Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

Изменения в законодательство в сфере таможенного регулирования, касающиеся ввоза на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, по ставке ниже действующего таможенного тарифа, будут способствовать более справедливой конкуренции на едином рынке Евразийского союза. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

/ Статьи

Заметки на полях: продолжение следует

Все великое чаще всего рождалось из малого. Если бы довелось составлять летопись организованной ФТС России вместе с представителями бизнеса видеоконференции «Актуальные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Настоящее и перспективы», в которой участвовали ведущие специалисты Северо-Западного, Южного и Дальневосточного таможенных управлений, то обязательно бы написала: «Однажды пили кофе в павильоне выставочного комплекса «Гавань» директор Некоммерческого партнерства Профессиональных таможенных операторов (ПТО) Сергей Совдагаров и директор Гильдии профессиональных участников (ГПУ) ВЭД Роман Козлов. В сей прекрасный день они излучали искреннее стремление к сотрудничеству. Обоим очень хотелось спасти мир, ну или хотя бы его шестую часть».

Бизнес уже давно беспокоят проблемы, которые не удается решить на региональном уровне. В моем блокноте не вчера записано:

«У морских перевозчиков возник вопрос о возможности выступать декларантом в отношении невостребованных грузов и грузов, задолженность по которым за хранение в порту выгрузки превысила 2 месяца. Хочется узнать видение этой ситуации ФТС России. Ждем ее заключение о том, в каких случаях право перевозчика распоряжаться товарами позволяет ему выступить декларантом и какие документы при этом необходимо представить».

Каждый вопрос таможне скрупулезно выверен, задавался максимально корректно, уж очень не хотели получить негативный подход к проблеме. Считали, что должны быть случаи, когда это возможно, хотелось их выявить.

Давно томили душу еще несколько вопросов: может ли таможня разъяснить, какие из новых нормативно-правовых актов по морю вскоре выйдут, когда стоит ждать, а каких нет даже в проекте? Как определить соответствие нормативно-правового акта требованиям законодательства Таможенного союза (ТС) и как достичь соглашения об этом с региональным таможенным органом?

Правда, были и более острые вопросы. Так, подпункт «б» пункта 26 приказа еще ГТК Росси от 12.09.2001 № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» определяет, что «после проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа в накладных CN 37, Декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп «ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ», указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати».

На практике же этот пункт таможенный орган в месте прибытия зачастую использует для произвольного изменения указанного отправителем места выгрузки в качестве меры административного давления на получателей. Считаем такой подход противоречащим закрепленному пунктом 2 статьи 160 ТК ТС принципу выгрузки товаров в месте прибытия в специально предназначенные для этого места. Поэтому перевозчиков волнует: насколько законны действия таможенного органа прибытия по произвольному определению (изменению) места выгрузки товаров, прибывающих морем?

Также волнует ситуация, сложившаяся с нормативно-правовыми актами ГТК России: на деле они фактически давно утратили силу, но пока остаются формально действующими. К чему это приводит, недавно на себе познал один из участников ВЭД. По этой причине у него недавно из Порта Санкт-Петербург обратно в Европу девять контейнеров ушли неразгруженными.

Определившись с вопросами, оба руководителя задумались о формате дискуссии с таможней. Хотелось чего-то масштабного, чтобы запомнилось всем и надолго, а не замахнуться ли на всю Матушку Россию? Замахнулись и послали свои предложения в ФТС России на согласование, а там взяли и идею поддержали. Неподдельный интерес к обращению бизнеса проявили и в региональных управлениях. Так родилась идея видеоконференции.

Дни и ночи у мартеновских печей

Самыми напряженными выдались две недели перед мероприятием: писали и переписывали сценарий, вырабатывали регламент, «вгоняли» в него докладчиков. Списки участников составляли сразу по трем «морским» региональным таможенным управлениям. Идея спасти мир (в лице участников ВЭД) на глазах становилась реальностью.

Эксперт НП ПТО Елена Цветкова, выступавшая главным модератором, по нескольку раз в день курсировала между офисом и Филями, согласовывала, утверждала, предлагая редакции вопросов. В час пиковых нагрузок телефоны нагревались и плавились от обилия передаваемой информации.

За неделю до события руководство СЗТУ пригласило потенциальных участников, чтобы определить характер возможных вопросов к службе. Бизнес, ощутив на себе неподдельное внимание таможни, осмелел и начал задавать вопросы. Удивительно, но на них пошли ответы, прежде всего от службы организации таможенного контроля СЗТУ и ее начальника Кирилла Красильникова. Покорило его предложение решить все на рабочем уровне таможен и управления, как говорится, не вынося сор из избы. Спрятав план ФТС России с утвержденными вопросами, как пробный шар, запустили вопрос про выгрузку. Его подоплеку понял лишь первый заместитель начальника Балтийской таможни по таможенному контролю Игорь Ниценко, собственноручно отправивший невыгруженные контейнеры в Европу. Промолчал он и на замечание заместителя Красильникова Елены Перовой, что это не «практический вопрос».

По сути, видеоконференция началась раньше срока: стивидоры договаривались о рабочих встречах, экспедиторы обсуждали вопросы выдачи при электронном декларировании. Мне всегда казалось, что так и должно происходить: возникающие проблемы нужно конструктивно обсуждать. Ведь не сложно оказать бизнесу внимание и уважение.

конференция

Совещание закончили на позитивной ноте. Предложение экспедитора обсудить еще и таможенную стоимость в ответ на вопрос Кирилла Красильникова: «Что еще не обсудили?» вызвало у собравшихся улыбку. Отмечу, что перед конференцией ГПУ ВЭД провела консультации с СЗТУ и Балтийской таможней. Таможенники сначала не поверили, что ФТС России о чем-то смогла договориться с бизнесом.

День «Ч» приближался. Записала в блокнот: «Все ОК, модераторов на юге и дальнике нет». Решили с Леной совместно закрыть обе амбразуры, перераспределив вопросы. В том, что разговор состоится серьезный, убедили кипа нормативно-правовых актов, принесенная в зал заседаний начальником Балтийской таможни Александром Чебаевым, и обложившиеся кодексами и бумагами сотрудники СЗТУ.

 И в пресс-релизах напишут наши имена

Доказательством, что все получилось, стал пресс-релиз ФТС России: «24 июля 2013 года Федеральная таможенная служба совместно с Некоммерческим партнерством Профессиональных таможенных операторов и Гильдия профессиональных участников ВЭД провела видеоконференцию "Актуальные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Настоящее и перспективы".

В мероприятии приняли участие ведущие специалисты Северо-Западного, Южного и Дальневосточного таможенных управлений, в регионе деятельности которых находятся морские (речные) порты. На конференцию были приглашены руководители и специалисты компаний, участвующих в перевозке товаров морским транспортом, разработчики программного обеспечения, представители деловых кругов, объединяющих участников внешнеэкономической деятельности…».

Во вступительном слове заместитель руководителя ФТС России - статс-секретарь Татьяна Голендеева подчеркнула, что «таможенная служба – одно из самых открытых ведомств. ФТС России, как и бизнес-сообщество, заинтересована в оптимизации таможенного администрирования и со своей стороны делает все необходимое, чтобы сократить время перемещения грузов».

Она признала, что такой формат позволяет службе поддерживать устойчивую обратную связь с бизнесом и принимать совместные решения, способствующие повышению инвестиционной привлекательности России. Запомнилась брошенная ею фраза: «Ну что, вроде все готово, давайте работать». На полях плана записала: «Давайте работать, Татьяна Николаевна!» Призыв прозвучал искренне, и мы начали работать, шаг за шагом отмечая галочками отработанные по регламенту вопросы.

Доклад и.о. первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТО и ТК) Сергя Амельяновича был посвящен обзору правового регулирования таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых морским транспортом. Лейтмотив прост - нормативная база устарела, времени не хватает, поэтому еще не скоро все обновим, придется подождать.

Сергей Алексеевич предложил бизнесу самому ответить на вопрос: что делать с расхождением норм по выдаче с временного хранения из порта? А также рассмотреть практику применения нового приказа ФТС России № 2688 и обсудить лучшие подходы. Формат дискуссии с участием трех управлений позволяет унифицировать практику в целом по стране.

Начальник отдела ГУОТО и ТК Сергей Пирог и заместитель начальника Правового управления Ольга Уразовская выразили согласованную позицию службы, что прав, закрепленных за перевозчиком статьей 159 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ, достаточно для признания его декларантом по части 2 подпункта 1 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Напомню, согласно пункту 3 статьи 159 (КТМ) перевозчик имеет право продать товары, если в течение 2 месяцев (для скоропортящихся товаров до истечения срока годности) после выгрузки получатель их не востребовал. Он также может удерживать груз, если не оплачены его услуги, и покрыть возникший долг из их стоимости.

Всегда считала, что по совокупности Гражданского кодекса (ГК) РФ и КТМ перевозчик имеет право распоряжаться товарами на территории РФ в случае, если хранение в порту выгрузки превысило 2 месяца или товары удерживаются им в связи с возникшим долгом. По закону в обоих случаях это достаточные основания для заявления товаров под таможенную процедуру (выступить декларантом).

Замечу, что в ходе предварительных консультаций по этому вопросу Балтийская таможня отказала перевозчику в таком праве независимо от наличия либо отсутствия у него оснований для реализации товаров. Поэтому позиция ФТС России нашла у морских перевозчиков позитивный отклик.

Оба выступающих указали на отсутствие практики по данному вопросу, что говорит о необходимости исследования в каждом конкретном случае документов, подтверждающих права перевозчика по распоряжению товарами. Было предложено формировать совместную практику достаточности подтверждающих документов для возможности морскому перевозчику выступать декларантом невостребованных грузов и тех, хранение которых превысило 2 месяца, как в случае их обратного вывоза, так и при помещении под другую таможенную процедуру.

Конечно, не могла не спросить у Сергея Амельяновича про ушедшие полными контейнеры. Заканчивала вопрос под пристальным взглядом Александра Чебаева. В ответ представитель ФТС России уточнил, что «статья 122 ТК ТС накладывает на всех участников правоотношений обязательства по выполнению любых требований таможенных органов». В четырех студиях все затаили дыхание и ждали продолжения. Далее прозвучало: «…но вместе с тем такие огромные полномочия накладывают столь же огромную ответственность, прежде всего на таможенные органы, в реализации таких прав, только если того требуют нужды таможенного контроля».

Разочарование?! Отнюдь. Юристы говорят – нужно посмотреть документы. На полях сделала пометку: «Подать жалобу в ФТС». Пока направили в СЗТУ, по согласованию со службой перевели все в плоскость «нужд таможенного контроля». Какому таможенному органу нужно, чтобы товары уходили из наших портов? Думаю, долго ждать ответа не придется.

Все только начинается

На первый взгляд может показаться, что поднимались незначительные вопросы, а ответы получали неконкретные. Однако готовность ФТС России к конструктивному диалогу с бизнесом, к обсуждению реальных рабочих вопросов уже воспринята на местах как тренд. Поэтому стивидоры уже обсуждают с Балтийской таможней технологии применения нового приказа, а СЗТУ планирует провести для своих «морских» таможен видеосовещание.

Отмечу, что в ходе диалога с ФТС России подняли много вопросов, с интересом прослушали доклад об опыте ДВТУ по внедрению предварительного информирования (ПИ) на морском транспорте. Особенно приятно было получить подтверждение нашей позиции о целесообразности развития предварительного декларирования. Ее, по результатам эксперимента, поддержал начальник ДВТУ. Уже ясно, что пока развитие удаленного выпуска (расширение перечня таможенных органов оформления) в отношении товаров, находящихся в портах, не планируется, а на море предварительная информация в отношении транзитных товаров подается в объеме транзитной декларации.

Представитель ДВТУ сообщил, что однажды выпуск транзитной декларации произвели в отношении еще не разгруженных товаров. Правда, из порта их вывезли через 10 дней - подвели смежники, железная дорога. Заодно обсудили представляющие интерес для профессионалов вопросы транспортников и иных органов госконтроля.

Не обошлось и без громких заявлений о том, что «вопрос сокращения времени таможенных операций находится под постоянным вниманием службы. Уже сейчас около 70% судозаходов в порты РФ таможенники оформляют без выхода должностных лиц на борт судна. За первый квартал этого года среднее время совершения операций непосредственно на судне составляет 96 минут, а при документальном контроле без выхода на борт - 35 минут». Согласно мониторингу, проведенному Южным таможенным управлением, ПИ уменьшает время оформления судов с грузом в 9 раз, а без груза – в 20 раз.

Напомню, что эксперимент по внедрению ПИ на водном транспорте начался в мае 2011 года на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни. Достигнутые результаты по оптимизации сроков нахождения товаров, перемещаемых в контейнерах, на территории порта Восточный положительно оценены Правительством РФ. Это отражено в протоколе совещания, состоявшегося 28 июня в Находке с участием первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова. Распространение результатов эксперимента на другие морские пункты пропуска признано возможным.

Как известно, к июню 2014 года планируется презентовать единую платформу взаимодействия ФТС России и бизнеса: информационный портал «Морской порт». Сейчас, по словам Сергея Амельяновича, завершаются конкурсные процедуры по заказу на разработку его макета, который должен объединить все стороны, заинтересованные в оформлении грузов в морских пунктах пропуска.

Согласованный план видеоконференции закончился. Последнюю птичку поставила на выступлении Елены Цветковой, сердечно поблагодарившей организаторов и участников, к которым в какой-то степени (так как не была записана в план) отношу и себя.

Собравшиеся в СЗТУ еще долго не расходились, договаривались о рабочих встречах и совместной работе по перспективным направлениям, о пресс-релизах и обмене фотографиями. В блокноте уже есть новые записи: «Встреча стивидоров», «Обсуждение 2688», «Релиз для линий». Убеждена - это не последние пометки. Мы же договорились с Татьяной Николаевной работать. Зачем затягивать со стартом.

Анастасия ЧУРСИНА, эксперт НП «ГПУ ВЭД» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 9 сентября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog