Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Закон не должен быть проформой

В силу сложившейся в последнее время традиции сентябрь принято считать своего рода началом нового активного экономического и политического года. Нынешний первый месяц осени в этом плане не стал исключением. Соответственно, уже начал активную работу Координационный совет по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете по транспорту Государственной думы. Безусловно, данная палата Федерального собрания является очень эффективной площадкой для принятия решения. Ведь она напрямую выходит на законодательный уровень, а также на органы исполнительной власти.

С недавних пор Координационный совет во главу угла своей деятельности начал ставить рассмотрение масштабных вопросов в сфере продвижения внешнеэкономических грузопотоков. Входящие в его состав депутаты общими усилиями вырабатывают коллективные мнения относительно законодательного, нормативно-правового регулирования этого процесса, а также в правоприменительной практике. Так, за период активной работы, фактически с ноября прошлого года, Координационный совет организовал и провел ряд резонансных мероприятий. Среди них парламентские слушания по вопросу законодательного обеспечения мероприятий Правительства Российской Федерации ("дорожная карта") «Совершенствование таможенного администрирования». Совместно с коллегами из Комитета по международным делам был устроен круглый стол по гармонизации национального законодательства в соответствии с нормами Киотской конвенции.

На рассмотрение Координационного совета выносились очень важные вопросы. Здесь стоит упомянуть проведение во взаимодействии с участниками ВЭД и представителями различных органов власти экспертизы действующих в нормативно-правовых актов на коррупциогенность, оптимизация процедур перемещения через границу внешнеторговых и транзитных грузов, содержание и количество необходимых документов для целей таможенного контроля, пресечение "серых схем" экспорта и импорта.

На последнем заседании, которое состоялось 12 сентября 2013 года, в качестве одного из вопросов для обсуждения был предложен проект федерального закона "О перевозках транзитных грузов через территорию Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это чрезвычайно важный документ, в обсуждении которого приняло участие огромное количество общественных организаций и объединений. Они представили в Координационный совет больше десятка замечаний.

Свою позицию по данному законопроекту имеют и в Некоммерческом партнерстве "Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности". Рассказать о ней мы попросили эксперта Гильдии по правовым вопросам Анастасию Чурсину, которая участвовала в сентябрьском заседании Координационного совета Госдумы.

- Анастасия Юрьевна, как вы оцениваете появление на свет законопроекта, призванного упорядочить перевозку по территории России транзитных грузов?

- Наша гильдия считает, что разработка и внесение в Государственною думу такого документа безусловно является огромным шагом вперед в развитии не только института национального транзита, но транзита по территории Российской Федерации в целом. Как известно, в последнее время практически на всех уровнях, включая президентский, неоднократно отмечалось, что транзитный потенциал нашей страны используется не в полном объеме, что, несомненно, весьма отрицательно сказывается на нашей экономике.

Конечно, кому как не нам – представителям Северо-Запада, являющегося огромным многопрофильным транспортно-транзитным узлом, об этом говорить. Отмечу, что на сегодняшний момент наша общая согласованная позиция состоит в том, что с практической точки зрения представленная редакция законопроекта, к сожалению, не будет эффективно работать и не сможет на должном уровне выполнять цели и задачи такого регулирования.

- Чем вызван такой пессимизм?

- Отмечу, что данный законопроект, как отмечают его разработчики, «призван урегулировать существующие отношения, связанные с организацией и выполнением транзитных перевозок грузов различными видами транспорта с целью привлечения транзитных грузов для перевозок с использованием российской транспортной системы путем минимизации государственного контроля в сфере транзитных перевозок грузов при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации».

- Звучит несколько не по-русски.

- Что поделать, но перед канцеляризмом отечественных документов наш великий и могучий, как правило, отступает.

- Каким образом намечено осуществить столь претенциозную задачу?

- В качестве одного из основных путей достижения поставленных законопроектом целей предлагается организовать так называемый реестр транзитных транспортных коридоров. При этом допускается возможность введения для отдельных видов грузов своего рода ограничений по транзиту. Имеется в виду, что по территории нашей страны их можно будет перемещать исключительно по определенным коридорам. Также в отношении транзитных перевозок предполагается введение запрета на изменение (увеличение) в течение одного года тарифов на услуги по их осуществлению.

Кроме того, на рынке оказания данных услуг, по мнению авторов документа, должен появиться еще один игрок - транзитный оператор, который после предоставления финансовых гарантий своей деятельности в данной сфере будет вноситься в соответствующий реестр. Именно он призван обеспечить требования государственных органов в отношении транзитных грузов и их перевозок.

В то же время в отношении государственного контроля за перемещением по территории Российской Федерации транспортных средств с транзитными грузами законопроект недвусмысленно запрещает введение чрезмерного контроля и надзора. Например, не допускается задержка следования таких грузов, кроме перечня случаев, установленных указанным законом.

- На какие, на ваш взгляд, основополагающие моменты документа следует обратить внимание?

- Предлагаю рассмотреть статью 3 «Основные понятия». В ней в качестве транзитной определена перевозка груза по территории России, «…при которой отправитель и получатель находятся за пределами Российской Федерации». Следуя логике, получается, что в законопроекте термин «Транзитная перевозка», скорее всего, следует отнести к процедуре перемещения товаров под таможенным контролем.

Здесь необходимо напомнить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Закон № 311) отношения, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывозом с нее, а также их перевозкой под таможенным контролем, являются предметом регулирования именно этого документа.

Более того, учитывая нашу эффективную интеграцию в пространство ЕврАзЭС, согласно статье 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС): «Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем… осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза».

Поскольку перемещение по территории ТС иностранных товаров под таможенным контролем возможно только по процедуре таможенного транзита (статья 215 ТК ТС), то любые транзитные перевозки, упомянутые законопроектом, в настоящее время уже урегулированы союзным законодательством. При этом статьей 215 ТК ТС установлена возможность регулирования особенностей таможенного транзита законодательством государства – члена Таможенного союза в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров, перемещаемых по территории только одного государства - члена ТС между внутренними таможенными органами либо от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.

- Что из этого следует?

- На деле это означает, что рассматриваемый законопроект, за небольшим исключением морских перевозок, призван на национальном уровне, так сказать, устаканить отношения, регулирование которых в полном объеме осуществляется на наднациональном уровне. В этой связи видится затруднительной, например, реализация пункта 6 статьи 11 предлагаемого законопроекта, которая утверждает сроки доставки транзитных грузов по территории Российской Федерации. Ведь статьей 219 ТК ТС в качестве предельных сроков таможенного транзита уже установлен норматив в размере 2000 км за 1 месяц.

Также не очевиден вопрос компетенции создаваемой во исполнение будущего закона Правительством РФ специальной комиссии при координации взаимодействия транспортных организаций с государственными органами. На мой взгляд, документ не уточняет порядок передачи ей полномочий, связанных с координированием, в том числе и по работе таможенных органов.

Предлагаемая законопроектом минимизация государственного контроля в сфере транзитных перевозок за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации, на мой взгляд, не содержит никаких указаний в отношении распространения этих требований на государственный контроль за соблюдением положений законодательства Таможенного союза.

- Особый интерес вызывает предлагаемое в законопроекте введение так называемого института профессиональных транзитных операторов. Как на этот посыл отреагировало бизнес-сообщество?

- Здесь мнение деловых кругов единодушно, и по данному вопросу мы солидарны практически со всеми общественными объединениями, однозначно выразившими мнение, что этот институт не проработан и на сегодняшний день выглядит излишней дополнительной надстройкой. В последнее время в нашем регионе мы очень активно работаем с экспедиторами. На сегодняшний день у нас есть четкое понимание того, что даже институт профессиональных экспедиторов, который уже существует не первый день, еще окончательно не сформирован. Поэтому, на наш взгляд, рациональнее было бы в качестве таких профессиональных операторов признать уже работающих на рынке профессиональных экспедиторов. К тому же многие из них могут выступать в качестве декларанта, причем по той же самой процедуре таможенного транзита.

В заключение отмечу, что Гильдия профессиональных участников ВЭД всегда с благодарностью откликается на поступающие в ее адрес предложения об участии в работе над различного рода законопроектами. Так было и на этот раз. Нам отрадно видеть, что после широко проведенной интеграции в единое экономическое пространство в последнее время Российская Федерация стала целенаправленно заботиться и о своих национальных интересах.

Безусловно, привлечение внешнеторговых транзитных грузов для перевозок с использованием возможностей российской транспортной системы – важная государственная задача, которая при успешном решении должна повлечь за собой немалые инвестиции в реальный сектор отечественной экономики. Однако мы убеждены, что даже ради решения столь значимой и масштабной задачи закон, который призван установить основы государственной политики в сфере использования транзитного потенциала Российской Федерации в области перевозок грузов, не может готовиться и выпускаться в отрыве от уже существующих наднациональных юридических норм, регулирующих смежные правоотношения. Закон ради собственно закона сегодня никому не нужен: ни государству, ни бизнесу.

Артем БЕЛОУСОВ 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 16 октября 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog