Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Анализ динамики и структуры пассажирских перевозок Московского транспортного узла: статистика пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом

Юлия Кислова

Юлия Кислова,

к.э.н., директор ООО «Агентство Маркет Гайд»

Анна Казунина

Анна Казунина,

руководитель проектов ООО «Агентство Маркет Гайд»

Москва - не только крупный деловой и культурный центр России, но и крупнейший транспортный хаб, через который перемещаются миллионы людей, путешествующих с различными целями. Пассажирооборот Московского транспортного узла превышает 140 млн пассажиров в год. Фактически он обеспечивает взаимосвязь субъектов РФ со столицей, другими российскими регионами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья. За счет разветвленной структуры транспортных направлений, которой нет ни у одного другого города России, в Москве достаточно велика доля транзитных перевозок.

Транспортная система столицы включает Московский авиационный узел (МАУ), Московский железнодорожный узел, состоящий из 11 радиальных направлений, развитую дорожную инфраструктуру, включающую 11 автомагистралей и 2 кольцевые автодороги, систему внутреннего водного (речного) транспорта, включающую 2 речных порта.

Пассажиропоток Московского транспортного узла существенно превышает аналогичные показатели других российских регионов: суммарный объем пассажирских перевозок по итогам 2015 года составил порядка 148,3 млн пассажиров, рост за последние 3 года (201 2-201 5 годы) -+ 5,3%. При этом в 2015 г. заметно небольшое снижение суммарного пассажиропотока (-0,6% к уровню 2014 года), что вызвано снижением транспортной активности населения страны в целом вследствие экономического и политического кризиса.

Наибольшая доля пассажирских перевозок Московского транспортного узла осуществляется за счет перевозок воздушным и железнодорожным транспортом, вместе обеспечивающих более 80% общего пассажиропотока. Возрастает доля воздушного транспорта, которая за последние 3 года увеличилась на 7,0% - с 45% в 2012 году до 52% в 2015 году, при одновременном снижении доли пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

Рассмотрим подробнее крупнейшие сегменты рынка пассажирских перевозок Московского транспортного узла в дальнем сообщении - перевозки воздушным и железнодорожным транспортом.

Аэропорты МАУ аккумулируют основной объем пассажиропотока Российской Федерации и входят в топ-3 крупнейших авиагаваней страны, их суммарная доля составляет порядка 49% от общего объема пассажирооборота аэропортов РФ. Четвертое место в рейтинге (после аэропортов МАУ Шереметьево, Домодедово и Внуково) занимает аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург), доля которого составляет порядка 8,0%, а ежегодный пассажирооборот превышает 1 3,0 млн пассажиров, на пятом месте аэропорт Симферополь с долей 3,0% (5,0 млн пассажиров).

Пассажирские перевозки воздушным транспортом занимают первое место в структуре пассажирооборота Московского транспортного узла. По предварительным данным, в 2015 году аэропорты МАУ обеспечили перевозку 77,9 млн пассажиров. Объем перевозок увеличился за последние 3 года (201 2-201 5 годы) на 22,5%. В 201 3-201 5 годах очевидно замедление темпов роста пассажирооборота МАУ, вызванное снижением зарубежных поездок россиян; наиболее высокие темпы роста пассажирских перевозок аэропортами МАУ были характерны для 201 2-2013 годов.

В 2015 году для аэропортов МАУ была характерна тенденция сокращения пассажирских перевозок на международных воздушных линиях (МВЛ) при одновременном росте перевозок внутренними воздушными линиями (ВВЛ). Объем пассажирских перевозок на ВВЛ аэропортов МАУ по итогам 2015 года увеличился на 14,7%, в то время как снижение пассажирских перевозок на МВЛ за тот же период составило 10,4%, при этом количество пассажиров, путешествующих на внутренних направлениях, в 2015 году превышает количество пассажиров на международном направлении. Крупнейшим аэропортом МАУ по итогам 2015 года стал аэропорт Шереметьево, объем пассажирских перевозок которого в 2015 году превысил показатели аэропорта Домодедово, долгое время являвшегося лидером.

Объем пассажирооборота аэропорта Шереметьево по итогам 2015 года составил 31,6 млн, из них 17,8 млн (или 56%) занимают перевозки в международном сообщении, что ниже уровня 2014 года на 3,7%. Наиболее востребованными зарубежными направлениями в 2015 году стали Анталия, Париж, Прага, Пекин и Амстердам. Пассажирские перевозки внутренними воздушными линиями в 2015 году выросли на 5,6%, составив 13,8 млн пассажиров, наиболее популярные внутренние направления 2015 года - Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Краснодар и Екатеринбург.

 

Пассажирооборот аэропорта Домодедово в 2015 году составил 30,5 млн пассажиров, что на 7,7% ниже уровня 2014 года, снижение во многом объясняется закрытием полетов крупной российской компании «Трансаэро», которая базировалась в Домодедово, а также закрытием ряда популярных международных направлений. Так, снижение перевозок на МВЛ в 2015 году составило -21,6% к уровню 2014 года, достигнув в натуральном выражении 13,95 млн пассажиров. Наиболее популярными международными направлениями в 2015 году стали Кишинев, Ереван, Киев, Минск, Стамбул. Во внутреннем направлении аэропорт Домодедово в 2015 году перевез 16,56 млн пассажиров, что на 8,2% выше уровня 2014 года.

Аэропорт Внуково занимает третье место в структуре пассажирских перевозок аэропортов МАУ и считается самым быстрорастущим - рост в 2015 году составил +24,2%, достигнув 15,82 млн пассажиров, при этом объем перевозок в международном сообщении увеличился на 1,5% (6,3 млн). Лидером по объемам международных пассажирских перевозок аэропорта Внуково в 2015 году выступила Турция, кроме того, увеличение пассажиропотока было отмечено на таких направлениях, как Ларнака, Тбилиси и Дубай. Объем пассажирских перевозок на внутренних направлениях по итогам 2015 года составил 9,52 млн пассажиров (+46,0% к уровню 2014 года). Наиболее популярными внутренними направлениями аэропорта Внуково в 2015 году стали Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Симферополь, Минеральные Воды и Екатеринбург. Негативные тенденции в экономической и политической жизни страны привели к снижению пассажирских перевозок в начале 2016 года. Так, в январе-апреле 2016 года наблюдалось снижение пассажирских перевозок аэропортами МАУ: суммарный объем пассажирских перевозок аэропортов МАУ за январь-апрель 2016 года составил 20,33 млн, что ниже уровня аналогичного периода 2015 года на 2,3%, при этом снижение пассажирских перевозок на международных воздушных линиях за январь-апрель 2016 года составило -14,7%, в то время как пассажирские перевозки внутренними воздушными линиями за тот же период выросли на 9,8%. Снижение пассажирских перевозок в январе-апреле 2014 года отмечено в аэропортах Внуково и Домодедово: оно составило -25,0% и -2,9% соответственно и было вызвано закрытием наиболее популярных «пляжных» направлений - Египта и Турции, которые составляли весомую долю пассажиропотока, а также закрытие ряда рейсов на Украину.

Загрузка аэропортов МАУ достаточно высока. Так, по оценкам, аэропорт Внуково использует около 50% своей потенциальной емкости1, загрузка аэропортов Шереметьево и Домодедово достигает 80-85% пропускной способности, для их разгрузки было начато строительство еще одного аэропорта. В марте 2016 года был открыт четвертый международный аэропорт МАУ - Жуковский, планируется, что уже в 2016 году он обслужит 1,9 млн пассажиров, а к 2021 году, согласно планам инвесторов, объем пассажирских перевозок будет составлять 12,0 млн пассажиров в год. Второе место в структуре пассажирских перевозок Московского транспортного узла занимает железнодорожный транспорт. В последние годы в сегменте пассажирских перевозок железнодорожным транспортом наблюдается негативная динамика: снижение объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по Московскому транспортному узлу повторяет общую отрицательную динамику, характерную для страны в целом. Так, по данным пресс-службы ОАО «РЖД», объем пассажирских перевозок в дальнем сообщении за 201 2-201 5 годы в целом по стране снизился на 16%, снижение аналогичного показателя по Московскому транспортному узлу за тот же период составило -19,0%.

Наиболее загруженные железнодорожные вокзалы Московского транспортного узла:

■ Казанский вокзал ежедневно обслуживает более 35 тыс. пассажиров и связывает Москву с городами Поволжья, Урала и Сибири - во внутреннем направлении, а в международном направлении осуществляет связь с Узбекистаном, Киргизией и Казахстаном;

■ Ленинградский вокзал - ежедневный пассажиропоток составляет порядка 25 тыс. пассажиров, он соединяет Москву с северо-западными регионами страны: Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Мурманском, Петрозаводском, Псковом и другими городами, а в международном направлении поезда следуют в Эстонию и Финляндию;

■ Курский вокзал - через него проходит более 20 тыс. пассажиров в сутки, он связывает Москву с такими странами, как Азербайджан, Абхазия и Украина, по России поезда следуют в южном и юго-западном направлении.

Наименее загруженным вокзалом Московского транспортного узла является Рижский вокзал, ежедневный пассажиропоток которого не превышает 1,0 тыс. пассажиров, он обеспечивает связь Москвы с такими российскими городами, как Великие Луки, Псков, а также во внешнем сообщении - с Ригой (Латвия). Суммарная доля трех вокзалов (Казанского, Ленинградского, Курского) превышает 60% общего объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (в дальнем сообщении) Московского транспортного узла. Снижение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Московского транспортного узла в дальнем сообщении в 2014-2015 годах наблюдается по всем направлениям. По данным ОАО «ФПК», наибольшее снижение перевозок в 2014 году характерно для Киевского (-36,2% к уровню 2013 года), Курского (-1 6,5% к уровню 201 3 года) и Павелецкого (-13,9% к уровню 2013 года) вокзалов, наименьшее снижение за тот же период характерно для Ленинградского вокзала (-1,7%). Снижение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом связано как с общей тенденцией снижения транспортной активности населения России, так и с постепенной переориентацией на другие виды транспорта, в том числе авиатранспорт. Причиной такой переориентации может являться высокая стоимость железнодорожных билетов, которая на дальние расстояния практически сравнялась или незначительно меньше стоимости авиабилетов. Кроме того, по скорости передвижения и времени, затрачиваемому на поездку, воздушный транспорт существенно выигрывает перед железнодорожным.

Однако преимущества есть и у железнодорожного транспорта, что позволяет ему оставаться популярным и занимать второе место в структуре пассажирских перевозок дальнего сообщения по Московскому транспортному узлу, уступая только воздушному транспорту.

Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день Москва является крупнейшим транспортным узлом в стране, через который ежегодно передвигается более 140 млн пассажиров с деловыми, культурными,

частными, транзитными и прочими целями. Несмотря на это, потенциал роста пассажиропотока через Московский транспортный узел достаточно велик. Так, сравнительный анализ показателей пассажиропотока аэропортов Москвы со столицами крупных зарубежных государств показал, что по объему пассажиропотока Москва значительно отстает от многих из них:

■ пассажиропоток аэропортов Лондона (Хитроу, Гатвик, Станстед, Лутон, Сити) по итогам 2015 года составил порядка 155,1 млн, что почти в 2 раза выше московского показателя;

■ пассажиропоток аэропортов Парижа (Шарль-де-Голль, Орли) в 2015 году составил около 95,4 млн пассажиров, что в 1,2 раза превышает показатели МАУ;

■ пассажиропоток аэропортов Нью-йорка (Аэропорт им. Дж. Кеннеди, Ньюарк Либерти Ла Гуар -дия) по итогам 2015 года составил около 119,5 млн пассажиров, что в 1,5 раза выше показателей МАУ

Для увеличения пассажиропотока аэропортов МАУ необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры -транспортной, туристской, деловой -не только на территории Московского региона, но и на всей территории Российской Федерации, создание условий для поездок по стране для российских и иностранных граждан.

По оценкам, в 2016 году снижение пассажиропотока в международном сообщении сохранится, более востребованными будут внутренние направления.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 21 августа 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog