Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания Brüggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

Россия обратилась в апелляционный орган ВТО для обжалования выводов третейской группы в споре с ЕС по легким коммерческим автомобилям (LCV).

Власти Приморья направили в Минвостокразвития предложение включить Свободный порт Владивосток и интегрированную развлекательную игорную зону в число пилотных территорий для введения режима беспошлинной торговли и режима tax free.

20 февраля будет рассмотрен вопрос о формировании панели арбитров для рассмотрения иска Украины к России по запрету транзита будет рассмотрен ВТО.

/ Статьи

Вот и совместная граница пригодилась

В последнее время неожиданно выяснилось, что в Москве и Минске по-разному трактуют понятие «открытая граница». Речь идет о той, что разделяет Россию и Беларусь. С недавних пор в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) она считается внутренней, поэтому таможенный контроль на ней не осуществляется.

Однако на фоне ухудшения отношений между соседями российские власти неожиданно вспомнили про существование законов, предусматривающих въезд иностранцев через Беларусь на территорию России только через международные пункты пропуска. По мнению «Газеты.ру», на практике это означает, что теперь граждане третьих стран вынуждены тратить гораздо больше сил и средств на пересечение границы, которой практически не существовало последние 20 лет.

Напомним, что пограничный контроль на границе Союзного государства был ликвидирован в 1995 году, когда вступил в силу Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами. Однако с тех пор пограничные ведомства и МИДы так и не согласовали правила въезда для граждан третьих стран. На протяжении двух десятилетий никто в этом проблемы не видел, и иностранцы свободно ездили по своим делам в Россию через Беларусь.

В нынешних условиях эксперты уже заговорили о высокой вероятности возникновения транзитных конфликтов. Так, Государственный пограничный комитет и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (РБ) уже приняли к рассмотрению петицию граждан, требующих полностью перекрыть белорусско-российскую границу и вернуть на нее таможенный и пограничный контроль в полном объеме.

В этой ситуации власти Беларуси исходят из того, что без соответствующих уточняющих положений действует принцип, по которому совместная граница открыта для всех. В России убеждены, что при отсутствии международных договоренностей действуют внутренние законы РФ, которые предполагают, что при въезде и выезде все иностранцы должны в обязательном порядке проходить и пограничный, и таможенный контроль.

В Беларуси, впрочем, это положение никто не оспаривает, непонимание вызывает тот факт, что данная норма начала действовать именно сейчас, и рассматривают ее введение как недружественный шаг. Дело в том, что, как пояснили в МИД Беларуси, все иностранцы въезжают на территорию страны исключительно через пограничные международные пункты пропуска, где проходят соответствующий контроль и при этом получают миграционные карты общего с Россией образца.

20 лет спустя

По мнению официальных представителей ведомства, «эти процедуры полностью достаточны для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет». Поэтому урегулирование возникшего вопроса следуют рассматривать в плоскости усовершенствования договорно-правовой базы, а не введением какой-то инфраструктуры, ужесточающей порядок прохождения совместной границы.

Как напоминают эксперты, в конце ноября вопрос транзита граждан третьих стран через Беларусь в Россию обсуждался в Минске на переговорах министров иностранных дел двух стран, однако конкретных договоренностей тогда достичь не удалось. Министр иностранных дел России Сергей Лавров пояснил позицию Москвы тем, что для попадания на российскую территорию иностранцам недостаточно иметь в паспорте действующую визу РФ. По закону сделать это можно только через международные пункты пропуска. При этом он отметил, что наша сторона «давно продвигает идею единого визового пространства Союзного государства, а соглашение о взаимном признании виз двух стран пока обсуждается».

«Да, террористы являются реальным фактом, есть нарастание угрозы, это нельзя отрицать. Но если мы с Беларусью выработаем единую визовую политику, у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать, а кому не выдавать визу, тогда эта проблема сама по себе отпадет. Пока надо вырабатывать временные, промежуточные меры», — считает Сергей Лавров.

По его мнению, вопрос, вероятно, «будет решаться через открытие временных пунктов пропуска для иностранных граждан на белорусско-российской границе. Весь комплекс этих вопросов будет рассматриваться на заседании межгосударственной рабочей группы». Первоначально была информация, что ее заседание было намечено на начало декабря, однако до сих пор никаких сообщений о начале работы из официальных источников не поступало.

За свободу передвижений

В ответ белорусский министр иностранных дел Владимир Макей подчеркнул, что в рамках Союзного государства открытые границы очень важны, но проблему передвижения граждан третьих стран необходимо срочно решать. По его мнению, «таких проблем в наших отношениях быть не должно». При этом в Беларуси крепнет мнение, что имеет место одно из проявлений общей напряженности в отношениях между Минском и Москвой, которая наблюдалась на протяжении всего 2016 года, причем по разным направлениям, особенно во взаимной торговле.

Об отсутствии международных пунктов пропуска на общей границе, о чем молчали два десятка лет, российская сторона, как отмечают эксперты, вспомнила аккурат после того, как Минск начал шантажировать ростом цен на транзит нефти через Беларусь на Запад. При этом обе стороны связывают решение проблемы с взаимным признанием виз для целей транзита. Напомним, что данный механизм, созданный в рамках СНГ, в свое время применялся российской и белорусской сторонами, но в начале 2000-х именно Москва от него отказалась.

В ответ белорусские власти впервые всерьез отнеслись к петиции, поданной жителем Могилева Антоном Косцовым, чего в отношении такого рода обращений, которых было не одно, раньше не делали. Автор считает, что «отсутствие таможенного и пограничного контроля на границе нашего государства с Российской Федерацией угрожает экономической и общественной безопасности нашей страны. Согласно данным МВД РБ, более 60% контрабандного товара экспортируется именно из Российской Федерации».

По его мнению, жизни и здоровью белорусов угрожают текущие от соседей рекой «паленая» водка, наркотики и даже сутенеры, которые свободно пересекают границу двух союзных государств. Под петицией о пограничной российской угрозе подписался 551 человек.

В самом невыгодном положении оказались жители Литвы, которым стало намного сложнее въехать не в соседнюю Калининградскую область, а в «континентальную» Россию. До сих пор большинство литовцев попадало сюда через Беларусь. Теперь по новым требованиям для въезда в РФ они должны пересекать российскую границу только с территории Литвы, Латвии или Эстонии. Впрочем, подобные меры распространились и на живущих в Беларуси граждан других стран, в том числе Казахстана.

Куда девать Союз?

При этом стоит напомнить, что именно Россия, Беларусь и Казахстан сначала стали создателями Таможенного союза, который с недавних пор, после присоединения к нему Армении и Кыргыстана, перерос в Евразийский экономический. Одна из его задач – создать на территории входящих в него государств единое таможенное пространство.

Это предполагает ликвидацию внутренних границ, а внешние рубежи членов Союза становятся таковыми и для ЕАЭС в целом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако теперь выясняется, что на деле ЕАЭС сам по себе, а пограничные правила - сами по себе. Исключений не предусмотрено даже для дипломатов из третьих стран.

Специалисты утверждают, что пока все обходится без серьезных и публичных скандалов только потому, что сделано исключение для дальнобойщиков и пассажиров международных рейсов. Иначе массовых протестов с перекрытием автотрасс грузовыми фурами было бы не избежать. Российская сторона уточнила, что новые правила не касаются большегрузных автомобилей, поскольку их транзит регулируется специальными квотами на перевозки.

При этом она сократила количество пунктов пропуска, через которые грузоперевозчики из третьих стран могут пересекать белорусско-российскую границу. Въезжать в страну теперь можно только через те трассы, на которых есть стационарные российские пограничные посты. Пересечение грузовыми фурами границы в других местах карается штрафом 2 тыс. российских рублей.

Министерства иностранных дел Литвы и Польши, чьи граждане больше всего страдают от нововведения, уже направили России по этому поводу ноту. По оценке экспертов, если в ближайшее время все не вернется на круги своя, то Беларусь фактически потеряет часть транзита по своей территории. Однако самым болезненным ударом для нынешнего руководства страны станет тот факт, что они лишатся имиджа соединительного «мостика» между Россией и Евросоюзом.

Пока никакой официальной информации о том, что сторонам удалось урегулировать возникшую коллизию, нет. Соответственно, для попадания на территорию нашей страны иностранцы вынуждены по возможности прокладывать маршруты, минуя Беларусь. Хотя в большинстве случаев это обходится дольше и дороже, но перспектива быть отправленным обратно заставляет идти на такие потери.

Не вселяют оптимизма относительно возможности скорого разрешения ситуации и мнения экспертов. Так, руководитель департамента по гражданству и миграции белорусского МВД Алексей Бегун 16 декабря 2016 года заявил, что «введение единой визы Союзного государства России и Беларуси может произойти после 2020 года». Однако руководитель аналитических проектов компании «БелаПан» Александр Класковский выразил сомнение по этому поводу. Он считает, что единая виза вряд ли появится в обозримой перспективе.

Суверенитет дороже

«С точки зрения белорусских экспертов, это может в какой-то мере ограничить белорусский суверенитет, потому что Минск всячески стремится вести самостоятельную внешнюю политику как суверенное государство. Она может расходиться с генеральной линией Москвы, как это видно на примере нынешней войны санкций.

Беларусь явно не хочет в нее ввязываться, поэтому официальный Минск не будет форсировать решение данной ситуации. Также в свое время были де-факто заморожены вопросы о Конституционном акте Союзного государства и о введении единой валюты. Поэтому мой прогноз достаточно скептичен», - подчеркнул аналитик.

По мнению эксперта, заявление белорусского чиновника преследовало прежде всего дипломатические цели. «Если белорусские чиновники делают какие-то обтекаемые заявления, то это может быть только дипломатическим приемом. Однако обмен мнениями идет. Недавно глава российской дипломатии Сергей Лавров подчеркнул важность введения единой визы. В свою очередь, его белорусский коллега Владимир Макей и другие должностные лица высказывались в том духе, что не стоит торопиться», - пояснил Александр Класковский.

Он еще раз отметил, что «все эти разговоры возникли на фоне требования Москвы для иностранцев, едущих в Россию, проходить контроль не только на западных границах Беларуси, но и на международных пропускных пунктах на совместной границе, которых сейчас нет, потому что у нас Союзное государство. Поэтому стороны в очередной раз заговорили о единой визе».

Напомним, что Союзное государство России и Беларуси юридически было оформлено 26 января 2000 года, когда вступил в силу договор о его создании, подписанный в декабре 1999 года в Москве. Главой Союзного государства с 2000 года является Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Валерий ПРОКОФЬЕВ

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 10 января 2017 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Инновационные решения KNAPP влияют на развитие интралогистики

Вследствие развития Индустрии 4.0 и стабильного роста электронной коммерции перед логистикой встала сложная задача - повышение гибкости логистических процессов. При этом она не должна воплощаться за счет снижения производительности и увеличения расходов.

 15 февраля 2017 / Логистика

Флагманский проект успешно реализован: компания STILL передала компании Brüggen парк складской техники, оснащенной литий-ионными батареями

Специалист в области внутренней логистики компания STILL успешно реализовала качественно новый проект по поставке литий-ионной техники. Ее первым крупным клиентом стал производитель продуктов питания компания BrГјggen, которая перевела свой автопарк на литий-ионную технологию.

 14 февраля 2017 / Логистика

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня

Опоздал – заплати

В Литве, согласно республиканскому Кодексу об административных правонарушениях, с 1 января 2017 года за несвоевременную подачу перевозчиком предварительной информации (декларации) и представление литовским таможенным органам недостоверных сведений о перевозимых товарах и транспортных средствах при предварительном информировании устанавливается административная ответственность.

 6 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

База для карантина

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) создана основополагающая нормативно-правовая база в области карантина растений.

 2 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

К честной конкуренции готовы

Открытый в мае текущего года Группой компаний (ГК) В«ТРАНСБАЛТВ» многофункциональный таможенно-логистический комплекс (МФЛК) в Таганроге рискует уже в самое ближайшее время остаться фактически вне внимания и интереса со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Южного федерального округа (ЮФО), хотя многие из них еще недавно планировали осуществлять свои экспортно-импортные операции с учетом технологических возможностей МФЛК.

 1 февраля 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Китай уже доступнее

Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о регулярных грузовых автомобильных перевозках по новому транспортному коридору.

 31 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Контейнеры приравняли к транспорту

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упростила таможенное декларирование морских контейнеров в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП) в портах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для их дальнейшего перемещения по территории Союза иным видом транспорта.

 30 января 2017 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog