Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Возврат платежей

Галина Баландина, партнер, руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию (заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор таможенной службы в отставке), рассматривает основные проблемы, возникающие у участников ВЭД при обращении за возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

 Таможенному праву не везет по сравнению с налоговыми правоотношениями в части судебной оценки применения правовых норм. Поясню: в отношении к налогам практически каждый вопрос Налогового кодекса подвергается весьма пристальному судебному толкованию, и, когда возникают споры между налоговыми органами и налогоплательщиками и они имеют системный характер, в конечном итоге либо Президиум Высшего Арбитражного Суда, либо ВАС собирают разные точки зрения и выносят свой вердикт – как правильно толковать законодательство. И с этим вердиктом соглашаются все, поскольку решения ВАС обязательны для всех арбитражных судов нижестоящих уровней, и понятно, что налоговые органы не будут рисковать, чтобы их действие или бездействие заведомо было признано неправомерным арбитражным судом. В таможенных правоотношениях по пальцам можно пересчитать некоторые отдельные спорные правоотношения, по которым Высший Арбитражный Суд вынес решение, имеющее долгосрочное действие. Я хочу продемонстрировать, как разнообразна судебная практика и как неоднозначно суды в разных регионах или в одном и том же регионе оценивают абсолютно схожие ситуации.

 Отказ в рассмотрении заявления

Вначале остановлюсь на теме возврата излишне уплаченных таможенных платежей при отказе таможенного органа в рассмотрении заявления об этом. Однозначного ответа в судебной практике нет.

Таможенное законодательство предусматривает двухуровневую процедуру обращения за возвратом таможенных платежей. Первый обязательный элемент – обращение в таможенный орган с заявлением о возврате. И если в таможенный орган эти заявления не подаются, сразу через суд требовать возврата таможенных платежей, в принципе тоже можно, но в 90% случаев это оканчивается неудачей. Для многих компаний знакома ситуация, когда добросовестный плательщик идет с заявлением о возврате таможенных платежей, при этом таможня не отказывает в возврате таможенных платежей, а возвращает заявление без рассмотрения. Если плательщик не согласен с тем, что его заявление не рассмотрено, он обращается в суд – он вправе оспорить бездействие таможни в суде. Но часто в обращении он просит не только о том, чтобы обязать таможню рассмотреть поданное заявление, а о том, чтобы принудить таможню осуществить возврат таможенных платежей. В позиции трех округов на уровне федеральных арбитражных судов выражено единодушное мнение – суд не может суд подменять таможню.

Законом на таможню возложена обязанность принять решение о возможности возврата таможенных платежей, и, если таможня уклоняется от этой своей обязанности, суд может только принудить таможню исполнить эту обязанность, но подменять таможню не может. Но когда плательщик идет с заявлением о возврате таможенных платежей, в рассмотрении которого таможней отказано, и просит при этом вернуть таможенные платежи, суд говорит: нет, я принять решение за таможенный орган не могу. В чем здесь проблема? Когда вы оспариваете действие или бездействие таможенного органа, государственная пошлина составляет 2000 рублей. Когда вы просите вернуть таможенные платежи, то есть предъявляете иск имущественного характера, размер пошлины будет зависеть от цены иска. Поэтому здесь ключевые риски в том, что вы можете пойти в суд, заявить оба требования: признать незаконным отказ от рассмотрения заявления и возврат заявления без рассмотрения, и проиграть этот спор. В этом случае госпошлина – это ваши прямые потери.

Но есть и другие решения судов.

Когда таможенный орган отказывает в рассмотрении заявления о возврате таможенных платежей, то есть возвращает заявление без рассмотрения, суды Московского и Уральского округа считают, что таможня не только неправильно отказала, она должна была принять решение о возврате излишне уплаченных платежей, и обязывают возвращать платежи, то есть по сути принимают решение за таможенный орган. Несмотря на то что таможенный орган не еще не отказал заявителю, он только отказался рассматривать заявление.

Мы часто видим, что, хотя таможня пишет: «возвращаем ваше заявление без рассмотрения», появляется основание для отказа в возврате таможенных платежей, то есть по форме это возврат заявления без рассмотрения, а по сути – это отказ в возврате. И таможня его мотивирует. И суд такие заявления анализирует и часто переквалифицирует решения таможни об отказе в рассмотрении заявления (а по сути об отказе в возврате) и выносит решение о возврате или об отказе в возврате.

Наши рекомендации. Если позиция суда – суд не может подменять таможенный орган, и при этом таможенный орган не отказал в возврате таможенных платежей, а лишь отказал в рассмотрении заявления, то юридически грамотно обжаловать отказ таможенного органа в рассмотрении заявления. Разумеется, если вы уверены, что правильно составили заявление и приложили к нему все документы.

Вторая ситуация: таможня не просто возвращает заявление, она обязана обосновать, почему она его возвращает. Допустим, «у вас не хватает такого-то документа». Если этого документа действительно не хватает, смысла идти в суд и оспаривать такое решение нет, надо просто обратиться с повторным заявлением, время на это есть – три года с момента уплаты. Просто посмотрите, в чем причина возврата.

Третье: судебная практика разношерстная, а мы знаем, что, если федеральном арбитражным судом региона дана правовая оценка определенному факту, то, как правило, все арбитражные суды первой апелляционной инстанции ориентируются на это решение. Поэтому надо смотреть практику: если федеральный арбитражный суд в том округе, где вы собираетесь оспаривать бездействие таможни, связанное с рассмотрением заявления, придерживается иной позиции, чем та, о которой я говорю и считаю правильной, у вас есть все основания обратиться в суд не только с обжалованием отказа в рассмотрении заявления, но также просить суд вернуть излишне уплаченные таможенные платежи.

 Добровольно-принудительная уплата

Следующий интересный аспект – когда таможенные платежи уплачены вами как бы добровольно, но по требованию таможенного органа. Это может быть в разных ситуациях, большинство из которых – требование о корректировке таможенной стоимости или требование об изменении классификационного кода товара. На практике постоянно встречаются такие ситуации, когда речь идет о медицинских изделиях, медицинском оборудовании, лекарственных средствах. В этих случаях размер ставки НДС или освобождение от НДС зависит от того, к какому коду отнесен товар. Если таможня не согласна, что на момент таможенного оформления товар можно отнести к коду, в отношении которого применяется льготная ставка НДС, она просто не принимает декларацию. Вторая ситуация – когда таможня сама принудительно взыскивает таможенные платежи. Здесь вопрос – что мы оспариваем, как правильно подать заявление в суд. Практика не единообразна. Скажу свое мнение: если платежи уплачены по требованию таможни произвести корректировку таможенной стоимости, изменить классификационный код, на мой взгляд, правильнее оспаривать требование об уплате таможенных платежей, потому что именно оно является тем юридическим основанием, на основании которого вы платите таможенные платежи в других размерах.

Но есть один нюанс: требование об уплате таможенных платежей можно оспорить в течение трех месяцев, а заявление о возврате излишне уплаченных платежей можно подать в течение трех лет. Здесь тоже противоречивая практика. Одни придерживаются позиции, что плательщик сам избирает способ нарушенных прав и считают, что, даже если требования не обжаловано, это не является поводом не рассмотреть заявление по существу о возврате таможенных платежей. Есть судебные решения с другой оценкой: если само решение таможенного органа, на основании которого платежи уплачены, не оспорено, то плательщик не вправе их требовать обратно. В связи с этим упомяну одно дикое решение в одном судебном деле, в 2010 году в Московском округе суд посчитал, что, поскольку таможенный представитель уплатил платежи, декларант не может ни оспорить требование о корректировке таможенной стоимости, ни вернуть их обратно, а если он с этим не согласен, пусть требует их у таможенного представителя. Наша рекомендация: подчиняясь таможне, нужно всегда фиксировать, что вы делаете это не по доброй воле, а в результате требований, которые вам выставляются таможенным органом.

Зафиксирован удивительный феномен: в 2006 г. ФАС Северо-Западного округа вынес постановление: если требование таможни признано незаконным, то в порядке восстановления нарушенного права заявителя надо вернуть и платежи. И выносится сразу два резолютнвных решения в одном судебном акте: первое – признать незаконным решение о корректировке таможенной стоимости например, которое привело к уплате таможенных платежей, и второе – в порядке восстановления нарушенного права заявителя вернуть таможенные платежи. Абсолютно гарантированно по такому пути идут только в двух федеральных округах – ФАС Северо-Западного и ФАС Северо-Восточного округов. Во всех остальных округах есть риски, что суд может не согласиться с таким подходом.

Следующий вопрос: после получения исполнительного листа должен ли плательщик обращаться в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей?

В принципе, если такой исполнительный лист предъявляется, то никаких заявлений не надо. Но здесь есть определенная некорректность. Вы должны, во-первых, решить – хотите вы получить деньги обратно в натуральной форме или зачесть их в счет будущих платежей. Это ваше право выбора, которое вы должны выразить. Второе, если вы хотите эти деньги получить обратно, то как минимум нужно указать расчетный счет, на который их следует перечислить. Все это сделать без подачи заявления не представляется возможным. Другое дело, что это будет не совсем полноценное заявление о возврате платежей, с которым идут изначально, но, наверное, все-таки совсем без письменной формы не обойтись. Избежать этого можно только в том случае, если эти излишне уплаченные платежи перейдут в разряд авансовых платежей.

Обращаю внимание на разницу сроков. Обжаловать требование таможенного органа, которое приводит к доплате таможенных платежей, можно в течение трех месяцев со дня вынесения требования или со дня, когда вам стало известно о его вынесении, а возвратить таможенные платежи можно в течение трех лет с момента взыскания. Часто компании, пропустив трехмесячный срок для обжалования требования, тем не менее, собрав определенную доказательную базу, обращаются в суд уже непосредственно за возвратом таможенных платежей.

Возврат процентов

Про проценты я хотела бы сказать две ключевые вещи. Первая – таможенные органы проценты добровольно не возвращают (письмо ФТС России № 05-11/10891 от 23.03.2007.

Получается, что процедура возврата платежей может длиться очень долго: сначала нужно обратиться с заявлением о возврате таможенных платежей, если оно не рассмотрено, а возвращено без рассмотрения, нужно обратиться в суд, принудить таможню все-таки принять к рассмотрению это заявление, дальше, если при рассмотрении заявления будет отказ, – обжаловать отказ и потом только можно вспоминать о процентах. Хотя по судебной практике мы фиксируем, что есть такие судебные прецеденты, когда компании обращаются за возвратом таможенных платежей с процентами. Я не очень понимаю, каким образом можно это сделать одновременно. Проблема в том, что проценты начисляются на дату фактического возврата платежей, которая неизвестна на дату вынесения решения судом, то есть сумма процентов может быть неизвестна. Поэтому самый надежный путь – добиться возврата платежей и потом, если есть право на взыскание процентов, обращаться с отдельным иском, тем более что это уже технический вопрос.

Проценты возвращаются в двух случаях. Первый действует с момента введения в действия ТК РФ – если таможенным органом нарушается срок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Если в течение месяца таможенный орган не укладывается с возвратом платежей, то со дня истечения этого месяца по день фактического возврата можно требовать проценты за несвоевременный возврат. Вернемся к нашему первому кейсу. Вы обращаетесь с заявлением о возврате платежей, таможня не принимает его к рассмотрению, но вы зафиксировали факт обращения в таможню. Дальше по принуждению суда таможенный орган все-таки начинает рассматривает ваше заявление, отказывает в возврате платежей, и вы этот отказ обжалуете. В этом случае месячный срок начинает течь с момента первого обращения, если оно не прерывалось (не было обращения с повторным заявлением, если какого-то документа не хватало).

Должна сказать, мне известно очень мало компаний, которые взыскивают проценты. И мотивация везде одна и та же, особенно у крупных компаний, что это не тот уровень отношений, который нужно расшатывать, поэтому излишне уплаченные платежи надо вернуть, но если речь идет о процентах, это может вызвать негативную реакцию со стороны контролирующих органов и лучше без них обойтись. Наверное, есть в этом определенное соответствие уровню отношений между таможней и бизнесом, но мы считаем, что должны быть не только партнерские отношения, но и партнерская ответственность. Ведь если вы нарушаете сроки уплаты таможенных платежей, таможня вам в обязательном порядке выставляет пени вне зависимости от того, хочет она испортить с вами отношения или нет. Я думаю, что зеркальный подход является дисциплинирующим, понятно, что таможня без особого желания возвращает платежи, но если этот возврат положен по закону и таможня искусственно затягивает сроки, то за эти действия она должна отвечать.

Я уже упоминала, что есть риски, когда одновременно заявляются иски о возврате платежей и процентов, поскольку неизвестно, с какой даты они будут исчисляться. Вот еще интересная тема в этом ракурсе – как исчисляются проценты. Например, ставка рефинансирования – это понятно, а вот на какое количество дней в году ее делить: на 360 или 365, здесь тоже нет единообразного мнения. ФТС считает, что этот расчет должен производиться исходя из 365 дней, но есть судебные решения, применяющие по аналогии гражданское законодательство и предписывающие производить расчет подлежащих уплате годовых процентов исходя из 360 дней. Есть одно необычное судебное решение – вернуть в заявленном обществом размере.

По моему мнению, все-таки разумнее обращаться с иском о взыскании процентов после того как платежи возвращены, можно посчитать проценты и обратиться по правильной процедуре.

Вторая норма, касающаяся процентов, в таможенных правоотношениях появилась впервые в законе «О таможенном регулировании в РФ», хотя по налогам эта норма действует с 1999 г. Если платежи считаются принудительно взысканными, то проценты полагаются не по истечении месячного срока со дня обращения, а с момента взыскания таможенных платежей, то есть с того момента, когда вы лишились имущества, до того момента, когда нарушенное право было восстановлено, – за весь этот период можно взыскать проценты. Здесь сложность в чем? В законе норма сформулирована таким образом, что принудительно взысканными таможенные платежи считаются, если выставлено требование об уплате таможенных платежей, то есть когда таможня не просто приняла решение о корректировке таможенной стоимости, отказе в принятии декларации, изменении классификации товаров, а когда (обычно это происходит на этапе после выпуска товаров, когда таможня перепроверяет заявленные сведения) выставлено требование об уплате платежей, и вы, подчиняясь этому требованию, уплачиваете эту сумму. Также излишнее взысканными платежи считаются, если таможня сама обратила взыскание на залоговые платежи, на авансовые платежи, выставила инкассо. Еще раз акцентирую – если вы на основании требования об уплате платежей сами эти платежи уплатили, то есть не стали дожидаться, пока вам блокируют счета, обратят взыскание на авансы, в установленный срок уплатили, это все равно считается принудительным взысканием, по этому поводу есть определение Конституционного Суда, где очень точно расставлены акценты по аналогичным ситуациям в налоговых правоотношениях. Я считаю, что в полной мере это определение может применяться и к таможенным правоотношениям.

Что здесь спорно? Эта норма появилась только в законе № 311, который вступил в силу 29 декабря 2011 г. А если принудительное взыскание было раньше, можно ли применить эту норму? Вообще каким образом она применяется? Здесь неоднозначные судебные оценки. Самый либеральный суд, ФАС Северо-Западного округа вынес постановление в пользу бизнеса, возможно, по аналогии с налоговыми или гражданскими правоотношениями.

Практика пока небольшая, поскольку норма работает недавно. Но я думаю, что если ВАС и дальше будет уклоняться от того, чтобы давать оценку спорным правоотношениям, так и будет различная практика в зависимости от позиции судов в конкретных регионах.

 Замкнутый круг

Есть еще одна серьезная правовая проблема, которая требует юридического анализа и оценки. Появление решения Комиссии Таможенного союза, позволяющее корректировать таможенную декларацию после выпуска товаров, это серьезное завоевание Таможенного союза, если бы не было двух «но». Первое «но» известно – если вы пойдете корректировать таможенную декларацию и вследствие этого увеличатся таможенные платежи, то обязательно наступает административная ответственность. Второе «но»: по мнению ФТС, раз есть теперь порядок корректировки декларации на товары, то логично, прежде чем вы придете с заявлением о возврате излишне уплаченных платежей, внести корректировку в декларацию на товары.

Моя точка зрения как юриста – такой подход не совсем правильный, тем более что он однозначно не выражен в нормативном акте. Есть два письма ФТС, не зарегистрированных Минюстом, где разъясняется, что без корректировки в декларацию на товары не принимается заявление о возврате таможенных платежей. Возврат заявлений мы видим сплошь и рядом, при этом мотивация таможни со ссылкой на закон № 311: вы не приложили все документы, необходимые для возврата таможенных платежей, в частности, нет документа, подтверждающего факт излишней уплаты. Поскольку эта практика появилась массово недавно, я хотела бы обратить внимание, что в мае 2011 г. КТС внесла изменения в порядок корректировки декларации, и поводом для корректировки является как раз возврат излишне уплаченных платежей, то есть что первично, что вторично, непонятно.

Непонятны также вопросы процедуры. Приведу пример. Участник ВЭД считает, что к декларируемому товару должна быть применена льготная ставка НДС, таможня считает, что льгота по НДС для этого товара не положена и не принимает декларацию без указания там соответствующей ставки НДС. Дальше привычная схема – мы подаем декларацию в том виде, в каком желает таможня, так как нам нужно выпустить товар, забираем товар и обращаемся в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Таможенный орган требует принести корректировку декларации на товары. Но если вы у нас не принимали декларацию с льготной ставкой НДС, вы примете корректировку декларации? Видимо, нет. Второй вопрос: если вы откажете в корректировке декларации, можно этот отказ обжаловать в суде? Я считаю, затруднительно, поскольку для обращения в суд нужно не только доказать незаконность действий, но и доказать, что эта незаконность нарушила ваши права. Если вам отказали в корректировке декларации, в чем нарушены ваши права? Тем, что вам не вернут деньги? А вы подавали заявление о возврате? А где написано, что для возврата излишне уплаченных таможенных платежей обязательно должна быть предпроцедура внесения изменений в таможенную декларацию? Это установлено нормативным актом или законом? Если ФТС считает, что корректировка декларации является обязательной, пусть установит это нормативным актом, чтобы, если таможня отказывает в корректировке декларации, такой отказ можно было обжаловать в суде. В противном случае это просто искусственное лишение участника ВЭД права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

И последнее: когда судебным решением таможню обязывают возвращать таможенные платежи, куда идти с этим исполнительным листом – в таможню или федеральное казначейство? ВАС по этому поводу в 2010 году высказался однозначно: куда хотите – в таможню или федеральное казначейство, и те и другие обязаны исполнить вступившее в силу решение суда.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"



 21 мая 2012 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog