Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: «Сделано в ЕАЭС». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

Индия высказывается за активную интеграцию с Евразийским экономическим союзом.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

/ Статьи

Всемирный банк недооценивает Россию

Леонид Савицкий, и.о. начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы, на очередном заседании Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России представил критический анализ исследования Всемирного банка Doing Business.

 В условиях глобализации мировой экономики многие общественные и консалтинговые организации проводят независимые опросы среди представителей бизнеса в целях составления рейтинга предпринимательского климата и инвестиционной привлекательности стран, регионов и отдельных городов. Такую оценку проводит в том числе и Всемирный банк.

Всемирный банк декларирует целью исследования «Ведение бизнеса–2012» выработку предложений по улучшению конкурентной среды и успешному ведению бизнеса. Эта работа нацелена на решение задачи Всемирного банка – способствование устойчивой глобализации.

В очередном ежегодном аналитическом докладе «Doing Business 2012», опубликованном Всемирным банком в октябре прошлого года, проведена оценка существующих норм в 183 странах. По данным доклада Россия впервые за 8 лет улучшила свое положение в общем рейтинге и заняла 120 место по сравнению со 124 местом прошлого года, оказавшись в числе 25 стран-реформаторов, улучшивших условия ведения бизнеса.

Определение общего рейтинга страны формируется экспертами Всемирного банка на основании 10 различных показателей, имеющих равное значение.

Компетенцию Федеральной таможенной службы затрагивает один показатель – «Международная торговля», по которому Россия в прошлом году также улучшила свое место, поднявшись со 166-го до 160-е. Однако именно этому показателю уделяется особое внимание Президентом и Правительством Российской Федерации, так как последовательная интеграция российской экономики в международное экономическое пространство приводит к возрастанию роли таможенного администрирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В этих условиях таможенные органы становятся объектом пристального внимания, а мнение о деятельности Федеральной таможенной службы формируется в том числе с учетом рейтингового исследования Всемирного банка.

Отчитываясь о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 г., Владимир Владимирович Путин говорил о необходимости продолжения работы по созданию в России благоприятного конкурентоспособного инвестиционного климата, учитывая невысокие позиции России в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Это поручение вошло в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором поставлены задачи направленные на повышение позиций Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по улучшению условий ведения бизнеса, а также на обеспечение существенного сокращения сроков прохождения процедур в сфере таможенного администрирования.

Основой формирования результатов рейтинга «Doing Business» является ответ респондентов (о них позже) о количестве документов, а также затратах времени и средствах при оформлении «стандартного примера перевозки».

«Стандартный пример перевозки» определяется следующими условиями:

- «товар» весом нетто 10 тонн, стоимостью 20 000 долл. США (исключаются товары, требующие особых условий хранения, опасные и «военные» товары);

- «предприятие», ООО, находится в Москве и имеет не менее 60 сотрудников;

- оплата товара производится аккредитивом;

- перевозка осуществляется морским транспортом в 20-футовом контейнере через порт Санкт-Петербург, при этом доставка груза из порта в Москву (при импорте) и из Москвы в порт (при экспорте) производится автомобильным транспортом.

Очевидно, что применяемые в методологии рейтинга Всемирного банка, ограничения, предъявляемые к участнику ВЭД, к товару, а главное к способу и виду перевозки (морской транспорт + 20-футовый контейнер + вес товара 10 тонн) делают эту выборку нерепрезентативной – из-за чего существенно сужается количество исследуемых товарных партий.

По данным таможенной статистики морской транспорт уступает железнодорожному по объемам перевозок. Например, при импорте товаров только 38% товаров ввозится морским транспортом. По оценкам экспертов, доля товаров весом в 10 тонн, ввозимых морским транспортом в 20-футовых контейнерах, ничтожно мала в импортных операциях.

таможенный контрольПри таких ограничениях в исследовании не рассматриваются грузы, доставляемые в Россию железнодорожным, авиа- и автотранспортом, а также все грузы, доставляемые не в 20-футовых контейнерах (хотя самый распространенный размер контейнера – это 40-футовый контейнер). Примеры такой стандартной перевозки весьма ограничены, например, это может быть недорогой станок из Китая прибывший в 20-футовом контейнере в морской порт Санкт-Петербург. После проведения таможенных операций этот контейнер перегружен на автомобиль и доставлен на склад получателя в Москве.

Учет ограничений приводит к тому, что рейтинг характеризует условия проведения внешнеторговых операций с товарами и транспортными средствами, не характерными для России.

Респондентам предлагается оценить:

1) документы, которые требуют государственные министерства и ведомства, таможенная администрация, власти порта и контейнерного терминала, органы охраны здоровья и технического контроля и банки;

2) время (в днях), необходимое для этого, а также учитывается время ожидания между прохождением процедур, в частности, во время разгрузки груза;

3) материальные затраты (долл. США), необходимые для завершения всех официальных процедур по экспорту и импорту товаров, начиная с заключения двумя сторонами договора и до поставки товаров.

Применительно к импорту товаров учитываются процедуры с момента прибытия судна в порт назначения (порт Санкт-Петербург) до доставки груза на склад в Москве. Применительно к экспорту товаров учитываются процедуры, начиная с упаковки товаров в контейнер на складе в Москве до их отправки из порта отправления (порт Санкт-Петербург).

Пример не учитывает:

- время и расходы на морской транспорт;

- таможенные платежи;

- сборы, относящиеся к морским перевозкам;

- неофициальные расходы.

По результатам анализа заполненных анкет специалисты Всемирного банка установили, что по показателю «Международная торговля» для осуществления экспорта/импорта в России необходимо затратить:

- на подготовку документов – 25 дней и 150-200 долларов США;

- на таможенное оформление и технический контроль – 3-4 дня и 500 долларов США;

- на обработку в портах и терминалах – 3-2 дня и 250 долларов США;

- на наземные перевозки – 5 дней и 900 долларов США.

Итого:

- для экспорта: необходимо подготовить 8 документов, затратить 36 дней и 1850 долларов США;

- для импорта – 10 документов, 36 дней и 1800 долларов США.

Первое впечатление от изучения рейтинга – он требует доработки. Например, в списке документов, необходимых для подготовки внешнеторговой поставки, было указано два документа, которые разными словами определяли один и тот же документ: «customs import (export) declaration» (таможенная декларация импорта) и «cargo custom declaration» (грузовая таможенная декларация). После соответствующего запроса мы получили ответ, в котором Всемирный банк подтвердил свою ошибку. Однако в целях сохранения итогового результата рейтинга в списке документов, требуемых в России, одну из «деклараций» заменили наспех выдуманным документом – «Technical description» (техническое описание). В результате этот документ вписан в анкету нового предстоящего рейтинга «Doing Business 2013», но общий результат уже опубликованного рейтинга до сих пор остается без изменений.

Для исправления своей ошибки, сотрудники Всемирного банка должны были выполнить несколько действий по корректировке рейтинга, а именно:

- исключить вторую «декларацию» ( – 1 документ);

- вычесть затраты на подготовку этого документа (– 5 долларов США);

- вычесть время на подготовку этого документа ( – 1 день).

А какова цена этой ошибки? Ее можно определить, используя СИМУЛЯТОР ИЗМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГА, находящийся на сайте Всемирного банка. Исправление только этой ошибки поднимет общий рейтинг России на 1 место, а показатель «Международная торговля» улучшается на 5 пунктов.

Представителями Всемирного банка заявляется, что анкетирование проводится среди «сотрудников экспедиторских фирм, таможенных брокеров, специалистов по логистике и других профессионалов, знакомых с требованиями в отношении грузовых морских перевозок». При этом представители Всемирного банка сетуют, что найти таких респондентов весьма затруднительно. В конце текста доклада «Doing Business» приведен список фирм-респондентов, которые принимали участие в заполнении анкет. Всего их 32. Большинство организаций в этом списке – это юридические, консалтинговые, финансовые фирмы, а также российские представительства иностранных фирм (что противоречит ограничениям, установленным самим Всемирным банком). Указанные организации не представилось возможным идентифицировать в базе данных таможенных органов, то есть они не являются прямыми участниками внешнеэкономической деятельности.

Мы отметили для себя, что в большинстве организаций в анкетировании принимали участие одновременно несколько человек. На 32 организации приходится 72 респондента, только в 13 случаях от организации было по одной анкете. В остальных случаях от организации в анкетировании принимали от 2 до 10 респондентов. Интервью с указанными респондентами проводятся в том числе путем аудиоконференций, обмена корреспонденцией и личных встреч. Как выяснилось в ходе наших активных контактов с бизнес-сообществом, участники ВЭД к анкетированию не привлекались и с методикой в большинстве случаев не знакомы.

Проанализировав данную методику и результаты исследования, можно сделать следующие выводы.

1. На долю операций, администрируемых таможенными органами, приходится не более 11% от общего времени, необходимого участнику ВЭД при совершении внешнеэкономической сделки (3-4 дня из 36). Большая часть рассматриваемых затрат при проведении импортных и экспортных операций является следствием деятельности иных государственных контролирующих органов, а также коммерческих организаций (морские порты, СВХ, банки, компании-перевозчики и т.д.).

2. Из всех документов, которые согласно данным рейтинга необходимы для осуществления оформления процедур экспорта и импорта, только декларация на товары и акт таможенного досмотра являются документами для таможенных целей, а остальные документы (коносамент, сертификат происхождения, счет-фактура, транспортная накладная и др.) не являются документами исключительно для таможенных целей. Поэтому, если исключить их из списка требуемых к предъявлению при таможенном оформлении, эти документы все равно будут оформляться в соответствии существующими требованиями международного и российского законодательства.

3. Методика оценки является стандартной для всех стран и не учитывает экономические, географические особенности стран, представленных в рейтинге Всемирного Банка (для примера, по одинаковым параметрам расчета формируется рейтинг России и Чехии – государств с различными географическими условиями, объемами международной торговли, численности и т.д.).

4. Вопросы анкеты включают понятия, которые или вообще не применяются в Российской Федерации, или именуются по-другому, что затрудняет ответы на вопросы, например:

- «таможенная очистка и другие инспекции»;

- «технический контроль»;

- «административные расходы на таможенную очистку»;

- «оплата за прохождение инспекции»;

- «стоимость официальных таможенных сборов» (при том, что по ограничениям стандартного примера таможенные платежи не учитываются).

Также в анкете указываются названия документов на английском языке без перевода на русский язык, а также документы, название которых имеет широкую трактовку, что может привести к ответам респондентов, не соответствующим действительности.

Необходимо отметить, что на прошлом заседании Совета представители российского бизнес-сообщества также отмечали, что (цитирую): «ведутся переговоры с делегацией из Всемирного банка», поскольку «рейтинг требует переработки».

ФТС России в свою очередь уже проводит работу по взаимодействию с Представительством Всемирного банка в Российской Федерации. На двух организованных ФТС России встречах было обращено внимание сотрудников Всемирного банка на указанные выше недостатки в анкете рейтинга. Однако рейтинг формируется в Вашингтоне и они не имеют на него влияния. ФТС России направила в Представительство Всемирного банка в Российской Федерации письмо с замечаниями к анкете «Doing Business 2013» и заполненную анкету. Однако в этом году наши замечания учтены не будут.

Спорность и неоднозначность этого рейтинга очевидны. В отчете регионального проекта USАID (Агентства США по международному сотрудничеству), действующего при поддержке Правительства США в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, методология «Doing Business» определена как неполноценная и фиксированная. В отчете констатируется, что рейтинг страны может быть изменен, исходя из конъюнктурных соображений.

Понимая тенденциозность рейтинга, мы, прежде всего, ставим перед собой задачу, нацеленную на совершенствование проведения таможенных процедур.

ФТС России в целях создания более благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере внешней торговли для упрощения, ускорения и удешевления таможенных процедур уже в течение ряда лет внедряет в свою деятельность современные таможенные технологии:

- с 17 июня 2012 г. введено обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом;

- электронное декларирование сейчас не является «экзотикой», а стало нормой: более 90% деклараций на товары оформляются в электронном виде, а в 2012 г. введен в действие web-портал, который на сегодняшний день самый доступный и дешевый для участников ВЭД способ электронного декларирования товаров;

- ведется активная работа с более чем 30 федеральными органами исполнительной власти по переводу выдаваемых ими контрольных и разрешительных документов в электронную форму. В ФТС России для этих целей осуществляются мероприятия по внедрению Автоматизированной системы формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов (АС «БД РД»);

- готовятся нормативные правовые акты о сокращении количества документов, представляемых при таможенном оформлении;

- экспертами государств – членов Таможенного союза согласовано изменение статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза в части уменьшения времени регистрации декларации на товары до 1 часа;

- все активней применяется технология удаленного выпуска;

- рассматриваются варианты внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров при электронном декларировании.

В последнее время работа по внедрению современных таможенных технологий еще более активизировалась в связи с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации. Эти вопросы регулярно обсуждаются, и сегодня будут обсуждаться на Совете. Изменения в деятельности таможенных органов уже дали конкретные практические результаты.

Генеральным директором Всемирной таможенной организации Кунио Микурия было отмечено, что «Россия активно применяет рекомендации и стандарты ВТО. Таможенные процедуры в России в отношении перевозки товаров в настоящее время в среднем занимают 18 минут, декларации выпускаются за 1 день. Эти показатели демонстрируют значительный прогресс, и они уменьшаются в соответствии с параметрами соответствующих международных стандартов».

Вместе с этим для повышения места России в рейтинге Всемирного банка в разделе «Международная торговля» необходима скоординированная работа как федеральных органов исполнительной власти, так и всех организаций, в компетенцию которых кроме вопросов осуществления таможенных процедур находятся такие вопросы, как организация транспортного сообщения внутри страны; организация работы морских портов; создание современной портовой инфраструктуры; использование прозрачного порядка формирования тарифов; установление конкурентоспособных услуг на обработку грузов; другие вопросы, влияющие на создание благоприятных условий ведения бизнеса в России.

Несмотря на все недостатки и несовершенство рейтинга Всемирного банка, его результаты указывают направление необходимых реформ для улучшения делового климата в Российской Федерации, направление, в котором, прежде всего, необходимо работать в части совершенствования проведения таможенных процедур.

Основываясь на взвешенном подходе к данной проблематике, предлагаем Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» организовать работу по участию в анкетировании «Doing Business» российских организаций, имеющих большой опыт внешнеторговой деятельности.

С критериями, предъявляемыми Всемирным банком к анкетируемым фирмам, можно ознакомиться на сайте «Doing Business» (http://www.doingbusiness.org).

Необходимо отметить, что анкетирование Всемирным банком проводится в течение января – апреля, после этого в течение 2 месяцев – мая–августа проводится сбор и анализ данных. А опубликование итогового доклада Всемирным банком производится в течение сентября – декабря, при этом исследование именуется предстоящим годом.

Например, анкетирование «Doing Business 2013» проводилось зимой – весной этого года, а опубликование доклада «Doing Business 2013» будет предстоящей осенью, и повлиять на его результаты уже невозможно. Повлиять можно только на результаты следующего исследования «Doing Business 2014».

Примечательно, что в своем докладе на открытии Международного экономического форума в Санкт-Петербурге Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин напомнил о поставленной им сложной и амбициозной задаче вхождения России к концу десятилетия в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой. Белорусский Премьер-министр Михаил Месникович, в свою очередь, предложил коллегам – главам правительств государств – членов Таможенного союза Дмитрию Медведеву и Кариму Масимову отказаться от услуг международных рейтинговых агентств, создав в ЕврАзЭС собственное, чтобы внешнеэкономические проблемы не слишком влияли на территорию Таможенного союза. 

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 13 ноября 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Союз обретет единый знак

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), появится надпись: В«Сделано в ЕАЭСВ». На практике это означает, что товары, выпущенные в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии, вскоре начнут поступать в продажу под единым брендом. Новая маркировка может стартовать в 2017 году.

 8 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Суд решит: была ли конфискация

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступил к рассмотрению по существу дела о конфискации белорусской таможней техники, которая перевозилась из Калининградской области в Россию по территории Беларуси. В суде сообщили, что решение по данному вопросу планируется вынести до конца ноября, так как по действующему регламенту дело должно быть рассмотрено до 1 декабря.

 7 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Иностранцам въезд заказан

Несмотря на отсутствие пограничного контроля на российско-белорусской госгранице, граждане третьих стран не должны въезжать в Россию без прохождения паспортного контроля. Такова позиция МИДа, которую озвучила его официальный представитель Мария Захарова.

 6 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog