Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров, подпадающих под действие продовольственного эмбарго, в последнее время стало одним из наиболее приоритетных направлений служебной деятельности должностных лиц Псковской таможни.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил проект соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сербией.

Правительство РФ приняло решение подписать конвенцию ООН об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров и багажа.

С 16 сентября в России будет запущен эксперимент по маркировке велосипедов и велосипедных рам.

/ Статьи

День «Х» для электронного декларирования

Таможенная служба завершает проведение комплекса технических, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования товаров в электронной форме. С этого момента в России оно станет осуществляться только на основе информационных технологий взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Для таможенного декларирования в электронной форме будет использоваться электронная подпись, которую заинтересованное лицо может получить как непосредственно в ФТС России, так и в любом из 21 удостоверяющем центре таможенных органов.

Напомню, что внедрение электронного таможенного декларирования шло поэтапно. Первая в России электронная таможенная декларация была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии ЭД1 (подключение по выделенному каналу связи). Поскольку в этом случае участнику ВЭД приходилось нести существенные финансовые затраты, то объемы поданных в электронной форме деклараций были незначительны. К 2008 году на них приходилось не более 9% от общего количества деклараций.

Массовый переход на электронное декларирование начался с сентября 2009 года после внедрения технологии ЭД2 (подключение по сети Интернет). Уже через год все таможенные посты, имевшие право принимать декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет. Тогда же начался массовый переход на новую технологию. В результате этого в 2012 году таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) оформили 1 157 683 бумажных и электронных деклараций на товары (ДТ). Если из них доля ДТ, выпущенных по технологии ЭД1, составила 0,03%, то выпущенных по технологии ЭД2 - 94,4% (1 092 826 штук). За 11 месяцев текущего года таможнями СЗТУ оформлено более 1,94 млн деклараций, 98,61% из них - в электронной форме.

С применением технологии удаленного выпуска в регионе деятельности СЗТУ в 2012 году оформлено 30 591 ДТ (2,64% от всех ДТ). Их наибольшее количество выпущено Санкт-Петербургской таможней – 15 567 ДТ. За 11 месяцев 2013 года по этой технологии в регионе деятельности СЗТУ оформлено 49 496 ДТ, это 4,5% от общего количества выпущенных ДТ. Сейчас в СЗТУ функционируют 4 таможенных поста (Центра электронного декларирования) - ЦЭД. Три в составе Санкт-Петербургской таможни - Санкт-Петербургский, Новгородский, Череповецкий, и один в Калининградской областной таможне. Они ориентированы на работу по технологии удаленного выпуска.

Для обеспечения роста числа ДТ, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, для таможенных органов региона ФТС России установила соответствующий аналитический показатель эффективности деятельности - «Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях». Это начало приносить результаты. Так, в первом квартале 2013 года доля таких ДТ в общем количестве оформленных деклараций по СЗТУ составила 65,21%, во втором квартале – 77,81%, в третьем квартале – 89,05%, в четвертом квартале (по состоянию на 27.11.2013) – 91,68%. Здесь можно говорить о положительной динамике роста указанного аналитического показателя в таможнях региона.

Напомню, что в 2012 году ФТС России реализовала возможность подачи электронной ДТ через Интернет посредством информационного портала электронного представления сведений, который был создан на основе современных технологий. Он позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц. Перечисленные технологии являются надежной основой для перехода в 2014 году на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.

Как уже отмечал, с 1 января 2014 года в нашей стране таможенное декларирование товаров в электронной форме станет обязательным, за исключением случаев, которые определены постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154. Оно вступает в силу с 1 января 2014 года. На практике это означает, что с указанной даты декларант по своему выбору может осуществлять таможенное декларирование товаров в письменной форме только в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне; помещаемых под таможенную процедуру уничтожения в соответствии с главой 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с главой 43 ТК ТС или специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 41 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Этим правом также можно будет воспользоваться в случаях таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 44 ТК ТС «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»; главой 45 «Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц»; со статьей 217 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Дополнительные случаи декларирования товаров», а также при использовании в качестве декларации на товары карнета АТА, транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

Таким образом, все перечисленные исключения связаны со спецификой информации о товаре (государственная тайна), спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура) и рядом случаев (например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц). Причем в этом случае право выбора формы декларирования останется за декларантом. Отмечу, что электронная форма таможенного декларирования уже сейчас является основной. По состоянию на 15 ноября 2013 года с ее использованием выпущено 3 822 212 ДТ, или 98,49% от их общего массива. Ее применяют 93,65% участников ВЭД.

Развитие электронного декларирования стало основой для создания Центров электронного декларирования (ЦЭД). Эти специализированные таможенные посты обеспечивают декларирование товаров исключительно в электронной форме и позволяют реализовать технологию удаленного выпуска товаров. Сейчас во всех федеральных округах их функционирует 26. В отдельных субъектах РФ на их долю приходится до 90% от всех ДТ, поданных в электронной форме.

Одним из узких мест применения электронного декларирования, как известно, является необходимость в ряде случаев одновременного представления, наряду с ДТ в электронной форме, копий товаросопроводительных, коммерческих, а также разрешительных документов, выдаваемых иными государственными органами, а это более 20 ведомств. В 2013 году к почти 30% деклараций, поданных в электронной форме, пришлось представлять документы на бумажных носителях. Для уменьшения доли таких деклараций ФТС России разработала и внедрила автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов.

Кроме того, служба организует электронное межведомственное взаимодействие с государственными органами в целях получения сведений из выданных ими разрешительных документов, чтобы у декларантов не было необходимости представлять их на бумажных носителях. Технологической и юридической основой для осуществления электронного межведомственного взаимодействия являются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ).

ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой России разработала 32 ТКМВ. Они предназначены для получения сведений при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме, а также в рамках реализации Федерального закона от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации».

В частности, ТКМВ заключены с такими федеральными органами исполнительной власти, как Минфин, Минпромторг, Минкультуры, Минобороны, Роскомнадзор, ФСБ России, МВД России, Росаккредитация, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Росрыболовство, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор, ФСТЭК России, ФСВТС России, Россельхознадзор.

Техническая реализация ТКМВ базируется на использовании системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭБ), применение которой предусмотрено мероприятиями по совершенствованию таможенного администрирования. Автоматизация процесса сверки сведений, указанных в декларации, с данными, получаемыми по СМЭВ в рамках межведомственного обмена, будет осуществляться с использованием информационных систем таможенных органов в режиме, близком к реальному времени.

Данная технология применяется в таможенных органах с 15 июля 2013 года и направлена на минимизацию времени выполнения таможенных операций, повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного выявления товаров, документов, лиц, подлежащих проверке, и определения степени такой проверки.

Станислав ШКЛЕНСКИЙ,

начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Службы организации таможенного контроля СЗТУ,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 26 декабря 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня

Мобильные группы работают эффективно

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров, подпадающих под действие продовольственного эмбарго, в последнее время стало одним из наиболее приоритетных направлений служебной деятельности должностных лиц Псковской таможни.

 8 октября 2019 / Таможня

Пока в товарищах согласья нет

Статьи Уголовного кодекса (УК) РФ 193, 193.1, которые предусматривают уголовное наказание за уклонение от репатриации валютной выручки, необходимо полностью отменить, считает заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

 7 октября 2019 / Таможня

Будущее за транзитом

Сейчас идет активная работа над переходом к перевозке товаров по стальным магистралям по электронной железнодорожной накладной. В перспективе фактически все взаимодействие железнодорожного пункта пропуска, таможни, перевозчика и экспедитора может осуществляться без услуг таможенного представителя.

 3 октября 2019 / Таможня

В приоритете - безбумажные технологии

В данной статье речь пойдет о ходе и приоритетах развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о наиболее значимых вопросах, которые на этом пути приходится решать и органам власти, и бизнесу.

 10 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Свои товары нам самим нужны

В данной статье хочу коснуться весьма старой и болезненной проблемы - перевалки российских грузов в портах Прибалтики, а также предложить меры, которые, как мне представляется, позволят добиться перевода этих товаропотоков в порты Северо-Запада России, и в частности в порт Санкт-Петербург.

 9 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Мобильные группы работают эффективно

Противодействие проникновению на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров, подпадающих под действие продовольственного эмбарго, в последнее время стало одним из наиболее приоритетных направлений служебной деятельности должностных лиц Псковской таможни.

 8 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пока в товарищах согласья нет

Статьи Уголовного кодекса (УК) РФ 193, 193.1, которые предусматривают уголовное наказание за уклонение от репатриации валютной выручки, необходимо полностью отменить, считает заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

 7 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Будущее за транзитом

Сейчас идет активная работа над переходом к перевозке товаров по стальным магистралям по электронной железнодорожной накладной. В перспективе фактически все взаимодействие железнодорожного пункта пропуска, таможни, перевозчика и экспедитора может осуществляться без услуг таможенного представителя.

 3 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog