Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Акциз опять вышел победителем

В затянувшейся эпопее вокруг дальнейшей судьбы акцизов поставлена точка - в 2017 году они вырастут. По этому вопросу Государственная дума 18 ноября приняла поправки в Налоговый кодекс (НК).

В соответствии с ними с 1 января будущего года увеличатся акцизы на вино, шампанское, сидр, медовуху, пиво и крепкий алкоголь, а также на все виды табака, автомобильный бензин пятого класса и дизельное топливо. Так, на шампанское ставка повысится на 10 рублей, до 36 рублей за литр, на импортные вина — с 9 до 18 рублей за литр, на крепкий алкоголь (с содержанием спирта выше 9%) — на 23 рубля, до 523 рублей за литр. Больше всех подорожает табачная продукция: акциз будет не менее 2123 рублей. По оценке производителей, из-за этого пачка сигарет в среднем подорожает на 20%.

Также одобренный Госдумой документ вводит акциз на электронные сигареты и нагреваемый табак. Налогом будет облагаться и устройство для курения (40 рублей за штуку), и жидкость для него (10 рублей за миллилитр). Акциз на бензин пятого класса вырастет до 10 535 рублей за тонну, на дизельное топливо с нынешних 5293 рублей поднимется до 6800 рублей за тонну. При этом понижены ставки налога на моторные масла, бензол и авиационный керосин, а безалкогольное пиво не попало в список подакцизных товаров.

Как уточнили эксперты, новый закон — часть «бюджетного пакета». Это ряд документов, вносящих поправки в различные области российского законодательства с целью увеличить поступления в госказну. Закономерно, что на этом же заседании депутаты рассмотрели и одобрили в первом чтении проект федерального бюджета на 2017 год. В правительстве посчитали, что за счет роста акцизов он дополнительно получит 430 млрд рублей в 2017 году, 345 млрд рублей и 487 млрд рублей в 2018-м и 2019 годах соответственно.

Уточним, что авторство роста акцизов на крепкий алкоголь принадлежит Минфину. Ведомство представило соответствующие поправки к НК. Минэкономразвития, напротив, предлагало снизить ставки до 360 рублей за литр. По мнению министерства, следует установить планку налога, которая позволит сохранить достаточный объем поступлений в бюджет, но оставив алкоголь доступным для населения. За снижение ставки или хотя бы ее сохранение выступает и Союз производителей алкопродукции, обратившийся с соответствующей просьбой в правительство.

Вино не по карману

Как отмечалось, акцизы на вино вырастут вдвое. Однако эксперты считают, что это не повлияет на производителей из государств СНГ, потому что небольшой рост цен на и без того дорогое импортное вино наши потребители просто не заметят. Уже понятно, что в 2017 году все вина подорожают. В среднем стоимость одной бутылки красного и белого вина прибавит 7,5 рубля. Для продукции из импортного винограда ожидается повышение с 9 до 18 рублей.

Эксперты полагают, что это ударит по отечественным производителям, а на импортном алкоголе из-за его дороговизны новые акцизы почти не скажутся. Уточним, что доля заморского вина в России не превышает 25%. Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов россиян его поставки, в том числе и из стран СНГ и Грузии, резко упали.

Импортеры осознанно снизили объемы ввоза, опасаясь, что не смогут продать прежнее количество товара по новой цене. Сегодня в России просто нет дешевого вина из государств СНГ. Лидерами на рынке являются Грузия, Армения и Молдова, однако речь идет о небольших объемах.

В Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя называют дешевым вино, бутылка которого стоит менее 200 рублей, и считают, что «бутылка хорошего вина из настоящего винограда в России могла бы стоить 120 рублей, однако на ценообразование влияет курс доллара. Поэтому после девальвации рубля (конец 2015 года) дешевого импортного вина в РФ просто не может быть».

В Центре отмечают, что 90% европейцев (во Франции, и в Италии, и в Испании) пьют вино стоимостью один-два евро за бутылку. Так, испанцы опубликовали ТОП-10 недорогих, но хороших вин в местных сетевых супермаркетах. Первое место заняло вино за 1,4 евро. Так что качественное вино тоже может быть дешевым.

В Евросоюзе такого продукта много, потому что дотации на литр составляют 1 евро, что сдерживает цены. По расчетам Центра, 80% россиян не позволяют себе вино дороже 200 рублей, а 12 лет назад в одной ценовой категории были российские, украинские, молдавские, болгарские и румынские вина. Сейчас из-за курса доллара в сегменте недорогих вин у нашего напитка нет конкурентов.

Акциз вырастет на шампанское без защищенного географического указания (изготовленное из иностранного сырья). При этом ставки на продукт из российского винограда не повысят больше, чем предусмотрено в действующей редакции Налогового кодекса - до 14 рублей за литр (на 1 рубль). Правительство изначально не планировало сильно увеличивать акцизы на игристые вина.

В проекте закона, принятом Госдумой 2 ноября в первом чтении, предусматривалась прибавка на 1 рубль для обеих категорий шампанских вин - до 14 рублей для товара российского происхождения и до 27 рублей - для изготовленного из иностранных виноматериалов. Акциз предложено увеличить только в 2017 году, в последующие два года рост не предполагается. Во время второго чтения депутаты не стали повышать ставки на российские вина, акциз на них останется в 5 рублей за литр, а на иностранные напитки он прибавит с 9 до 18 рублей за литр.

При этом Минсельхоз не поддерживает рост акциза на игристые и шампанские вина из российского сырья. В Ассоциации производителей игристых вин считают, что «повышение ставок акциза на шампанское может привести к резкому падению рынка, росту доли контрафакта и фальсификата, сокращению рабочих мест в отрасли, снижению доступности товара и захвату доли рынка винными напитками».

Стоит отметить, что во втором чтении без изменений остались ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху - в 2017-2019 годах они вырастут на 11 рублей (с 9 до 21 рубля за литр). На пиво с содержанием спирта от 0,5% до 8,6% и с долей спирта свыше 8,6% акциз прибавит 1 рубль (с 20 до 21 рубля за литр и с 37 до 39 рублей за литр соответственно).

Курильщикам не повезло

Правительство не обошло вниманием и табачную продукцию. Ставки выросли на все виды табака - трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный. Однако ко второму чтению депутаты пересмотрели величину повышения. Если первоначально планировали увеличить ставки на 1 кг табака с 2000 рублей 2016-м до 4800 рублей в 2017 году, до 4992 рублей в 2018-м и 5192 рублей в 2019 году, то во втором чтении ставки по годам увеличили до 2520, 2772 и 3050 рублей соответственно. Акцизы на сигариллы и сигары в будущем году тоже прибавят.

На сигареты они вырастут больше, чем запланировано в поправках к НК, принятых Госдумой в первом чтении. К уже одобренному увеличению на 10% специфической части акциза (до 1,56 тыс. рублей за 1000 сигарет) прибавился рост адвалорной составляющей ставки (выражается в процентах) с 13% до 14,5% на весь трехлетний период. По мнению экспертов, это повлечет подорожание сигарет, а покупатели перейдут на дешевую продукцию, доля которой за последние годы заметно выросла.

Специфическая часть акциза уплачивается всеми производителями в зависимости от количества проданных сигарет. Адвалорная часть рассчитывается в зависимости от цены продаваемых сигарет. В этом году ее уплачивают те, кто продает товар дороже 71,7 рубля за пачку. Рост адвалорной составляющей обеспокоил крупнейших производителей табачной продукции, о чем они написали в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину. Авторы просят сохранить адвалорную составляющую в 2017 году на уровне 13%.

По мнению экспертов, дополнительная индексация этой части акциза неравномерно распределит налоговую нагрузку между различными ценовыми сегментами, что вызовет увеличение цен на табачную продукцию на 14–16 рублей за пачку без учета роста себестоимости производства. Подсчитано, что тогда цена пачки составит 15% ежедневного располагаемого дохода среднестатистического потребителя, а для покупателей с низким доходом — около 23%.

Это, скорее всего, подтолкнет все категории курильщиков к переключению на более дешевую продукцию, в том числе нелегальную. Кроме того, произойдет беспрецедентное увеличение цен на табачную продукцию во всех ценовых сегментах, что подорвет базу налоговых поступлений. Рост адвалорной части еще больше затруднит процесс гармонизации акцизов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Напомним, что в этом году и минимальную ставку акциза, и адвалорный компонент должны уплачивать все, кто продает пачку сигарет дороже 71,7 рубля, то есть 92,1% рынка. В то же время, как уточнили эксперты, рост адвалорной составляющей затрудняет прогнозирование и администрирование налога, поэтому некоторые страны от нее вообще отказались.

Праздник для подделок

Аналитики табачного рынка констатируют, что постоянное повышение акцизов в течение последних нескольких лет привело к результатам, схожим с теми, которые по этой же причине были в алкогольном секторе, где значительно сократилась «официальная» часть. По данным двух работающих в России крупных транснациональных производителей – Philip Morris International (PMI) и JTI, – падение рынка из-за роста акцизов и снижения покупательной способности населения в прошлом году составило 6,2–6,3% (это примерно 294 млрд сигарет), а годом ранее – порядка 10%.

При этом все признают, что в России стало меньше курильщиков. По данным Росстата за 2008–2013 годы - на 16%, а соцопросы, включающие 2014 и 2015 годы, показали снижение на 25%. По некоторым оценкам, к курильщикам можно отнести до 37% взрослого населения РФ, в 2009 году таких было 47%. Однако у нас все равно курят много больше, чем на Западе.

Обратной стороной сокращения «официального» рынка стал рост теневого сегмента с миллиардными оборотами. В исследовании аналитического агентства InfoLine говорится, что нелегальные табачные изделия продаются в каждой восьмой торговой точке традиционного формата, а в 10 тыс. нестационарных точек (лотков, «магазинов на колесах») реализуют только «левые» сигареты.

Лишь через традиционные форматы розницы в этом году могут продать более 12 млрд сигарет нелегального происхождения, то есть примерно 4% от всего объема «официального» потребления. Годовые потери магазинов, торгующих легальной табачной продукцией, оценивают более чем в 45 млрд рублей, а потери бюджета превышают 20 млрд, из них подавляющая часть (17 млрд) приходится на неуплату акцизов.

Напомним, что на алкогольном рынке проблему нелегальной продукции (которая зачастую производится на тех же мощностях, что и официальная) власти решают при помощи Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая с этого года повсеместно внедряется в розничных продажах. Если верить чиновникам, то мера оказалась весьма эффективной. Сообщается, что благодаря подключению к ЕГАИС более 80% розницы удалось сократить разницу между официально произведенным алкоголем и официально проданным по декларациям почти до нуля. При этом обороты алкогольного рынка за восемь месяцев выросли почти на 32 млрд рублей. Аналогичные меры теперь планируется предпринять и на табачном рынке. По некоторым данным, профильные ведомства должны представить предложения до конца ноября.

Не забыли никого

Отметим, что Госдума не стала пересматривать решение о расширении перечня подакцизных товаров. Как и было запланировано в нем, с 1 января 2017 года облагаться этим налогом будут электронные сигареты, причем и устройства, и жидкость для электронных систем доставки никотина. Подакцизным станет нагреваемый табак. Ставка на него составит 4800 рублей за 1 кг в 2017 году, 5280 рублей в 2018-м и 5808 рублей в 2019 году.

Как отмечалось, законопроект предусматривает повышение акциза на автобензин пятого класса. В 2018 году он поднимется до 10 535 рублей за тонну, в 2019 году - до 10 957 рублей. На дизельное топливо установлена ставка 6800 рублей в 2017 году, 7072 рубля в 2018 году и 7335 рублей в 2019 году. Сейчас она 5293 рубля за тонну. Повышение коснется и средних дистиллятов.

Без изменений остаются акцизы на бензин, не соответствующий классу 5, и на прямогонный - они будут 13 100 рублей за тонну на весь трехлетний период. Кроме того, на 2017 год на бензин пятого класса сохранится нынешняя ставка - 10 130 рублей за тонну.

Наталья ГЛЕБОВА

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 13 декабря 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Развитие инфраструктуры портов СМП: проблемы и решения

Северный морской путь (СМП) - самый короткий и безопасный путь доставки европейских грузов в страны Арктического Тихоокеанского региона (АТР).

 12 августа 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные представители через призму законов и цифр

В лексиконе отечественных таможенников с легкой руки первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова вскоре может появиться новое словосочетание - В«таможенный мониторингВ».

 23 июня 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog