Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Таможенные представители, банки и иные кредитные организации, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов, а также специалисты по таможенным операциям теперь могут получить в электронном виде государственные услуги, оказываемые ФТС России.

Озвученная и наделавшая в свое время много шума новость от премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что «денег нет», скорее всего, реально соответствует действительности. Справедливость такого заявления главы Кабинета министров недавно подтвердила и Счетная палата (СП).

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

Президент Молдавии Игорь Додон заявил, что несмотря на возражения премьер-министра страны Павла Филипа меморандум о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом "будет подписан, и точка".

Президент Ирана Хасан Роухани посетит Россию 27-28 марта по приглашению президента РФ Владимира Путина.

По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, сВ 15 марта власти Турции остановили выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла.

/ Статьи

Юридически значимый электронный документооборот в авиационной отрасли

Галина Круглая

ГАЛИНА КРУГЛАЯ

ООО «Эскорт»,

исполнительный директор

Современные глобальные задачи, стоящие перед страной, интеграция России в мировую экономическую систему выдвигают новые требования к гражданской авиации. национальные авиатранспортные комплексы должны обеспечить новое качество работы авиационного транспорта, соответствующее мировым отраслевым стандартам. Это не только привлечение дополнительных пассажирских и грузовых потоков и увеличение бюджетных поступлений, но и позиционирование России в мире как крупнейшей транспортной державы.

Наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от авиатранспортной системы требуется реализация инноваций, основанных на интеграции технологических преимуществ авиационного транспорта и комплексной информатизации авиатранспортных логистических процессов. внедрение современных стандартов юридически значимого электронного документооборота.

Наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от авиатранспортной системы требуется реализация инноваций, основанных на интеграции технологических преимуществ авиационного транспорта и комплексной информатизации авиатранспортных логистических процессов. Внедрение современных стандартов юридически значимого электронного документооборота в бизнес-процессы гражданской авиации является одним из наиболее значимых аспектов такой интеграции.

Неоспоримый факт — не существует бизнеса без документов. Их создание, передача и обработка составляют основу как внутреннего документооборота предприятия, так и процессов взаимодействия с партнерами. и чем незаметнее для бизнеса выполняются операции с документами, тем он эффективнее и, следовательно, инвестиционно привлекательнее. Именно поэтому в настоящее время мы все чаще слышим о внедрении технологий юридически значимого электронного документооборота между контрагентами (далее — внешний электронный документооборот). сегодня отказ от бумажных документов в пользу электронных — это тренд, который дает возможность компаниям сократить издержки, свести к минимуму производственные простои, значительно увеличить оборачиваемость средств.

В лидерах перехода на внешний электронный документооборот оказались предприятия с большим объемом документов, функционирующие в сферах коммунального хозяйства и телекоммуникаций, сетевые предприятия торговли. внешний электронный документооборот органично вписался в бизнес, позволяя практически мгновенно выполнять рутинные операции по работе с заявками, отчетами, актами и прочими документами. Поэтому и для современной авиационной отрасли с ее жесткими информационными стандартами внешний электронный документооборот — насущная необходимость, элемент конкурентной борьбы, одно из условий самого существования на мировом рынке авиаперевозок. К тому же предпосылки к его внедрению появились уже несколько лет назад, когда предприятия авиационной отрасли перешли на обмен информацией в простой электронной форме. Двигателем прогресса здесь выступили крупные игроки: международная ассоциация воздушного транспорта IATA, российский консолидатор ТКП и ряд авиакомпаний перевели в электронный вид обмен информацией о продаже перевозок и взаимных обязательствах.

Однако обмен юридически значимыми документами до сих пор производится в бумажном виде. Или, что еще хуже, нередко компания, внедрив какую-либо систему электронного документооборота, продолжает создавать, передавать и хранить в традиционном бумажном виде множество документов, требуемых для формирования той или иной электронной формы. В этом случае налицо ситуация двойного документооборота, причем электронный вариант документа заведомо будет иметь потенциальные ошибки ручного ввода информации. Говорить об эффективности процесса, о снижении затрат, об оптимизации бизнеса и других преимуществах здесь можно лишь с изрядной долей условности.

Попробуем разобраться в причинах. Для этого важно помнить, что отношения между авиапредприятиями построены по схеме «многие ко многим». Они носят, как правило, долгосрочный характер. Так, например, одна авиакомпания выполняет рейсы во многие аэропорты и один аэропорт принимает рейсы многих авиакомпаний, или же одна авиакомпания заключает агентский договор со многими агентствами и одно агентство оформляет авиаперевозки на бланках многих авиакомпаний. Работа по каждому заключенному договору может продолжаться десятилетиями, и, однажды наладив документооборот, компании не считают нужным что-либо менять, а наоборот, относятся к любым изменениям крайне консервативно.

Другая особенность, сдерживающая распространение внешнего электронного документооборота в авиации — огромное количество учетных документов, подлежащих выверке и своевременной обработке. Авиапредприятия боятся нарушить привычный процесс и охватить весь объем учетной документации, стремятся минимизировать риски и в итоге ограничиваются только обменом электронными счетами-фактуры. Как уже было отмечено выше, такой электронный документооборот ведет к большим непроизводительным затратам и, как минимум, двойному процессу формирования и обработки документов.

К причинам недостаточно эффективного внедрения внешнего электронного документооборота в отечественной гражданской авиации можно отнести использование компаниями очень большого числа разноплановых информационных систем: системы учетные, Кадровые, ресурсные, системы управления продажами, логистические системы, системы управленческого документооборота и управления взаимоотношениями с клиентами и др.

Автоматизация получения и обработки документов из транспортной системы электронного документооборота требует тщательной проработки маршрутов и интеграции ее со всеми информационными компонентами предприятия, а этого довольно сложно достичь на первом этапе внедрения. И конечно, нельзя сбрасывать со счетов присущие отрасли проблемы психологического характера в плане отношения к информационным технологиям именно в юридическом сегменте.

Как же добиться того, чтобы авиапредприятия, получившие от своих контрагентов предложение перейти на внешний электронный документооборот, избежали типовых ошибок его внедрения? Для этого нужно ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с сутью процесса.

Внешний электронный документооборот отличается от обычного обмена документами в электронном виде тем, что каждый документ сопровождается дополнением — файлом электронной подписи. Электронная подпись и средства ее применения позволяют со 100-процентной уверенностью утверждать, что она принадлежит человеку, паспорт которого был проверен, что она действительна на момент подписания и что документ после его подписания не был изменен. Такая гарантия обеспечивается законом РФ «Об электронной подписи» № 63-Фз от 06.04.2011.

Начиная с 2013 года, в соответствии с законодательством, вместо простой подписи повсеместно используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Пункт 1 статьи 6 данного Фз говорит о том, что документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, приравниваются к подписанным собственноручно, если иное прямо не оговорено в законах и принимаемых подзаконных актах (далее под электронной подписью понимается усиленная квалифицированная электронная подпись). Юридически значимые электронные документы могут быть предъявлены в суде в качестве доказательств исполнения сделки, и доказывать подлинность подписи при этом не придется — при выдаче она подтверждается специализированной организацией — Удостоверяющим центром.

В качестве юридически значимых электронных документов могут выступать акты, накладные, счета-фактуры, договорные формы, а также любые другие документы, предусмотренные соглашениями между контрагентами. Создать юридически значимый электронный документ сегодня очень просто. На рынке существует множество компаний, оказывающих услуги по их созданию и доставке, — операторы электронного документооборота.

Оператор оказывает услуги через специальную программу, бесплатно устанавливаемую на компьютер пользователя. Программа, несмотря на свое громкое название — система электронного документооборота (СЭД), обычно решает достаточно ограниченное число задач. для более четкого понимания назовем такую программу транспортной СЭД. Основные ее функции — загрузить документ, подписать его, отправить контрагенту или получить его. Оператор электронного документооборота выдает аналог почтового уведомления о доставке документа, заверенный собственной электронной подписью, а на подписываемых документах ставится штамп времени. Это позволит определить подлинность электронного документа даже в том случае, когда срок действия сертификата электронной подписи истечет, что гарантирует предприятиям полную защищенность с точки зрения законодательства и объективную оценку в случае судебных разбирательств.

Стоит отметить, что передача электронных документов через оператора электронного документооборота обязательна при обмене электронными счетами-фактурами между контрагентами. в налоговые органы юридически значимые электронные документы, в соответствии с Приказом ФНС № ММв-7-6/465@ от 29.06.2012, можно предоставлять в электронном виде. В приказе содержится перечень из 14 типов электронных документов, которые по способу создания условно можно разделить на оригиналы и копии. Оригиналы создаются в соответствии с приказами Фнс РФ «Об утверждении форматов первичных учетных документов» (№ ММв-7-6/172@ от 21.03.2012) и «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде» (№ ММв-7-6/138@ от 05.03.2012). Оригиналы предоставляются в налоговый орган вместе с файлом электронной подписи, а копии — в отсканированном (графическом) виде. Если предоставлена копия, налоговый орган имеет право запросить документ на бумажном носителе. к копиям, кстати, относятся и электронные документы, подписанные электронной подписью, созданные в не утвержденных ФНС форматах.

Как видите, законодательство уже в достаточной степени проработано, чтобы снять юридические вопросы применения внешнего электронного документооборота. И сейчас на первый план выходит проблема организационного характера: как в условиях многочисленных взаимосвязей между предприятиями авиационной отрасли избежать проблем двойного документооборота и добиться юридически значимого электронного взаимодействия с партнерами.

Необходимо принять тот факт, что преодоление трудностей при переходе на внешний электронный документооборот требует подключения административного ресурса. Именно руководство предприятий должно понять, что вести хозяйственную деятельность по-старому невыгодно, должно почувствовать, как с полноценным внедрением внешнего электронного документооборота растет эффективность бизнеса.

Поэтому ведение такого масштабного проекта на предприятии необходимо поручать лицам, обладающим достаточным административным весом и непосредственно вовлеченным в процесс обмена документами с контрагентами компании. Только в этом случае можно успешно решить главную задачу процесса перехода — создать внутренний регламент самого бизнес-процесса внешнего электронного документооборота и организовать архив электронных документов. Регламент призван обеспечить процедуры создания и обработки электронных документов таким образом, чтобы реализовать защиту от ошибок и избежать дублирования операций. А организация архива требуется для корректного накопления электронных документов и защиты их от уничтожения, дабы иметь их в целости для последующих аудита, контроля и подбора документов с целью предоставления в контрольные и судебные инстанции.

Положительный эффект от перехода на внешний электронный документооборот нельзя измерить в форме материальных затрат на передачу документа. При сравнении расходов на отправку юридически значимых электронных документов с почтовыми расходами на доставку обычных документов вряд ли получится существенная разница. основная выгода заключается в повышении качества, достоверности, своевременности учета бизнеса, существенном снижении трудозатрат, комфортном взаимодействии с контролирующими организациями. чтобы полноценно перейти на внешний электронный документооборот, нужно задуматься не только о приобретении сертификатов электронной подписи и подключении к оператору (или операторам) электронного документооборота, но и продумать технологическую интеграцию бизнес-процессов как внутри предприятия, так и во взаимодействии с партнерами.

Ускорить переход на внешний электронный документооборот, сделать его более комфортным и безболезненным можно, если применять единое отраслевое решение для авиационного рынка. Важно осознать, что процесс перехода на внешний электронный документооборот носит отраслевой характер, и нет резона изобретать велосипед в каждой отдельно взятой организации.

Эта задача должна быть решена централизованно квалифицированными специалистами консалтинговых компаний, работающих в тесном сотрудничестве с предприятиями и регуляторами отрасли, которые способны сложить в единую цепочку бизнес-процессы предприятий различных видов деятельности и адаптировать типовые формы регламентирующих документов под индивидуальные потребности каждой компании.

Другими словами, необходимо применить метод тиражирования технологии, доступный каждому участнику авиарынка — и крупной, и малой компании, ведь для бизнес-процесса не имеет значения, какое программное обеспечение будет применяться. Бизнес-процесс — это среда и правила игры, которые в условиях авиационной отрасли с ее типом взаимоотношений «многие ко многим» должны быть едины и всем понятны, чтобы удалось достичь желаемого синергетического эффекта. Только такой подход даст отечественным авиапредприятиям возможность успешно реализовать современные стандарты юридически значимого электронного отраслевого документооборота. именно в гражданской авиации с ее огромной внутренней ресурсной кооперацией и скоростями технологические решения безбумажной обработки информационных потоков позволят обеспечить максимально возможный логистический эффект.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об электронной подписи» № 63-Фз от 06.04.2011; электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.

2. Приказ ФнС № ММв-7-6/465 от 29.06.2012; приказ ФнС РФ от 21.03.2012 № ММв-7-6/172@ «Об утверждении форматов первичных учетных документов»; приказ ФнС России от 05.03.2012 № ММв-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде»; электронный ресурс: http://www.consultant.ru.

3. Сток дж., Яамберт д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. — М: Инфра-М, 2005. — 797 с.

4. www.logistics.ru.

5. О’Яири д. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. выбор, внедрение, эксплуатация / Пер. с англ. Ю.И. водяновой. — М.: Вершина, 2004. — 272 с.

6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/Под ред. в.в. Трофимова. — М.: высшее образование, 2006. — 480 с.

7. Руководство IATA Financial Exchange E-Invoicing; http://www.iata.org.

8. Руководство IATA Simplified Interline Settlement; http://www.iata.org.

9. Материалы Европейской экономической комиссии ООн. Рекомендации ЕЭк ООн. Рекомендация № 33: «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «Единого окна»; http://www.tsouz.ru.

10. Логинова А.Ю. Правда об электронном документообороте. - М.: Книга по требованию, 2002. — 220 с.

11. Чернов В. Системы электронного документооборота: Учебное пособие. — М.: РАГС, 2009. — 84 с.

12. http://ecm-journal.ru.

13. http://www.alta.ru.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 14 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Экономит время и средства

Таможенные представители, банки и иные кредитные организации, обладающие правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов, а также специалисты по таможенным операциям теперь могут получить в электронном виде государственные услуги, оказываемые ФТС России.

 30 марта 2017 / Таможня

Осетр и турист как угроза госказне

Озвученная и наделавшая в свое время много шума новость от премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что В«денег нетВ», скорее всего, реально соответствует действительности. Справедливость такого заявления главы Кабинета министров недавно подтвердила и Счетная палата (СП).

 29 марта 2017 / Таможня

Александр Гетман: нам любое дело по плечу

Таможенные органы Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) подвели итоги работы в 2016 году по основным направлениям своей деятельности.

 28 марта 2017 / Таможня

Россия выиграла суд

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удовлетворила заявление Российской Федерации и установила факт исполнения Республикой Беларусь не в полном объеме положений статей 1, 3, 4, 25 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

 27 марта 2017 / Таможня

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика

ИТ- архитектура «ПЭК»: решения, отвечающие ожиданиям клиента

Сегодня от компаний, занимающихся грузоперевозками, клиенты ждут прозрачности и эффективности. Обеспечить это на новом уровне, который соответствует ожиданиям заказчиков, помогают современные ИТ-технологии. О том, как ИТ-решения помогают повысить эффективность перевозок, рассказывает Михаил Граблев, директор ИТ-департамента компании В«ПЭКВ».

 22 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Усовершенствованный погрузчик премиум класса RX 70 – лучший в категории грузоподъемности от 2 до 3,5 тонн

К 10-летнему юбилею полюбившегося дизельного и газового погрузчика RX 70 компания STILL продолжает свою историю успеха, представив усовершенствованный модельный ряд от 2,0 до 3,5 тонн.

 21 марта 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

DPD в России: кризис как возможность развиваться

Текущие экономические условия в компании воспринимают как возможность использовать новые форматы и расширить свои позиции на рынке.

 23 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog