Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

АВТОМАТИЗАЦИЯ СКЛАДА: УЧЕТНЫЕ СИСТЕМЫ И WMS — ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?

Сегодня в России, по оценкам экспертов, насчитывается более 50 различных систем управления складом (англ. Warehouse Management System, сокр. WMS). Несмотря на достаточно широкий спектр таких решений, все они, как правило, имеют одну общую цель — повышение эффективности применения складеких ресурсов и увеличение производительности работы склада.

НО, ЕСТЬ ОДНО «НО»:

Потенциальные и даже существующие пользователи часто путают системы управления складом с классическими учетными системами. В результате, заказчик искренне считает, что внедряет на своем складе WMS, рассчитывая на один результат, а получает совершенно другой. Масла в огонь иногда подливают и сами производители учетных систем, нередко указывая, что их продукт предназначен для «управления складом», либо добавляя в его название аббревиатуру WMS.

Рынок программных продуктов для управления складом появился в России более 10 лет назад, еще в 1998-99 годах — серьезный срок для сегмента высоких технологий. Технологии развиваются даже не высокими темпами, а огромными скачками. Задачи, для решения которых ранее требовались колоссальные вычислительные мощности, стоящие таких же астрономических денег, сейчас под силу даже домашним вычислительным системам. Отсюда — целая «пропасть» между функционалом, который был тогда и тем, который существует сейчас.

Например, вряд ли в конце 90-х задумывались о решении задач перебора в режиме soft real-time (мягкого реального времени) на весьма посредственном серверном оборудовании. Это можно сказать и об архитектуре программного обеспечения, и о функционале. То, что десять лет назад могло именоваться «управление складом», сейчас может и вовсе не отвечать потребностям рынка.

В январе этого года компания LogistiX, российский разработчик и поставщик систем управления складом LEAD WMS, один из лидеров российского WMS-рынка, провела опрос 100 топ-менеджеров логистических центров, дистрибьюторов и производственных предприятий на тему «Различия между учетными системами и WMS». В опросе приняли участие респонденты из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Новосибирска и ряда других городов. По данным аналитического центра компании LogistiX, менее 40% опрошенных четко представляют разницу между учетными системами и решениями класса WMS и могут ответить на поставленные вопросы.

«Мы решили провести данный опрос в результате обращения к нам одного из заказчиков, планирующего внедрить WMS на своем складе. На тот момент он рассмотрел уже несколько предложений и хотел ознакомиться с возможностями наших решений. Мы провели тщательный анализ стоящих перед складом задач и предложили оптимальный вариант системы управления складом, рассказав о ее возможностях. Заказчик сильно удивился широкому функционалу нашего программного продукта, и поинтересовался, что же именно относится к WMS. Связано это было с тем, что среди решений, предложенных заказчику со стороны различных поставщиков, присутствовали и классические учетные системы, выдаваемые за WMS», — отметил Дмитрий Блинов, технический директор компании LogistiX.

В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Различия между WMS и учетными системами, по большому счету, становятся понятны уже исходя из названия классификации программного продукта — система управления и система учета, не считая функциональных аспектов.

Если говорить о WMS-системах, то основное их назначение — это управление технологическими процессами на складе. Профессиональные решения обеспечивают автоматизацию, оптимизацию и контроль всех складских процессов в сквозном режиме (приемка, размещение, хранение, комплектация грузов и многое другое, в зависимости от классификации и набора функций программного продукта). Также WMS позволяют обеспечить контроль и оптимизацию работы персонала, техники и складского оборудования и многое другое.

Давайте рассмотрим простой пример, что является «учетным» функционалом по отношению к операции набора (пикинга) грузов на складе, а что — функционалом управления?

К «учетному» функционалу можно отнести такую реализацию процесса, когда сотрудник самостоятельно решает, как выполнить операцию набора. Сотрудник оценивает требуемый объем, типоразмеры тары и товароносителей, выбирает себе конкретные задания или их группы в виде списка накладных, на протяжении исполнения заданий решает, будет ли он их выполнять или пропустит, чтобы вернуться потом. Специалист применяет свои экспертные знания, чтобы работать в рамках указанного функционала.

В случае с WMS сотрудник получает уже сформированные, конкретные указания от системы, а именно: взять заданные типоразмеры тары, использовать заданную технику, при попытке отказа от задания — четко выбирать причину, чтобы система могла инициировать запуск другого, параллельного процесса (например, контроль количества в ячейке, контрольный пересчет грузов с определенными атрибутами, проверка весогаба-ритных характеристик и другое).

Чем больше зависимость от сотрудников, тем с большей уверенностью можно сказать, что система относится к классу «учетных». В свою очередь, системы управления предназначены именно для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность бизнеса в том, что касается зависимости от конечных исполнителей.

Основное предназначение классической складской учетной системы заключается в ведении автоматизированного учета движения торгово-материальных ценностей. Базовый функционал таких систем предусматривает поддержку документооборота, охватывающего прием, отпуск товара, инвентаризацию остатков и отчеты о товародвижении.

Функционал некоторых учетных систем можно расширять, но, в любом случае, они не смогут обеспечить управление технологическими процессами на складе, осуществлять их адаптацию и оптимизацию в зависимости от стоящих перед складским комплексом задач, а также планировать и выдавать задания исполнителям. Связано это с тем, что основное назначение таких решений — учет, а не управление.

К сожалению, даже окупаемость у нас многие считают в режиме «сколько сэкономим на зарплатах». Есть и такие величины, которые сложно посчитать «на коленке». Скажем, сколько потеряет компания, если уйдет опытный кладовщик? Долго ли будет простаивать склад, если сотрудники решат вдруг уйти к соседям? Кадровые вопросы порой становятся определяющими, и если в Европе это давно уже поняли, то мы еще только пытаемся осознать.

Один из примеров реализованных проектов этого года на базе профессиональных решений WMS — складские комплексы в Москве и Санкт-Петербурге компании «Премьер Лоджис-тик», входящей в холдинг «МАК-ДАК», ведущего дистрибьютора FMCG товаров в России.

По словам Сергея Бишира, генерального директора компании «Премьер-Лоджистик», применение профессиональной системы управления складом позволило увеличить общую производительность работы складских комплексов компании в Москве и Санкт-Петербурге в среднем на 25—30%. Пропускная способность логистических центров возросла на 15—20%, а скорость набора заказов увеличилась примерно на 30% по сравнению с существовавшими ранее показателям.

Сергей Бишир также отметил, что система позволила реализовать уникальную технологию грузопереработки, с помощью которой была обеспечена быстрая окупаемость проекта и глубоко проработанная методологическая база. Новые сотрудники адаптируются за несколько дней и полноценно включаются в работу склада.

WMS-системаВ таблице приведено сравнение учетных систем и WMS по нескольким функциональным параметрам.

Приведенные в таблице параметры — это далеко не полный перечень, но подытожить его можно тем, что планирует операции и распределяет их между сотрудниками, а также обеспечивает обратную связь при возникновении внештатных ситуаций. Иной функционал, где принятие решения зависит от сотрудника на месте, — это учетная система.

Также хочется отметить, что эффективность применения WMS или учетных систем зависит не только от их функционала, но и от других факторов. Например, одним из важнейших условий успешного функционирования складских комплексов является технология их работы. По сути, это процесс грузопе-реработки, на базе которого реализованы процессы, определяющие принципы работы каждого отдельного участка склада, каждого его сотрудника, техники и оборудования. Если технология работы склада имеет существенные недочеты, то применение программных продуктов, будь то продвинутые учетные системы или WMS, вряд ли даст какой-то существенный эффект.

Резюмируя, отметим следующее: чтобы получить желаемый результат от внедрения программных продуктов, необходимо прежде всего понимать, что данные решения имеют различный функционал и назначение. Причем, и учетные системы, и WMS имеют собственную классификацию. Поэтому даже продвинутые учетные системы некорректно сравнивать с WMS-решениями и ставить их в «один ряд». Даже на европейских складах с высоким уровнем автоматизации и применением роботизированных компонентов на определенных местах может функционировать учетная система, а весь логистический комплекс будет находиться под управлением единой WMS.

В скором будущем сложно будет представить предприятие, склад которого не оснащен WMS или учетной системой. В любом случае, выбор в пользу того или иного решения следует делать, исходя из целого ряда аспектов, в частности, учитывая стоящие перед складским комплексом задачи, а также назначение и возможности представленных на рынке программных продуктов. Более того, уже есть проекты, где вместо WMS можно было бы установить простую учетную систему, наряду с другими проектами, где программисты «допиливают» учетную систему, чтобы получить функционал WMS.

Чтобы не допустить ошибку в выборе, начинать следует с фиксации потребностей, которые проистекают из заданной технологии грузопереработки. Имея на руках зафиксированный на бумаге желаемый результат, гораздо проще принять решение об инструменте, при помощи которого он будет достигаться.

АНАТОЛИЙ КИЗУБ, пресс-служба LogistiX

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 4 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog