Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Будущее за таможенным аудитом

Практика показала, что добиться повышения эффективности таможенного администрирования до заданного уровня можно лишь за счет существенного усовершенствования применяемых методов таможенного контроля. В данном случае имею в виду три его основные группы: фактический и документальный контроль, а также контроль после выпуска товаров, или постконтроль.

Следует отметить, что за минувшие годы фактический контроль прошел несколько стадий эволюционного развития: с выборочного контроля на усмотрение должностного лица таможенного органа до 100-процентного досмотра всех перемещаемых через границу товаров. В настоящее время он, как правило, проводится по результатам применения системы управления рисками (СУР). В конечном итоге мы перешли от сплошного фактического контроля к выборочному. Говоря о постконтроле, необходимо признать, что на данный момент его эффективность поставлена в прямую зависимость от величины доначисленных платежей. Это ни в коей мере не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Уверен, что в ближайшей перспективе подобная трансформация ожидает и документальный контроль, который в настоящее время осуществляется в максимальном объеме. Со временем он также должен стать выборочным. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Речь идет о начале практического применения технологии автоматического выпуска при декларировании товаров на экспорт. Как сообщили в ФТС России, в планах службы на обозримую перспективу уже значится внедрение такой системы и для импортных товаров.

В связи с обозначенной перспективой возникает резонный вопрос: в случае широкомасштабного перехода концепции применения технологии фактического и документального контроля на принцип выборочности не потеряет ли таможенное администрирование в целом свою эффективность?

Не секрет, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не упускают случая и при любой возможности используют выборочность таможенного контроля для незаконной минимизации таможенных платежей. По моему мнению, не допустить подобных негативных последствий от предстоящих объективных изменений в практике ведения таможенного контроля можно только за счет широкого применения постконтроля. Однако для более эффективного использования подходы к нему должны быть глубоко переосмыслены и переработаны.

Все ради бюджета

Как уже отмечал, в настоящее время таможенные органы, к сожалению, рассматривают постконтроль лишь как инструмент для дополнительного сбора средств в бюджет. Об этом говорит как выбор проверяемых лиц - в первую очередь проверяют тех, у кого есть что проверить, так и критерии оценки эффективности таких проверок: их результативность поставлена в прямую зависимость от объемов доначисленных платежей.

По мнению большинства участников ВЭД, основной целью постконтроля должна стать оценка достоверности и компетентности процесса декларирования товаров. Поясню, что в данном случае имеется в виду: возьмем некоего производителя, который по каким-то причинам выпускает потенциально опасный товар, например автомобиль. За безопасностью этого товара следит государство в лице своего уполномоченного компетентного органа.

В этой ситуации никому даже в голову не приходит мысль проверять на безопасность все сходящие с конвейера автомобили. Государственный контролер периодически проводит испытание отдельных образцов продукции, но самое главное - он сертифицирует на безопасность собственно производство, а не выпускаемый товар. Иными словами, в данном случае государству важно знать, каким именно образом технология производства автомобилей в конечном итоге обеспечит безопасность выпускаемых транспортных средств для их будущих потребителей.

Считаю, что подобную логику следует использовать и в области таможенного администрирования. Для таможни основной продукт участника ВЭД, его товар – декларация. Чтобы выяснить степень ее «экономической безопасности», необходимо в первую очередь досконально изучить то, каким способом данный «товар» производился. В рамках постконтроля добиться этого можно за счет применения методов и инструментов аудита.

Таковыми являются всесторонняя оценка финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, включая экономическую устойчивость компании, а также достоверность заявляемых им сведений и компетентность персонала, который эти сведения заявляет. Имеются и другие параметры, позволяющие получить полное и объективное представление о декларанте.

Проверяй, но и доверяй

При этом основными объектами проверки должны являться: внутренние корпоративные регламенты компании, приказы, положения о ее учетной политике, о договорной работе и о документальном обороте, а также фактические бизнес-процессы. Конечным результатом данной работы должно стать совершенно новое категорирование участника ВЭД. К сожалению, действующая оценочная система работает только на основе учета «плохих показателей», таких как количество допущенных в ходе таможенного оформления случаев административных правонарушений (АП), корректировок таможенной стоимости и т. д.

В итоге все сводится к банальному принципу: чем меньше условных «двоек» получил декларант, тем больше доверия к нему у таможни. На деле такой подход не позволяет выявить недобросовестных участников ВЭД, которые с легкостью обходят принятые индикаторы СУР, в том числе и за счет использования коррупционных инструментов.

Предлагаемый добросовестными компаниями, которые не меньше таможни заинтересованы в выдавливании с рынка «серых» игроков, подход на основе методов аудита прежде всего должен опираться на «хорошие оценки», полученные в результате анализа эффективности бизнес-процессов и компетентности персонала. В итоге, по нашему мнению, нынешнюю ненормальную ситуацию удастся поставить с головы на ноги, а степень и уровень доверия участникам ВЭД будут поставлены в прямую зависимость от количества полученных ими «пятерок».

Безусловно, такой подход потребует не только изменения устоявшихся стереотипов у сотрудников таможни, но и овладения ими целым пластом новых знаний. Помочь в реализации таможенного аудита мог бы институт таможенных аудиторов. На данный момент в нашей стране он отсутствует. Чтобы в очередной раз не изобретать велосипед, его следует построить по образцу и подобию уже имеющегося института налоговых аудиторов, которые де-факто являются важным инструментом налогового администрирования.

Следующим важным условием сохранения и повышения эффективности таможенного контроля при переходе к выборочному документальному контролю должно стать качественное развитие достаточно успешно работающих у нас институтов таможенных представителей, таможенных перевозчиков, операторов складов временного хранения (СВХ), уполномоченных экономических операторов. Из приведенного перечня остановлюсь на таможенных представителях как наиболее значимом субъекте таможенного контроля.

В ответе все

Современная экономика характеризуется бесконечным разнообразием предметов торговли, форм торговых отношений, а также развитостью и сложностью аппарата государственного регулирования. В этих условиях таможенный представитель является тем лицом, от профессиональной деятельности которого во многом зависит конечный уровень издержек участника ВЭД при совершении внешнеторговых операций.

Поэтому таможенные представители наравне со своими клиентами также должны стать предметом таможенного аудита и последующего категорирования. При этом, исходя из той роли, которую они играют, по моему убеждению, применяемые по отношению к ним методы таможенного аудита могут и должны быть более продвинутыми. Дело в том, что в данном случае речь идет о конкретном виде профессиональной деятельности, который должен регулироваться как методами государственного регулирования, так и методами саморегулирования.

По мнению экспертов Некоммерческого партнерства (НП) «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес», в самой ближайшей перспективе необходимо провести всесторонний анализ правил и стандартов саморегулируемой организации (СРО), а также механизмов соблюдения этих правил членами СРО. Практическое применение полученных результатов позволит многократно повысить эффективность таможенного аудита.

По нашей оценке, здесь мы должны столкнуться с эффектом мультипликатора: анализируя деятельность конкретного участника ВЭД, мы фактически изучаем риски нарушения таможенных правил при декларировании товаров, которые перемещает только данная компания; анализируя деятельность таможенного представителя, мы изучаем риски нарушения таможенных правил при декларировании товаров, которые перемещают уже все его клиенты. Уточню, что у крупных игроков рынка данных услуг их количество исчисляется не только десятками, но и сотнями.

Анализируя деятельность, правила и стандарты СРО, мы изучаем риски нарушения таможенных правил при декларировании товаров, которые перемещают все клиенты всех таможенных представителей, входящих в состав СРО. Следовательно, в конечном счете общее количество проверенных компаний вырастет в геометрической прогрессии.

Подводя итог сказанному, отмечу, что таможенный контроль после выпуска товаров, применяемый в нынешней форме и виде, - это взгляд в прошлое. При существующем подходе таможенные органы анализируют уже свершившийся юридический факт. Для дальнейшего поступательного развития таможенной службе уже пора научиться смотреть в будущее.

Чтобы сдвинуть этот процесс с мертвой точки, мы предлагаем внедрить в практику постконтроля новые инструменты, такие как таможенный аудит. Считаю, что следует незамедлительно начать развитие данного института. Кроме того, убежден, что пора уже наконец-то приступить к реальному категорированию таможенных представителей и практическому применению принципов саморегулирования их деятельности.

Евгений КОШКАРОВ,

вице-президент ГК АРИВИСТ,

первый заместитель

председателя правления

Гильдии «Гермес»,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 3 января 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog