Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности.

Услуги логистики для оптовой торговли фармацевтической продукцией должны удовлетворять специальным условиям. Компания KNAPP предлагает инновационные решения для всех технологических этапов цепочки поставок в сфере здравоохранения.

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем «ПрофХолод», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

В России хотят ввести регламент, согласно которому производители фастфуда будут указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями о вреде для здоровья.

Россельхознадзор получил возможность отслеживать по России транзит продукции из стран, подпавших под российское продовольственное эмбарго.

Впервые обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии обеспечили СберКорус и белорусский EDI-провайдер "Современные технологии торговли".

/ Статьи

Бизнес-образование в таможенной сфере

В современном динамично меняющемся мире ценность практических знаний постоянно возрастает. В то же время неуклонно усиливается дифференциация людей по различным признакам, например, по уровню обеспечения общим и профессиональным образованием. Существующие тенденции организации высшего профессионального образования в Российской Федерации, к сожалению, не позволяют говорить о консолидированной заинтересованности всех управленческих групп, принимающих высшие государственные решения, в формировании достаточного образовательного уровня населения страны, который обеспечил бы ее дальнейшее развитие.

Общепризнанный факт, что в России ведение бизнеса по-прежнему считается высоко рискованным занятием, требующим наличия у предпринимателей не только специальных знаний, но еще и многих личностных качеств. В большинстве случаев они не являются обязательными, например, для ведения аналогичной деятельности в ряде других развитых капиталистических стран.

На сегодня в России с разной степенью успешности функционирует довольно много всякого рода бизнес-школ и всевозможных обучающих площадок. Они предлагают широкий спектр программ делового образования практически на любой вкус и уровень начальных знаний слушателей. Так, в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) насчитывается около 100 членов. При этом, как показывает анализ рынка образовательных услуг в нашей стране, качественное бизнес-обучение, как и следовало ожидать, в основном сконцентрировано в двух столицах, а также в городах-миллионниках. Подготовка специалистов ведется на базе нескольких крупных университетов, а также в Сколковском институте науки и технологий.

Учимся таможенному делу

Сфера таможенных правоотношений объединяет достаточно обширную специфику ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она также предполагает развитие интеграционных процессов между государствами с учетом особенностей функционирования Федеральной таможенной службы (ФТС) и других государственных органов, в компетенцию которых входит контроль перемещения через государственные границы товаров и транспортных средств.

В условиях развития глобальных цепочек поставок внешнеэкономическая (внешнеторговая) деятельность может являться как самостоятельным видом торгового бизнеса, так и некой составной частью, обеспечивающей эффективное функционирование производственных предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Круг профессиональных участников околотаможенного бизнеса достаточно ограничен, в него входят таможенные представители (брокеры), уполномоченные экономические операторы (УЭО), склады временного хранения (СВХ), таможенные перевозчики и склады, магазины беспошлинной торговли. Они специализируются на оказании услуг, так или иначе связанных с доставкой и таможенным оформлением внешнеторговых грузов.

Специалисты, имеющие профильное образование и практический опыт работы в таможенной сфере, на сегодняшний день в первую очередь востребованы как в компаниях, являющихся участниками ВЭД, так и выступающих в качестве таможенного представителя, УЭО, СВХ или таможенного перевозчика. Их можно отнести к категории «сервисные компании». Потребность в данных кадрах имеется и в юридических фирмах, специализирующихся на правовом сопровождении ведения споров бизнеса с таможенными органами.

Далее постараюсь ответить на вопрос: кому нынче и зачем нужно бизнес-образование в таможенной сфере? Отмечу, что любое бизнес-образование в той или иной степени нацелено на развитие практических навыков управления бизнес-структурами. Бизнес-процессы в компаниях, работающих в таможенной сфере, напрямую связаны с реализацией требований законодательства о таможенном регулировании, причем не только российского, но Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Исходя из этого, лица, выстраивающие в своих компаниях данные бизнес-процессы, а также руководящие ими, должны иметь специальную компетенцию и достаточно высокий уровень знаний в области таможенного законодательства, включая практические аспекты его применения.

Кодекс плюс законы

Стоит отметить, что действующей в настоящее время в нашей стране Закон о таможенном регулировании представляет собой довольно сложный сборник, в котором одновременно имплементированы национальные (РФ) и наднациональных (ЕАЭС) нормативно-правовые акты, включая Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральные законы РФ, решения, распоряжения и рекомендации Коллегии/Совета Евразийской экономической комиссии и т. д. Не стоит упускать из виду и документы, которые в достаточно большом количестве ежегодно выпускает ФТС России.

Важную роль для успешной реализации таможенного оформления также играет доскональное знание нормативных актов в области технического регулирования, запретов и ограничений во внешней торговле, правил валютного регулирования и валютного контроля, экспортного контроля и многого другого. Динамичное развитие внешней торговли, происходящее на фоне практического применения современных технологий таможенного контроля, предполагает регулярное внесение тех или иных поправок в действующее законодательные, принятие изменений в правовые акты, выпуск новых регулирующих документов.

По многочисленным опросам отечественных участников ВЭД и их зарубежных контрагентов, сегодня наибольшее количество вопросов у предпринимателей вызывает именно таможенное законодательство РФ и ЕАЭС. Его знание, умение применять на практике закрепленные в нем нормы, четкое осознание будущих возможных последствий принимаемых решений помогает участникам ВЭД выстраивать эффективные логистические цепочки, а также отстаивать свои позиции перед таможенными органами, в том числе и в ходе судебных разбирательств.

Сложность таможенного законодательства обуславливает многогранную систему правоотношений всех участников внешнеторговой деятельности. Поэтому для специалистов компаний, работающих в таможенном секторе, крайне важно постоянно повышать свою квалификацию, приобретать новые практические навыки самостоятельного решения сложных вопросов в сфере таможенного регулирования и ВЭД. При этом стоит отметить, что для уверенного управления бизнес-процессами в рассматриваемой сфере важны не только теоретические знания, но и практические навыки, причем одно невозможно без другого.

Сегодня в России существует четыре основных формата бизнес-обучения:

- классическое университетское образование по специальностям менеджмента;

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки;

- программы MBA.

По сути, принципы профессионального управления бизнес-процессами в таможенной сфере, фактически, не сильно отличаются от общих принципов бизнес-администрирования в РФ. Однако для эффективного руководства в данной сфере необходимо в совершенстве знать отраслевое законодательство и его правоприменительную практику.

Кто и как этому учит

Все перечисленные выше форматы представлены в России. Уточню, что классическое вузовское образование по специальности «Таможенное дело» в первую очередь ориентировано на подготовку сотрудников таможенных органов. Применительно к данной сфере деятельности главным профильным ВУЗом является Российская таможенная академия, которая имеет несколько филиалов, в том числе и в Санкт-Петербурге. Как правило, преподавателями по профильным специальностям в РТА и на многочисленных факультетах других ВУЗов являются бывшие сотрудники таможенных органов.

Опыт показывает, что даже в рамках популярной образовательной программы «Таможенный менеджмент» далеко не всегда удается обеспечить качественную подготовку управленческих кадров для бизнеса. Поэтому бизнес-обучение в сфере таможенного дела в России на сегодняшний день развивается в основном в форматах программ повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки. При этом периодически проводятся всевозможные отраслевые конференции и семинары, посещение которых необходимо для поддержания требуемого уровня компетенций.

Кроме того, многие компании сегодня уделяют самое пристальное внимание корпоративному обучению своих сотрудников. Они нанимают педагогов по отдельным дисциплинам, которые способны сосредоточиться на более точной подаче материала в соответствии с индивидуальными потребностями специалистов по таможенному делу. Запрос на такую форму образования может формироваться как снизу - со стороны обучаемых сотрудников, так и сверху - со стороны руководства.

Данный формат имеет ряд преимуществ. Они связаны с индивидуализацией образовательного контента, направленного на развитие определенных навыков в конкретных ситуациях в соответствии с основной сферой деятельности компании. Отмечу, что у корпоративных программ, разрабатываемых с нуля под конкретные задачи, могут быть сложности с методологией. Здесь также следует учитывать, что, если в процессе реализации обучающей программы задействован лишь один бизнес-тренер (преподаватель), то эффективность всего курса напрямую зависит от уровня его компетенции, профессиональной подготовки и педагогического мастерства.

При этом на стадии выбора преподавателей следует особое внимание обращать на уровень и репутацию организации, которая проводит корпоративное обучение. Она должна обладать соответствующей образовательной лицензией, предлагать некий спектр отработанных образовательных программ, иметь в своем штате профессиональных методистов. Важную роль играет и наличие современной материально-технической базы, для проведения занятий, в том числе и в удаленном режиме, что в нынешних условиях имеет большое значение.

Онлайн или офлайн?

Стоит отметить, что дистанционное обучение (онлайн) в таможенной сфере не просто возможно, но и с каждым годом становится все более распространенным, востребованным и популярным. Практически каждый человек, который заинтересован в повышении своей квалификации, хоть раз задумывался над вопросом, в каком формате стоит проходить обучение: очно или дистанционно.

Чтобы не перечислять все преимущества и недостатки каждого из этих форматов обучения (а их достаточное количество), ограничусь краткой рекомендацией по поиску вариантов их сбалансированного сочетания в зависимости от конкретных потребностей. Традиционное очное обучение (офлайн) позволит намного лучше отработать практические навыки.

При этом сегодня в обеих формах уровень подачи теоретического материала уже практически сравнялся. Особенно, если выбрана качественная онлайн платформа с возможностью прослушивания вебинаров и осуществлением промежуточного контроля уровня и качества полученных знаний. Нынешний очевидный тренд для бизнес-образования – переход в онлайн. Массово открывшиеся в последнее время различные онлайн-школы и университеты постепенно заменяют ставшие привычными за многие годы своего успешного существования традиционные курсы повышения квалификации и переподготовки.

С думой о будущем

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года включила в себя целый комплекс мероприятий, связанных с автоматизацией и цифровизацией деятельности таможенных органов. Руководство ФТС России обозначило планы и конкретные мероприятия по формированию к 2030 году «качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».

Очевидно, что стратегия, утвержденная Правительством РФ в самый разгар пандемии коронавируса (в числе целого ряда аналогичных по своей направленности значимых для национальной экономики нормативных актов), разрабатывалась в общем тренде создания «цифровой платформы» государства. Суть данной платформы состоит в оказании заинтересованным лицам различных государственных услуг, преимущественно в электронном виде, с минимизацией контактов между людьми.

Однозначный ответ на вопрос «плохо это или хорошо» пока дать никто не может. Трудно даже спрогнозировать, сумеет ли служба полностью реализовать предложенную стратегию, или она, как многие другие амбициозные программы, будет осуществлена лишь частично и тихо канет в Лету, а след о ней останется только в отчетных документах.

Сегодня очевидно лишь одно: за последние 10 с лишним лет работа специалистов по таможенным операциям, включая декларантов, таможенных аналитиков и юристов, не стала проще и до сих пор остается крайне ответственной. Существующее положение дел не изменилось даже на фоне произошедшего перехода на 100-процентное электронное декларирование, формирования системы Центров электронного декларирования (ЦЭД) и электронных таможен, расширения контрольных мероприятий на этап «после выпуска товаров», развития системы прослеживаемости товаров на территории РФ, появления «единого окна», единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и других различных «систем». При этом уже сейчас понятно, что интеллектуальная нагрузка участников ВЭД, равно как и представителей таможенных органов, затрачиваемая сегодня для успешного выполнения многочисленных целевых показателей ФТС, будет только возрастать.

Это значит, что вероятность выпуска деклараций на товары путем урегулирования «цифровых противоречий» между системой «искусственного интеллекта» таможенного органа и аналогичной системой законопослушного участника ВЭД в ближайшей перспективе имеет крайне низкие шансы на реализацию. Во всяком случае - в нашей стране точно. Тем не менее «цифровой» вектор у нас задан.

При этом спрос на квалифицированные кадры будет неуклонно возрастать. С учетом добавления новых профессиональных компетенций в функционал сотрудников по работе с таможней, не исключаю, что уже скоро перечень профессиональных требований к таким специалистам станет начинаться со слов: «аналитик роботизированных процессов по таможенному оформлению» или «специалист по использованию данных в машинном обучении таможенного декларанта». В общем речь идет о тех самых конвергентности и междисциплинарности, о которых в последнее время у нас стало так модно говорить. Считаю, что уже в самой ближайшей перспективе они доберутся и до такой сферы, как таможенное дело.

Роман ГОРДИЕНОК,

руководитель Учебного центра «Компас ВЭД»

www.deklarantonline.ru

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 8 февраля 2021 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок

Совершенно очевидно, что развитие цифровых технологий фундаментальным образом изменит все области человеческой деятельности.

 6 мая 2021 / Логистика

«Апостор» предлагает решения по автоматизации для фармацевтической промышленности в России

Услуги логистики для оптовой торговли фармацевтической продукцией должны удовлетворять специальным условиям. Компания KNAPP предлагает инновационные решения для всех технологических этапов цепочки поставок в сфере здравоохранения.

 26 апреля 2021 / Логистика

Бегущие по лезвию ожиданий: как меняется логистика в В2В под влиянием роста требований потребителей в В2С

Сергей Потапов, директор по логистике крупнейшего производителя сэндвич-панелей с пенополиуретановым утеплителем В«ПрофХолодВ», рассказывает об изменениях в подходе к логистике со стороны производителя.

 21 апреля 2021 / Логистика

Многофункциональный тягач для внутрипроизводственной логистики

Буксировка, штабелирование и перемещение – сегодня эти производственные и логистические задачи могут быть выполнены с использованием только одной машины: нового многофункционального тягача STILL LTX-FF 05/10.

 12 апреля 2021 / Логистика

«Магнит» запустил собственную экспресс-доставку из «Магнит Косметик»

В«МагнитВ» объявил о запуске собственного сервиса доставки из В«Магнит КосметикВ». В тестовом режиме к услуге подключены магазины В«Магнит КосметикВ» в Краснодаре, доставка ассортимента из которых осуществляется в течение 60-90 мин.

 7 апреля 2021 / Логистика

Музыку заказывает один, а платит - другой

Достаточно значимая доля поступлений в доходную часть федерального бюджета России стабильно приходится на платежи от экспорта лесоматериалов, которые включены в группу 44 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

 26 августа 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog