Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Жгучие вопросы холодной логистики

Логистика сама по себе такая отрасль, где требуется четкость процедур, слаженность процессов и точная согласованность сроков между множеством участников в цепи товарного потока. Однако в самой логистике есть сферы деятельности, которые можно назвать архи-логистикой, или даже логистикой в квадрате. Речь идет о логистике охлажденных продуктов.

Бытовая техника или другие промтовары могут несколько часов простоять на улице, ожидая погрузки, ничего с ними не случится, если они в заводской упаковке. Даже многие пищевые продукты относительно нетребовательны к условиям перевозки и хранения, особенно если рекомендованный режим нарушается на короткий промежуток времени. Но с логистикой охлажденных продуктов дело обстоит совершено иначе. Поломка автомобиля, приведшая к отключению холодильного оборудования (не говоря уже о намеренном его отключении ради экономии солярки), задержка с осуществляемой без применения термо-изолирующих порталов погрузкой, хранение в неприспособленных помещениях... все это может превратить продукт в кучу отходов, участь которым одна - списание и утилизация. Ситуация именно с этой отраслью логистики в нашей стране - наиболее сложная, несмотря на то, что и другие отнюдь не в идеальном состоянии. И главная причина тому - ее большая капиталоемкость. Как для крупного логистического предприятия, так и для владельца «Газели», которой развозятся молочные продукты. В итоге, те, кто экономят на качестве, существенно выигрывают в себестоимости, и таким образом, нецивилизованный рынок поощряет недобросовестное отношение к доставке продуктов, чувствительных к температурному режиму

Конечно, это хоть и первая, но не единственная причина. Наверное, несмотря на всю свою хваленую законопослушность даже немецкие водители экономили бы на включении холодильного оборудования, а продавцы - на хранении такой продукции, будь они в положении украинских коллег. Ведь западный потребитель, приходя в магазин, смотрит на срок пригодности, не думая о том, что если температурный режим был нарушен, то фактический срок годности давно истек. Но потому он и доверяет продавцу, что, как правило, за всю свою жизнь немец так и не купил кефира в пакете с надписью «молоко».

В экономически развитых и рыночно цивилизованных странах на пути злоупотреблений стоят несколько больших НО - сильная инфраструктура холодной логистики, наличие единых стандартов в отрасли и применение изощренных средств контроля. С одной стороны, нарушить требования практически невозможно, не понеся ответственности. С другой - и делать это нет особого стимула, ведь благодаря развитию холодной логистики, доля затрат на нее в себестоимости продукта не так велика как в Украине.

Большинство украинских предприятий, стремящихся несмотря ни на что обеспечить соблюдение температурного режима по всей цепи поставок, вынуждены организовывать это своими силами - содержать собственный изотермический автопарк, холодильные склады и т.п. Многие просто пока не могут себе этого позволить - такие затраты полностью «заморозят» их прибыль от торговли охлажденными продуктами. А некоторые и вовсе придерживаются принципа «та сколько того лета» - все-таки не Западная Европа, где зима в основном с плюсовыми температурами, и уж точно не Австралия. Зачем же тратиться на то, что необходимо несколько месяцев в году?

консолидация холодной логистикиВыход из ситуации - в создании единой национальной инфраструктуры холодной логистики, которая позволит продавцам снизить затраты до приемлемого уровня и контролировать проявления недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто не хочет нести даже этих затрат. Покупателям - получить гарантировано свежий и качественный продукт. Это, в свою очередь, должно даже вызвать рост продаж, к примеру, молочной продукции, которой у нас продается очень мало в сравнении с развитыми странами. В том числе и потому, что потребитель в этой категории товаров очень часто «нарывается» на продукт, не соответствующий его ожиданиям.

Этой «горячей» теме и была посвящена проведенная в самый разгар лета, 20 июля, пресс-конференция, организованная ассоциацией «Холодная Логистика Украины». Основным мотивом конференции была заявлена необходимости проведения образовательной программы. Причем не только реди населения, что вполне закономерно - чем осведомленнее оно о важности соблюдения температурного режима на всех этапах производства и транспортировки продуктов питания, тем требовательнее к продавцам. Что, в принципе, должно заставить продавцов эти требования выполнять и участников рынка. Продавцам же в этой ситуации важно понять, как им это качество обеспечить, не потеряв слишком много, и выход тут один - консолидация все игроков рынка, от производителей до ритейла.

Евгений Голуб, Председатель правления Ассоциация «Холодная логистика Украины», директор по логистике и снабжению «Данон», в своем вступительном слове сказал:

«В отсутствие сильного национального провайдера, большинство компаний организовывают логистику собственными силами - что достаточно затратно, и не может не отразиться на цене продукта. В частности, в секторе молочной продукции лишь 20-30% транспортируется с соблюдением должного температурного режима. В Украине не существует национальной системы дистрибуции охлажденных товаров, но только с ее появлением наступит перелом в отрасли и производитель сможет в полной мере гарантировать качество своего продукта.

Ситуация изменится, когда на рынок войдет игрок с серьезными намерениями, готовый на критический шаг - вложить 50 млн евро, основать национальную систему холодной логистики, позволяющую создать объемы, наполнить склады и подождать с возвратом инвестиций 2-3 года - пока затраты на единицу продукции станут приемлемыми за счет масштабов. На сегодня нет давления со стороны потребителя, спрос на качественную логистику в Украине ограничен, и исходит лишь от наиболее ответственных отечественных и зарубежных производителей. Образуется порочный круг: нет существенного спроса на качественную логистику, значит нет и инвестиций в отрасль, нет инфраструктуры складов и транспорта. В результате, товары хранятся и перерабатываются с нарушением температурных режимов, а недобросовестные участники рынка получают конкурентные преимущества за счет более низкой цены товара. Решением является унификация стандартов внутри отрасли, и донесение ключевых сообщений о важности соблюдения температурного режима до потребителя».

По словам Евгения Голуба существуют различия по обеспеченности холодильными складами по регионам Украины. Проблема в том, что соответствующего учета холодильных складов в Украине на сегодняшний день нет. Ассоциация сейчас проводит аудит по состоянию холодильных складов в регионах и в скором времени представит такую информацию общественности.

Информация будет содержаться в электронном регистре мощностей складов, где будет предоставлена информация и перечни и квадратуре складов, контактные телефоны, уровень температуры и т.д. Аналогичный проект планируется запустить и в сфере транспорта. В регистре будет содержаться информация о крупнейших компаниях-перевозчиках, их мощностях и производимых операциях в пределах Украины и за рубежом.

Борис Хруслов, директор «Raben Украина», рассказал, что на данном этапе наиболее эффективным и экономичным их технических способов контроля температурного режима в процессе доставки грузов является установка логгеров. Логгер - это датчик, который записывает колебания температуры на протяжении всего времени работы. Имея небольшие размеры и будучи скрытно установлен в паллете, он позволяет отследить изменения температуры. Евгений Голуб отметил также, что уже существует технология температурных меток - стикеров, изменяющих цвет при несоблюдении температурного режима. Однако стоит такая метка порядка 50 копеек, что не позволяет производителям использовать технологию по соображениям ценовой конкурентоспособности своих продуктов.

Можно сделать предположение, что системы удаленного GPS-контроля эффективны только в том случае, когда само предприятие-перевозчик хочет контролировать водителя. Если же предприятие не пресекает злоупотреблений, то лишь логгер покажет это по прибытии груза, и даст основания не принять подпорченный товар. В таком случае это средство эффективнее, чем данные замера с открыто установленного в фургоне датчика температуры, на который, при большом желании, можно, выключив холодильное оборудование ради экономии топлива, положить кусок «сухого льда».

В глобальном масштабе, холодная логистика - очень молодой вид бизнеса. В Украине отрасль особенно не развита и ее услуги не пользуются спросом по ряду причин - высокая стоимость финансирования создания логистических объектов, отсутствие достаточного государственного финансирования и отсутствие консолидации. Все это не дает возможности в полной мере применить самые эффективные современные материалы и оборудование. По мнению эксперта, аналитика компании «Скандинавия» Валерия Калустова, реальный спрос на высокотехнологичные логистические услуги (планирование, управление и контроль за всеми логистическими операциями компании-заказчика) на украинском рынке возникнет только после завершения процессов консолидации в рознице, включая «магазины у дома» и в производственной среде.

Миколай Павловски, менеджер проекта свежей логистики в Украине компании Raben, поделился опытом работы компании в этой отрасли:

охлажденные продукты

«Благодаря современным комплексным решениям в логистике - как например, уникальной для Украины системе сборных грузов, на складе под 1-ой крышей могут собираться грузы как для производителей (дистрибьюторов) молочной продукции, фруктов, овощей, так и обслуживаться распределительный центр для розницы. Это взаимовыгодное 3-х стороннее сотрудничество позволяет упростить, удешевить, а также ускорить все логистические процессы. Тем не менее, холодный склад - лишь связующее звено между участниками рынка. Что происходит с товарами до поступления на Raben и после того, как продукт покидает склад? Именно от объединения усилий все участников цепи - соблюдения непрерывного температурного режима - зависит качество и сохранность продукта для потребителя».

Данную точку зрения разделяет и Михал Яниковски, директор цепи поставок, Metro Cash&Carry: «Соблюдение заданного температурного режима на всех этапах движения продукта от производителя до торговой полки, а следовательно, и безопасность продукта для потребителя - может быть только результатом согласованного взаимодействия всех участников холодной цепи поставок - производитель - транспорт - склад - транспорт - розничная сеть. Нарушение температурного режима на одном из участков делает бесполезным все усилия на остальных этапах хранения и переработки. Таким образом, решить задачу гарантии потребителю свежести и качества охлажденных и замороженных товаров может только консолидация отрасли - союз производителей, поставщиков логистических услуг, ритейлеров и ведущих поставщиков оборудования и технологий. Важную роль играет построение диалога и с государственными органами - ветеринарными и санитарными службами. Целью такого обсуждения является не только обновление законодательной базы в соответствии с современными технологиями в области холодной логистики, но и достижение максимальной прозрачности в выполнении предписаний властей всеми без исключений участниками рынка».

Структура товаров короткого хранения в ассортименте Metro Cash&Carry


Принципы Metro Cash&Carry в работе с товарами холодной группы:

1. Соответствующий температурный режим для каждой категории товаров (непрерывная холодная цепь).

2. Контроль сроков годности - поступая ан полку, товар должен иметь еще минимум 2/3 срока годности.

Относительно украинской законодательно базы для отрасли стоит подчеркнуть, что будучи сформирована в середине прошлого столетия, она во многом не соответствует современным реалиям. Возьмем лишь один пример: запрещается водить в одном рефрижераторе мясо и рыбу. Даже если они в вакуумной упаковке, поскольку в те годы, когда сей норматив прописывался, такой упаковки просто не было! В целях консолидации объемов следовало бы возить товары двух температурных групп - 2-6 °С и 0-4 °С вместе - при температуре 2-4 °С, поскольку современное холодильное оборудование позволяет поддерживать температуру с точностью до градуса. Но и этого перевозчик сделать не может. Учитывая сказанное выше, Ассоциация «Холодная логистика Украины ставит перед собой следующие задачи:

► Разработка и внедрение единых отраслевых стандартов холодной логистики в Украине единых стандартов холодной логистики с использованием международного опыта.

► Обеспечение условий для эффективного сотрудничества, скорейшего обмена информацией между членами Ассоциации, прямого доступа к информации о холодной логистике для всех заинтересованных.

► Усовершенствование украинских норм согласно с международными требованиями, взаимодействие с государственными регуляторами и лоббирование интересов участников рынка.

► Создание в Украине Национального центра экспертизы качества логистики охлажденных и замороженных продуктов.

► Привлечение на национальный рынок холодной логистики зарубежных инвестиций.

Ассоциация «Холодная Логистика Украины» (Ukrainian Cold Chain Association, UCCA) является отраслевым профессиональным объединением производителей и дистрибуторов охлажденных и замороженных продуктов, поставщиков холодильного оборудования, логистических операторов, владельцев холодильных складов, транспортных компаний и розничных сетей Украины. Ассоциация была зарегистриована в феврале 2011 г. и объединила свыше 25 ведущих участников украинского рынка холодной логистики. Создание Ассоциации является редким для Украины примером объединения отрасли с целью саморегулирования. Шаги по внедрению стандартов и контроля, нацеленные на защиту интересов конечного потребителя, исходят от самих участников рынка, предвосхищая инициативу государства и действия государственных контролирующих органов.

Не надо выдумывать стандарты

Все стандарты холодной логистики уже давно разработаны в развитых странах. Возьмем, к примеру «Соглашение о международной перевозке скоропортящихся продуктов и использовании для этого специальных средств» (А.Т.Р) обеспечивает минимальные спецификации для международных перевозок и ежегодно пересматривается рабочей группой (любые изменения должны быть приняты единогласно»). Соглашение включает требования для кузовопроизводителей, производителей и установщиков оборудования, а также перевозчиков. Согласно им, для производителей фургонов: фургон — изотермическое устройство, коэффициент теплопроводности «К» которого, должен быть подтвержден испытаниями в специализированной сертифицированной лаборатории: 0,4 < k < 0,7 Вт/м2°К в соответствии с необходимым классом (тесты должны быть проведены для каждой единицы, сертификат действителен на протяжении 6 лет).

В 2007 Украина подписала А.Т.Р, но до сих пор мало кто знает, что это такое, никто не контролирует его соблюдения и нет никакой ответсвенности за нарушения!

Нет понятий «изотермический» или «рефрижератор», нет правил для кузовостроителей, нет сертифицированных лабораторий. Грузовик нуждается только в «санитарном паспорте» но его можно получить на любой автомобиль, даже на мусоровоз.

Энерго- и прочие затраты

Оптимистические прогнозы относительно дешевых энергоносителей не оправдались (термоядерную реакцию так и не смогли конвертировать в технологии, атомная энергетика оказалась слишком опасной). В глобальном масштабе мир не подготовился ни к увеличению энергозатратности валового национального продукта (ВНП), ни к росту населения (особенно той его части , которая не участвует или не эффективно участвует в создании ВНП). Поэтому, в условиях глобального экономического кризиса основная задача для цепочки создания потребительской стоимости - снижение затрат. Для холодной логистики это следующие направления:

1) Снижение стоимости финансирования создания логистических объектов (в идеале - государственное финансирование или возмещение капзатрат).

2) Снижение накладных расходов за счет эффекта масштаба (консолидация бизнеса - создание транснациональных логистических компаний, которые получают снижение накладных расходов за счет получения значительных скидок от поставщиков оборудования, строителей, программистов, сокращения административного персонала , применения лучших в мире бизнес-процессов). В Украине этот процесс не только в самом начале, а в обратной тенденции - логистические мощности создают не транснациональные логистические операторы, а производители и дистрибюторы. (В то время как в США, Японии, Европе , Китае - в стадии завершения консолидация логистических операторов).

3) Снижение прямых затрат на энергопотребление:

► за счет снижения теплопритоков при использовании лучшей изоляции;

► технологий, обеспечивающих минимизацию времени открытия дверей и теплопритоков от складской техники и персонала;

► увеличение доли транспортировки и погрузки/разгрузки в ночное время (когда ниже температура воздуха и нет конвенционного нагрева от солнечных лучей).

4) Снижение прямых затрат на заработную плату, за счет увеличения доли автоматизации и роботизации бизнес-процессов.

5) Снижение объемов списания на убытки испорченных, прежде всего продовольственных товаров - за счет применения современных технологий и оборудования по всей цепочке создания потребительской стоимости.

Непросто принять «украинское гражданство», если ты... промышленный холодильник

На сегодняшний день одним из документов, регулирующих экспорт/импорт холодильной техники в Украину является Поставнова Кабінету Міністрів України від 22 грудня 2010 р. N 1183 «Про затвердження переліків товарів, експорт та імпорт яких підлягає ліцензуванню, та квот на 2011 рік» із змінами і доповненнями, внесеними постановою Кабінету Міністрів України від 11 квітня 2011 року N 420. Кроме того действует «Монтреальський протокол про речовини, що руйнують озоновий шар» (со всеми внесенными поправками).

К сожалению, подобные требования усложняют бюрократическую процедуру экспорта/импорта товаров. Холодильное оборудование под кодом УТК ЗЕВ 8418, 8415 попадает в «Перелік товарів, які можуть містити озоноруйнівні речовини і експорт та імпорт яких підлягає ліцензуванню у 2011 році (крім товарів, що перевозяться у контейнерах з особистим майном) Додаток 4».

Каждая фирма, которая ввозит на территорию Украины оборудование под этим кодом, обязана обратиться в министерство для получения письма-разъяснения, смыслом которого является подтверждение того, что техника не содержит озоноразрушающих элементов. Но дело в том, что подобная техника априори не содержит озоноразрушающих веществ, поскольку ввозится из стран, подписавших Монтреальский протокол, где соблюдение норм контролируется на каждом этапе. В связи с тем, что срок оформления подтверждения может быть продлен до двух месяцев в связи с большим количеством просителей, возникает ситуация простоя машины на таможне и потери средств.

Кроме того перечень документов, необходимых для получения подобного разрешения неточный - несколько раз простелю могут отказывать ввиду отсутствия той или иной справки, которая не была указана ранее в перечне. Из-за этого компании очень часто сталкиваются с необходимостью нанимать третью юридическую компанию для оказания легальной помощи в получении разрешения. Стоимость услуг таких фирм как правило - от 1,5 до 2% от контракта. К сожалению, без посредника практически невозможно получить подобное письмо-разъяснение.

Кроме того, одна из тенденций импорта/экспорта товаров на сегодняшний день - намеренное повышение стоимости оборудования таможней в зависимости от веса товара. Подобное повышение не всегда обосновано. Как следствие повышения задекларированной цены - возрастают налоги, и соответственно затраты предприятий на завоз техники.

Денис Симонов

Материал предоставлен журналом "Транспорт i Логiстика"



 15 февраля 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog