Выбор очевиден
проверить платежеспособность предприятий Российской Федерации
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

Госдума в первом чтении приняла законопроект о расширении свободной экономической зоны (СЭЗ) Крыма и Севастополя на территориальное море.

5-7 декабря 2016 года в Москве состоится 76-е сессия Политической комиссии Всемирной таможенной организации (ВТамО).

Узбекистан не считает для себя выгодным вступление в Евразийский экономический союз или Таможенный союз.

/ Статьи

Влияние геополитики на формирование международных направлений движения материальных потоков

Руслан МАХЛЫЧЕВ

Руслан МАХЛЫЧЕВ

Государственный университет управления,

кафедра логистики,

студент

Юлия КЛИМИНА

Юлия КЛИМИНА

Государственный университет управления,

кафедра логистики,

студентка

Активная глобализация и интеграция, межгосударственные союзы, более тесные связи всех сфер жизни людей до сих пор не привели к тому, чтобы нивелировать влияние геополитики на ряд отраслей функционирования общества. Факторы географического расположения, политической мощи государства, правовые аспекты ведения деятельности - все это сильно отражается на международной логистике [1]. Особенно актуальной для России данная тема стала в последние 2-3 года, когда изменения стали происходить непосредственно в ближайших к нам странах.

Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Традиционная геополитика делает упор на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов при захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства. геоэкономика в отличие от традиционной геополитики акцентируется на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях [2].

Последние пару лет особенно четко прослеживается зависимость отношений между странами на политическом уровне и их экономического взаимодействия от геополитических факторов.

Тенденции сближения с Белоруссией и Казахстаном проявляются в активном развитии Таможенного союза (ТС). Так, снят таможенный контроль перемещения товаров на внутренних границах стран — членов ТС, что ускорило процесс транзитной доставки товаров, применяются единые тарифные и нетарифные меры к товарам из третьих стран, сформировано единое таможенное законодательство ТС. Произошло упрощение процедур по таможенному оформлению и перемещению грузов, в основном по причине снятия оформления и контроля на внутренних границах и применения единых правил во всех таможнях стран — членов ТС.

Говоря о перспективах в области логистики, можно указать, что перенос таможенного контроля на границу должен активно способствовать развитию передовых технологий по электронному декларированию и удаленному выпуску товаров. Реализация этих направлений позволит выбирать оптимальные маршруты перевозки и использовать эффективные схемы оформления грузов [4].

Несмотря на усиленное внимание к развитию и укреплению взаимоотношений внутри ТС в условиях конфронтации России с Европейским союзом (ЕС) и США, объемы взаимной торговли продолжают снижаться, и в значительной мере это обусловлено ухудшающейся ситуацией в мировой экономике в целом и экономической стагнацией России в частности.

Объем взаимной торговли товарами за январь-июль 2014 года составил 32,9 млрд долларов США, или 89,3% к уровню соответствующего периода 2013 года. Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств — членов ТС и Единого экономического пространства по сравнению с январем-июлем 2013 года уменьшился на 9,3%.

Общее сокращение объемов взаимной торговли в январе-июле 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 3944,1 млн долларов США, или 10,7%.

По минеральным продуктам показатель снизился на 1601,8 млн долларов США (на 13%), металлам и металлопродукции — на 1348,7 млн долларов США (на 27%), машинам, оборудованию и транспортным средствам — на 575,8 млн долларов США (на 7,9%) [7].

Иначе говоря, те геополитические факторы, которые на первый взгляд должны были подтолкнуть ТС к наращиванию объемов, косвенно произвели обратный эффект: вследствие общего нагнетания внешнеполитической напряженности, увеличения рисков, ослабления рубля снижаются объемы внешней торговли со странами — участницами ТС.

Из всех последних лет 2014 год стал самым насыщенным в плане глобальных изменений, оказавших прямое воздействие на международный торговый обмен и, как следствие, на логистику. В настоящее время действительно происходит кардинальное перераспределение материальных потоков в связи с обострившейся ситуацией на Украине, повлекшей за собой взаимные экономические санкции США, стран ЕС и России.

Рисунок 1. Пути поставок мяса крупного рогатого скота и свинины

Первоначально потребность в корректировке маршрутов грузоперевозок возникла ввиду прокладывания их в обход Украины из-за нежелания перевозчиков принимать на себя дополнительные риски.

Однако более серьезные изменения в торговой и логистической среде последовали после наложения эмбарго со стороны Российской Федерации на импорт сельскохозяиственнои продукциии и продовольствия из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.

Запрет касается:

  • мяса крупного рогатого скота (охлажденного и замороженного);
  • свинины;
  • мяса и субпродуктов домашней птицы;
  • соленого, сушеного и копченого мяса;
  • рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных;
  • молока и молочной продукции;
  • овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов;
  • фруктов и орехов;
  • колбасы;
  • молокосодержащей продукции на основе растительных жиров.

Из-за этих изменений в России перестал удовлетворяться спрос на продукцию, которая ранее поставлялась из стран Европы. Возникла необходимость покрытия дефицита продуктов, и начался поиск альтернативных поставщиков. Частично удовлетворить спрос смогут отечественные производители, однако полностью отказаться от импортных товаров невозможно. Представим несколько примеров основных путей импорта продукции до введения эмбарго и возможные их альтернативы.

Рисунок 2. Пути поставок мяса птицы и обработанного мяса

Согласно данным информационно-аналитического портала Meatinfo [9], крупнейшими поставщиками мяса среди стран, попавших под эмбарго, в 2013 году являлись:

■ по поставкам мяса крупного рогатого скота — Украина (2,73%), Литва (1,81%), Польша (1,81%), Германия (0,71%);

■ по импорту свинины — Канада (19,06%), Дания (12,23%), Германия (11,32%), Испания (5,09%), Франция, Ирландия, Польша, Бельгия, Венгрия, Австрия, США.

Предложения о поставках мяса в Россию поступают от представителей Аргентины, Бразилии, Китая, Индии, Исландии [6]. Именно эти страны в первую очередь заменят те регионы, откуда ввоз продуктов запрещен.

Крупными импортерами мяса и субпродуктов домашней птицы в 2013 году были Германия (10,45%), Дания (7,5%), Франция (6,08%), Нидерланды (6,03%), Австрия, Италия, Ирландия, Новая Зеландия, Бельгия, Польша, Испания, Венгрия [9].

Импорт соленого, сушеного и копченого мяса в 2013 году осуществляли Венгрия (6,32%), Италия (3,85%), Австрия (1,94%), Португалия, Испания [9].

Готовность поставлять мясо птицы выразили Бразилия, Аргентина и Китай [6].

Среди стран, которым запрещен ввоз рыбы на территорию России, импорт в 2013 году распределился следующим образом: Канада (4,1%), Эстония (3,1%), США (2,59%), Финляндия (1,82%), Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Норвегия [8].

Что касается рыбной продукции, в России имеются значительные собственные ресурсы. «На замену запрещенной продукции придет российская рыба, которая сегодня экспортируется в большом количестве. Особый упор планируется сделать на рыбные ресурсы Дальнего Востока, а ближе к центральной части нашей страны расположены Мурманск и Астрахань. Это наши традиционные производители рыбной продукции», — отметил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов [5].

В качестве альтернативных зарубежных поставщиков на рынке могут появиться Аргентина, Эквадор, Чили, Индия, Турция.

Что касается молочной продукции, крупнейшим импортером является Белоруссия (порядка 50% всего импорта). Кроме того, довольно крупными импортерами, среди стран, попавших под эмбарго, были: Финляндия — 12 234 т, Эстония — 5833 т, Литва — 2466 т, Польша — 2450 т, Франция — 2431 т [10].

В качестве альтернативных поставщиков молочной продукции могут выступить Индия, Иран, Турция, Тунис, Сербия, Эквадор, Аргентина.

Вероятно, некоторые предложенные маршруты не будут использоваться ввиду их нецелесообразности, ведь часто речь идет о поставке скоропортящихся продуктов питания, для которых одним из главных факторов является скорость доставки.

поставка рыбы

В случае реализации намеченных альтернативных маршрутов перевозок продукции в Россию в международной логистике ожидаются серьезные структурные изменения. Значительно усилится нагрузка на морское сообщение. Помимо прямых запретов на ввоз продуктов фактором влияния может стать формирование новых направлений движения потоков в других отраслях хозяйственной деятельности. Бизнес весьма чувствителен к колебаниям во внешнеполитической сфере, растущие риски будут пугать участников ВЭД. Кроме того, санкции коснулись не только продовольственной сферы: часть финансовых потоков начинает перераспределяться, крупные промышленные и военные корпорации РФ также числятся в санкционных списках. Насколько крупными будут преобразования, пока сказать сложно, но можно с уверенностью отметить, что формирование новых направлений движения потоков уже началось.

Все вышеперечисленные изменения, безусловно, отразятся и на перераспределении нагрузки на логистические центры внутри страны. Например, при перераспределении материальных потоков из стран Европы в сторону стран Латинской Америки и Азии центры распределения продукции перекочуют в сторону портовых городов, возрастет нагрузка на портовые терминалы, будет отмечаться большая централизация потока.

Если раньше поток, идущий из стран Европы автомобильным транспортом, равномерно распределялся по западной части России и концентрировался только на территории Москвы, где уже готовы мощности для этого, теперь товары, идущие морским транспортом, будут концентрироваться в портовых городах России, которые могут оказаться не готовы к резко возросшей нагрузке. Это касается и автомобильных трасс, ведущих в Москву. например, уже давно назрела необходимость в строительстве трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург», но теперь эта трасса становится не просто актуальной, а критически важной для логистической инфраструктуры России.

В этих условиях, очевидно, потребуются совместные усилия государства и крупнейших логистических операторов, действующих на территории РФ, по максимально оперативному преобразованию логистической инфраструктуры в соответствии с новыми требованиями, диктуемыми нынешними геополитическими факторами.

Библиографический список:

1. Воронов В.И. Международная логистика: Электронный ресурс. — М.: гУУ, 20042014. — 700 с.

2. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.

3. Стрельников А.В. Статистика коммерческой деятельности: Учебно-методическое пособие. — Владивосток: изд-во ВГУЭс, 2003.

4. Лазарев В.А. Трансграничная логистика в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана: Учебное пособие. — М.: ГУУ, 2013. — 173 с.

5. Российская бизнес-газета. № 962.

6. газета.ру: Электронный ресурс; режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/ 2014/10/10/6257157.shtml, свободный.

7. Аналитическое бюро Eurostatica: Электронный ресурс; режим доступа: http:// www.eurostatica.com/practice/, свободный.

8. Fishretail: Электронный ресурс; режим доступа: http://fishretail.ru/dmamika-ob'emov-importa-eksporta, свободный.

9. Meatinfo: Электронный ресурс; режим доступа: http://meatinfo.ru/dinamika-ob'emov-importa, свободный.

10. Союзмолоко (национальный союз производителей молока): Электронный ресурс; режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/ news/news_1909.html, свободный.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 30 апреля 2015 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Союз все же обретет Таможенный кодекс

Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что к концу года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) появится свой единый Таможенный кодекс (ТК).

 1 декабря 2016 / Таможня

Разошлись по интернет-торговле

Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Минэкономики еще раз взвесить риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли.

 30 ноября 2016 / Таможня

Эксперимент для багажа

В течение пяти месяцев, с 1 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года, будет проводиться эксперимент по использованию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

 29 ноября 2016 / Таможня

Экспорт всему голова

Вслед за зерном из-за перепроизводства Россия впервые может начать экспортировать сахар. Ожидается, что в 2016 году его будет на 1 млн тонн больше, чем необходимо для внутреннего потребления.

 28 ноября 2016 / Таможня

Декларировать можно по-новому

Декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме предполагает, что при представлении декларантом транзитной декларации (ТД) и документов, на основании которых заполнена ТД, взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации и электронных подписей.

 23 ноября 2016 / Таможня

«Московский гостиничный рынок обладает колоссальным потенциалом для роста...»

Москва - один из красивейших городов мира. Она всегда привлекала туристов из Китая, Германии, Франции, Турции.

 16 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Сервисные модели AXELOT позволят логистическим компаниям сэкономить

Компания AXELOT успешно работает на рынке информационных технологий с 1998 года. За это время она сумела занять лидирующие позиции на российском рынке систем автоматизации предприятий. Сегодня мы беседуем с Максимом Власовым, директором по развитию компании AXELOT.

 15 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Система управления траспортом Generix Group вернет инвестиции в короткие сроки

Система управления транспортом TMS OnDemand, созданная инженерами компании Generix Group, направлена на сокращение транспортных и связанных с этим административных затрат.

 14 ноября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Алексей Тимашов: «В ближайшие годы логистика будет активно расти...»

Имя компании AXELOT хорошо известно на рынке информационных технологий: за ее плечами почти 20 лет успешной работы в России. Сегодня на вопросы журнала В«ЛОГИСТИКАВ» отвечает Алексей Тимашов, генеральный директор компании AXELOT.

 20 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

CеMAT-2016 фокусируется на технологиях «Индустрия 4.0»

На ведущей Международной выставке по внутрипроизводственной логистике и управлению грузопотоками CеMAT-2016 в Ганновере В«ЛОГИСТИКАВ» представит дайджест журнала на английском языке - RUSSIAN LOGISTICS JOURNAL-2016.

 19 октября 2016 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog