Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Без труда рыбка не ловится из пруда ВТО

Позитивный эффект от членства России во Всемирной торговой организации (ВТО) оказался ниже ожидаемого, но и явно негативных последствий от участия в ВТО не зафиксировано. Таков итог первых пяти лет от присоединения к данной международной организации.

Напомним, что наша страна стала ее полноправным членом 22 августа 2012 года, после 19 лет переговоров с этой организацией и ожесточенных споров по поводу вхождения в нее внутри страны. За истекшие пять лет все основные переходные периоды по выполнению национальных обязательств почти закончены, и эксперты подводят некие предварительные итоги.

При этом сразу следует отметить, что вхождение в ВТО, без участия в которой практически невозможно выйти на мировые несырьевые рынки, – в основе своей правильный и обоснованный шаг. Вот только за годы пребывания в организации в России, к сожалению, не появилось отраслей, которые начали бы экспортировать современную продукцию. Сегодня приходится констатировать, что виновата в этом не ВТО, а мы сами.

Здесь стоит отметить, что изначально по итогам переговоров мы получили вполне приемлемые и сбалансированные условия членства, которые в принципе способствовали развитию нашего бизнеса. Хотя курс на развитие несырьевого экспорта с подачи главы государства Владимира Путина был взят более двух лет назад. Для его развития и поддержки при участии Правительства РФ даже создали специализированный государственный институт - Российский экспортный центр. Он призван оказывать нашим экспортерам финансовую и нефинансовую помощь.

Пока главным результатом от ВТО, как отмечают эксперты, остается сам факт членства в ней, то есть в какой-то мере обеспечивается минимальный уровень недискриминации России в мировой торговле. Как уточнил участник переговоров о присоединении, ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Пахомов, «если бы мы были не в ВТО, с нами можно было сделать все, что угодно, и последствия санкций были бы гораздо губительнее. Помимо этого, применение правил ВТО и выполнение наших обязательств по снижению тарифов, либерализации доступа на рынки услуг, совершенствованию законодательства и правоприменения позитивно действует на экономику и деловой климат в стране».

Напомним, что основным аргументом критиков присоединения к ВТО было прогнозирование резкого увеличения импорта за счет снижения ввозных таможенных пошлин. Однако на данный момент Россия, а вместе с ней Таможенный, а затем Евразийский экономический союз в соответствии с нашими условиями присоединения к ВТО уже прошли основной путь снижения пошлин, но прогнозы о росте импорта не оправдались.

Напротив, за последние 2-3 года он упал более чем на треть и теперь вряд ли быстро восстановится. Своего рода защитную роль для внутреннего рынка от наплыва иностранных товаров сыграли произошедшая за это время двукратная девальвация рубля и введенное в 2014 году эмбарго на поставки продовольствия из «санкционных» стран, а также применение других нетарифных мер.

При этом Александр Пахомов признает, что «в целом российская экономика оказалась не готова к использованию инструментов ВТО. Ведь ее правила - это инструмент, который представляет реальные возможности для продвижения экспорта готовых промышленных изделий, и в меньшей степени - продукции сельского хозяйства и услуг.

В российском экспорте до сих пор преобладает сырье, а в экономике ключевую роль играют монополии, и в этом основная причина низкой отдачи участия России в ВТО. В условиях санкций и контрсанкций результативность любых планируемых действий российской стороны в ВТО существенно ограничена. Такую ситуацию очень сложно изменить, поскольку доверие между Россией и ее основными торговыми партнерами сильно подорвано, а его восстановление займет долгие годы.

Если бы мы ?не присоединились к ВТО, последствия от санкций сейчас были бы гораздо более серьезными. Если в России будут формироваться основы новой экономики, то будет расти и востребованность инструментов ВТО. Для продвижения своих интересов в этой организации нам нужно искать союзников, консолидировать действия в ней стран - участниц ЕАЭС, готовить кадры по проблематике ВТО высшей квалификации».

На сегодня для нашей страны, к сожалению, ВТО остается инструментом, которым мы не научились пользоваться, хотя о том, что нам необходимо им овладеть, Владимир Путин говорил еще в 2001 году. Сегодня приходится признавать правоту тех экспертов, которые изначально утверждали, что членство в ВТО никогда не дает преимуществ автоматически - быть в этой организации сложнее, чем вести переговоры о присоединении.

Уже всем понятно, что выгоды от этого не придут сами собой, да еще и сразу. Практическим результатом такого шапкозакидательского подхода стал проигрыш первого же спора в ВТО - о взимании утилизационного сбора с легковых автомобилей, произведенных соответственно в РФ и за рубежом.

Напомним, что в ВТО государства стремятся ради получения свободного и недискриминационного доступа на внешние рынки, что среди прочего подразумевает и снятие действовавших в отношении них дискриминационных ограничений. Последнее мы получили, что принесло нам ежегодную выгоду примерно в несколько миллиардов долларов. Как уже отмечалось, с экспортом все обстоит не столь радужно. Как оказалось, нам фактически нечего предложить потенциальным покупателям, кроме углеводородов.

Основными статьями российского экспорта по-прежнему остаются нефть и газ, но мы их относительно успешно продавали за рубеж и до вступления в ВТО. Общеизвестно, что рынки готовой продукции в мире давно поделены, и вот пробиться на них без членства в организации практически невозможно. Правда, для получения положительного результата нужно приложить недюжинные усилия вкупе с умением производить конкурентоспособные на мировых рынках товары. Сделать это нам пока, как уже отмечалось, не удается.

Судя по тому, что сейчас происходит в отечественной экономике, эксперты не становятся все менее оптимистичными в прогнозах относительно ответа на вопрос, когда же стоит ждать реальных результатов от членства в ВТО. Первоначальные надежды, что реформы в нашей экономике, правда, не известно - какие конкретно, - начнут приносить желаемые плоды лет через 7-10, в последнее время сошли на нет. В последние годы у нас в экономике если что-то и изменилось, то далеко не в лучшую сторону. Надежда на бурный рост несырьевого экспорта также стремительно угасает.

Здесь нам стоит поучиться у Китая, который на все 100% воспользовался преимуществами членства в ВТО и спустя 23 года после вступления в нее уже фактически превратился в «мировую фабрику» всевозможной продукции и мощнейшего экспортера, а к 2010 году вообще вышел на первое место в мире по экспорту товаров.

Напомним, что отсчет наших реформ ведется с 1992 года, то есть с момента их начала прошло уже почти 25 лет, но за это время Россия, как указывают эксперты, так и не сумела продвинуть свою экономику в плане создания современных обрабатывающих отраслей и соответствующего экспортного потенциала. На поверку иллюзией оказался некий экономический рывок, произошедший в середине 2000-х на фоне сверхвысоких цен на нефть.

Их результатом стали рекордные показатели сальдо торгового баланса в 160 млрд долларов в год. Затем было ставшее всеобщим шоком максимальное среди стран «Двадцатки» падение в 2009-м, первом году мирового кризиса, внешнеторгового оборота. В очередной раз стало понятно, что в реальности вся экономика России, как и СССР, абсолютно зависима от мировой конъюнктуры на углеводороды. Кроме них, нам, по сути, больше нечего предложить на внешние рынки, включая открывшиеся со вступлением в ВТО.

К моменту нашего присоединения к ней в 2012 году существовавшая в стране модель экономики, основанная главным образом на эксплуатации сырья, окончательно себя исчерпала. Как результат, за 2013–2015 годы в стоимостном выражении несырьевой экспорт упал на 18%, на 26% и 30% снизились продажи за рубеж легковых и грузовых автомобилей.

Сегодня, фактически оказавшись у разбитого корыта, мы без энтузиазма признаем, что хотя и приобрели необходимый инструмент, но современную экономику строить так и не начали. Хотя за минувшее время могли серьезно продвинуться на этом пути, да и средств для этого было достаточно. В том, что так случилось, виноваты мы сами. Теперь стоит задача как можно быстрее исправить допущенные ошибки, чего мы пока не умеем делать.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 2 октября 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog