Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Влияние транспортной составляющей на цену товарного бетона

ЕЛЕНА ЧЕРНЕЦОВА

ЕЛЕНА ЧЕРНЕЦОВА

МГУ им. М.В. Ломоносова,

экономический факультет,

кафедра маркетинга, аспирант

На сегодняшний день строительная отрасль является одним из важнейших индикаторов развития экономики. в хорошие времена темпы строительства объектов недвижимости возрастают, во время кризиса происходит резкий спад объемов застройки.

Современные строительные технологии в качестве основного строительного материала подразумевают бетон. Причем бетон используется как в виде полуфабриката, из которого производят железобетонные панели для сбора многоквартирных домов, так и в виде готовой продукции — товарного бетона, используемого для возведения монолитных конструкций. Таким образом, себестоимость бетона, а точнее цена его реализации, непосредственно влияет на себестоимость строительства всех современных зданий и сооружений. и поэтому крайне важно понять, из чего складывается цена на бетон.

Для определения цены в первую очередь необходимо ознакомиться с процессом производства товарного бетона. Товарный бетон — не такой простой материал, каким кажется на первый взгляд. Существует огромное количество его разновидностей, причем каждая из них отвечает определенным требованиям. Как правило, бетоны различаются по прочности — это важнейший для заказчика параметр, сообщающий о том, какую нагрузку выдержит возведенная из этой марки бетона конструкция. Также выделяют морозоустойчивость, водонепроницаемость, удобоукладываемость.

Основными материалами для производства бетона являются цемент, песок, щебень и вода. для изменения каких-либо свойств смеси используются добавки — пластифицирующие, морозоустойчивые, водонепроницаемые и т.п.

Далее все данные будем рассматривать на примере конкретного производственного предприятия, находящегося в СЗАО г. Москвы. Предприятие имеет довольно большую оборудованную территорию для складирования материалов, собственную железнодорожную ветку, свой парк грузовых автомобилей и автобетоносмесителей.

Материалы для производства бетонных смесей поставляются на предприятие по железной дороге. Этот способ — самый дешевый для рассматриваемой компании, если учитывать ее возможности. далее вагоны разгружаются силами работников компании и складируются в предназначенных для этого местах — песок и щебень на открытых площадках, а цемент в силосном хранилище. следовательно, для расчета логистической составляющей необходимо учитывать как стоимость доставки материала по железной дороге, так и стоимость его разгрузки и хранения.

На примере одного месяца детально разберем механизм расчета логистической составляющей в цене приобретения основных материалов для производства. Итак, закупочная цена и цена доставки материалов приведены на рис. 1. Там же рассчитаны доли доставки в цене приобретения каждого материала.

Рисунок 1. Логистическая составляющая в цене приобретения основных материалов, руб./т, %

Таким образом, получаем долю расходов на доставку цемента, щебня и песка соответственно 30, 53 и 61%. Иначе говоря, чем дешевле материал, тем большая доля транспортных расходов на него приходится.

Для большей точности расчетов необходимо учитывать также стоимость доставки остальных компонентов, входящих в состав реализованных бетонных смесей. Это добавки, изменяющие те или иные свойства бетона. Цена их приобретения и процентное отношение доставки приведены в таблице 1. Процент доставки в цене добавок варьирует от 1 до 9 и является незначительным по сравнению с долей доставки в цене основных производственных материалов. Да и доля самих добавок в составе бетона слишком незначительна, чтобы оказывать существенное влияние на его стоимость. основной материал, формирующий стоимость бетона, — цемент. Затраты на него составляют порядка 50% расходов на материалы для производства бетона.

цена приобретения добавок

Теперь определим долю доставки материалов в цене готового продукта.

В рассматриваемой компании себестоимость прямых материалов составляет порядка 82% от себестоимости готовой продукции. Для определения доли транспортных расходов в себестоимости бетонных смесей необходимо посчитать долю, приходящуюся на доставку каждого материала, в зависимости от количества этого материала, использованного для производства каждой конкретной смеси товарного бетона.

На основе рецептуры смесей рассчитаем стоимость материалов на производство 1 м3 бетона, стоимость доставки и долю доставки в стоимости материалов (таблица 2).

 

доля расходов на доставку материалов

Производство товарного бетона — сложный и материалоемкий процесс. в цене готового продукта 70-80% составляют затраты на использованные для производства материалы. соответственно, в стоимости материалов 30-45% составляет доставка (табл. 2). Все эти расходы в итоге перекладываются на покупателя бетонных смесей, который, в свою очередь, учитывает их при расчете цен для строящихся объектов.

К тому же для покупателя бетонных смесей стоимость доставки увеличивается на величину стоимости доставки готовой смеси от места ее производства до места заливки (строительства). Это расстояние может быть любым. в нашем примере взято наиболее приемлемое расстояние — от 5 до 10 км. Доля доставки материалов и готовой продукции в цене готовой продукции для покупателя бетонных смесей тогда варьирует от 30 до 40% (табл. 2). Конечно, при изменении расстояния доставки ее стоимость пропорционально изменится в большую или меньшую сторону, и процент затрат на доставку в цене продукта изменится соответствующим образом.

Немаловажен для производителей и покупателей бетона и сезонный фактор. Зимой объемы строительства и, соответственно, спроса на бетон, уменьшаются, а летом возрастают. Аналогично меняются цены на основные материалы, необходимые для производства бетона (рис. 2).

годовые цены закупок

Данные в рис. 2 приведены только за периоды, когда цены на материалы менялись. Итак, отчетливо виден летний всплеск цен на цемент. необходимо отметить, что именно цемент является самым дорогостоящим компонентом в производстве бетона, и около половины стоимости бетона составляет именно цемент. Незначительно подорожал летом и щебень — всего на 10 руб. за 1 т. Песок весь год стоил приблизительно одинаково. Цена на него колебалась в районе 5 руб./т. Цены на добавки в течение года не менялись, за исключением модификатора бетона (МБ). Цена на него поднялась с падением курса рубля, и он подорожал сразу на 16%.

Стоимость доставки всех вышеперечисленных материалов в течение года не менялась. В 2015 году железнодорожные тарифы проиндексируются на 10%, а цены на основные производственные материалы, по расчетам автора, представлены на рисунке 3.

В 2015 году предполагается значительный рост цен на материалы для производства бетона. Цемент уже подорожал, но рост цен на него продолжится, достигнув максимальной отметки в 4100 рублей в июле 2015 года. Стоимость щебня и песка возрастет незначительно, но в летние месяцы будет довольно ощутимой, превысив отметку в 1100 руб. Для щебня и 610 руб. для песка. стоимость добавок для бетона тоже вырастет. Наиболее значительный рост предполагается для модификатора бетона (порядка 15% к текущей цене). Остальные добавки подорожают примерно на 10% весной 2015 года.

В связи с предстоящим удорожанием материалов доля транспортных расходов на них сократится и составит 22% для цемента, 45% для щебня и 62% для песка (см. рис. 4). Напомним, что в 2014 году она составляла 30, 53 и 61% соответственно. Итак, доля транспортных расходов временно сокращается. Почему временно? Потому что, как нетрудно предположить, вслед за падением рубля вырастут цены на запчасти, дизельное топливо и прочие необходимые для работы железной дороги материалы. А следствием будет пересмотр тарифов. Если не на 2015 год, то на следующие годы. И в дальнейшем доля транспортных расходов, скорее всего, выровняется до прежнего уровня.

Таким образом, при приобретении каждого кубического метра бетонной смеси его покупатель даже не подозревает что 30-40% его стоимости составляют транспортные расходы. Причем часть их (от 6 до 8% приходится на доставку непосредственно бетона) покупатель видит и может снизить за счет выбора близлежащего завода по производству бетона. А о второй части — доставке материалов — он может и не догадываться. А если и догадывается, то повлиять на их снижение не в силах.

Проблема стоимости доставки товарного бетона связана непосредственно с особенностями доставки этого вида продукции:

Для его доставки необходим специализированный транспорт — автобетоносмесители (АБС). Не каждый производитель может позволить себе содержать собственный парк АБС. Многие арендуют транспорт, что существенно увеличивает расходы на доставку. Решить проблему поможет рост конкуренции среди перевозчиков.

Владельцы транспорта не могут обеспечить его постоянную загрузку. Пик спроса приходится на ночное время, когда дороги свободны, а днем машины простаивают. Этот фактор также влияет на стоимость доставки товара до потребителя.

Доставка бетонной смеси ограничена по времени и, следовательно, по расстоянию. в среднем готовую смесь необходимо довезти не более чем за 2 часа. В очень холодную или очень жаркую погоду это время сокращается. В противном случае качество смеси снижается.

Доставка по Москве осложнена постоянными заторами на дорогах, необходимостью получать специальные разрешения на въезд автомобилей в пределы Третьего транспортного кольца, в центр. Это осложняет работу в сфере доставки бетонных смесей.

Весовой контроль не позволяет использовать полную емкость автомобилей. Они загружаются не более чем на 80%. А расходы на каждую ездку полной и неполной машины практически одинаковы. Разница только в небольшой экономии дизельного топлива и меньшем износе автомобиля при его неполной загрузке. Зато недогруз 20% продукта — это существенное увеличение затрат на доставку оставшихся 80%.

Решить эти проблемы не под силу ни производителям бетона, ни покупателям. Здесь необходима разработка комплекса мероприятий по увеличению эффективности работы грузового транспорта в Москве.

Еще сложнее обстоит ситуация с доставкой строительных материалов. как отмечалось выше, в основном материалы доставляются железнодорожным транспортом,так как это наиболее дешевый вид доставки. стоимость доставки для их покупателя складывается из цены железнодорожного тарифа и цены аренды вагонов (рассматриваемая нами компания не имеет собственного парка вагонов и вынуждена брать их в аренду).

Тариф на перевозку грузов устанавливается оАо «РЖД». Эта компания — монополист на рынке, и с этим сделать ничего нельзя. Снизить тариф сегодня невозможно.

Аренда вагонов после передачи части парка ОАО «Первая грузовая компания» стала более конкурентоспособной. но на рынке, где один игрок крупный, а все остальные мелкие, говорить о конкуренции как-то неуместно. на данный момент правительством разработана стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. В ней одним из пунктов обозначено создание оАо «вторая грузовая компания» с выделением ей оставшейся части парка вагонов. Такая мера позволит создать необходимую конкурентную среду для снижения стоимости аренды подвижного состава.

Кроме того, этот документ предполагает изменение системы расчета тарифа за грузовые перевозки на основе раздельного учета по сферам деятельности, качеству оказываемой услуги и экономическому обоснованию каждой составляющей тарифа. Автор скептически относится к такому нововведению. Но, возможно, это позволит в будущем снизить грузовые железнодорожные тарифы.

Возможным решением поднятого в этой статье вопроса стало бы принятие сезонных железнодорожных тарифов в отношении основных строительных материалов — цемента, щебня и песка, особенно цемента. При увеличении общего объема грузов постоянные расходы железной дороги, как и любой другой компании, в расчете на единицу продукции снижаются. Таким образом, чем больше объем грузов, тем дешевле себестоимость перевозки. Этим фактом можно воспользоваться и снизить железнодорожный тариф в летние месяцы, когда происходит значительный рост цен на материалы и растет объем перевезенных материалов. снижение железнодорожного тарифа частично скомпенсировало бы этот скачок и помогло бы снизить нагрузку на строительный бизнес.

Библиографический список

1. Сайт Российских железных дорог. Расчет провозной платы; http://rpp.rzd.ru/Rzd/ (дата обращения — 09.02.15).

2. Сайт Российских железных дорог. Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Тарифное руководство № 1; http://doc.rzd.ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&referer LayerId=5104&id=6188#4701726 (дата обращения — 09.02.15).

3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года; http:// doc. rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID= 704&layer_id=5104&refererLayerId=5101 & id=6396 (дата обращения — 09.02.15).

4. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. — М.: Ид Юрайт, 2012. — 370 с.

5. Ардзинов В.Д., Александров В.Т. Ценообразование в строительстве и оценка недвижимости. — М.: Питер, 2013. — 384 c.

6. Герасименко В.В. Ценообразование. — М.: Инфра-М, 2011. — 422 c.

7. Яипсиц И.В. Ценообразование. — М.: Юрайт, 2014. — 376 c.

8. Хусаинов Ф.И. Ценовая дискриминация в системе железнодорожных грузовых тарифов // Экономика железных дорог. — 2011. — № 7. — с. 41-49.

9. Якунина А.В. Парадоксы российского ценообразования // Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2010. — № 3. — с. 23-26.

10. Кибиткин А.И. и др. Учет и анализ в коммерческой организации: Монография. — М.: Акад. естествознания, 2012. 

11. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие. — М.: ИД Юрайт, 2010. — 906 с.

12. Бек М.А. Маркетинг в2в: Учебное пособие для вузов. — М.: ИД ГУ вШЭ, 2008. — 327 с. 

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 12 января 2016 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Контроль передали в одни руки

В свободном порту Владивосток (СПВ) таможня будет выполнять полностью функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

 5 декабря 2016 / Таможня

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog