Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании «ПЭК».

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

Сегодня, 16 марта, правительство РФ рассмотрит законопроект, предоставляющий лицам, привлеченным к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, возможность уплачивать штраф со скидкой 50% в течение тридцати дней.

Первый на Дальнем Востоке "алмазный" таможенный пост откроется в Свободном порту Владивосток.

/ Статьи

Желаемых результатов не достигли

Иркутские таможенники отмечают, что формально в последнее время ситуация с экспортом древесины в регионе их ответственности изменилась. Если ранее за рубеж отправлялся круглый лес, то сейчас, согласно статистическим отчетам за 2012 год, три четверти экспорта приходится на обработанную древесину.

Однако при этом встала проблема степени данной обработки. Теперь на практике через границу с нулевой таможенной пошлиной проходят и сухие качественные пиломатериалы, и наспех пропущенный через пилораму кругляк. Как уточнил в размещенном на портале WOOD.RU интервью первый заместитель начальника Иркутской таможни Андрей Новосельцев, за прошлый год из заготовленных в области 25 млн куб. м леса за рубеж вывезено 10,6 млн, из них 6,7 - пиломатериалы, остальной объем - круглый лес. Основным потребителем, 90% экспортного леса, остается Китай.

Если еще 4-5 лет назад за границу отправлялось 75% круглого леса и 25% пиломатериалов, то сейчас соотношение поменялось с точностью до наоборот. Это произошло после принятия правительством решения о применении тарифного регулирования оборота необработанных лесоматериалов. Напомним, что первоначально планировалось поэтапно ввести запретительные ставки - до 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за 1 кубометр. Однако затем конъюнктура на рынке, в том числе и внешнем, существенно изменилась, и до запланированного уровня так и не дошли, остановились на размере пошлины 25%, но не менее 15 евро за 1 кубометр.

Как известно, с конца августа прошлого года Россия стала членом ВТО, одновременно вступили в силу новеллы в таможенном законодательстве. Вывозные пошлины в отношении сосны закрепили на уровне 80% таможенной стоимости древесины, но не менее 55,2 евро за 1 кубометр. Вместе с тем впервые для экспорта лесоматериалов из сосны и ели европейской законодательно были определены количественные квоты, в рамках которых участники внешнеторговой деятельности получают право платить за вывоз леса от 13 до 15% таможенной стоимости.

В постановлении правительства отражен механизм формирования перечня организаций, среди которых могут быть распределены объемы леса, подпадающего под льготный тариф. В этом документе сказано, что лес вправе экспортировать его арендатор, причем организация не должна иметь задолженности по арендным платежам. Вывозить древесину по квоте также может компания, купившая лес непосредственно у арендатора. Тем самым федеральные власти достаточно четко обозначают стремление освободить отрасль от различного рода схем с использованием цепочек посредников, не позволяющих проследить путь леса от делянки до конечного потребителя.

Как уточнил Андрей Новосельцев, теперь на экспорт действительно идет больше обработанного леса. Однако проблема состоит в том, что, как правило, этот пиломатериал плохого качества, с низкой добавленной стоимостью.

Теперь так называемые экспортеры используют следующую схему: из Китая на территорию Иркутской области завозятся дешевые пилорамы, которые устанавливаются прямо на делянах, в качестве рабочей силы используются нелегальные мигранты. С помощью циркулярной пилы они делают из заготовленного круглого леса «квадратный» - грубо обрусованный пиломатериал. Как правило, весь мусор после такого рода лесообработки затем остается на деляне.

В этом случае, как считают иркутские таможенники, по факту вывозится необработанный, кривой-косой лес, который затем в Китае доводится до кондиции. Однако с позиции классификации данного материала за рубеж идет уже обработанная древесина, на которую установлена ставка вывозной пошлины 0%. Поскольку это беспошлинный товар, пояснил ситуацию Андрей Новосельцев, таможня обязана его выпустить под минимальным контролем, запросив минимум документов. При этом на деле получается, что государство в свою казну не получает ни таможенных платежей, ни внутренних налогов.

Нужны изменения

Чтобы изменить данную ситуацию, по мнению таможенника, в товарной номенклатуре необходимо ввести промежуточную позицию, соответствующую, скажем так, условно обработанной древесине. Кроме того, на законодательном уровне необходимо рассмотреть вопрос дифференциации системы налогообложения вывозимых на экспорт пиломатериалов. То есть освободить от уплаты вывозных пошлин продукцию с высокой степенью обработки и, соответственно, высоким уровнем добавленной стоимости, например, просушенные строганные или профилированные пиломатериалы, цена на которые при вывозе составляет не ниже 200 долларов за кубометр.

При этом в отношении грубообработанного пиломатериала нужно установить вывозные пошлины, составляющие не меньше половины от уровня вывозной пошлины, применяемой к круглым лесоматериалам. За счет этого, считает Андрей Новосельцев, будет достигнута изначально установленная цель - развитие глубокой переработки. В то же время у таможенных органов появляется возможность администрировать таможенную стоимость указанной категории товаров, запрашивать дополнительные документы по приобретению на внутреннем рынке, что в конечной степени будет на руку налоговым органам. Иркутская таможня с этой проблемой уже обращалась в Федеральную таможенную службу. Пока все остается без изменений.

Следует отметить, что многие компании региона остались недовольны тем, как в прошлом году были распределены квоты на экспорт леса. Были случаи, когда их не получили даже арендаторы лесных участков, не имеющие задолженности по арендным платежам. В то же время очень большие квоты были выделены компаниям, за которыми стоит китайский бизнес, достались они и фирмам-«однодневкам», прекратившим деятельность задолго до распределения льгот.

Причину произошедшего таможенник видит в несовершенстве алгоритма расчета квоты, который разрабатывался не в регионе, а на федеральном уровне. На деле оказывается, что при расчетах чиновники отталкивались не от объемов, заготовленных арендаторами, а от количества круглого леса, вывезенного компаниями за последние три года. В итоге получилось, что многие организации, обладающие лесосырьевой базой, остались с минимальной квотой, а компании, имеющие большие объемы экспорта необработанного леса за последние годы, но никогда его не заготавливавшие, получили максимальные преференции. Члены Союза лесопромышленников Иркутской области дважды обращались с этим вопросом в Министерство промышленности и торговли, но там их пока не услышали.

Несмотря на то что фактически квоты, выделенные иркутским компаниям в 2012 году, были большими, они тем не менее сыграли свою регулирующую роль. Воспользоваться льготным тарифом смогли немногие. Так, от объема, выделенного на четвертый квартал прошлого года, почти половина древесины не была вывезена. Одна из причин - это «мертвые души», получившие квоты, но деятельность уже прекратившие. Вероятнее всего, такую же картину в области придется наблюдать и в нынешнем году.

Представитель Иркутской таможни также напомнил, что недавно декриминализировали ряд статей Уголовного кодекса РФ. Из него были выведены некоторые экономические статьи, в том числе контрабанда. Сейчас эти составы вновь вернули. Контрабанда леса теперь приравнена к контрабанде стратегически важных ресурсов, таких, к примеру, как ядовитые, радиоактивные, взрывчатые вещества, оружие. Как результат, таможенники уже возбудили два уголовных дела в отношении фирмы-экспортера. Ей инкриминируют неуплату таможенных платежей в особо крупном размере и представление недействительных, фальшивых документов. Общая сумма доначисленных платежей составила 33,4 млн рублей. Сейчас таможенники работают над тем, чтобы взыскать их.

Иркутские таможенники поставили перед собой задачу сделать рынок экспорта леса прозрачным, чтобы каждая партия имела понятное происхождение. Они подписали соглашение с Агентством лесного хозяйства, ведут переговоры о подписании соглашения с Минпромторгом. Хорошим подспорьем в этом деле может стать маркировка круглого леса. Эксперимент с ней, который Иркутская таможня проводила несколько лет назад, ФТС России признан удачным. По его итогам Федеральное агентство лесного хозяйства намеревалось внедрить маркировку путем принятия федерального закона, но пока эта идея, как у нас это часто бывает, остается нереализованной.

Отпустили на самотек

Сдерживающий фактор - мнение Минэкономразвития, которое считает, что не нужно обременять бизнес дополнительной нагрузкой. Почему-то, удивляется Андрей Новосельцев, наличие марок на алкоголь ни у кого не вызывает вопросов, хотя бутылок спиртного выпускается значительно больше, чем заготавливается деревьев. Если ввести маркировку леса, убежден таможенник, получается достаточно прозрачная схема. Заявляешь общее количество деревьев, которые хочешь срубить, получаешь соответственное количество бирок, прикрепляешь их к срубленным деревьям, вносишь данные в единую систему. Получается полная аналогия с маркировкой алкогольной продукции.

Ведь существует ответственность за операции с контрафактным алкоголем, значит, ее следует ввести за перевозку и хранение немаркированных деревьев. Везешь хоть одно дерево без бирки - наступает презумпция виновности. Возможны, конечно, подделки бирок, но они все равно позволят улучшить нынешний порядок, когда по дорогам страны нескончаемым потоком колесят сотни лесовозов, перевозящих непонятно откуда взятый лес неизвестного происхождения. При этом, уточнил Андрей Новосельцев, таможенные органы не могут самостоятельно ввести систему маркировки. Для этого нужно государственное решение и внесение изменений в действующее законодательство.

Еще одна проблема - нелегальная заготовка леса, справиться с которой силами одной таможни или одной области невозможно. Нужно менять федеральное законодательство. Ввести регистрацию и учет каждой пилорамы и установление минимального вмененного налога для этого вида бизнеса, который должен поступать на развитие муниципалитетов. В цивилизованных странах такая практика успешно применяется.

Беспокоит таможенников и изобретательность бизнеса в его стремлении уйти от платежей. Зачастую нечистым на руку предпринимателям ничего не удается противопоставить. Иркутский таможенник привел такой пример. Организация зарегистрирована в Новосибирске, покупает лес у другой новосибирской фирмы, третьей поручает загружать в вагоны древесину, которая фактически находится в Чунском районе. Плата за вывоз материалов поступает от фирмы с Британских Виргинских островов, а лес в итоге идет в Китай. При этом заявляется стоимость за кубометр почти в 10 тыс. рублей. Таких цен не существует!

Таможенники убеждены, что скоро эта компания обратится в налоговую службу по месту регистрации с требованием вернуть НДС. Не нужно долго разбираться, чтобы понять: фирма намеренно выстроила цепочку посредников из разных регионов и таким образом стремится легализовать незаконно заготовленную древесину. В последнее время подобных схем становится все больше. В Иркутской таможне подметили еще одну тенденцию: если компания хочет уйти от контроля, регистрируется как можно дальше, например на Камчатке.

При оформлении древесины она, как правило, предъявляет уже «чистые» документы, и таможенники не вправе задавать такого рода коммерсантам лишние вопросы. По закону беспошлинный товар, в данном случае обработанный пиломатериал, должен быть выпущен в течение четырех часов и запросить при этом можно лишь пять документов. Понятно, что государство поощряет экспорт, но честный, а не тот, что основывается на «серых» схемах.

Однако действующие правила распространяются на всех без исключения участников внешнеэкономической деятельности. У нас сегодня на одной ступени стоят высокотехнологические товары с высокой добавленной стоимостью и плохо обработанные «древесные болванки». Когда речь идет о сырьевом товаре, убеждены таможенники, есть смысл потратить время на выяснение его происхождения и, может быть, запросить дополнительные документы. Однако в нынешних обстоятельствах у них нет на это ни прав, ни времени. Поэтому руководству страны стратегически важно определить, какой экспорт стоит поощрять, а какой нет.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 20 мая 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня

Привилегии и льготы не исключают обязанности

В большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) наслышаны про преимущества, которые им может принести получение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Однако прежде чем отправляться в бюрократический путь по его получению, стоит детально разобраться в вопросе и четко понимать, нужен ли он тебе на данный момент.

 20 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

 16 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Информацией стоит поделиться… с таможней

Контроль таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров всегда был наиболее сложной темой таможенного администрирования. Его базовым инструментом является система управления рисками (СУР), особенно в части так называемых ценовых профилей рисков.

 15 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Оформляем в электронном виде

Одним из важных направлений деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в прошлом году было дальнейшее развитие передовых информационных технологий. В рамках этой работы проводился эксперимент, целью которого было внедрение в практику таможенных органов региона технологии, предусматривающей декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) в электронной форме.

 14 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Нужно отстаивать свои интересы

Сфера нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вновь стоит на перепутье. Причиной очередного витка глобальных изменений является вхождение России, причем уже не на словах, а на деле, в общее экономическое пространство со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 13 марта 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog