Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Через призму решений Суда Евросоюза

Владимир ГОШИН

В данной статье будут проанализированы некоторые дела, относящиеся к проблематике функционирования в Европейском союзе (ЕС) института уполномоченного экономического оператора (УЭО) и таможенного транзита, которые в свое время были рассмотрены Судом Европейского союза (Суд ЕС).

Исследование отечественной судебной практики, а также зарубежного опыта в этой области весьма актуально для целей совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Изучение ряда рассмотренных Судом ЕС дел, которые относятся к таможенной сфере, показало наличие среди них определенного числа таких, которые можно классифицировать по статусу субъектов таможенных правоотношений, а также по роду их деятельности. В данном случае речь идет об уполномоченном экономическом операторе.

Для начала следует отметить, что в настоящий момент институт УЭО является предметом исследования научного сообщества. Это обусловлено необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе современных правовых механизмов и технологий, сопряженных с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепью поставки товаров. В настоящее время рассматриваемый институт основывается на модели предоставления таможней экономическим операторам специальных упрощений (преимуществ) в обмен на соблюдение с их стороны особых требований и условий, установленных таможенным законодательством.

Согласно принятым Всемирной таможенной организацией (ВТамО) Рамочным стандартам по безопасности и упрощению мировой торговли 2006 года уполномоченным экономическим оператором является хозяйствующий субъект, вовлеченный в международную торговлю товарами, деятельность которого получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТамО или стандартам обеспечения безопасной цепи поставки товаров.

В соответствии с международной практикой таможенного администрирования статус УЭО могут иметь производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, посредники, операторы морских и воздушных портов, операторы терминалов, интегрированные операторы, склады, дистрибьюторы и экспедиторы. Исследования исторического аспекта развития данного института в Европейском союзе показали, что на его территории в группу УЭО входили уполномоченные отправители и получатели грузов, которым таможенные органы предоставляли таможенные преимущества (customs benefits). При этом данные компании должны были соответствовать установленным требованиям таможенного законодательства ЕС.

За ошибки не карают

Далее будут рассмотрены некоторые дела Суда ЕС, затрагивающие указанную область таможенных правоотношений. Таковым, например, является дело Case C-234/09. Skatteministeriet v DVS Road A/S, 2010. Помимо прочего, оно связано с порядком функционирования в ЕС института таможенного транзита. В качестве одной их сторон выступала компания DSV, которая в 2005 году была датским транспортным и логистическим предприятием со статусом уполномоченного грузоотправителя в соответствии со статьей 372 (1) (е) Регламента Европейской комиссии (ЕК) от 02.07.1993 № 2454/93 (далее – Имплементационный акт). В нем закреплены положения по имплементации решения Совета № 2913/92, утверждающего Таможенный кодекс (ТК) ЕС.

Этот статус означал, что компания DSV могла использовать упрощенную процедуру для отправки товаров по процедуре внешнего транзита. Кроме того, уполномоченному грузоотправителю не требовалось физически представлять товары на таможне отправления. Согласно правилам уполномоченный грузоотправитель должен был направить лишь уведомление в электронном виде (прежде, чем товар отправлен) о процедуре транзита в налоговый центр с помощью новой компьютеризированной транзитной системы (NCTS).

Уточню, что данная электронная система была предназначена для обработки данных, связанных с перевозкой грузов между государствами – членами ЕС. Справочно отмечу, что технология (процедуры) взаимодействия указанного органа государственной власти с уполномоченным экономическим оператором описаны в параграфе 13 рассматриваемого дела.

Из него следует, что компания DSV в 2005 году направила в Россию по процедуре внешнего транзита две партии товаров. При этом для каждой из них она по ошибке сгенерировала в NCTS по две транзитные процедуры. Для первой партии товаров обе транзитные процедуры были созданы (generated) 12 августа 2005 года, а для второй партии - через три дня. Для отгрузки двух фактических партий товаров в каждом случае был использован последний сгенерированный системой NCTS транзитный документ. При этом товары были представлены на таможне назначения в соответствии с правилами процедуры внешнего транзита, и, соответственно, эти две процедуры транзита были должным образом закрыты.

Однако две дополнительные транзитные процедуры, которые были сгенерированы компанией по ошибке, не могли быть закрыты согласно установленному порядку, поскольку не относились к фактическим товарам, которые можно было бы предъявить в таможенный орган назначения. Поскольку в ответ на запрос из таможни DSV не смогла представить какие-либо доказательства, подтверждающие, что данная транзитная операция завершена, датские власти приняли решения, в соответствии с которыми на компанию возложили обязанность по уплате таможенных пошлин и НДС в отношении данной транзитной операции, которая оказалась незакрытой. Такая мера предусмотрена статьей 204 Таможенного кодекса ЕС.

После рассмотрения в соответствующих судах Дании данное дело в итоге оказалось в Суде ЕС, перед которым был поставлен вопрос: следует ли интерпретировать статью 204 (1) (а) ТК ЕС в том смысле, что если уполномоченный грузоотправитель сгенерировал по ошибке две транзитные процедуры для одной и той же партии товара, то возникает ли на основании этого положения задолженность в отношении дополнительной процедуры транзита, относящейся к товарам, которые не существуют. Рассмотрев представленные материалы дела, Суд ЕС пришел к выводу, что обстоятельства, описанные в преюдициальном запросе, не влекут возникновение таможенной задолженности в соответствии с указанной статьей ТК ЕС.

В статусе отказано

Достаточно интересным в рамках исследования института УЭО в ЕС можно считать дело об отказе компании Goritz Intransco International GmbH в присвоение статуса уполномоченного грузоотправителя (Case C- 292/96. Goritz Intransco International GmbH v Hauptzollamt Dusseldorf, 1998). Здесь следует уточнить, что согласно статье 398 Имплементационного акта «таможенные органы каждого государства - члена ЕС могут уполномочить любое лицо, выполняющее условия, изложенные в статье 399 этого же акта, которое намерено осуществлять транзитные операции Сообщества (далее - уполномоченный грузоотправитель), не представлять таможне отправления соответствующие товары или транзитную декларацию Сообщества в отношении этих товаров».

Суть упомянутого дела в том, что 4 апреля 1995 года компания Goritz подала заявление в Hauptzollamt (Головная таможня) Дюссельдорфа на получение статуса уполномоченного отправителя для последующей отправки в соответствии с процедурой транзита Сообщества грузов, перевозимых воздушным видом транспорта. Наличие данного разрешения позволило бы компании использовать формы транзитной декларации Сообщества, предварительно отмеченные (pre-stamped) в Hauptzollamt как в таможне отправления.

В этом случае компания Goritz могла быть освобождена от обычной обработки деклараций, осуществляемой только в часы работы таможенного органа отправления. Другими словами, искомый статус уполномоченного грузоотправителя позволил бы ей получить таможенные преимущества в виде упрощения таможенных формальностей, связанных с обработкой транзитной декларации. Согласно решению от 23.06.1995 таможня отказала в предоставлении запрашиваемого статуса ввиду того, что, по ее мнению, у заявителя отсутствовали правовые основания для предварительной отметки деклараций в таможне. По мнению таможенного органа, статья 398 Имплементационного акта требовала, чтобы уполномоченный грузоотправитель был освобожден от обеих обязанностей – представлять товары и представить транзитную декларацию Сообщества в таможне отправления.

Так как в данном случае на момент запроса товар был уже представлен грузоперевозчиком в таможенный орган, освободить уполномоченного грузоотправителя от первого обязательства было невозможно. По мнению таможни, первое обязательство было совокупно со вторым. В преюдициальном порядке перед Судом ЕС был поставлен вопрос: препятствует ли статья 398 Имплементационного акта предоставлению статуса «уполномоченного грузоотправителя», если товары уже представлены таможне и, следовательно, предоставление исключения в соответствии с действующим положением уже невозможно.

В ходе рассмотрения дела Суд ЕС отметил, что версии статьи 398 Имплементационного акта на различных языках государств - членов ЕС не исключают возможность того, что уполномоченный грузоотправитель может быть освобожден от исполнения одного из двух обязательств. При этом бесспорно, что даже освобождение от одного обязательства – необходимости представить транзитную декларацию Сообщества в таможне отправления – служит для упрощения процедур, обычно возлагаемых на оператора.

Такое упрощение, по мнению Суда, в определенной степени также способствует уменьшению административной нагрузки со стороны таможенных органов. Суд ЕС также указал, что грузы, перевозимые в соответствии с транзитными процедурами Сообщества, остаются под действием таможенных правил до окончательной проверки в таможне назначения. Таким образом, по мнению Суда ЕС, тот факт, что товары подлежат упрощенным процедурам в таможне отправления, не несет ущерба для интересов таможенных органов Сообщества.

По результатам рассмотрения дела Суд ЕС постановил, что статья 398 Имплементационного акта позволяет таможенным органам предоставлять статус уполномоченного грузоотправителя, даже если компанию невозможно освободить от обязанности представить товар в таможне отправления, ввиду того что они уже были ей представлены.

Анализ материалов данного дела показывает, что таможенные органы отказали компании Goritz в предоставлении статуса УЭО, связав его с возможностью применения таможенных преимуществ. По нашему мнению, таможенные преимущества являются одним из элементов правового статуса УЭО и не могут определять возможность его предоставления таможенными органами. Для получения статуса уполномоченного экономического оператора (в нашем случае – уполномоченного грузоотправителя) необходимо соответствовать требованиям, перечисленным в статье 399 Имплементационного акта и не более того. Как нам представляется, таможня ошибочно связала возможность применения специальных упрощений с предоставлением статуса УЭО.

В рамках сравнительного правоведения нельзя не отметить, что в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), работа над которым в настоящее время практически завершена, авторам удалось существенно модернизировать условия и порядок функционирования на территории данного Союза института УЭО. Причем при этом были учтены соответствующие нормы таможенного законодательства и практики таможенного администрирования, принятые в Европейском союзе.

В контексте изучения источников таможенного права ЕС, в том числе так называемого мягкого права, одним из которых является Руководство ЕС по институту УЭО (Authorised economic operators guidelines. Approved by the CC-GEN (AEO subsection) on 11 June 2014. TAXUD/B2/047/2011-Rev.5), можно сделать вывод о том, что решения Суда ЕС в таможенной сфере характеризуют практически любой из институтов таможенного права ЕС, позиционируя проблемные аспекты их функционирования. При этом, на наш взгляд, судебные решения Суда ЕС являются весьма важным и необходимым информационно-аналитическим материалом для целей научного исследования.

Владимир ГОШИН,

член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 17 декабря 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog