Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Вступление России в ВТО: больше плюсов или минусов?

В связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) вновь обострились споры на тему: выгодно или не выгодно полноправное участие России в многосторонней торговой системе? Очевидно, что ответ на этот вопрос лежит в плоскости анализа ожидаемого «эффекта участия». Другими словами, необходимо прежде всего оценить те выгоды, которые получит Россия от присоединения к системе ГАТТ/ ВТО, и те издержки, которые понесла страна в процессе вступления и понесет в процессе выполнения обязательств Договаривающейся стороны многосторонних соглашений ВТО.

При оценке позитивной стороны «эффекта участия» России в ВТО кажется целесообразным разделить количественные и качественные аспекты такого участия.

Экономические выгоды страна получит благодаря расширению экспортных возможностей в силу распространения на Российскую Федерацию режима наибольшего благоприятствования (далее — РНБ), предоставляемого друг другу Договаривающимися сторонами Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее — ГАТТ) и других соглашений в рамках ВТО, а также в результате более эффективного распределения товарных потоков по регионам мира из-за устранения торговых барьеров.

Принимая во внимание тот факт, что в условиях действия РНБ все страны разделяют выгоды, вытекающие из любого снижения таможенных тарифов, можно утверждать, что именно в рамках ГАТТ/ ВТО режим наибольшего благоприятствования является тем конкретным механизмом, который обеспечит России свободное и безусловное получение преимуществ, вытекающих из наилучших торговых условий, формируемых соглашениями ВТО, будет способствовать укреплению и расширению торгово-экономических связей, основанных на принципах равноправия, взаимной выгоды и общей заинтересованности.

Участие России в системе ГАТТ/ВТО поспособствует созданию в стране предсказуемой торговой и инвестиционной среды. Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению зарубежного капитала в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы российской экономики.

Качественный аспект полноправного участия Российской Федерации в многосторонней торговой системе будет проявляться по двум направлениям:

— использование международных норм и правил, регулирующих торгово-экономические отношения государств и обеспечивающих условия справедливой конкуренции, позволит защитить российских экспортеров от одностороннего давления торговых партнеров, обеспечит соблюдение другими участниками ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Россией недискриминационных норм и правил международной торговли;

— стабилизирующее воздействие со стороны ВТО получит процесс выработки национальной внешнеторговой политики. Обязательства, взятые страной на многосторонней основе, всегда имеют для зарубежных партнеров более весомое значение, чем обязательства, принятые на двусторонней основе. В силу многосторонних обязательств уменьшается вероятность того, что торговая политика России будет претерпевать частые и не всегда предсказуемые изменения.

Однако одной из главных составляющих «эффекта участия» России в системе ГАТТ/ВТО явится то, что российские товаропроизводители должны будут модернизировать предприятия и осваивать современные технологии, чтобы выпускать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и издержки, которые придется нести России, присоединившись к ВТО в качестве полноправного участника. Это прежде всего:

— издержки экономического и социального характера, которые в определенной степени обременят экономику страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции;

— материальные издержки, которые понесет государство вследствие необходимости приведения национальной законодательной базы в соответствие с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых в рамках ГАТТ/ВТО многосторонних обязательств.

Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том, что присоединение России к ВТО обеспечит:

— доступ российских производителей товаров и услуг к рынкам более 150 стран — членов ВТО, а также эффективную правовую защиту экономических интересов страны;

— предсказуемый режим международной торговли, регулируемый четкими и стабильными правовыми нормами;

— транспарентность торговой политики и практики торговых партнеров, что будет содействовать достижению большей безопасности торговых отношений;

— правовую основу для устранения дискриминационных мер, применяемых некоторыми государствами в торговле с Россией;

— доступ к механизму урегулирования споров в рамках ВТО с целью защиты интересов российских участников международной торговли;

— возможность использования «переговорной площадки» ВТО для продвижения национальных торгово-экономических интересов путем участия в многосторонних торговых переговорах;

— создание более благоприятных условий для инвестиционной деятельности благодаря уменьшению вероятности частых изменений в торговой политике России;

— укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.

Анализ основных обязательств России перед многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО позволяет сделать следующие выводы.

1. Системные обязательства, которые приняла на себя российская сторона, видятся сбалансированными и сопоставимыми с обязательствами, вытекающими из многосторонних соглашений, действующих в рамках ВТО.

2. Обязательства в сфере торговли услугами также можно рассматривать как достаточно приемлемые. В меру сбалансированными являются как горизонтальные обязательства, относящиеся ко всем секторам услуг, так и секторальные, относящиеся к конкретному сектору услуг.

Обязательствами охвачен не весь классификатор секторов услуг, имеется широкий перечень исключений из режима наибольшего благоприятствования в пользу определенной группы стран, включая Беларусь.

Вместе с тем требует дополнительного изучения вопрос влияния российских обязательств в сфере услуг на процессы развития Единого экономического пространства. Здесь прежде всего следует сопоставить потенциал секторов услуг экономик России, Беларуси и Казахстана, а также учесть средне- и долгосрочные перспективы развития конкретных их сегментов.

3. Средний уровень «связанных»* Россией ставок таможенных пошлин составил 7,8% по сравнению с 10% среднего уровня ставок таможенных пошлин действующего Единого таможенного тарифа таможенного союза (далее — ЕТТ ТС).

Средний уровень «связанных» ставок таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары составил 10,8% по сравнению со средним уровнем ставок таможенных пошлин ЕТТ ТС на эту же группу товаров в 13,2%.

Средний уровень «связанных» ставок таможенных пошлин на промышленные товары составляет 9,5% по сравнению с 7,3% среднего уровня ставок таможенных пошлин ЕТТ ТС.

Средний уровень ставок таможенных пошлин после полного их снижения в соответствии с зафиксированными Россией обязательствами перед многосторонней торговой системой составит:

• 14,9% — на молочные продукты (против 19,8% ЕТТ ТС);

• 10,0% — на зерновые культуры (против 15,1% ЕТТ ТС);

• 7,1% — на масличные культуры, жиры и масла (против 9,0% ЕТТ ТС);

• 5,2% — на химическую продукцию (против 6,5% ЕТТ ТС);

• 12,0% — на автомобили (против 15,5% ЕТТ ТС);

• 6,2% — на электротехническое оборудование (против 8,4% ЕТТ ТС);

• 8,0% — на древесину и изделия из нее (против 13,4% ЕТТ ТС);

• 0% — на товары информационных технологий (против 5,4% ЕТТ ТС).

Для более чем 1/3 тарифных линий конечная «связанная» ставка таможенных пошлин начнет применяться с момента присоединения России к ВТО. Для 1/4 тарифных линий конечная «связанная» ставка таможенных пошлин начнет применяться через 3 года.

По истечении переходных периодов величина ставок таможенных пошлин для примерно половины всех тарифных линий останется на уровне не ниже действующего ЕТТ ТС. В отношении 30% тарифных линий ставки таможенных пошлин будут снижены почти на 5%.

Но здесь уместно напомнить, что на момент создания ГАТТ (1947 год) уровень средневзвешенного тарифа на промышленные товары составлял 39%, а по итогам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (1986-1993 годы) — 3,7%. Иначе говоря, за менее чем 50-летний период функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО средневзвешенный тариф на промышленные товары сократился в 10 раз.

Противники присоединения Российской Федерации к ВТО часто озвучивают мнение о том, что, став полноправным участником многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО, Россия сужает возможности использования такого инструмента регулирования товарных потоков, как Таможенный тариф.

В некоторой степени такая позиция справедлива. В то же время важно понимать, что на современном этапе развития междунар одных торгово-экономических отношений роль Таможенного тарифа существенно изменилась. Данный инструмент регулирования внешней торговли, по сути, утрачивает две из трех своих основных классических функций:

— защита национального рынка от конкурирующей продукции, поставляемой из-за рубежа;

— содействие созданию новых рабочих мест.

Остается лишь фискальная функция, которая важна для правительств в зависимости от степени развития национальной экономики и состояния государственного бюджета.

Наиболее распространенными аргументами в пользу обеспечения высокого уровня тарифной защиты являются аргументы о необходимости защиты формирующихся производств от сильных зарубежных конкурентов, а также социально значимых отраслей экономики, как то сельское хозяйство или текстильная отрасль.

В отношении первого из упомянутых аргументов необходимо учитывать по меньшей мере два важных фактора.

Во-первых, как долго будут формироваться те или другие национальные производства?

Во-вторых, какой товар с точки зрения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке представят эти производства «на выходе»?

Что касается ситуации на мировых рынках текстильных и сельскохозяйственных товаров, то здесь также наблюдаются существенные процессы либерализации.

В рамках ГАТТ/ВТО задача упрощения доступа к международным рынкам сельскохозяйственных товаров решалась посредством запрещения нетарифных барьеров (количественные ограничения импорта, импортные сборы, минимальные импортные цены, выборочное лицензирование импорта, добровольные ограничения экспорта и т.п.) и замены всех нетарифных мер эквивалентными по суммарному протекционистскому воздействию таможенными пошлинами.

С 1 января 2005 г. торговля текстильными изделиями и одеждой в рамках многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО также регулируется общими положениями соответствующих соглашений.

При этом следует отметить, что договоренности о либерализации мировой торговли в таких закрытых в недалеком прошлом сегментах мирового рынка, как сельскохозяйственный и текстильный, были достигнуты на фоне стремительного развития научной мысли, ее материализации в конкретных технических и технологических разработках, что позволило создать и предложить рынку новые высококачественные, обладающие широким спектром потребительных свойств товары.

Новые научно-технологические разработки меняют содержание и структуру и сельскохозяйственной, и текстильной отрасли. Они становятся определяющим фактором в обеспечении их устойчивого развития и повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.

С учетом вышеизложенного можно утверждать, что степень либерализации международных рынков и уровень конкурентоспособности товаров, предлагаемых на этих рынках, — взаимосвязанные переменные: по мере увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции рынки (и прежде всего национальные) становятся более открытыми.

На современном этапе развития международных торгово-экономических отношений первоочередной задачей для товаропроизводителей должно быть не лоббирование вопроса усиления степени защиты внутреннего рынка от потока иностранных товаров посредством таможенных пошлин, а повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, готовность предложить как отечественным, так и зарубежным потребителям пользующийся спросом товар.

В заключение хотелось бы отметить, что процессы, происходящие в глобализирующемся мире, подтверждают мысль о том, что торговые возможности любой страны во многом определяются ее участием или неучастием в многосторонней системе регулирования торговли ГАТТ/ВТО. Очевидно, что торгово-экономические отношения, которые строятся на основе согласованных принципов и правил, открывают субъектам хозяйствования возможность эффективно использовать преимущества безопасной и предсказуемой международной торговой среды. В условиях растущей взаимозависимости национальных экономических комплексов, углубления интеграционных процессов в мировом масштабе согласованные на многосторонней основе принципы регулирования торгово-экономических отношений государств являются «Кодексом поведения в торговле». Это уже общепризнанная аксиома. Поэтому любая попытка добиться эффективного регулирования внешнеэкономических связей без учета международно признанных правовых норм и принципов, без использования соответствующих механизмов, заложенных в соглашениях ГАТТ/ВТО, видится бесперспективной.

 * Принцип «связывания», или «фиксирования максимальных уровней», ставок таможенных пошлин состоит в том, что присоединяющаяся страна обязуется не поднимать ставки таможенных пошлин выше заранее оговоренного (или существующего) уровня.

По согласованию участников переговоров «связанными» могут быть любые ставки таможенных пошлин, в том числе и нулевые.

Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук

Материал предоставлен журналом"Валютное регулирование и ВЭД"


 22 октября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog