С одной стороны, оно является самым прозрачным, а с другой – наиболее ресурсоемким. От оснащения и благоустройства пунктов пропуска, их технической готовности и пропускной способности во многом зависит и эффективность реализации мероприятий по всем предыдущим направлениям.

Немного цифр, которые помогут понять, насколько сложна и затратна программа по развитию пограничной инфраструктуры. Так, общая протяженность внешней таможенной границы ЕАЭС превышает 62 тыс. км. На ней расположены 445 различного рода пунктов пропуска: автомобильных, морских, воздушных и иных. После присоединения Армении и Кыргыстана оба показателя существенно увеличатся.

Сейчас действуют Единые типовые требования к оборудованию и оснащению помещений, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, в пунктах пропуска через внешнюю границу государств – членов Евразийского экономического союза. Все новые пункты пропуска строятся и оборудуются в соответствии с ними. Кроме того, на основе названных типовых требований государства-члены проводят ремонт и реконструкцию своих действующих пунктов пропуска.

- Как в рамках ЕЭК строится работа по обсуждению первоочередных задач в сфере таможенного регулирования и координации усилий по их решению?

- Такой переговорной площадкой для конструктивного диалога ЕЭК с представителями уполномоченных органов государств – членов Таможенного и бизнес-сообщества для нас является прежде всего Консультативный комитет по таможенному регулированию. Его основная задача – выработка предложений по вопросам таможенного регулирования (в том числе применения таможенных процедур, проведения таможенного контроля, развития и использования таможенной инфраструктуры, информационных технологий), по которым ЕЭК в пределах полномочий принимает решения.

Вопросами совершенствования взаимодействия государственных органов государств–членов, выполняющих контрольные функции на таможенной границе Союза; консультациями по единообразному применению контролирующими органами методов контроля, а также информационными технологиями; совершенствованием обустройства и технического оснащения пунктов пропуска; мониторингом пропускной способности и времени государственного контроля в пунктах пропуска предметно занимается Консультативный комитет по взаимодействию контролирующих государственных органов на таможенной границе Евразийского экономического союза. В его состав входят представители 18 уполномоченных органов исполнительной власти государств–членов, которые проводят пограничный, таможенный, транспортный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный контроль.

Отмечу, что в наших странах значительная часть контрольных функций уже передана таможенным органам. Так, в пунктах пропуска они в полном объеме осуществляют транспортный контроль. Кроме того, таможенные органы самостоятельно проводят документальную проверку в рамках ветеринарного, фитосанитарного контроля.

Концентрация такого рода функций в одних руках направлена на уменьшение времени перемещения товаров через границу. Так, ООН считает, что сокращение срока совершения экспортно-импортных операций на один день приводит к росту международной торговли на 4%, а увеличение срока таких операций на один день приводит к снижению объема международной торговли от 1%, а для сельхозтоваров до 7%.

Евразийская экономическая комиссия рассчитывает, что в будущем наши совместные с государствами-членами усилия будут способствовать развитию торговли и перемещению товаров через границы. Первые результаты в данном вопросе позволяют нам с определенным оптимизмом смотреть вперед.

Александр АЛЕКСЕЕВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 21 января 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog