Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила долгожданный документ, в котором предполагается наделить уполномоченных экономических операторов (УЭО) первого и третьего типа правом устанавливать на грузовые транспортные средства в рамках международной перевозки товаров собственные идентификационные пломбы.

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов. 

10 октября завершился второй курс обучения в логистической академии «Supply Chain Leaders 2019. Развитие без границ!» – первой обучающей программы для менеджеров по логистике в России.

Электронные паспорта транспортного средства взамен бумажных начали выдавать ко всем выпускаемым в России автомобилям.

Минфин РФ предложил продлить эксперимент по документарной прослеживаемости товаров до конца июня 2020 года.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ведомство выступает за введение базового уровня качества для продукции в странах ЕАЭС и работает, чтобы сделать её наднациональной.

/ Статьи

Без новых стимулов результата не будет

Компания по привлечению действующих уполномоченных экономических операторов (УЭО) к переоформлению своих свидетельств в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), проводившаяся ФТС России с 2018 года, как и предсказывали практически все эксперты, закончилась полным провалом.

На конец мая 2019 года в Реестр УЭО по новым правилам с выдачей свидетельств первого, второго или третьего типа включено всего семнадцать компаний. Из них лишь одиннадцать - это те, кто ранее находился в Реестре по нормам утратившего с начала прошлого года Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), а шесть компаний получили свои свидетельства УЭО впервые.

Таким образом, на момент, когда данная статья готовилась к печати, на настоятельные призывы представителей ФТС России провести процедуру переоформления документов не в последний момент, а заблаговременно откликнулись лишь 7% компаний, имеющих статус УЭО. При этом 144 компании по-прежнему имеют на руках действующие свидетельства УЭО по ТК ТС и применяют специальные упрощения в рамках переходного периода, который, как известно, заканчивается 31 декабря 2019 года.

Далее поделюсь своим мнением по поводу того, почему же реформирование самого института УЭО, проведенное в рамках ТК ЕАЭС, не породило в бизнес-среде нашей страны ажиотажного спроса на получение еще недавно для многих казавшегося столь заветным свидетельства уполномоченного экономического оператора. Ведь еще в начале 2018 года ожидалось и верилось, что именно компании, имеющие опыт применения специальных упрощений по ТК ТС, выстроятся в очередь на переоформление.

Однако, как уже отмечал, этого, к большому сожалению, не произошло. Конечно, одной из причин такой ситуации является традиционное русское авось, которое подразумевает откладывание дел на потом, причем даже самых важных. В то же время есть и иные, гораздо более весомые причины того, что в большинстве своем компании не торопятся получать или переоформлять статус УЭО по новым правилам.

Главная из них, на мой взгляд, заключается в том, что бизнес сейчас достаточно серьезно задумался над тем, а насколько для него вообще будет эффективным нести затраты на включение в Реестр УЭО, да и стоит ли идти на такой шаг. Такое положение стало результатом серьезного ужесточения условий получения статуса уполномоченного экономического оператора, которое произошло с вступлением в силу ТК ЕАЭС.

В поисках оптимального варианта решения компании проводят тщательные расчеты и сравнительный анализ реальных расходов и возможной экономии своих ресурсов от переоформления старых свидетельств, которые, как говорилось выше, сегодня еще действуют. Анализ ситуации показывает, что затраты для бизнеса на получение обновленного статуса уполномоченного экономического оператора определенно возросли. К этому привело не только ужесточение требований к оборудованию площадок и помещений УЭО, но и необходимость представить таможне удаленный доступ к сведениям из систем учета компании о проведении с товарами хозяйственных операций.

Бизнес в раздумье

Многие участники рынка оказались просто не готовы к такому повороту. В этом их можно понять. Особо, если так можно высказаться, напрягает неопределенность в отношении требований таможни к составу и форматам интересующих ее сведений. В итоге это приводит к тому, что компании вынуждены планировать свои бюджеты на модификацию систем учета, исходя из наиболее консервативных подходов в вопросах об обязательном учете товаров по партиям.

В то же время обновленный статус УЭО, безусловно, предоставляет его обладателю множество специальных упрощений, эффект от применения которых мог бы превысить даже увеличившиеся затраты на включение в Реестр. Напомню, что по ТК ЕАЭС для операторов первого типа доступно девять упрощений, для УЭО второго типа – десять, для подпадающих под третий тип - целых шестнадцать специальных упрощений.

Помимо упрощений, компании могут быть заинтересованы в том, чтобы при помощи получения статуса УЭО по ТК ЕАЭС приобрести положение низкого уровня риска, которое присваивается всем УЭО вне зависимости от типа свидетельства. Здесь стоит рассмотреть, какие из имеющихся упрощений могут заинтересовать компании и принести им ощутимую экономию? Так, УЭО, имеющий свидетельство первого типа, может совершать таможенные операции, связанные с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, проводить таможенный осмотр или досмотр в первоочередном порядке.

Однако здесь стоит отметить, что сама процедура применения такого первоочередного порядка до сих пор никак не установлена. При этом в ближайшем будущем определять ее не планируют ни Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая регламентирует порядок и правила существования УЭО на территории ЕАЭС, ни ФТС России. Поэтому существенного экономического эффекта от прохождения вне очереди бизнесу ожидать не стоит.

Также обладатель свидетельства первого типа может совершать грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, и в отношении его товаров таможня не будет устанавливать маршрут перевозки. Очевидно, что данные нормы предназначены для перевозчиков и вряд ли окажут заметный эффект на снижение затрат обычного импортера, каковым и является подавляющее большинство компаний УЭО по ТК ТС.

Для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), безусловно, достаточно эффективным и действенным упрощением является получение права не предоставлять обеспечение при выпуске товаров до завершения всех проверок. Однако, к счастью, применять это упрощение по отношению к обычным потоковым поставкам не нужно. Оно может помочь снизить затраты в случае форсмажоров с документами или возникновения споров с таможней о коде ввозимого из-за рубежа товара.

Эффекта пока нет

Однако здесь следует напомнить, что точно такого же эффекта можно добиться, причем гораздо более простым путем, даже не получая статуса УЭО. Для этого достаточно подтвердить в таможне, что ваша организация соответствует условиям для крупных законопослушных компаний, приведенным в статье 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По этой причине данное упрощение можно исключить из числа привлекательных для бизнеса плюсов.

Напомню, что, согласно действующим правилам, таможня должна признавать в качестве средств идентификации пломбы, наложенные уполномоченным экономическим оператором первого типа, и привлекать такие компании к участию в проводимых пилотных проектах и экспериментах. Обычные импортеры также вряд ли могут рассматриваться эти упрощения как некий источник значительного снижения своих затрат. Оставшиеся два упрощения (непредоставление обеспечения при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и выпуск товаров до подачи декларации) и раньше были доступны операторам по ТК ТС, причем с гораздо меньшими затратами на получение статуса УЭО.

Похожая ситуация и у компаний, рассматривающих получение свидетельств второго и третьего типа. В ряде случаев новые упрощения облегчают компаниям текущую деятельность, но не дают ощутимого экономического эффекта, в других вариантах имеют место те же самые упрощения, которые уполномоченный экономический оператор по ТК ТС и так имел.

Получается, что, с точки зрения тех компаний, которые уже имеют статус УЭО по ТК ТС и сейчас размышляют о том, готовы ли они начать процесс переоформления свидетельств, новые правила предлагают им примерно тот же самый набор инструментов для снижения издержек. Вот только получить доступ к ним теперь можно за существенно бОльшую плату.

Ожидать в таких условиях резкого увеличения числа уполномоченных экономических операторов, даже после окончательного решения вопроса с требованиями к системе их учета, скорее всего, будет неправильно. Вместе с тем, судя по заявлениям представителей ЕЭК и ФТС России, они достаточно сильно заинтересованы в росте числа компаний, обладающих статусом УЭО.

По мнению экспертов по данной тематике, придать компаниям дополнительный интерес к получению статуса уполномоченного экономического оператора можно двумя способами: увеличив привлекательность упрощений или за счет внедрения для УЭО отдельным решением ЕЭК новых специальных упрощений. Отмечу, что такое право ЕЭК предоставлено пунктом 5 статьи 437 ТК ЕАЭС.

Очень востребованными могли бы оказаться, например, два новых упрощения. Первое связано с получением УЭО права проводить на своих площадках маркировку товаров, в том числе и контрольными идентификационными знаками, второе - с регулированием авторегистрации и автовыпуска товаров уполномоченного экономического оператора на понятных и заранее определенных условиях, закрепленных в специальном соглашении с таможней.

Свой вклад в увеличение привлекательности УЭО могла бы внести и ФТС России, проведя реформу системы управления рисками (СУР) таким образом, чтобы декларативная норма о низком риске уполномоченных экономических операторов получила содержательное наполнение, а имеющаяся нынче практика применения СУР не отпугивала компании от института УЭО, а, наоборот, стимулировала бы бизнес на получение статуса УЭО, что будет способствовать повышению открытости и прозрачности деятельности компаний.

Дмитрий МАЙОРОВ,

генеральный директор ООО «Лакор»,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 20 июня 2019 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

У операторов будут свои пломбы

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила долгожданный документ, в котором предполагается наделить уполномоченных экономических операторов (УЭО) первого и третьего типа правом устанавливать на грузовые транспортные средства в рамках международной перевозки товаров собственные идентификационные пломбы.

 12 ноября 2019 / Таможня

Россия становится более открытой

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов.В 

 11 ноября 2019 / Таможня

«Supply Chain Leaders. Развитие без границ!» завершила второй курс обучения

10 октября завершился второй курс обучения в логистической академии В«Supply Chain Leaders 2019. Развитие без границ!В» – первой обучающей программы для менеджеров по логистике в России.

 7 ноября 2019 / Логистика

CeMAT RUSSIA 2019 – комплексный взгляд на интралогистику

C 24 по 26 сентября 2019 г. в Москве в МВЦ В«Крокус ЭкспоВ» с успехом прошла 10-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT RUSSIA, став по-настоящему знаковым выставочным событием для специалистов по логистике и управлению цепями поставок.

 6 ноября 2019 / Логистика

Практические решения для топологии и технологии работы разных складов

Что такое эффективность работы складского комплекса? Каждый может трактовать это понятие по-своему, в зависимости от того, для чего предназначен склад. Однако, на наш взгляд, есть параметры, по которым можно измерить эффективность любого склада.

 31 октября 2019 / Логистика

У операторов будут свои пломбы

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила долгожданный документ, в котором предполагается наделить уполномоченных экономических операторов (УЭО) первого и третьего типа правом устанавливать на грузовые транспортные средства в рамках международной перевозки товаров собственные идентификационные пломбы.

 12 ноября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Россия становится более открытой

Только за две недели с начала действия правил, допускающих приезд иностранцев в Санкт-Петербург по электронной визе, город посетило более 15 тыс. зарубежных туристов.В 

 11 ноября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кому-то густо, а кому-то - пусто

Правительство своим постановлением ввело квотирование в объеме 1 млн 9,2 тыс. тонн экспорта отходов и лома черных металлов по регионам, которое будет действовать с 1 сентября до конца года. Эти нормы будут действовать в отношении поставок в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 21 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенный представитель: пора одиночек прошла

За последнее время ФТС России сделала немало позитивного для того, чтобы деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе и таможенных представителей, отвечала требованиям времени.

 17 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Электронные визы пришлись по вкусу

По обыкновенным однократным электронным визам через пункты пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в Россию могут въезжать граждане 53 стран, из которых 38 - государства Европы.

 16 октября 2019 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog