Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

ВТО: начинаем изучать последствия

Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) недавно опубликовал результаты проведенного им анализа первых эффектов влияния членства в ВТО на импорт товаров в Россию. В его основу были положены предварительные данные таможенной статистики Российской Федерации, так как внешняя торговля нашей страны является определяющей для рынка Таможенного союза (ТС) в целом и ее анализ позволяет выявить ключевые тенденции общего рынка. При этом ЕЭК уточнила, что по мере поступления также будут проанализированы данные таможенных служб Казахстана и Беларуси.

Особое внимание эксперты уделили товарам, производство которых, по ожиданиям представителей бизнес-сообщества, могло в наибольшей степени пострадать от присоединения России к ВТО: продовольствие, текстиль и обувь, автотранспорт, продукция машиностроения. Отмечалось, что анализ проводился по предварительным данным таможенной статистики относительно объема импорта в стоимостном выражении, поэтому специалисты посчитали некорректным приравнивать изменение стоимостных объемов импорта к росту или сокращению физических объемов поставок.

Отмечено, что по итогам сентября в связи с произошедшим снижением уровня тарифной защиты эксперты не зафиксировали резкого роста импорта товаров из стран дальнего зарубежья. Напротив, по сравнению с августом 2012 года его стоимостный объем снизился примерно на 10%. Сокращение объемов ввоза коснулось большинства товаров, за исключением продовольственных и сырья для их производства. Так, поставки свинины прибавили порядка 16%.

Эксперты связывают это с обнулением ставки ввозной таможенной пошлины на данный вид мяса, импортируемый в рамках установленной Россией квоты, а также снижением на 10 процентных пунктов пошлины на поставки вне квоты. Дело в том, что в преддверии обнуления ставок импортеры придерживали квотный ввоз, а с начала сентября начали реализовывать лицензии, поставляя свинину с большей маржой. Также в сентябре по сравнению с августом вследствие снижения ставок пошлины наблюдался существенный - более чем на 50% - рост импорта растительного масла. Особенно пальмового, объемы его ввоза практически удвоились.

В связи с окончанием сезона «большого молока» и снижением ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые товары, например на плавленые и твердые сыры, вырос импорт молочных продуктов. Их стоимостный объем в сентябре по сравнению с августом прибавил примерно 23%. На фоне негативных ожиданий дальнейшего повышения акцизов и возможной реструктуризации канала продаж на треть выросли поставки табачных изделий. В то же время по другим видам продовольствия существенный рост импорта не отмечен, напротив, по многим товарам наблюдалось сокращение ввоза, например по фруктам, рыбе.

Уменьшение объемов импорта коснулось продукции машиностроения и автотранспорта. По сравнению с августом на треть сократился ввоз средств наземного транспорта, а легковых автомобилей - более чем на 40%. Такое снижение, по мнению аналитиков, стало прямым и косвенным следствием введения Россией с 1 сентября утилизационного сбора (УС), так сказать, своего рода эффектом базы августа, в течение которого импорт легковых автомобилей вырос более чем на 20%. Параллельно на фоне снижения объемов ввоза наземного транспорта при сохранении уровня тарифов наблюдается рост почти на треть импортных поставок судов и плавучих средств. Импорт текстильных изделий и обуви остался практически на уровне августа 2012 года.

Остались без саней

Первый опыт работы в условиях ВТО, несмотря на длительную подготовку к вступлению в эту торговую организацию, как считают аналитики, показал, что многие экономические и хозяйственные субъекты все еще не готовы к условиям членства в ней. При этом отмечается, что уже в основном готов план государственных адаптационных мер. Он даже получил финансирование в проекте бюджета 2013-2015 годов.

Однако, как подчеркнул президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, пока не решен вопрос процедур. Нет как опыта, так и четкого регламента. Нет и пошаговой стратегии, которой должны придерживаться федеральные ведомства и компании. Непонятно распределение полномочий между федеральными органами и Евразийской экономической комиссией.

Эксперты считают, что бизнесу следует знать, какие компенсационные меры предусматриваются в бюджете. Должны быть прописаны четко специфические отраслевые меры поддержки отраслей, а также универсальные стимулирующие меры. Следует признать, что сейчас российской экономике не хватает и квалифицированных кадров, которые уже могут работать на международных площадках.

Расчеты показывают, что в связи с присоединением к ВТО в 2013 году доходная часть бюджета, связанная с поступлением ввозных таможенных пошлин, потеряет почти 200 млрд рублей, в 2015-м - почти 360 млрд. В связи с этим крупный бизнес надеется, что эта финансовая «дыра» не будет закрыта за счет усиления фискального бремени. Предприниматели считают, что властям надо найти иные источники пополнения казны.

Еще одной важной задачей является выработка мер по адаптации российской экономики к условиям членства в ВТО в чувствительных секторах, которые в большей степени столкнутся с возросшей конкуренцией уже в следующем году. Александр Шохин подчеркнул, что сейчас нужно понять, какие инструменты появляются у компаний по отстаиванию своих прав. У России должна быть возможность оспаривать дискриминационные решения национальных правительств. Кроме того, уверен он, РФ следует участвовать в обновлении правил мировой торговли.

В связи с изменением в РФ структуры принятия решений с возникшими проблемами бизнесменам придется все чаще обращаться в Евразийскую экономическую комиссию. Дело в том, что на сегодня в ее исключительную компетенцию переданы некоторые очень важные вопросы. Среди них три главных: защитные меры, техническое регулирование, ветеринарные и фитосанитарные меры. Не стоит забывать и про изменения таможенных тарифов, инициатором которых является правительство.

Ожидается, что вскоре функции координатора работы с ВТО будут возложены на Минэкономразвития. Здесь уже разработаны четыре адаптационных плана к условиям ВТО, в которых учтены и предложения бизнеса. Они находятся на исполнении. Недавно заработал сайт vto.ru, где можно ознакомиться с базовой информацией. Необходимые сведения также можно узнать в институте торговой политики Высшей школы экономики, активно работает центр документации.

Вступление России в ВТО, считают эксперты, не стало шоком для Таможенного союза, который изначально строился по аналогичным правилам. Однако бизнесу следует готовиться к новым вызовам, которые в ближайшее время будут постоянно появляться. Так, у нас неплохие условия по АПК, это касается и квоты на такой чувствительный товар, как мясо, однако с 2020 года, к примеру по свинине, уровень защиты станет более низким. Сегодняшняя пошлина в 65% превратится в 25%. Поэтому отрасли, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень, осталось всего восемь лет. Та же ситуация и в автопроме.

Заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов особо обращает внимание на возможности экспортного потенциала для российского бизнеса. Он уточнил, что все возможные субсидии, которые выделялись различным отраслям экономики, находятся на уровне специфических, то есть разрешенных, практически все вошли в проект федерального закона о бюджете на ближайшие три года. Чиновник напомнил, что в условиях ВТО субсидия по экспорту признана запрещенной, но пообещал поддержку экспорта Минпромторгом разрешенными нормами ВТО.

Он сообщил, что государство намерено и дальше поддерживать экспортный потенциал, чтобы снивелировать те риски, которые появились после вступления в ВТО. Так, для поддержки легпрома, где трудятся до 400 тыс. человек, необходимо около 3 млрд рублей. Для восполнения возможных потерь региональных бюджетов в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрено 2,5 млрд рублей. Для тех отечественных производителей, которые будут подавать сигнал бедствия, зарезервировано 5 млрд рублей.

С новыми мерами

В то же время государство продолжает разрабатывать все новые меры по защите отечественного автопрома от последствий вступления в ВТО. Чтобы стимулировать обновление парка, Минпромторг предлагает повысить ставки транспортного налога и ОСАГО на старые и неэкологичные автомобили, ограничить сроки эксплуатации коммерческой техники. Пока эти меры не получили поддержки Минфина. Они также могут вызвать недовольство и у регулирующих органов ВТО. При этом правительство поручило Минпромторгу, Минэкономики и Минфину «обеспечить бесперебойную реализацию мер» по поддержке ав-топрома, «направленных на адаптацию отрасли к условиям членства России в ВТО». О результатах проделанной работы ведомства должны будут доложить до 15 апреля 2013 года.

Как сообщил «Коммерсантъ», речь идет о корректировке ставок транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля. Необходимость этого шага связывается с тем, что «значительная часть транспортных средств имеет большой срок эксплуатации и высокий уровень выбросов вредных веществ в атмосферу». Повышение налога призвано подтолкнуть автовладельцев активнее сдавать машины в утилизацию, стимулируя спрос на новые автомобили и развитие утилизационной сети. Введение утилизационного сбора наглядно показало, что в России она слабая, а стимулов для развития мало, ведь значительный объем машин, за которые уплачен сбор, начнет поступать на переработку минимум через пять лет.

В качестве еще одной меры Минпромторг называет «установление предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей». Однако заинтересованные федеральные органы исполнительной власти это предложение не поддержали, поскольку сложно найти оптимальные критерии ограничения сроков эксплуатации. Конкретный возраст выбытия для каждой категории транспорта еще необходимо просчитывать, но этот порог должен быть не ниже 20-25 лет.

Специалисты также заговорили о необходимости субсидирования железнодорожных перевозок новых автомобилей, произведенных в России, на расстояние свыше 3 тыс. км и закупки с 2013 года государственными, муниципальными и бюджетными организациями только автомобилей, выпущенных на территории Единого экономического пространства (ЕЭП), за исключением случаев отсутствия аналогов. Однако в результате проработки вопроса выяснилось, что эта мера противоречит правилам ВТО. Поэтому Минпром-торг предложил рассмотреть возможность разработки распоряжения правительства, «рекомендующего» государственным предприятиям закупку автомобилей, произведенных в ЕЭП.

Эксперты считают, что основные возможности, позволяющие защитить внутренний авторынок (утилизационный сбор и субсидии процентов по кредитам), уже реализованы. Ввести дополнительные меры, не вызвав нареканий ВТО, трудно. По мнению аналитиков, сложнее всего будет обязать госучреждения закупать технику, произведенную в ЕЭП. Повышение же транспортного налога может вызвать социальную напряженность, а ограничения сроков эксплуатации коммерческой техники - недовольство среди перевозчиков.

Все не так страшно

Свою обеспокоенность по поводу ВТО высказали и производители грузовиков. Так, директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян отметил несколько негативных сторон проблемы, назвав основной угрозой снижение пошлин на подержанные иномарки со 105% до 15%. Он считает, что это приведет к возвращению на уровень 2008 года: уже произведенные инвестиции в автопром не окупятся и станут бессмысленными, как результат - отрасль придет в упадок. Подержанные иномарки опять начнут постепенно вытеснять отечественного производителя.

По прогнозам, подобный сценарий приведет к потере 20% доли рынка. Значит, сократится число рабочих мест, причем не только в автопроме. Как известно, одно рабочее место в автопроме создает 5-7 дополнительных в смежных отраслях. Снижение же объемов работ в смежных отраслях обернется падением налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

ОАО «КАМАЗ» провело анализ влияния вступления РФ в ВТО с учетом введения утилизационного сбора на большинство автомобилей КАМАЗ. Особое внимание уделили ситуации с бортовыми грузовиками КАМАЗ-65117 и конкурентами (МАЗ, HYUNDAI, MAN, IVECO). Вступление в ВТО и введение утилизационного сбора (УС), уточнил Ашот Арутюнян, никак не повлияло на рост цен на КАМАЗ и МАЗ, так как данные компании включены в реестр освобожденных от утилизационного сбора производителей автотехники, как согласившиеся утилизировать старую автотехнику за свой счет либо собственными силами.

При этом вступление в ВТО уменьшит таможенную стоимость импортных автомобилей-конкурентов, а утилизационный сбор это снижение покроет. Аналогичная ситуация по самосвалам и шасси. На седельные тягачи производства МАЗ, как и на автомобили отечественного производства, также нет влияния вступления в ВТО и введения утилизационного сбора.

По иномаркам из-за вступления России в ВТО происходит снижение таможенных пошлин на новые седельные тягачи Евро-3 с 25% до 15%, а на седельные тягачи Евро-4 пошлина остается неизменной и составляет 5%. Большинство седельных тягачей иностранного производства, ввозимых в РФ, имеют экологический класс Евро-4. Следовательно, вступление в ВТО не снизит их таможенную стоимость, а утилизационный сбор, наоборот, сделает данные автомобили дороже. Это будет стимулировать развивать сборку в России, увеличивать локализацию, наращивать объемы производства, что соответствует концепции развития российского автопрома до 2020 года.

При этом специалист напомнил, что на подержанную автотехнику ставка УС в несколько раз выше, чем на новую. Так, на новый грузовик массой до 50 тонн она составит 435 тыс. рублей с НДС. На аналогичный по весовым характеристикам подержанный автомобиль старше 3 лет ставка в 4 раза выше - 1770 тыс. рублей с НДС. Это, несомненно, должно снизить импорт старой автотехники.

Основной проблемой российского рынка грузовых автомобилей Ашот Арутюнян назвал увеличение импорта, причем в условиях присоединения к ВТО ситуация может обостриться. При этом большая доля импортируемых из Китая самосвалов не соответствует экологическим стандартам: под видом Евро-4 завозят авто класса Евро-2. Их выпуск в обращение на территории РФ стали возможны вследствие грубых нарушений органами по сертификации нормативно-правовых актов при оформлении сертификатов соответствия.

Специалист убежден, что после вступления страны в ВТО нужно сохранить уже имеющуюся структуру рынка. Важно, чтобы к нам не хлынул поток подержанных иномарок или резко не вырос импорт машин, которые бы конкурировали с автомобилями отечественного производства. При этом введение УС в первую очередь отразится на импортерах, поскольку поставщики новых и подержанных грузовых автомобилей из-за рубежа должны будут платить его «живыми деньгами». В то время как автопроизводители, работающие в России, могут предоставлять только гарантии по дальнейшей утилизации своих машин. Данная мера будет способствовать развитию сборки в РФ, что соответствует концепции развития российского автопрома до 2020 года.

Само вступление в ВТО на рынок подержанных грузовых авто по большому счету экономически никак не повлияет. Утилизационный сбор по своим размерам сопоставим с отменяемыми таможенными пошлинами. На внутреннем рынке подержанных грузовых автомобилей это особо не скажется, но существенно снизится поступление из-за рубежа подержанных грузовиков, что положительно отразится на экологии.

Артем БЕЛОУСОВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 29 января 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog