Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Дмитрий Некрасов: новый Кодекс – большой шаг вперед

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) одобрен главами правительств входящих в данное международное объединение стран - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России. Как сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), принять документ, работа над которым заняла 2,5 года, планируется в конце декабря.

Кодекс направлен на внутригосударственное согласование (ВГС). На различных дискуссионных площадках он будет обсуждаться заинтересованными сторонами. Участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), безусловно, больше всего интересует, с какими новшествами они столкнутся после вступления ТК ЕАЭС в силу.

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов, входивший в число разработчиков документа, в интервью интернет-порталу «Евразия.Эксперт» отметил, что «новый Кодекс – это большой шаг вперед. Дальше он будет насыщаться решениями, которые дадут конкретные результаты».

Он пояснил, что создание ТК ЕАЭС – объективная необходимость, обусловленная тем, что на сегодня, помимо действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), который во многом себя изжил, существует еще порядка 20 соглашений, регулирующих таможенные правоотношения в рамках Союза. Они написаны в разное время и содержат ряд противоречий, что сильно затрудняет работу и таможенников, и участников ВЭД.

Авторам удалось кодифицировать в проект все международные соглашения, которые непосредственно влияют на таможенное регулирование. Как известно, ТК ТС отдает значительный сегмент полномочий на национальный уровень, результатом чего явилось различие трактовок в странах Союза таких принципиальных аспектов таможенного регулирования, как осуществление таможенных процедур и взимание таможенных платежей.

Дмитрий Некрасов отметил, что теперь «на национальном уровне остались в основном технические и технологические вопросы, не затрагивающие общие интересы и не влияющие на функционирование единого рынка». В новый Кодекс также заложен ряд новелл, выработанных исходя из передовой мировой практики. Документ построен так, что «электронные технологии обеспечивают весь процесс - от прибытия товаров до их выпуска в свободное обращение. Сейчас основные процессы – на бумаге, а электроника ее дублирует, после принятия Кодекса они поменяются местами: основные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага останется в качестве резервных технологий либо там, где электронные документы внедрять нет смысла».

Также предусмотрен отказ от представления документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, и истребование их в случае, если сработала система управления рисками (СУР), что означает переход к быстрому таможенному оформлению. По мнению специалиста, это потребует от таможенных служб перенастройки своих СУР. Они должны будут переработать систему под новые реалии: не ловить широким неводом всех подряд, а действовать точечно, выявляя злоумышленников и предоставляя послабления добропорядочному бизнесу.

Еще одно новшество – автоматический выпуск. Он предполагает, что в случае если СУР не сработала и дополнительные документы таможенниками не затребованы, то выпуск товара в свободное обращение произойдет автоматически. Его осуществит компьютер, человеческий фактор будет полностью исключен. Это позволит свести таможенное оформление к нескольким минутам.

Директор Департамента ЕЭК считает, что по итогам консультаций с коллегами из таможенных служб и представителями бизнес-сообщества удалось заложить основы правильной психологии в отношениях госорганов с очень важной и перспективной категорией участников ВЭД - уполномоченными экономическими операторами (УЭО). Они представляют бизнес, который работает предельно прозрачно и честно, чья деятельность не требует пристального внимания контролирующих органов.

Напомним, что в России статус УЭО присваивается юридическим лицам, осуществляющим ввоз на ее территорию или вывоз с нее товаров по специальным таможенным процедурам. Статус УЭО приобретается после включения в специальный реестр УЭО, который в своих странах ведут таможенные органы, что подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Регион действия УЭО ограничивается территорией страны регистрации.

На основании национальных реестров ЕЭК формирует общесоюзный, который публикует на своем официальном сайте раз в квартал. Для получения статуса УЭО нужно соответствовать определенным требованиям, перечень которых можно узнать в таможенных органах. УЭО – это категория юрлиц, пользующихся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться упрощенными процедурами. ТК ЕАЭС позволит радикально переформатировать институт УЭО в рамках Союза.

В документе, считает Дмитрий Некрасов, удалось закрепить мысль, что «УЭО – это партнеры государства. Доверяя своим экономическим операторам, мы экономим ресурсы для более опасных участков работы, сможем сосредоточиться на фирмах-«однодневках» и нарушителях». С принятием Кодекса, по мнению специалиста, удастся осуществить переход к единому таможенному регулированию, которое позволит прозрачно работать во всех странах ЕАЭС, регулируя на единой базе большую часть общих интересов. На общесоюзном уровне не будет регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования – это останется национальной прерогативой каждого государства.

Напомним, что первоначально Кодекс планировали принять в конце прошлого года, с тем чтобы он начал действовать с 1 января текущего. Однако это не произошло в частности из-за того, что по итогам первого раунда внутригосударственного согласования ЕЭК поступило около 1500 поправок. Наиболее сложным оказался пакет, представленный Казахстаном.

«Коллеги по-иному подошли к проекту документа, - уточнил Дмитрий Некрасов. – Они, в частности, предложили перенести значительный объем полномочий по таможенному регулированию на национальный уровень. Часть из их поправок, с которыми согласились другие страны, была принята. Какие-то предложения Казахстана, России, Беларуси, как и присоединившихся к переговорному процессу по итогам ВГС новых членов Союза – Армении и Кыргызстана, были скорректированы или отклонены. В итоге коллективный разум достиг компромисса».

Наиболее жаркие споры развернулись вокруг принципа «резидентства». Так, Казахстан высказывал опасения, что его отмена заставит унифицировать налоговое законодательство и создавать механизм распределения налогов внутри ЕАЭС. Как уточнил специалист, «принцип «резидентства» – это старая история. Когда мы объединялись в Союз, страны опасались, что за счет разницы законодательств (да и банальное недоверие присутствовало) могут начаться массовые перетоки экономических субъектов из страны в страну. Поэтому некоторые ограничения были предусмотрены. Так, сегодня резидент Беларуси, например, может подавать таможенные декларации и выпускать товары в свободное обращение только у себя в стране. Затем товары попадают на внутренний рынок Союза, и их циркуляция внутри ЕАЭС уже не отслеживается».

ЕЭК поддерживала предложения бизнеса и ряда ведомств рассмотреть отмену принципа «резидентства». Комиссия получила много обращений о том, что это мешает свободному рынку, повышает издержки для транспортников. Сейчас дело обстоит так: если, например, казахстанский импортер ввозит товар из Евросоюза, который хочет продавать на территории России, то он все равно должен сначала доставить груз в Казахстан и выпустить его в свободное обращение, только после этого товар можно будет отправить обратно в Россию и реализовать.

«Мы предложили оценить все риски отмены данного принципа, - пояснил Дмитрий Некрасов. – Однако для изучения вопроса решили, что надо поставить цель – указать, к какому году мы откажемся от принципа «резидентства». Тогда все государственные механизмы начнут работать на эту задачу. К сожалению, данный вопрос остался пока за рамками Кодекса. У коллег из Казахстана возникли опасения, что в результате потребуются изменения в национальные законодательства, являющиеся неотъемлемой частью национального суверенитета, унификация которых не предусмотрена экономической интеграцией и, соответственно, не предполагается. Вопрос был болезненно воспринят, поэтому премьер-министры решили отложить его рассмотрение».

Эксперт отрицательно ответил на вопрос портала «Евразия.Эксперт»: не получится ли так, что многочисленные поправки в Кодекс и разнообразные исключения затормозят реальную интеграцию, не останется ли в итоге значительная часть таможенного регулирования на национальном уровне? При этом он уточнил, что «на национальном уровне останутся в основном технические вещи».

Отметим, что таможенное законодательство сегодня – одно из наиболее унифицированных в Союзе. Оно предусматривает снятие таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС, единые тарифы, ставки таможенных пошлин и механизмы их распределения между бюджетами государств-членов.

Как известно, до 2010 года Таможенный союз существовал лишь на бумаге, так как не было единых ставок и механизмов распределения. Затем политическая воля придала импульс, и страны договорились о единых механизмах. Тогда Союз фактически и начал функционировать. Сегодня таможенное законодательство в ЕАЭС унифицировано, около 90% регулирования осуществляется на основе единой нормативно-правовой базы. Но тотальная унификация – это не цель интеграции, не нужно унифицировать естественные конкурентные преимущества стран. Все должны иметь возможность конкурировать по прозрачным правилам.

Дмитрий Некрасов считает, что принятие нового Кодекса в целом положительно отразится на транзите товаров через территорию ЕАЭС. Он уточнил, что «в документе предусмотрены электронные технологии и предварительная транзитная декларация, упрощение в ее заполнении. Транзит – это контролируемая процедура, товар должен быть доставлен из точки А в точку Б – здесь изменений не будет. Но в ТК ЕАЭС заложены механизмы настройки, которые позволяют упростить процедуры для добропорядочного бизнеса и усложнить жизнь нарушителям. Кодекс позволит более тонко дирижировать этими процессами и вычищать ненужные административные обременения».

По материалам печати

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 20 сентября 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog