Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Впереди еще очень много работы

В ближайшее время пограничный пункт пропуска Торфяновка – Ваалимаа на российско-финляндской границе должен стать одним из самых обустроенных. Недавно федеральное правительство заявило о готовности в ближайшие два года вложить в его реконструкцию 500 млн рублей, что в пересчете на евро составляет почти 12,5 млн. В то же время на создание дополнительной инфраструктуры на границе с сопредельной стороны соседи предполагают затратить 16 млн евро. Этого решения и контролирующие органы, и участники внешней торговли ждали несколько лет.

Финская сторона вложит на эти цели из своего бюджета 6 млн, оставшиеся 10 млн даст Европейский союз. На эти средства планируется создать дополнительные полосы для легкового транспорта, что позволит его полностью изолировать от грузового. Также намечено установить дополнительные кабины пограничного контроля, увеличить стоянку автопоездов до 400 единиц, расширить грузовое движение. Ожидается, что в результате реконструкции пропускная способность должна увеличиться настолько, чтобы устранить проблему многокилометровых очередей на границе с Финляндией.

Простои в них в ожидании пересечения границы оборачиваются для бизнеса значительными финансовыми потерями, включая штрафы за срыв сроков поставки внешнеторговых грузов получателям. Одна из причин их возникновения заключается в том, что в настоящее время загруженность пункта в четыре раза превышает расчетные данные. Он рассчитан на прохождение 5 тыс. автомобилей в сутки, тогда как в пиковые дни через него проходит 20 тыс.

Специалисты убеждены, что для увеличения пропускной способности пункта пропуска, который уже полностью исчерпал свои технические возможности, стороны должны максимально согласовать предполагаемые проекты реконструкции объекта. В ходе ее проведения с российской стороны планируется разделить въезд и выезд автомобилей. Под въезд легкового и автобусного транспорта приспособят инфраструктуру бывшего автовокзала, находящегося на территории таможенного комплекса. Выезд будет осуществляться через уже существующий пункт. Кроме того, предусматривается создание 6-7 дополнительных полос движения.

Как уточнил на заседании Координационного совета по пограничной политике губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, «ежегодно проходящую по территории области государственную границу пересекают более 21 млн человек». Большинство из них выбрали именно Торфяновку. В ближайшее время экономика региона, безусловно, будет развиваться. Так, в этом году по сравнению с показателями прошлого года товарооборот в Финляндией и странами Евросоюза увеличился более чем на 50%.

Эксперты убеждены, что и в ближайшее время грузо- и пассажиропоток на указанном участке границы будет постоянно расти. Поэтому для ускорения прохождения процедур таможенного оформления особое внимание необходимо уделить совершенствованию соответствующих технических средств, что потребует выделения значительных материально-технических ресурсов.

Как известно, низкую пропускную способность пунктов пропуска бизнес связывает и с неэффективной работой находящихся на границе контролирующих органов. Больше всего шишек здесь, по давно сложившейся традиции, достается таможенникам. При этом практика показывает, что нередко они оказываются в положении без вины виноватых. Об этом говорят и данные, прозвучавшие на прошедшем 12 декабря 2012 года заседании Консультативного совета по таможенной политике при Северо-Западном таможенном управлении. На нем, среди прочего, были рассмотрены итоги работы таможенных органов по осуществлению отдельных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Как пояснил начальник отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами СЗТУ Андрей Бузылев, принятый по инициативе ФТС России Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» был направлен на сокращение административных барьеров, исключение дублирования функций контрольных органов на границе. Предполагалось, что результатом его применения станет ускорение пропуска через государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

Однако здесь не все так благополучно, как хотелось бы заинтересованным сторонам. Так, за 11 месяцев 2012 года должностные лица таможенных органов в пунктах пропуска региона оформили 88 508 товарных партий, подконтрольных санитарно-карантинному контролю (СКК). Из них 72 448 без каких-либо проблем прошли границу. По 15 672 партиям таможенники приняли решение о направлении товаров представителям Роспотребнадзора для прохождения санитарно-карантинного контроля. В 320 случаях товар ввозить запретили.

Кроме того, в пунктах пропуска таможенниками оформлено 60 693 товарные партии, подконтрольные карантинному фитосанитарному контролю. По 60 380 из них принято решение о направлении товаров на контроль представителям Россельхознадзора. В 47 случаях ввоз запретили. Получается, что по результатам рассмотрения документов только по 0,49% товарных партий, подконтрольных карантинному фитосанитарному контролю, таможенные органы приняли решения о разрешении либо запрете ввоза.

В пунктах пропуска из 46 396 оформленных товарных партий, подконтрольных ветеринарному надзору, на ветеринарный контроль представителям Россельхознадзора ушли 34 263, это более 70% от общего числа.

При этом, как отметил Андрей Бузылев, программные средства, разработка которых предусмотрена постановлениями Правительства РФ от 29.06.2011 № 500, 501, 502 и которые должны автоматизировать выявление должностными лицами таможенных органов товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, карантинному фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору, а также действия по принятым решениям не разработаны. Более того, до сих пор правила осуществления карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в таможенное законодательство Таможенного союза (ТС). Такое требование содержится в решении Комиссии Таможенного союза (КТС) от 09.12.2011 № 894. Оно предполагает внесение изменений в решение КТС от 18.06.2010 № 318.

В настоящее время указанные правила не содержат положений обо всех проставляемых отметках в пункте пропуска и порядке принятия соответствующих решений. Например, штампа «Подлежит карантинному фитосанитарному контролю по месту доставки груза», проставляемого сотрудниками Россельхознадзора. О данной ситуации, как пояснил представитель СЗТУ, ФТС России неоднократно информировала Минсельхоз. Однако до настоящего времени данный вопрос не решен.

Также до сих пор не изменилась ситуация и со списками подконтрольных товаров, которые подлежат в пунктах пропуска досмотру сотрудниками Россельхознадзора. Поэтому на деле пока остается нереализованным продекларированное ранее утверждение о переходе контролирующих органов на границе на работу по принципу «одного окна». На самом деле сейчас практически в 100% случаев решения по карантинному фитосанитарному контролю по-прежнему принимаются специалистами Россельхознадзора. Похожая ситуация и с ветеринарным контролем, где 70-80% ввозимых товаров также досматривается Россельхознадзором в пункте пропуска.

Актуальной остается и проблема отсутствия перечней специализированных пунктов пропуска для ввоза подконтрольных Роспотребнадзору и Россельхознадзору товаров. Андрей Бузылев напомнил, что после издания Минздравсоцразвития приказа от 07.03.2012 № 207н, который до настоящего времени не применяется, в таможенную службу поступило множество обращений участников внешнеэкономической деятельности, перевозчиков о неготовности логистических схем перевозок к реализации заложенного в документ подхода.

Встал вопрос о необходимости расширения перечня специализированных пунктов пропуска. Роспотребнадзор уже подготовил постановление Правительства РФ от 10.11.2012 № 1151, оно вносит изменения в постановление от 03.06.2011 № 442 и расширяет указанный выше перечень. Однако при этом остро встал вопрос о несоответствии перечня подконтрольных товаров, утвержденного законодательством Таможенного союза, нормам законодательства Российской Федерации.

Сложилась ситуация, когда Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС, утвержденный решением КТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», не соответствует нормам отечественного законодательства в части категорий товаров, для которых устанавливается специализация. В соответствии с законодательством ТС перечень подконтрольных товаров шире.

Представитель СЗТУ напомнил, что согласно федеральным законам от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» специализированные пункты пропуска устанавливаются для определенных категорий товаров. Среди них опасные, в число которых входят химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека; пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия. При этом Единый перечень товаров, утвержденный решением КТС № 299, шире, и не все содержащиеся в нем товары подпадают под категорию опасных товаров или пищевых продуктов. Хотя при разработке федерального закона планировалось, что все подлежащие санитарно-карантинному контролю товары будут перемещаться через специализированные пункты пропуска, где таможенные органы будут осуществлять документальный контроль.

Из-за указанного несоответствия законодательства на сегодняшний момент сложилась ситуация, когда специализация в редакции приказа Минздравсоцразвития № 207н и в редакции постановления Правительства РФ № 442 определяется исходя из формулировок законодательства Российской Федерации для более узкого перечня товаров. При этом приказом № 207н утверждено приложение № 3, где определены специализированные пункты пропуска для товаров, которые не являются опасными грузами и пищевыми продуктами. На деле оказалось, что данное приложение не соответствует постановлению Правительства РФ № 442, определяющему перечень пунктов пропуска, которые могут быть специализированными.

Кроме того, как пояснил Андрей Бузылев, позиция Роспотребнадзора по данному вопросу такова: в пунктах пропуска, указанных в приложении № 3, санитарно-карантинный контроль в отношении товаров, которые не являются опасными грузами и пищевыми продуктами, но подлежат санитарно-карантинному контролю, должностные лица Роспотребнадзора должны осуществлять в полном объеме. ФТС России с ней не согласна, так как, по ее мнению, это противоречит положениям законодательства Российской Федерации и принципу, который заложен Федеральным законом № 394-ФЗ.

Практика его реализации выявила необходимость уточнения порядка совершения таможенными органами иных видов государственного контроля в части морского и воздушного сообщения в связи с имеющимися особенностями перемещения товаров этими видами транспорта. Они заключаются в перевалке и последующем хранении этих товаров в морском порту в течение определенного времени. Кроме того, в соответствии со сложившейся практикой зачастую при перемещении морским и воздушным транспортом разрешительные документы следуют не на борту транспортного средства с товарами, а представляются заинтересованным лицом уже в порту назначения.

Для урегулирования сложившейся ситуации ФТС России разработала со всеми заинтересованными ведомствами совместные письма. Чтобы закрепить эти положения на нормативно-правовом уровне, изданы постановления Правительства РФ от 23.04.2012 № 364 «О внесении изменений в Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», № 365 «О внесении изменений в Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и от 24.05.2012 № 519 «О внесении изменений в Правила осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Они изменяют действующие правила осуществления иных видов контроля в пунктах пропуска.

На сегодня острота ситуации в связи с имевшимися разногласиями с представителями Россельхознадзора и Роспотребнадзора снята, но некоторые вопросы остались неурегулированными. Так, еще на начальном этапе осуществления таможенными органами переданных полномочий было выявлено, что Федеральный закон № 394-ФЗ в большей степени адаптирован под сухопутные участки государственной границы – под автомобильные и железнодорожные пункты пропуска.

Сейчас уже можно говорить о положительных результатах реализации Федерального закона № 394-ФЗ. Основой для данных выводов являются автомобильные пункты пропуска, для которых приказом ФТС России от 03.02.2012 № 201 утвержден и введен контрольный показатель. На его базе осуществляется мониторинг времени проведения государственного времени проведения государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска. С недавних пор данное время сократилось.

Для пропуска увеличившегося товаротранспортного потока через МАПП региона в среднем на 17% приказом ФТС России от 06.12.2011 № 2468 таможенным органам СЗТУ для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом № 394-ФЗ, была выделена дополнительная штатная численность в количестве 253 единиц. Конкурсы по набору новых специалистов проведены, проводится их обучение. Однако пока еще не на всех автомобильных пунктах пропуска (МАПП) созданы дополнительные рабочие места. Прежде всего этого не произошло на тех МАПП, где необходимо расширить либо перепланировать залы оформления. Особо остро этот вопрос стоит на МАПП Торфяновка, который, как известно, является одним из самых загруженных не только на Северо-Западе, но и во всей России. В то же время до конца 2012 года в МАПП Бурачки Себежской таможни будут обустроены 16 дополнительных рабочих мест.

При этом у таможенных органов имеется много вопросов при проведении в МАПП транспортного контроля. В частности, Санкт-Петербургский филиал ФГКУ Росгранстрой до сих пор не принял на свой баланс автомобильное весовое оборудование, что уже вызывает сложности с его обслуживанием и, соответственно, жалобы со стороны перевозчиков.

Еще одним моментом, отрицательно влияющим на работу МАПП, по словам представителя СЗТУ, является то, что сейчас, помимо работы в ведомственных программных средствах, при реализации Федерального закона № 394-ФЗ таможенники вынуждены работать еще в четырех программах: транспортного контроля – СКАТ-ТК, ветеринарной – «Аргус» и фитосанитарной – Фитонадзор. Кроме того, они должны выгружать информацию в форме таблиц в Ecxel для Роспотребнадзора. ФТС России уже начата работа по модернизации программных средств ЕАИС таможенных органов с целью расширения функционала для обеспечения возможности проведения транспортного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля.

Вместе с тем обеспечение возможности использовать в пункте пропуска одного программного средства зависит не только от проведения модернизации ЕАИС таможенных органов. Необходимо, как пояснил специалист, модернизировать и программные средства, эксплуатируемые Ространснадзором, Россельхознадзором, Роспотребнадзором и Росавтодором. Совместно с ними ФТС России разработала 5 технологических карт межведомственного взаимодействия (ТК МВ). Они обеспечивают информационное взаимодействие при реализации функций, связанных с осуществлением таможенными органами транспортного контроля и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного видов контроля в части проверки документов.

Указанные ТК МВ одобрены подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Четыре названных ведомства теперь должны закончить доводку своих программных средств одновременно с доработкой программных средств таможенной службы. Совместными технологическими картами сроком завершения этих работ определен конец 2012 года.

Внедрение модернизированных программных средств ЕАИС таможенных органов планируется в начале 2013 года. Указанная модернизация, как утверждают разработчики, позволит исключить использование в пункте пропуска нескольких программных продуктов в рамках процесса государственного контроля и дублирование информации, а также обеспечит оптимизацию контроля в целом.

При этом таможенники признают, что им пока не удалось полностью достичь основной цели – добиться сокращения объема формальностей, проводимых органами государственного контроля, и ускорения прохождения грузов через МАПП. В пунктах пропуска по прежнему происходит дублирование работы государственных контрольных органов. Поэтому в ближайшее время предстоит проделать большую работу по совершенствованию форм осуществления государственного контроля на границе.

Светлана МИХАЙЛОВА,

пресс-служба СЗТУ,

специально для «ТН»

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 12 февраля 2013 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog