Ориентировочно с 2012 года регулирование рынка автотранспортных услуг планируется передать саморегулируемым организациям. Лицензирование в сферах перевозок пассажиров в режиме такси, перевозок грузов, перевозок опасных грузов вот уже пять лет как отменено.
Что уже происходит на этом рынке и чего стоит опасаться? На этот вопрос отвечает председатель Комиссии по вопросам транспорта и экспедирования ТПП ЮФО Ю.В. Кокра.
- В настоящее время ситуация на рынке перевозчиков достаточно плачевная: утрачены реестры перевозчиков, отсутствует достоверная статистика. Отмена лицензирования автотранспортной деятельности привела к тому, что на рынок вышли неподготовленные и зачастую недобросовестные игроки. Это ставит под угрозу безопасность дорожного движения. Недобросовестная конкуренция, демпинг за счет пренебрежения требованиями безопасности движения, износ подвижного состава достигли критичных пределов. В связи с отсутствием правил ценообразования не работает один из важнейших рыночных механизмов - «цена-качество-конкуренция», стимулирующий прогресс и обеспечивающий рыночную мотивацию к улучшению потребительских свойств товаров и снижению себестоимости их производства.
Практически ничем не ограничен доступ на рынок. Отсутствие эффективных систем контроля, учета и управления снижает мотивацию многих перевозчиков к совершенствованию своей деятельности. Главным для них становится получение прибыли любой ценой.
Сейчас транспортные технологии обеспечения логистики товародвижения, применяемые в РФ, а также производительность самого транспорта в ряде секторов в 3-4 раза ниже, чем в Европе и США. За рубежом совокупные транспортные издержки в конечной цене товара составляют 8-13%, в России 20-30%.
На примере автомобильного транспорта становится понятно, что одной из причин наряду с недостаточно развитой инфраструктурой является низкая организационная форма. В России до 80% всего автопарка - у собственников, владеющих от одной до десяти машин. Для сравнения, в США более 80% всего подвижного состава сконцентрировано у владельцев с числом от 300 единиц до 200 тысяч единиц. Поэтому именно в этой стране десятилетиями грузы идут гарантированно со скоростью 1400 км в сутки, а у нас 300 км.
Такая российская структура собственности не способна обеспечить функционирование любых технологий, кроме примитивных и затратных. В результате 70% грузовладельцев вынуждены самостоятельно организовать и контролировать кооперационную цепь поставок.
По официальным данным в Ростовской области осуществляют деятельность 433 предприятия в сфере пассажирских и грузовых перевозок и 3055 индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день саморегулируемых организаций в сфере автотранспорта в Ростовской области нет.
Также в настоящее время около 70% парка подвижного состава грузовых перевозок физически и морально устарели и не отвечают современным техническим и экологическим требованиям. Практически отсутствует страхование ответственности автоперевозчика. Упал уровень профессиональной подготовки водителей. Отсутствие механизмов контроля, отсутствие единой информационной системы не позволяют проверить достоверность документов предпринимателя одного региона в другом регионе.
Посреднические фирмы, оказывающие или организующие услуги доставки грузов, не относятся к сфере транспорта. Их деятельность регламентирована другими федеральными законами. Действующая же редакция Федерального закона № 315-ФЗ пока не позволяет объединять такие предприятия в одну с перевозчиками саморегулируемую организацию. Создание таких организаций позволит представлять и защищать интересы предприятий автотранспорта - членов СРО, осуществлять контроль за их работой, разрабатывать единые правила профессиональной деятельности в сфере автотранспорта и нормы поведения на рынке перевозок, вести учет и анализ деятельности предприятий - членов СРО. Для кардинального изменения ситуации в данной нише необходимо объединение предпринимателей, оказывающих транспортные услуги.
Редакция
Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"
 | 14 ноября 2011 / | |
 |
 | Автор / | Администрация Портала |
| |
|
|
|
|