Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. «Известиям» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

"Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов, в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция", - сказалВ первый замначальника таможенной службы республики Хуршед Каримзода.

Вице-премьер Киргизии Олег Панкратов стал председателем Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2017 году. Соответствующее решение принято в пятницу на очередном заседании Совета ЕЭК, которое проходит в режиме конференц-связи.

Сигаретные пачки с новыми пугающими картинками, оповещающих о возможных последствиях курения, появятся в продаже во всех странах участницах Евразийского экономического союза уже с середины марта.

/ Статьи

Законодательство меняется. Как работать дальше?

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации существует уже больше года и в законодательстве произошла масса изменений. О перспективах работы в новых условиях рассказывает руководитель группы правового консалтинга Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ» Ирина Вахтерова.

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации существует уже больше года и в законодательстве произошла масса изменений. О перспективах работы в новых условиях рассказывает руководитель группы правового консалтинга Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ» Ирина Вахтерова.

Основная концепция развития Таможенного союза - это интеграция в ЕврАзЭС.

Первоначально начиналось все с режима свободной торговли, именно с отмены пошлин и ограничительных мер торговли, затем создание Таможенного союза и конечная цель - это создание единственного экономического пространства, предполагающего свободное перемещение услуг, капиталов и рабочей силы.

Каковы этапы становления?

Таможенный союз начинался, по сути, с 1 января 2010 года. Именно с этой даты были введены в действие Единый таможенный тариф и ряд мер нетарифного регулирования, то есть были приняты единые ставки пошлин по основным категориям товаров. Так же ключевым является 1 июля 2011 года, поскольку завершается формирование единой тамо-женной территории, поскольку с 1 июля 2011 года таможенный контроль перенесен на внешние границы Таможенного союза. Финальной, завершающей, стадией планируется переход к единому экономическому пространству, его осуществление намечено на 1 января 2012 года.

Безусловно, уже сейчас в работе находится масса документов, масса соглашений, позволяющих перейти к Единому экономическому пространству, поскольку Единое экономическое пространство - это не только таможня: изменение коснутся налоговой, валютной и ряда других отраслей законодательства.

члены таможенного союзаВ настоящее время участниками Таможенного союза являются три государства - это Россия, Беларусь и Казахстан, при этом рассматривается возможность расширения Таможенного союза. Например, правительство Кыргызской Республики подписало Протокол о начале процедуры присоединения к Таможенному союзу. Здесь, безусловно, могут возникнуть сложности, потому что Кыргызстан является членом ВТО. Поскольку тарифные ставки таможенных пошлин унифицированы, естественно, они несколько не совпадают с тем уровнем ставок, которые применяются в ВТО. Но эта проблема решаема и можно предположить, что в ближайшее время Таможенный союз будет состоять уже из четырех государств.

Также рассматривается вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу. Вопрос присоединения Украины достаточно спорный. Украина так же является членом ВТО и сейчас ведет серьезные переговоры с Европейским союзом о возможности заключения договора о зоне свободной торговли. На сегодняшний день концепция присоединение к ЕС являются ключевой для Украины. Одновременно рассматривается и возможность присоединения к Таможенному союзу.

В декабре прошлого года Коллегия адвокатов «Таможенный адвокат» проводила международную конференцию в Украине, посвященную Таможенному союзу, и одними из планируемых вопросов для обсуждения были проблемы импорта и экспорта. Однако основной акцент и экономистов, и политологов был сделан на том, насколько Украине необходимо присоединение к Таможенному союзу, именно как полноценному члену Таможенного союза. Здесь мнения разошлись.

В ближайшее время планируется подписание соглашения о зоне свободной торговле с Украиной. Возможно, что оставаясь торговым партнером России, Украина станет членом Таможенного союза на иных условиях.

Вступление в силу Таможенного кодекса существенно поменяло законодательство, в частности, таможенное законодательство. С 1 января 2010 года действует Единый таможенный тариф. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Хотя прошел уже год, возникает масса вопросов и, к сожалению, как применять этот Кодекс на практике еще не совсем понятно, хотя законодательство унифицировано, но та практика, которая уже была наработана таможенными органами государствами-членами Таможенного союза, в какой-то степени продолжает сохраняться, поскольку сложно сразу перейти на какое-то новое законодательство. Безусловно, издается большое количество нормативных актов.

Во-первых, это решения Комиссии таможенного союза, которые являются обязательными для участников-государств Таможенного союза, но так же и подзаконные акты на уровне национального регулирования. Часть вопросов Таможенного кодекса Таможенного союза отнесена к национальному регулированию и здесь уже издаются приказы, инструкции ФТС России, которые, по сути, поясняют таможенное законодательство, в частности, Таможенный кодекс Таможенного союза. Но опыт показывает, что одна и та же норма трактуется разными государствами Таможенного союза по-разному и это приводит к практическим проблемам, с которыми опять же сталкиваются импортеры и экспортеры. С 29 декабря 2010 года вступил в силу закон «О таможенном регулировании в РФ». По сути, каких-либо новых норм он не установил, то есть определяет только какие-то вещи, которые действительно отнесли на уровень регулирования национального законодательства.

Что же изменилось с началом функционирования Таможенного союза? Так, был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза, который означает, по сути, унификацию ставок ввозных таможенных пошлин. Эти ставки систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таким образом, во всех странах применяется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на основе которой разработаны единые тарифы с унифицированными ставками. Пока не по всем товарам ставки унифицированы, но, безусловно, к 1 июля 2012 года планируется полная унификация, поскольку предполагается уже начало функционирования Единого экономического пространства. Основные области мер нетарифного регулирования, которых коснулись изменения, - это техническое регулирование, лицензирование, санитарные меры, ветеринарные меры и карантин растений. Все соглашения по нетарифным мерам опубликованы и с ними можно ознакомиться.

Хотелось бы подробнее остановится на концепции, в соответствии с которой регулируются меры нетарифного регулирования. Итак, с 1 июля действует альтернативная основа применения мер нетарифного регулирования. Это означает, что применяется как национальный режим регулирования, так и единый режим регулирования. В рамках Таможенного союза меры нетарифного регулирования должны быть едиными, но к 1 июля 2010 года государства-члены Таможенного союза оказались не совсем готовы к тому, чтобы применять единые нормы технического регулирования, технические регламенты. В настоящее время действуют технические регламенты, утвержденные национальными органами, и они будут действовать до вступления в силу союзных технических регламентов. Однако в настоящее время окончательно не утвержден еще ни один технический регламент Таможенного союза, многие из них находятся в стадии разработки и в стадии публичного обсуждения. Соответственно, единый режим таможенного регулирования предполагает и выдачу единых форм сертификатов в соответствии с декларацией о соответствии.

Соглашение существует и уже существуют органы по сертификации, которые аккредитованы и уполномочены выдавать именно единые сертификаты. Но опять же осталось ждать, когда же вступят в силу технические регламенты и уже по мерам нетарифного регулирования не останется никаких дополнительных вопросов. Однако, как показал практический опыт работы при функционировании Таможенного союза, к сожалению, существуют некоторые недоработки. Специалисты, эксперты пришли к выводу, что все-таки Таможенный кодекс Таможенного союза нуждается в доработке, необходима доработка соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и еще ряд соглашений. Это естественный процесс, поскольку только на практике можно понять, как же будут применяться те теоретические нормы, которые были прописаны в Таможенном кодексе и ряде достаточно важных соглашений.

Более того выяснилось, что крайне необходима разработка дополнительных документов, поскольку не все вопросы, которые на первый взгляд казалось бы уже на практике достаточно давно применяются, могут быть решены в рамках законодательства Таможенного союза. Например, существует масса вопросов, связанных с привлечением к ответственности, поскольку административные нормы сейчас применяются на уровне национального законодательства. Но учитывая, что есть единое правило, по которому участники ВЭД осуществляют импорт и экспорт, то, соответственно, должны в какой-то мере быть унифицированы нормы, связанные с возможной ответственностью. Более того, сейчас разрабатывается проект соглашения «О единой форме счетов-фактур», что в принципе в дальнейшем в рамках уже функционирования Единого экономического пространства и унификации налогового законодательства должно существенно облегчить жизнь, как импортеров, так и экспортеров. Когда мы говорим о том, что в рамках Таможенного союза должна произойти полная унификация законодательства, предполагается, что есть единая территория, на которой применяется единое правило. Но надо сказать, что даже те соглашения, которые сейчас принимаются в развитии Таможенного кодекса, по решениям каких-то комиссий, они не всегда направлены на эту унификацию. Как было сказано выше, существует единый таможенный тариф и единая номенклатура Таможенного союза.

Но, что происходит, классификация осуществляется таможенными органами и только эти органы могут ее осуществлять и относить товар к той или иной категории. Так, один и тот же товар в странах Таможенного союза должен классифицироваться в одной и той же позиции, но на практике происходит совершенно иначе - решения, которые принимаются органом одного государства, не распространяются на другие государства. Практический пример - предположим, существует иностранный экспортер, который осуществляет поставки, как в Россию, так и Казахстан. При этом при ввозе в Россию товар классифицируется одним кодом, которому соответствует ставка пошлины 10%, а в Казахстане этот товар классифицируется другим кодом, которому соответствует ставка 5%. Сами прекрасно понимаете, что этот товар выходит на общий рынок и свободно обращается на данном рынке. Тогда российская компания теряет конкурентоспособность за счет того, что ставка больше. К сожалению, этот вопрос пока не решен, но Комиссия таможенного союза сейчас планирует вносить изменения в соответствующее решение для того, чтобы данный вопрос все-таки урегулировать.

Безусловно, классификация - это достаточно серьезная тема. Проблемы как существовали до Таможенного союза, так, к сожалению, остаются они и сейчас. Проблемы связаны с отнесением к разным кодам товарной номенклатуры, с завышением ставок таможенных пошлин, что снижает конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке. Крайне важным вопросом является и определение таможенной стоимости.

С 1 июля вступило в силу соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза». К сожалению, правоприменительная практика по новому законодательству, по сути, не сформировалась, и, думаю, нужно подождать приблизительно полгода, чтобы понять, как же новое законодательство повлияет на правоприменительную практику. То, что было до 1 июля, из практики, споры, связанные с корректировками таможенной стоимости рассматривались на 80% в сторону участников ВЭД. Что произойдет дальше, сложно сказать, поскольку процесс обжалования корректировок достаточно длительный. Что изменилось по таможенной стоимости? Этот вопрос, скорее всего, коснется крупных компаний-производителей, которые, например, имеют здесь свои дочерние компании. В рамках соглашения метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, то есть это ключевой первый метод, может применяться только в том случае, если поставка идет между взаимосвязанными лицами, если декларант докажет, что такая взаимосвязь не повлияла на стоимость сделки. Доказать он это может только в случае, если представит доказательства, что его стоимость близка к одной из проверочных величин.

В чем здесь заключался некий подвох?

Раньше по законодательству декларант имел право это сделать. По соглашению «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза» декларант обязан это делать. Соответственно, на практике произошло следующее: большинство компаний, допустим дочерних компаний крупных иностранных производителей, утратила возможность использовать первый метод на практике. Но хочется отметить, что все-таки готовятся позитивные изменения в законодательство, поскольку специалисты уже понимают, что есть ряд недоработок. Сейчас на стадии согласования находится протокол, который утверждает проект изменений в данное соглашение и данная проблема будет устранена. Действительно, несмотря на какие-то возможные ошибки, которые были допущены, в настоящее время законодательство все-таки движется вперед и хочется верить, что в ближайшее время проблемы, с которыми столкнулись экспортеры и импортеры, будут разрешены на законодательном уровне, но если на законодательном не получится, тогда, к сожалению, останется единственный способ - суд.

Редакция

Редакция

Материал предоставлен журналом "ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ"



 25 октября 2011 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

В России набирает обороты сегмент «Light Industrial»

Борьба за потребителя, являющаяся основным двигателем мировой экономики, достигла своего апогея в условиях сегодняшнего мирового кризиса.

 19 января 2017 / Логистика

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня

Следует избегать ошибок

Балтийская таможня проинформировала участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) о типовых ошибках, допускаемых декларантами (таможенными представителями) при заполнении графы 30 и 44 деклараций на товары (ДТ).

 18 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Игрушки прячутся от экспертизы

Судя по всему, несуразные игрушки американского производства еще долго будут приводить в оторопь наших детей и родителей. В«ИзвестиямВ» стало известно, что американские производители игрушек выступили против психолого-педагогической экспертизы детских товаров, которую предлагается ввести в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

 16 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

ГЛОНАСС ограничит импорт иномарок

Автомобилисты-частники, а также юридические лица с 1 января 2017 года не смогут получить на таможне паспорта транспортных средств (ПТС) для ввоза подержанных автомобилей по новым свидетельствам о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

 12 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Пассажиров проверят по ходу

Пассажиры поезда Москва – Берлин в скором времени будут проходить все виды пограничного и таможенного контроля непосредственно во время движения состава. Об этом сообщили в В«Федеральной пассажирской компанииВ», дочерней структуре ОАО В«РЖДВ», которая на данный момент занимается решением этого вопроса.

 11 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие В«открытая границаВ». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

 10 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog